Центильные таблицы веса мальчиков. Развитие ребёнка до года по месяцам — этапы развития, умения и навыки

Центильные таблицы для мальчиков, как и , предназначены для того, чтобы определять уровень физического развития ребёнка в контексте существующих норм. По ним можно определить, насколько ваш ребёнок вписывается в статистику своего поколения.

Что такое центильные таблицы для мальчиков

Каждая мама знает, что её ребёнок самый лучший, однако слепая вера в это не должна помешать нам следить за тем, правильно ли растёт и развивается малыш. Вне всякого сомнения, мы должны уметь отринуть ревность и трезво взглянуть на ситуацию, однако это не повод культивировать . Центильные таблицы – это не диагноз, а всего-навсего статистическая сводка, систематизирующая данные о развитии детей определённого пола. Наибольший интерес педиатров вызывают такие параметры как:

  • Окружность головы малыша;
  • Окружность грудной клетки ребёнка;
  • Вес малыша (масса его тела);
  • Длина тела ребёнка (его рост).

Следует отметить, что подобные антропометрические измерения проводятся специалистами до 17 лет, однако нас, конечно же, интересует период физического . В этом отрезке измерения рекомендуется проводить ежемесячно.

Как использовать центильные таблицы для мальчиков

Не секрет, что антропометрические показатели ребёнка являются точным и одновременно максимально простым способом определения общего состояния развития и здоровья ребёнка. Конечно, стоит сделать поправку на наследственность, но статистика есть статистика.

На каждый из важных антропометрических показателей есть собственная центильная таблица.

Центильные таблицы для мальчиков: окружность головы


Центильные таблицы для мальчиков: окружность грудной клетки


Центильные таблицы для мальчиков: вес тела


Центильные таблицы для мальчиков: длина тела

Несмотря на то, что центильные таблицы для мальчиков выглядят не слишком понятными, на самом деле, всё достаточно просто. Для того чтобы пользоваться этими таблицами, нужно измерить ребёнка и найти полученное значение на пересечении строчек с возрастом и статистическим значением. Для толкования результатов нужно знать, что именно прячется под непонятными процентными интервалами.

  • Интервал от 25 до 75 процентов считается статистической нормой. Дети, попавшие в этот промежуток, как правило, здоровы и их физическое развитие не вызывает опасений.
  • Интервалы от 10 до 25 и от 75 до 90 процентов считаются нижней и верхней границей нормы. Как правило, сюда попадают дети, имеющие индивидуальные особенности – причин для волнения здесь нет.
  • Интервалы от 3 до 10 и от 90 до 97 процентов считаются тревожной зоной. Согласно статистической выборке, в них попадает небольшое количество детей, а значит, вероятность развития патологий и иных проблем здесь достаточно велика.

Центильные таблицы призваны помогать родителям адекватно оценивать развитие собственного ребёнка. Не стоит пренебрегать ими – это позволят своевременно обнаружит проблему и вовремя начать с ней бороться.

Параметры роста ребенка - это самая точная характеристика его здоровья и нормального развития. Центильная таблица для девочек и мальчиков позволит проанализировать показатели вашего ребенка и их соответствие ребенка определяют сразу же после его рождения и продолжают стабильно измерять его через определенные временные промежутки. Как правило, это делается в детской консультации, где учитывают такие параметры его роста и развития, как длину тела, объем груди и головы. Центильная таблица для девочек отличается от таблицы для мальчиков, поскольку их развитие протекает по-разному.

Как использовать центильную таблицу?

Ученые постоянно пытаются создать нормативные таблицы для анализа любых показателей, а в особенности тех, которые с возрастом сильно изменяются. Центильные таблицы физического развития девочек и мальчиков предназначены для оценки роста и состояния ребенка. В таблицах имеется строка, соответствующая возрасту ребенка. Измеряется его фактический вес и сопоставляется со значениями, представленными в таблице. Средним считается вес, который попадает в промежуток от 25-75%. Если промежуток 10-25%, то вес ниже среднего. Вес выше среднего попадает в промежуток 75-90%, 3-10% - низкий вес, до 3% - очень маленький вес, 90-97% - высокий вес, более 97% - очень высокий вес.

Чтобы уяснить для себя суть центильной таблицы, можно представить шеренгу, допустим из ста детей, которые стоят в соответствии с ростом от самого маленького малыша до самого высокого. Первые малыши будут считаться очень низкими, дети ростом от 3-го до 10-го будут просто невысокими. Далее идут малыши ростом ниже среднего, дети с 25-го до 75-го - среднего роста, до 90-го - выше среднего. До 97-го идут малыши высокого роста, а последние детки будут очень высокими. Точно так же можно представить соответствие окружности головы, массы тела и грудной клетки.

При этом центильная таблица для девочек, да и для мальчиков определяет количественные границы признака у некоторых детей. Поэтому таблица и имеет такое название «центиль» - процент или часть. Интервал 25-50-75% характерен для большей части здоровых детей одного возраста и пола. Невысокие показатели соотношения роста и могут сигнализировать о наличии развивающегося или имеющегося заболевания, но если данные таблицы гармонично сочетаются, то это говорит об особенностях телосложения определенного ребенка.

Рост вашего ребенка будут измерять в течение первых двенадцати месяцев жизни, а потом до 17 лет. Стоит обратить внимание, что таблицы для девочек и мальчиков имеют, различные показатели, так как разнополые дети развиваются по-разному. У девочек раньше начинается половое созревание, а мальчики растут быстрее.

При этом учитывайте тот факт, что многие педиатры могут пользоваться таблицами устаревшего советского образца, то есть ваш ребенок согласно им может не вписываться в норму. Поэтому обязательно уточняйте соответствие таблиц последними нормами, рекомендованными ВОЗ.

Цель. Научиться оценивать показатели физического развития ребенка с помощью центильных таблиц.

Материалы и оборудование. Центильные таблицы для определения уровня физического развития детей.

Ход работы

Задание 1. Пользуясь теоретическим введением и приведенным ниже примером научитесь пользоваться центильными таблицами.

Теоретическое введение.

Что такое центильная таблица?

В настоящее время для оценки антропометрических данных используются таблицы центильного типа (табл. 1-12). Использование их достаточно просто и удобно. В этих таблицах за средние, или условно нормальные величины, принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста – в интервале от 25-го до 75-го центиля. В полной форме центильная шкала представлена цифрами, отражающими значения признака, ниже которых он может встретиться соответственно только у 3, 10, 25, 50, 75, 90 и 97 процентов детей.

Пространство между цифрами (коридоры) отражает тот диапазон или разнообразие величин признака, которые свойственны определенному проценту здоровых детей данной возрастно-половой группы.

Каждый измерительный признак (длина, масса, окружности грудной клетки и головы) может соответственно быть помещен в «свою» область или «свой» коридор центильной шкалы в соответствующей таблице. В зависимости от того, где расположен этот коридор, можно формулировать оценочные суждения о физическом развитии ребенка и принимать решения об обращении к врачу.

При этом возможны следующие варианты:

Область или «коридор» № 1 (до 3 центиля) Область «очень низких величин» , встречающихся у здоровых детей редко (не чаще 3%). Ребенок с таким уровнем признака должен проходить специальное консультирование и, по показаниям, обследование.

Область или «коридор» № 2 (от 3 до 10 центиля) Область «низких величин» , встречающихся у 7% здоровых детей. Показано консультирование и обследование при наличии других отклонений в состоянии здоровья и развития.

Область или «коридор» № 3 (от 10 до 25 центиля) Область величин «ниже среднего» , свойственных 15% здоровых детей данного пола и возраста.

Область или «коридор» № 4 и № 5 (от 25 до 75 центиля) Область «средних величин» , свойственных 50% здоровых людей и поэтому наиболее характерных для данной возрастно-половой группы.

Область или «коридор» № 6 (от 75 до 90 центиля) Область величин «выше среднего» , свойственных 15% здоровых детей.

Область или «коридор» № 7 (от 90 до 97 центиля) Область «высоких величин» , свойственных 7% здоровых детей. Решение о направление на обследование зависит от существа признака и состояния других органов и систем.

Область или «коридор» № 8 (от 97 центиля и выше) Область «очень высоких величин» , свойственных не более 3% здоровых детей. Вероятность патологической природы изменения достаточно высока, поэто­му требуется консультирование и обследование.

2. Как пользоваться центильными таблицами?

Для того, чтобы воспользоваться данными таблицы, сначала необходимо провести все необходимые измерения и определить точный возраст ребенка. На первом году жизни в связи с бурным ростом ребенка измерения обычно проводят ежемесячно, а возраст определяют так:

к 1 месяцу относятся дети от 16 дней после рождения до 1 месяца 15 дней,

к 2 месяцам – от 1 месяца 16 дней до 2 месяцев 15 дней и т.д.

От 1 года до трех лет измерения проводят каждые три месяца. Годовалым считается ребенок от 11 месяцев 16 дней до 12 месяцев 15 дней,

к 1 году 3 месяцам относят детей в возрасте от 1 года 1 месяца 16 дней до 1 года 4 месяцев 15 дней,

к 1 году 6 месяцам – от 1 года 4 месяцев 16 дней до 1 года 7 месяцев 15 дней и т.д.

С трех до 7 лет показатели снимают каждые полгода, после 7 лет – каждый год. Трехлетним считается ребенок от 2 лет 9 месяцев до 3 лет 2 месяцев 29 дней,

к 3 годам 6 месяцам относят детей в возрасте от 3 лет 3 месяцев до 3 лет 8 месяцев 29 дней и т.д.

за 7 лет считается возраст от 6 лет 9 месяцев до 7 лет 5 месяцев 29 дней,

за 8 лет – от 7 лет 6 месяцев до 8 лет 5 месяцев 29 дней и т. д.

Полученные данные используют также для определение соматотипа ребенка и гармоничности его развития.

Соматотип определяют согласно схеме Р. Н. Дорохова и И. И. Бахрара с выделением у здоровых детей (то есть без ожирения и гипотрофии) следующих трех соматотипов: микросоматический (или астеник), мезосоматический (или нормостеник) и макросоматический (гиперстеник). Отнесение ребенка к одному из этих соматотипов производится согласно сумме номеров областей или «коридоров» центильной шкалы, полученных для длины тела, окружности грудной клетки и массы тела. При сумме баллов до 10 ребенок относится к микросоматическому типу (физическое развитие ниже среднего), при сумме от 11 до 15 баллов – к мезосоматическому (физическое развитие среднее), при сумме от 16 до 21 балла – к макросоматическому (физическое развитие выше среднего).

Определение гармоничности развития проводится на основании тех же результатов центильных оценок. В случае, если разность номеров областей («коридоров») между любыми двумя из трех показателей не превышает 1, можно говорить о гармоничном развитии, если эта разность составляет 2 – развитие ребенка следует считать дисгармоничным, а если разность превышает 3 и более – налицо резко дисгармоничное развитие.

Можно также дополнительно определить соотношение массы и длины тела . Оно позволяет ориентировочно (статистически) судить о состоянии питания ребенка. Для этой цели составлены таблицы, где за основу берется длина тела (табл. 9-12).

По аналогии с центильной шкалой, показание искомой величины массы тела в области 1 коридора (до 3 центиля) может говорить об «очень низком питании», в зоне 2 коридора (от 3 до 10 центиля) – о «низком питании», в зоне 3 коридора – о питании «ниже среднего» и т. д. Вместе с тем, следует помнить, что статистическая антропометрическая оценка массы тела не всегда будет совпадать с клинической оценкой питания, т. к. не учитывается возраст ребенка. Так, при параллельной задержке массы и длины тела статистическая оценка будет средней или нормальной в то время, как ребенок по возрасту отстает в физическом развитии.

С целью точного определения уровня физического развития существует вспомогательная таблица скрининг-диагностики отклонений в физическом развитии, учитывающая как характеристику длины тела (роста) по возрасту, так и массы тела по отношению к длине (не учитывая возраст). После того, как ребенок измерен, определяется зона нахождения данных результатов («центильный коридор») и на пересечении значений длины по возрасту и массы по длине получаем (находим) формализованную оценку физического развития (табл. скрининг-диагностики 13,14).

ПРИМЕР

Калинин Павел, дата рождения 8.10.2000 г., дата обследования 8.01.2001 г. В период обследования длина тела – 60 см, масса – 5600 гр., окружность груди 39 см, головы – 40 см.

    Определяем возраст ребенка – 3 месяца.

    Определяем коридоры для каждой характеристики. Длина тела – IV кор. (табл. 1), средняя величина; масса тела - IV кор. (табл. 2), средняя величина; окружность груди - IV кор. (табл. 3), средняя величина; окружность головы - IV кор. (табл. 4), средняя величина.

    Определяем соматотип ребенка (объем головы не учитываем). Сумма коридоров составляет 4+4+4=12 – мезосоматотип.

    Определяем гармоничность развития. Все параметры находятся в одном коридоре – гармоничное развитие.

    По таблице массы по длине (табл.12) – III кор. Питание ниже среднего.

    По таблице скрининг-диагностики (табл. 13-14) пересечение III (масса по длине) и IV (длина тела) коридоров – нормальное физическое развитие.

Задание 2. С помощью центильных таблиц определите уровень физического развития детей, антропометрические данные которых приведены ниже.Запишите в тетради полученные результаты так, как это показано в примере.

Семенов Павел, новорожденный., Длина при рождении - 50 см, масса - 2 600 гр., окружность груди - 32 см, окружность головы - 34 см.

Иванов Гриша , 10 месяцев. Длина тела - 75 см, масса - 11 кг, окружность груди - 45 см, окружность головы - 47 см.

Воронина Соня , 4 года. Длина тела - 87 см, масса - 12 кг, окружность груди - 50 см.

Задание 3. С помощью графического отображения центильных таблиц (графики 1-6) определите уровень физического развития развития Марины и Стаса.Запишите в тетради полученные результаты по пунктам 1-4 так, как это показано в примере. Вывод о питании детей и их общем уровне физического развития сделайте сами, исходя из полученных коридоров.

Марина. Родилась 6 января 1988 года. Данные обследования от 6 ноября 2001 г. Длина - 152 см, масса - 38 кг, окружность груди - 70 см.

Стас. Родился 17 апреля 1987 года. Данные обследования от 6 ноября 2001 г. Длина - 178 см, масса - 53 кг, окружность груди - 82 см.

Ребёнок растёт с каждым днём. Для того чтобы оценить его физический рост, понять, правильно ли он развивается, существуют центильные таблицы. Педиатры, наблюдая малыша, регулярно оценивают его вес и размеры, советуют родителям, что делать, если параметры ребёнка значительно отличаются в ту или другую сторону от средних показателей. Правильное физическое развитие важно для последующей жизни маленького человека.

Что такое центили и центильные таблицы в педиатрии

Принцип этих таблиц состоит в том, что центили делят значения на 100 интервалов, чаще всего используют: 3, 10, 25, 50, 75, 90 и 97-й. Центили - это данные величин (роста, веса, окружности головы и грудной клетки), которые имеет определённое количество обследуемых детей. Их используют для того, чтобы быстро оценить, как развивается ребёнок, соответствуют ли его данные норме (среднему значению, свойственному большинству ребят в конкретном возрасте). Нормой считается количество признаков, характерное для половины здоровых мальчиков и девочек, то есть интервал от 25 до 75 центилей. Эталоном считается признак физического развития, определяемый как 50-й центиль.

Как пользоваться, зная показатели роста и веса ребёнка

Применять таблицы просто и удобно. Нужно взвесить и измерить малыша, найти его возраст и посмотреть, в какой коридор попали его данные. Центильный коридор - это интервал центильной шкалы, соответствующий показателям вашего ребёнка. Для удобства центильные коридоры обозначены цифрами от 1 до 8, а столбцы, обозначающие норму, выделены цветом. Показатели, находящиеся слева (1–3) и справа (6–8), оцениваются как ниже и выше среднего значения. Коридоры 2 и 7 - это зоны внимания, которые могут потребовать дополнительных консультаций. Коридоры 1 (очень низкий) и 8 (очень высокий) - есть вероятность патологии развития. Под номерами коридоров указаны количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола.

Пример: мальчик, возраст 3 месяца. Определить по таблицам уровень его физического развития:

  • длина тела - 60 см, средний показатель (коридор 5);
  • вес - 5600 г, средний показатель (коридор 4);
  • окружность груди - 39 см, средний показатель (коридор 5);
  • окружность головы - 40 см, средний показатель (коридор 4).

Значение центилей и соответствие нормам - таблица

показатель коридоров центили область величин встречается у здоровых детей рекомендации оценка развития
1 и ниже до 3 очень низкая в 3% случаев низкое
1–2 3–10 низкая в 7% случаев Нужно обратить внимание, требуются дополнительные консультации специалистов. гармоничное, ниже среднего
2–3 10–25 ниже среднего в 15% случаев Не нуждается в дополнительных обследованиях гармоничное, соответствующее возрасту
3–6 25–75 средняя в 50% случаев
6–7 75–90 выше среднего в 15% случаев
7–8 90–97 высокая в 7% случаев Нужно обратить особое внимание, требуются дополнительные консультации специалистов, если есть отклонения в состоянии здоровья. гармоничное, опережающее возраст
8 и за пределами коридора выше 97 очень высокая в 3% случаев Требуются дополнительные обследования и консультации специалистов. опережающее возраст

Среднеквадратическое отклонение

Среднеквадратическое отклонение «σ» (принято обозначать греческой буквой сигма) позволяет оценить, насколько значения из множества могут отличаться от среднего значения. Оценка длины тела/роста с использованием «σ» произ­водится посредством расчёта среднеквадратических отклонений от 50% значений показателей роста дан­ной возрастной группы.

Оценка показателя:

  • в пределах ± 1 σ - рост средний;
  • от ± 1 σ до ± 2 σ - рост ниже/выше среднего;
  • от ± 2 σ до ± 3 σ - рост низкий/высокий;
  • выход за пределы +/- Зσ - рост очень высокий (гигантизм)/очень низкий (карликовость).

Непопадание показателей ребёнка в норму

Очень низкие и самые высокие показатели иногда бывают у здоровых детей. Они могут быть связаны с весом во время рождения, параметрами мамы и папы или обменом веществ.

Диагнозы по центильным таблицам не устанавливают никогда. Непопадание в норму какого-либо из показателей ничего не значит. Чтобы оценить физические размеры ребёнка, нужно определить коридор, в который попадают его данные. Если они остаются в границах одного коридора или отличаются на один-два, значит, ребёнок развивается пропорционально. Когда разница показателей составляет более двух коридоров, это говорит о негармоничном формировании. Если педиатр выявит эту разницу, не нужно пугаться, в таких случаях малыша могут направить на дополнительное обследование или консультацию, чтобы выяснить причину. Вполне возможно, что малыш здоров, просто у него такие особенности или наследственные признаки.

Грудные младенцы часто развиваются неравномерно. В одном месяце может быть недобор веса, а в следующем наоборот. Родителям нужно записывать показатели своего ребёнка и сравнивать их, чтобы лишний раз не переживать. В возрасте до одного года детей нужно показывать педиатру ежемесячно, для того, чтобы следить за здоровьем ребёнка и понимать, правильно ли он растёт .

Для мальчиков и девочек составлены разные таблицы, так как мальчики обычно растут, набирают массу тела и развиваются быстрее. Для детей основным значением является рост. Всё остальное рассматривается в комплексе с ним, то есть, с увеличением длины тела другие показатели (вес, обхваты головы и грудной клетки) увеличиваются.

Центильные таблицы ВОЗ для оценки физического развития девочек - фотогалерея

Рост и вес девочек Окружность груди и головы девочек Пропорциональность роста и веса девочек

Что такое центильные таблицы? Понять, что такое центильная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го - как низкий, 10-25-го - как ниже среднего, 25-75-го - как средний рост. Рост 75-90-го оценивается как выше среднего, 90-97-го - как высокий и последних трех ребят - как очень высокий.

Какими таблицами пользуются российские врачи?

Центильные таблицы публикуются в учебниках и пособиях по педиатрии, справочниках педиатра и другой медицинской литературе. Я предлагаю вам ознакомиться с таблицами из «Справочника педиатра» под ред. В.О.Быкова (Ставрополь, 2004). Они соответствуют данным, приведенным в книгах «Пропедевтика детских болезней» под ред. А.В.Мазурина и И.М.Воронцова (СПб, 2000) и «Пропедевтика детских болезней» под ред. Н.А.Геппе (М., Гэотар-Медиа, 2008).

  • Центильные таблицы. Масса тела мальчиков и девочек от 0 до 17 лет.
  • Центильные таблицы. Рост мальчиков и девочек от 0 до 17 лет.
  • Центильные таблицы. Зависимость массы от роста у мальчиков и девочек.
  • Центильные таблицы. Окружность грудной клетки у мальчиков и девочек от 0 до 17 лет.
  • Центильные таблицы. Окружность головы мальчиков и девочек от 0 до 16 лет.

Есть ли более современные центильные таблицы?

Да, они были составлены в 2005 г. экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР) , проведенного в 1997-2003 гг. Центильные таблицы всегда являются результатом исследования большого количества здоровых детей: данные веса, роста, окружности головы и др. тысяч малышей анализируются, статистически обрабатываются и заносятся в таблицы. Это могут быть дети, проживающие в одной стране или на одной территории, или же в разных регионах мира. Именно таким было последнее исследование ВОЗ. Его отличием от предыдущих стало то, что в нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Я предлагаю вам следующие таблицы ВОЗ:

Эти данные взяты с сайта Всемирной организации здравоохранения и адаптированы мною для удобства восприятия в таблицы с разноцветными столбцами.

Как правильно пользоваться таблицами ВОЗ:

  1. Найдите строку, которая соответствует возрасту ребенка.
  2. Определите, между какими величинами в данной строке находится вес /рост ребенка:
    - между показателями колонок -1 SD и 1 SD . Это область средних величин, половина здоровых детей данного возраста имеют такой же вес /рост;
    - между показателями колонок -3 SD и -1 SD, 1 SD и 3 SD . Это области пониженного или повышенного веса /роста, таких детей в популяции около 44%, и это тоже вариант нормы. Более низкий /высокий вес /рост может быть связан с генетическими особенностями (например, такими, как рост родителей, вес ребенка при рождении), особенностями конституции и обмена веществ;
    - величина веса (роста) выходит за показатели колонок -3 SD и 3 SD . Такие значения - повод обратиться к врачу для обследования ребенка и выяснения причин отставания /опережения в весе /росте. Хотя около 6% здоровых детей имеют такие же показатели.


В продолжение темы:
Android

Популярная социальная сеть ВКонтакте позволяет находить новых друзей и держать контакт со всеми близкими. Помимо этого, каждый пользователь может делиться собственными...