Информационный ресурс - что такое? Использование информационных ресурсов. Информационный ресурс

В наш компьютеризированный век особое место в жизни общества занимает понятие информации. Применяемые на современном этапе развития человечества параметры для классификации информационных ресурсов весьма разнообразны. Именно поэтому можно встретить несколько типов разделения информационных данных на классы и группы. Однако в общих чертах классификация для любого метода их разделения практически одинакова. Разница может состоять только в некоторых условных критериях, когда некоторые типы информационных ресурсов (ИР) могут быть отнесены к какой-то группе по субъективным признакам.

Понятие информационных ресурсов и их классификация (основные типы)

  • личные;
  • корпоративные;
  • бизнес-ресурсы;
  • политические;
  • образовательные;
  • культурные;
  • ресурсы организаций и учреждений;
  • услуги и сервисы;
  • развлечения;
  • спорт;
  • отдых;
  • доски объявлений;
  • хранилища ПО и мультимедиа и т. д.

Теперь посмотрим, какие параметры используются для классификации информационных ресурсов по способу представления.

Как правило, сюда включаются понятия твердых копий (книги, газеты, журналы машинопечатные документы), магнитные и электронные (цифровые) носители (аудио- и видеозаписи, фото- и кинопленка, компакт-диски, съемные устройства памяти, жесткие диски компьютеров) и средства связи (радио, ТВ, сети).

Среди форм собственности выделяются частная (личная, корпоративная), государственная и муниципальная, федеральная, совместная (коллективная), национальное достояние.

В смысле организации и хранения классификация информационных ресурсов частично связана с типами носителей (печатные издания и цифровые носители), а также предусматривает понятия библиотек, фондов, архивов, баз данных, массивов документов и автоматизированных форм.

С национально-территориальной принадлежностью, думается, все понятно, а вот в плане степени компетенции разделение производится по признаку ориентирования на массового или профессионального пользователя.

Типы субъектов в понятии ИР

Что касается субъектов ИР, здесь присутствует три основных типа:

  • граждане государств или лица без гражданства;
  • организации;
  • органы власти государства любого уровня.

Классификация по содержанию

Рассмотрим самый большой раздел распределения ИР - по содержанию - как пример классификации информационных ресурсов по заданному критерию. В общем случае она включает в себя следующие большие группы:

  • тематические и научные публикации;
  • справочная информация;
  • реклама;
  • новости;
  • библиографические публикации.

Если посмотреть на эти аспекты несколько шире, в качестве примера можно привести еще одно разделение:

  • деловая информация (экономика, финансы, коммерция, бизнес, статистика);
  • социально-политическая и юридическая информация;
  • научно-техническая информация;
  • потребительская и другая массовая информация;
  • электронные сделки;
  • вычислительная техника и коммуникации.

Естественно, любая классификация информационных ресурсов, предлагаемая сегодня для распределения ИР по отдельным признакам, может отличаться от другой ей подобной. Однако в данный момент нас больше интересует электронная информация.

Главные типы электронной информации

Классификация информационных ресурсов (информатика прямо на это указывает) в самом общем случае подразумевает два основных типа ИР по критерию режима использования:

  • онлайн - непосредственный доступ к документам на серверах через сети;
  • офлайн - использование документов, баз данных или их фрагментов в виде копий первичной информации с сервера, сохраненной на электронном носителе.

В некотором смысле классификация электронной информации несколько похожа на разделение по содержанию, однако дополнительно здесь присутствует раздел рынка программного обеспечения:

  • коммерческое ПО;
  • свободно распространяемое ПО (freeware), включая продукты с открытым исходным кодом (лицензия GNU GPL);
  • условно-бесплатное ПО (shareware).

В качестве еще одного дополнения некоторые источники указывают сектор информационных услуг и обслуживания.

Понятие электронного документа

Под документом такого типа в большинстве случаев понимают документированную информацию, представленную в электронном виде, для восприятия которой используются электронно-вычислительные системы, а для передачи - коммуникационные и сетевые инструменты.

Информация такого типа может быть представлена в виде отдельных файлов, баз данных и массивов или автоматизированных систем. Кроме того, особое значение имеет юридический аспект правомерного использования тех или иных документов, сертификация и аттестация систем, а также защита информации любого уровня доступа и вида.

в интернете

Классификация электронных информационных ресурсов была бы абсолютно неполной, если бы не затрагивались вопросы интернета, поскольку сегодня большинство электронных документов доступно именно там.

Здесь представлено несколько основных критериев:

  • форма представления (веб-страницы, информационные и файловые серверы, базы данных, телеконференции);
  • языковой и территориальный признак;
  • содержание и т. д.

Типы интернет-ресурсов

Виды и классификация информационных образовательных ресурсов в учебном процессе рассматриваются достаточно подробно. Однако можно привести и некоторые дополнения, включив в распределение ИР на дополнительных типов интернет-ресурсов.

Как правило, среди критериев выделяют следующие:

  • полнота и функциональное содержание;
  • принцип взаимодействия с пользователем (информативное, интерактивное);
  • степень доступности.

В содержательной части сайты распределяют на визитки (лаконичные страницы с основной информацией), блоги (персональные страницы), промоушн-сайты (реклама товаров и услуг), электронные магазины и сервисы, информационные сайты с определенной тематикой, веб-порталы (крупные ресурсы или интернет-сообщества), корпоративные представительства (системы автоматизации деятельности компаний), системы управления предприятиями, интегрированные в интернет и интранет (внешние и внутренние сети).

При взаимодействии с пользователем можно выделить такие типы ИР, как информационные (сетевые издания, СМИ, телевидение, радио), прикладные (онлайн-библиотеки и базы данных, хранилища ПО с возможностью скачивания, поисковые системы), непосредственно-коммуникационные (социальные сети, интернет-сообщества), развлекательные (игры, музыка, видео, анекдоты и т. д.), коммерческие (сайты с платными услугами и интернет-магазины), презентационные ИР рекламного характера.

Если говорить о степени доступности, этот критерий позволяет разделить ИР на публичные (открытые всем пользователям без исключения), внутрисетевые (доступ имеют только сотрудники какой-либо организации внутри сети интранет), экстра-сетевые (размещаются в интернете, но доступ имеет ограниченный круг пользователей).

Информационные услуги

Наконец, отдельно стоит сказать об информационных услугах. В первую очередь в этой категории выделяют сервисы по поиску и обработке информации, выдачу по запросу документов любого типа и хранение информации.

Вторым по значимости разделом является предоставление услуг по использованию интернета, БД и АИС, по доступу к интернету или сетям и передаче информации, а также по использованию электронной почты и предоставлению хостинга (формированию личных страниц).

Защита ИР

И, само собой разумеется, любые ИР должны защищаться на самом высоком уровне, причем абсолютно без разницы, к какому типу они принадлежат, и вне зависимости от носителя, на котором они хранятся.

Кроме того, под защитой можно понимать и юридический аспект (авторское право, законодательство, лицензирование, аттестация), и программные средства в виде антивирусов или (файрволов - программных или "железных"), криптографических технологий шифрования данных или соединения и т. д.

Заключение

Как видно из всего вышесказанного, классификаций информационных ресурсов можно привести достаточно много, особенно если учитывать огромное количество всевозможных критериев, которые можно применять в каждом конкретном случае. Само собой разумеется, что некоторые условные разделения ИР на соответствующие классы в разных вариантах могут и не совпадать. Тем не менее в общих чертах все они очень похожи и имеют много общего. Наконец, все классы ИР в большинстве своем тесно взаимосвязаны, а здесь была приведена лишь малая часть всего того, что можно рассмотреть, если конкретизировать какой-то определенный тип ИР.

  • 5.2. Ключевые компетентности
  • 5.3. Предложения по дальнейшим разработкам компетентностного подхода к содержанию общего образования
  • II. Обновление содержания образования
  • 1. Новые подходы к образовательным стандартам Общие положения
  • Предлагаемые законодательные изменения
  • Деятельностный характер стандарта
  • Предложения по последующей работе
  • 2. Общие требования к учебным планам
  • 3. Разработка концепций содержания образовательных областей Описание проблематики
  • Критический анализ разработанных концепций образовательных областей (для 12-летней школы)3
  • Предложения по дальнейшей работе
  • 2. Обеспечить единство общедидактических оснований формирования образовательных
  • III. Основные проблемы модернизации ступеней общего образования
  • 1. Начальная школа
  • 2. Основная школа
  • 3. Профильная старшая школа Исходные идеи
  • Профильная школа и единые экзамены
  • Структура профильного образования
  • 55% – 25% -20%.
  • Предложения к дальнейшей работе Разработать структуру профильного обучения в старших классах (взаимосоотносенную с планируемой структурой единых экзаменов).
  • IV. Основные направления модернизации системы оценки качества в системе школьного образования
  • 1. Проблемы соответствия существующей системы оценки качества задачам модернизации образования
  • 2. Оценка качества и ключевые компетентности
  • 3. Оценка качества и образовательный стандарт
  • 4. Оценка качества и единый экзамен
  • 5. Предлагаемая система дальнейшей работы
  • V. Эксперимент
  • 1. Общие положения
  • Современный сценарий
  • 2. Экспериментальные школы. Стимулирующие меры
  • 3. Предлагаемые направления экспериментальной работы11
  • Приложения Приложение 1. Модульная организация учебного материала (обновление структуры содержания образования и форм организации образовательного процесса)
  • Приложение 2. О составе информационных ресурсов, используемых в преподавании отдельных предметов
  • К информационным ресурсам относятся:
  • Приложение 3. Карта «Психолого-педагогические условия обновления образования»
  • Приложение 4. Принципы личностноориентированного образования в подготовке учителей
  • Приложение 5. Пути повышения качества преподавания иностранных языков в школе
  • 3. Требования к базисному учебному плану
  • 4. Единый общенациональный экзамен
  • 5. Стандарты, программы, учебники
  • Экспериментальный базисный учебный план
  • Базисный учебный план начальной школы Российской Федерации с русским родным языком обучения вариант – 3а
  • Примеры рабочих учебных планов Учебный план начальной школы с русским языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • Учебный план начальной школы с русским языком обучения (продолжительность урока – 35 мин.)
  • Базисный учебный план начальной школы Российской Федерации с нерусским родным языком обучения вариант – 3а1
  • Примеры рабочих учебных планов Учебный план школ с нерусским родным языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • Учебный план школ с родным (нерусским) языком обучения (продолжительность урока – 35 мин.)
  • Базисный учебный план основной школы Российской Федерации с русским родным языком обучения вариант – 3 б
  • Базисный учебный план основной школы Российской Федерации с русским родным языком обучения вариант – 3б´
  • Примеры рабочих учебных планов Учебный план основной школы с русским языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • Учебный план для школ с углубленным изучением иностранного языка (язык обучения – русский, продолжительность урока – 45 мин.)
  • Учебный план основной школы с родным (нерусским) языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • 12-Летняя школа (6 лет обучения в основной школе)
  • Базисный учебный план
  • Основной 12-летней школы Российской Федерации с русским родным языком обучения
  • Вариант – 3b
  • Примерные учебные планы Учебный план для школ с русским языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • Базисный учебный план основной школы Российской Федерации с нерусским родным языком обучения вариант – 3 б1
  • Примерные учебные планы Учебный план для школ с родным (нерусским) языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • Базисный учебный план старшей школы Российской Федерации вариант – 3с
  • Примеры рабочих учебных планов Учебный план многопрофильной школы с русским языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • Учебный план многопрофильной школы с русским языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • Учебный план многопрофильной школы с русским языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • В соответствии с предлагаемым планом объем минимального бюджетного финансирования составляет:
  • 11-Летняя школа
  • 12-Летняя школа
  • Приложение 2. О составе информационных ресурсов, используемых в преподавании отдельных предметов

      Информационные ресурсы, как и компьютеры, повторяем, являются лишь одним из компонентов и направлений работ по информатизации. Критичными являются все направления.

      Разработка и утверждение нормативной базы.

      Система проектирования, планирования, мониторинга, поощрения, PR.

      Кадры, дополнительный фонд зарплаты, повышение квалификации, переподготовка, методическая поддержка, поддержка сообщества, включая дистанционные формы.

      Образовательные информационные ресурсы, лицензии, адаптация и разработка, тиражирование, доставка.

      Телекоммуникационная среда.

      Компьютеры и дополнительное оборудование, необходимое для их использования.

      Дооборудование имеющихся помещений, установка, пусконаладка, техническое обучение пользователя, обслуживание, ремонт, усовершенствование, утилизация, расходные материалы.

      Среди информационных ресурсов иногда основными считаются «электронные учебники по отдельным предметам»; однако в соответствии с отечественным и мировым опытом этот ресурс основным не является.

    К информационным ресурсам относятся:

      Системные программные средства, как правило поставляемые с аппаратными средствами (операционная система компьютера, драйверы внешних устройств), необходимыми для работы оборудования.

      Программные средства общего назначения, которые дают возможность работы со всеми видами информации (см. выше), в частности создавать и компоновать текстовые и гипермультимедиа-композиции, презентации, информационно-справочные массивы и размещать их в Интернете, к ним примыкают более узко специализированные производственные программные средства и их учебные варианты, позволяющие вести в школе учебные аналоги таких видов деятельности, как проектирование, видеомонтаж и т. д.

      Источники информации – организованные информационные массивы – энциклопедии на КД, информационные сайты и поисковые системы Интернета, в том числе – специализированные для образовательных применений. Особую роль среди информационных ресурсов играют компьютерные каталоги внекомпьютерных ресурсов, например библиотек, издаваемой учебной литературы и т. д.

      Виртуальные конструкторы, позволяющие создавать наглядные и символические имитационные модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими моделями.

      Тренажеры, позволяющие отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами – ввода текста, оперирования с графическими объектами на экране и пр., письменной и устной коммуникации в виртуальной языковой среде.

      Тестовые среды, позволяющие авторам учебных курсов и учителям конструировать и применять конкретные тестовые задания и системы , в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер, а результат выполнения задания также полностью или частично оценивается компьютером; оценка используется в работе самим учащимся или учителем.

      Производственные и учебные языки программирования , позволяющие получать практическое подкрепление в изучении математической информатики, особенно при ее углубленном изучении.

      Комплексные обучающие пакеты (электронные учебники) – сочетания программных средств перечисленных выше видов, – в наибольшей степени автоматизирующие учебный процесс в его традиционных формах, наиболее трудоемкие в создании (при достижении разумного качества и уровня полезности), как правило ограничивающие самостоятельность учителя и учащегося.

      Информационно-управленческие системы, обеспечивающие прохождение информационных потоков между всеми участниками образовательного процесса – учащимися, учителями, администрацией, родителями, общественностью – и наиболее удобное представление информации, касающейся образовательного процесса, для них.

    С точки зрения современных приоритетов системы образования указанные виды информационных ресурсов имеют различный статус. Отсутствие системных программных средств , соответствующих оборудованию, делает работу с компьютером и другими устройствами просто невозможной, наличие нелегальных («пиратских») копий этих средств, что имеет место в большом числе учреждений образования, является нарушением действующего законодательства, особенно серьезным для оборудования, приобретенного недавно. Аналогичная ситуация имеет место с программными средствами общего назначения , обеспечивающими основные применения компьютера учащимся, учителем, управленцем в школе. Источники информации (в Интернете, на различных носителях, например CD, DVD) необходимы для реализации направлений модернизации системы образования, соответствующих самостоятельной работе учащихся с информацией. Виртуальные конструкторы для соответствующих образовательных областей позволяют реализовывать исследовательскую, проектную модель учебной деятельности учащегося, что является одним из актуальных направлений развития современного образования. Качественные тренажеры могут оказывать существенную помощь при отработке отдельных навыков в различных моделях образовательного процесса. Тестовые системы имеют ограниченное применение, обеспечивая лишь одно направление учебной деятельности – аттестацию, притом частично и односторонне. Языки программирования могут быть интересным и важным элементом образовательной среды, однако традиционная форма их использования в курсе информатики сегодня неоправданна и нуждается в пересмотре. Комплексные обучающие системы в отдельных случаях обеспечивают потребности самостоятельной учебной работы учащихся (в том числе – для подготовки в вузы), однако пока они нашли ограниченное применение в учебном процессе, как целостные продукты, как правило, удается использовать лишь их отдельные функции.

    Действительно полезные и широко используемые информационные ресурсы в мировом и отечественном школьном образовании прошли путь многократной апробации и многолетнего совершенствования, формирования собственной образовательной методики и даже философии. Характерен, например, путь Лого (в отечественных версиях – Логорайтер для компьютеров предыдущих поколений, ЛогоМиры для современных компьютеров, ПервоЛого для обучения грамоте на современных компьютерах). Лого соответствует целям и приоритетам модернизации образования, совмещая в себе программную среду общего назначения, виртуальный конструктор и учебно-производственный язык программирования. Таким образом, Лого покрывает основные направления применения ИКТ в школе.

      Таким образом, в рамках программы информатизации российской школы основным направлением работы с информационными ресурсами должен быть анализ имеющихся и апробированных отечественных и зарубежных ресурсов, формирование государственного заказа на их доработку, совершенствование, методическую поддержку (методические материалы, поддерживаемые через Интернет проекты). Наряду с этим определенные средства могут быть вложены в разработку, апробацию, экспериментальное внедрение различных новых ресурсов. Среди последних наиболее реальной и значимой может оказаться работа над информационно-справочными системами, с развитой и отлаженной системой «навигации» (гиперструктурой). Примером такой системы, разработка которой продвинута достаточно далеко и которая находится в опытной эксплуатации, является база геометрических задач (Московский центр непрерывного математического образования).

    Одним из источников материалов для создания других таких баз являются имеющиеся в РФ информационные массивы (коллекции) музеев, киностудий (Союзнаучфильм), видеостудий, архивов, энциклопедических, справочных, словарных, атласных, картографических изданий. Следует разворачивать программу приобретения прав на использование этих информационных массивов и коллекций, как и соответствующих информационных массивов зарубежных стран на языке оригинала и в переводе на русский язык. Параллельно с этим должна идти работа по переводу этих массивов в электронный (цифровой) формат (распознавание, корректура, форматирование текстов, оцифровка, редактирование изображений и т. д.).

    Указанные массивы в ходе реализации проекта информатизации лягут в основу специализированных информационно-справочных ресурсов по большинству школьных предметов для размещения в Интернете, на электронных носителях. (Сюда войдут источники по литературе, истории, оригинальные тексты классиков естествознания и т. д. Географические, исторические, ботанические, зоологические, анатомические атласы, съемки реальных природных и технических процессов – природные и техногенные катастрофы, запуски ракет, микросъемки).

    Эти ресурсы могут стать существенным общенациональным информационным ресурсом не только образовательного, но и общекультурного, а также научного значения.

    С образовательной точки зрения важным ресурсом должны стать Интернет-версии научно-образовательных и научно-популярных журналов («Квант», «Химия и Жизнь», «Природа», «Техника Молодежи» и др.). Они могут восстановить образовательное значения, которое имели для советской школы и даже расширить его за счет диалоговых форм прямой работы ученых со школьниками. С другой стороны, в различных странах, в том числе в России, начинают формироваться образовательные сайты в Интернете, с одной стороны содержащие большие массивы существенной информации, с другой – поддерживающие постоянный диалог между авторами, исследователями, известными учеными и школьным учителями, учащимися, такие сайты, часто лишь частично отражающиеся в «бумажной» форме, являются важнейшими информационными ресурсами, нуждающимися в поддержке.

      Ряд прикладных программных систем не общеофисного, а более специализированного, проиводственного назначения должен использоваться в школе, при необходимости в адаптированной версии и с соответствующей методической поддержкой. К ним относятся системы автоматизированного проектирования (в курсе Технологии), геоинформационные системы (География, экология, история, краеведение), системы видеоаудиомонтажа, системы автоматизации эксперимента и анализа его результатов и др.

    Должны быть разработаны технологические тренажеры, прежде всего – слепого компьютерного ввода (тренажеры машинописи существуют в большом количестве и в России, и в других странах, в том числе открытые для закладывания обучающей стратегии и учебного материала).

    Целесообразно объявление конкурса на спецификацию и затем разработку тестовой оболочки, совместимой с гипермедийными системами представления информации и наиболее гибкой по дидактическому формату тестов. Варианты оболочки должны допускать использование в различных ситуациях тестирования, от тестов, разрабатываемых учителем, до общенационального единого экзамена.

      Реально используются в школьном образовании различных стран виртуальные конструкторы по физике, например Interactive Physics (российская адаптация – «Живая Физика»). Среди российских разработок наиболее продвинутой является «Физикон» (Открытая физика).

    В математике имеется ряд геометрических виртуальных конструкторов (например, геометрия Кабри) и алгебраических конструкторов (Дерайв). В последнее время началось использование интегрированных конструкторов по алгебре и геометрии (последние версии «Живой Геометрии» и продуктов КУДИЦа, обеспеченные методическими материалами по российским курсам).

    Наиболее широко используемым, универсальным и методически обеспеченным информационным ресурсом, включающим и виртуальные конструкторы, является упомянутый выше Лого. Основным применением является использование его как универсальной пользовательской проектной среды в начальной школе, но он может использоваться и в модулях математической информатики всех ступеней. Среди российских систем в какой-то степени аналогичную роль играет «Роботландия».

    В качестве наиболее эффективного средства изучения математической информатики в средней и старшей российской школе используется «Ку-Мир», в отдельных модулях имеющий близкие зарубежные аналоги (что показывает определенную стабильность, универсальность и апробированность подхода). Эта система интегрируется и с рядом учебных сред общеприкладного направления. С другой стороны, она может рассматриваться и как среда учебно-производственного программирования для старшей школы определенных профилей.

    Как видно из всего предыдущего, весьма существенна не столько разработка новых завершенных продуктов, сколько постоянная активная методическая работа на базе существующих, создаваемых, развивающихся информационных ресурсов.

    Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные, сырьевые, (природные), энергетические, трудовые, финансовые ресурсы. Одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы .

    Со временем значимость информационных ресурсов возрастает. Информационные ресурсы становятся товаром , стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.

    В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» понятие информационные ресурсы определяется следующим образом:

    Информационные ресурсы - это отдельные документы или массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т. д.

    К информационным ресурсам также относятся все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе информации.

    Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым ресурсам. Однако между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важное отличие:

    Всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает.

    Сжигается топливо, расходуются финансы и т.п., а информационный ресурс остается «неуничтожимым», им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений.

    В документах и массивах документов, о которых говорится в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», в различных формах представлены знания, которыми обладали создавшие их люди. Таким образом, информационные ресурсы - это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе . Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их создавали, накапливали, обобщали и анализировали. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы и науки.

    Информационные ресурсы признаются одним из важнейших видов ресурсов в любой стране. В наиболее развитых странах они являются объектом особого внимания.

    Так, например, в США действует специальная программа «Национальная информационная инфраструктура». Она должна обеспечить государственную поддержку производителей информационных ресурсов, а также доступа к ним для любого пользователя. Главными приоритетами этой программы являются:

    · государственные информационные ресурсы, создаваемые на основе правительственной информации;

    · библиотечные информационные ресурсы;

    · информационные ресурсы в сфере образования, здравоохранения и экологии.

    Аналогичная программа «Европейская информационная структура» принята Европейским союзом.

    Информационные ресурсы страны, региона или организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам материальных ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых.

    Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

    · превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

    · сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

    · образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

    · повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле за счет своевременного использования необходимой информации.

    Таким образом, главной целью государственной политики любой страны должно являться создание благоприятных условий для создания информационных ресурсов.

    Классификация информационных ресурсов. Любая классификация информационных ресурсов общества оказывается неполной. Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более детальное разделение.

    · Библиотечные ресурсы. Огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Доминируют традиционные (бумажные) формы их представления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую (безбумажную) основу.

    · Архивные ресурсы. Архивы скрывают материалы (иногда многовековые), связанные с историей и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны.

    · Научно-техническая информация. Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации. Они включают многочисленные специальные издания, патентные службы и т.д. Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.

    · Правовая информация и информация государственных (властных) культур. Своды законов, кодексы, нормативные акты, другие виды правовой информации, без которой не может существовать ни одно государство.

    · Отраслевая информация. Свои отраслевые информационные ресурсы существуют у любой социальной промышленной аграрной и иной сферы общества. Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования и т.д.

    · Финансовая и экономическая информация

    · Информация о природных ресурсах и т.д.

    Информационный продукт - это совокупность данных, сформированная производителем для ее распространения в материальной или в нематериальной форме.

    Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный или нематериальный продукт, с помощью услуг .

    Услуга - это результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребностей человека или организации.

    Информационная услуга - это получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

    В зависимости от масштаба формирования и использования различают совокупные мировые, национальные, региональные и локальные ресурсы (или ресурсы отдельных учреждений). С внедрением информационных технологий подобное разграничение становится все более условным, поскольку информационные ресурсы любого учреждения включают как документы, созданные в нем самом, так и внешнюю информацию, почерпнутую из совокупных ресурсов общества. Одновременно локальные ресурсы, если они представляют интерес за пределами данного учреждения и если обеспечен доступ к ним, превращаются в компонент региональных, национальных или мировых информационных ресурсов.

    Необходимо также различать термины «национальные ресурсы» и «государственные ресурсы». Национальные (или федеральные) ресурсы -- совокупность всех видов ресурсов, которые имеются в данной федеративной стране (независимо от того, в чьей собственности они находятся) и складываются из государственных и негосударственных ресурсов, владельцами которых являются общественные и частные организации и лица.

    Государственные ресурсы -- ресурсы, которые созданы или приобретены за счет бюджетных средств страны и потому находятся в собственности государства.

    В настоящее время существуют следующие виды информационных ресурсов:

    1) Средства массовой информации. К ним относятся различного рода новостные и семантические сайты (или электронные версии СМИ). Их отличительной чертой является высокий уровень посещаемости, быстрая смена информации, наличие видеоряда на сайте.

    2) Электронные библиотеки. Электронная библиотека - распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов через глобальные сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде.

    3) Электронные базы данных. В самом общем смысле база данных - это набор надписей и файлов, специальным образом организованных. Один из типов баз данных - это документы, набранные при помощи текстовых редакторов и сгруппированные по темам. Другой тип - это файлы с электронными таблицами, которые объединены в группы по характеру их использования.

    4) Сайты. Корпоративный сайт - это Интернет-ресурс, посвященный какой-то организации, фирме, предприятию. Как правило, он знакомит пользователей с фирмой, направлениями и видами ее деятельности, отражает различные справочные материалы: прайс-листы, условия поставок и оплаты; рекламную информацию: наличие сертификатов качества, участие в выставках, публикации в прессе т.п.; контактную информацию. Примером может служить корпоративный портал ЗАО «Русская Телефонная Компания»

    В отличие от корпоративного сайта выделяют персональный и любительский сайт, домашнюю страничку. Они отличаются полнотой представляемой информации и профессионализмом исполнения. Как правило, на сайте можно познакомиться с информацией узкотематической направленности. На сайтах может быть представлено большое количество гиперссылок, которые помогают ориентироваться в нем.

    5) Сервисы - это группа сайтов, на которых можно воспользоваться разнообразными сервисными услугами: электронным почтовым ящиком, блогом (а также познакомиться с правилами его ведения), поиском, различными каталогами, словарями, справочниками, прогнозом погоды, телепрограммой, курсами валют и т.д. Например, Яндекс, Рамблер и т.п.

    Информационный портал - это веб-сайт, организованный как многоуровневое объединение различных ресурсов и сервисов, обновление которого происходит в реальном времени.

    Информационные ресурсы подразделяются по классам собираемой информации.

    К первично собираемой информации, т.е. той, которая отражает специфику ее источника, области или сферы создания, возникновения, относится информация, образующаяся самостоятельно в природных условиях (например, количество колец на спиле дерева, свидетельствует о его возрасте). Информация о количественных и качественных характеристиках разных социальных процессов образуют класс "снимаемой информации". Выделенные по этому признаку информационные ресурсы можно классифицировать как естественные, производственные, социально-экономические. Например, информация о росте населения.

    Другой класс информационного ресурса образуют сведения, данные, получаемые искусственно в процессе научно-исследовательской деятельности, а также любой творческой работы. Она базируется на обработке уже имеющейся информации по специальным параметрам и моделям (математическая обработка, логическая, семантическая и т.д.). К этому же классу относятся и объекты, создаваемые как авторские произведения в области литературы, искусства. Важным компонентом этих ресурсов является информация, получаемая в результате интеллектуальной деятельности человека. Выделяется вторичная информация, возникающая на основе переработки уже имеющейся информации, и новая, фиксирующая то, что человечество до сих пор не знало. Сюда относятся открытия, прогнозы в области различных социальных и природных процессов.

    Информационные ресурсы имеют такие специфические особенности, как:

    Нерасходуемость, неисчерпаемость, что обеспечивает возможность их многоразового и многоцелевого использования, неотчуждение при обмене или продаже;

    Постоянный рост объема потоков;

    Изменчивость состава вследствие изменений информационных потребностей общества и развития продукции и услуг, предлагаемых на информационном рынке;

    Сложность вычленения активной и пассивной части ресурсов из-за различных темпов старения информации; отсутствие прямой зависимости между временем создания информации и ее полезностью (ценностью), поскольку информацию старит не время, а появление нового знания, опровергающего или уточняющего прежнее;

    Неразрывное единство элементов, составляющих совокупные информационные ресурсы общества, невозможность или нецелесообразность использования только какой-либо их части (одного региона, одной страны и т. д.).

    Рассмотрим отличительные черты информационного ресурса.

    1. В отличие от других (материальных) ресурсов информационный ресурс практически неисчерпаем. По мере развития общества и роста потребления знаний его запасы не убывают, а увеличиваются (например, в отличие от запасов сырья и энергии).

    2. По мере своего использования информация не исчезает, а сохраняется и даже увеличивается за счет конструктивной трансформации полученных сообщений с учетом опыта, местных условий.

    3. Информационный ресурс -- не самостоятелен; он имеет лишь потенциальное значение; только соединяясь с другими ресурсами (опыт, труд, квалификация, техника, энергия, сырье), информационный ресурс проявляет себя «кинетически» -- как движущая сила.

    4. Эффективность применения информационного ресурса связана с эффектом непервоначального (повторного) производства знаний. Информационное взаимодействие позволяет получить новое знание ценой значительно меньших затрат по сравнению с затратами труда, энергии, времени на его прямое генерирование.

    5. Информационный ресурс возникает в результате не просто умственного труда, а его творческой части. Любой умственный труд, будь то научная работа или управление, включает две части: рутинную и творческую. Рутинная часть умственной работы сама по себе «не информативна», она не увеличивает потенциала нужных знаний, не меняет представления о путях достижения цели. Увеличение умственной работы за счет рутинной ее части не ведет к росту информационного ресурса.

    Информационный ресурс «сообщает» определенность, «снимает» всякие предположения относительно рассматриваемого объекта, отражает отличие данного объекта от других. Он конечен: из бесконечного разнообразия объекта выделяется ограниченное количество нужных для управления различий. Информационный ресурс дискретен -- он собирается в дискретных точках системы и в дискретные интервалы времени.

    Информационный ресурс неотделим от знаков (букв, символов, звуков, слов, жестов и т.д.), которыми по заранее установленным правилам обозначаются различия объекта. Отсюда следует, что объем выработки информационного ресурса, скорость его передачи, эффективность использования в решающей мере зависят от мощности и уровня развития социальной коммуникативной системы. Все это важно учитывать при управлении информационными ресурсами общества.

    Классификация информационных ресурсов

    Для классификации информационных ресурсов в целом, могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры.

    Тематика информации - общественно-политическая, научная, финансово-экономическая, медицинская и прочие.

    Форма собственности - государственная, общественных организаций, акционерная и частная.

    Доступность информации - открытая, закрытая, конфиденциальная.

    Принадлежность к определенной информационной системе - библиотечной, архивной, научно-технической и т.п..

    Источник информации - официальная информация, публикация в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований и т.п..

    Назначение и характер использования - массовое, региональное, ведомственное и т.п..

    Форма представления - текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная.

    Вид носителя - бумажная, электронная.

    Формы информационных ресурсов

    Существуют две формы информационного ресурса как отчуждаемых знаний, становящихся сообщениями: пассивная и активная.

    К пассивной форме информационного ресурса относятся книги, журнальные статьи, патенты и банки данных. К ним могут также относиться и знания, привязанные к конкретным предметным областям (например, выборки, извлечения данных и т.п.), если они не комплексные, то есть не достаточны для их целенаправленного применения.

    Активные формы информационного ресурса: модель, алгоритм, проект, программа и база знания (БЗ). Эти формы можно трактовать в целом как стадии созревания информационного ресурса, степени доведения его до готовности и превратиться в «силу». Естественно, что каждая из этих форм информационного ресурса имеет разный научно-технический уровень и завершенность.

    Модель - это описание системы, отображающее определенную группу ее свойств. Создание модели системы позволяет предсказывать ее поведение в определенном диапазоне условий. Алгоритмы делятся в зависимости от степени общности. Важно стремиться к созданию решающих алгоритмов.

    Программа и проект - конечные, синтетические формы существования информационного ресурса в его жизненном цикле. В виде программы и проекта, а часто в виде решающего алгоритма информационного ресурса непосредственно противостоит энтропии рассматриваемого объекта. В этом плане вводится понятие информационной емкости программы и проекта, которое означает величину потенциального уменьшения остаточной энтропии объекта, к которому прилагаются программа и проект. В ходе реализации программы или проекта идет как бы заполнение энтропийного пространства объекта информацией, которая в них сконцентрирована.

    Модель, алгоритм, программа, проект и особенно база данных как активные формы информационного ресурса - это антиэнтропийные инструменты. Однако программа и проект выделяются среди них своей завершенностью, готовностью к прямому информационному воздействию на объект целью снятия его энтропии.

    Информационное общество - это общество, структуры, техническая база и человеческий потенциал которого приспособлен для оптимального превращения знаний в информационный ресурс и переработки последнего с целью перевода пассивных форм (книги, статьи, патенты 1 т.п.) в активные (модели, алгоритмы, программы, проекты). Но особое значение для активизации информационного потенциала общества имеет создание современных баз знаний. Это достигается на путях: качественного преобразования традиционных баз данных (БД), рожденных ранними поколениями ЭВМ до появления искусственного интеллекта (ИИ) , в базе знаний.

    В отличие от БД, содержащих сведения о количественных и качественных характеристиках конкретных объектов, БЗ содержит концептуальные, понятийные знания, выраженные на естественном, языке в терминах предметной области, т.е. знания о стоящих за этими терминами классах объектов, их свойствах и логических связях которыми может оперировать машина логического вывода как элемент ИИ.

    Знания, индивидуальные и общечеловеческие, оставались и всё еще остаются вне БЗ. Лишь поверхностное, рутинное, легко поддающееся формализации в области искусственного потенциала включалось в машинные системы. Между тем рост совокупно объема знаний и усложнение общественных связей ведут к тому, что отдельные люди теряют возможность получать нужные им знания, общество лишается ценнейших индивидуальных знаний. Это противоречие и должны ликвидировать ЭВМ пятого поколения коммуникационные системы как средство перехода к развитой информатике, позволяющей резко актуализировать информационный потенциал общества на основе БЗ общего и специального назначения.



    В продолжение темы:
    Android

    Популярная социальная сеть ВКонтакте позволяет находить новых друзей и держать контакт со всеми близкими. Помимо этого, каждый пользователь может делиться собственными...