Из истории лазерных дисков - хорошего понемножку. Когда и как появились дискеты и диски

появление первых лазерных дисков в каком веке

  1. Если речь о диске с цифровыми данными, то. .
    Компакт-диск был разработан в 1979 году компаниями Philips и Sony. На Philips разработали общий процесс производства, основываясь на своей более ранней технологии лазерных дисков. Sony, в свою очередь, использовала собственный метод кодирования сигнала PCM Pulse Code Modulation, использовавшийся ранее в цифровых профессиональных магнитофонах. В 1982 году началось массовое производство компакт-дисков, на заводе в городе Лангенхагене под Ганновером, в Германии. Выпуск первого коммерческого музыкального CD был анонсирован 20 июня 1982 года. История гласит, что на нм был записан альбом The Visitors группы ABBA. Первым компакт диском, попавшим на прилавки музыкальных магазинов был альбом Билли Джоэла (Billy Joel) 1978 года под названием 52nd Street. Продажи этого альбома на CD начались в Японии 1 октября 1982 года.

    Если об диске с аналоговыми данными, то.. .
    Технология Laserdisc с использованием светопропускающего носителя была разработана Дэвидом Полом Греггом в 1958 году (и запатентована в 1961 и 1990 годах) . В 1969 году компания Philips создала видеодиск, работающий в режиме отражнного света, имеющий большие преимущества перед режимом на просвет. MCA и Philips объединили свои усилия и продемонстрировали первый видеодиск в 1972 году. В продажу первый лазердиск поступил в Атланте 15 декабря 1978 года через два года после появления на рынке видеомагнитофонов формата VHS и за четыре года до CD, основывавшихся на технологии LaserDisc. Компания Philips производила проигрыватели, а MCA издавала диски, но их сотрудничество было не очень успешным и закончилось через несколько лет. Несколько ученых, занимавшихся разработкой технологии (Richard Wilkinson, Ray Deakin and John Winslow), организовали фирму Optical Disc Corporation (в данный момент ODC Nimbus).

  2. Компакт-диск был разработан в 1979 году компаниями Philips и Sony. это 20 век
  3. Технология лазерных дисков изобретена в 1958 году. Первый видео диск был представлен публике в 1972 году. В продаже лазерный диск появляется в 1978 году.

    Компакт диск (CD Disk) отличается от лазерного диска.

    CD (от англ. Compact disk - Компакт Диск) был создан в 1979 году компаниями Bayerи Philips . На Philips разработали общий процесс производства, основываясь на своей более ранней технологии лазерных дисков. Sony использовала собственный метод записи PCM Pulse Code Modulation, использовавшийся ранее в цифровых профессиональных магнитофонах. Массовое производство CD дисков началось в 1982 г. , на заводе в городе Лангенхагене под Ганновером, в Германии.

    Значительный вклад в популяризацию компакт-дисков внесли Apple Computerи Microsoft . Джон Скалли, тогдашний CEO Apple Computer, в 1987 году сказал, что компакт-диски произведут переворот в мире PC.

    Существует альтернативная точка зрения, что первый компакт диск был изобретен в шестидесятых годах американским физиком Джеймсом Расселом

    Легендой окружен размер компакт-диска. Некоторые полагают, что он вышел 120-мм из-за того, что такой же размер имеют подставки под пивные бокалы, используемые в Голландии. Другие же считают, что такой размер был минимальным, для того, чтобы записать 9-ю Симфонию Бетховена, любимое произведение тогдашнего главы Sony

С тех пор как появились такие носители информации, как оптические диски прошло уже более 40 лет. Уже с успехом реализовано тиражирование dvd , формат Blu-Ray всё более завоёвывает мир, но с чего же всё началось?

Немного истории для тех кто интересуется этим вопросом.

Laserdisc (LD)

История создания всем давно известного CD-диска восходит к уже давно ушедшему в прошлое 1970 году прошлого века. Именно в это время кампания Philips разработала прототип стеклянного диска, чтение данных с которого осуществлялось с помощью лазера.

Посмотрите на разницу в размерах Laserdisc (LD) и существующего на настоящий момент диска CD.

Laserdisc не имел существенного успеха на мировом рынке: в основном был распространён в США и Японии, в Европе к нему отнеслись прохладно, а в России лазердиски имеют малое распространение, в основном за счёт коллекционеров — любителей видео. Технологии, отработанные в этом формате, затем были использованы в CD, DVD и Blu-Ray.



Новый формат.

В 1982 году два гиганта электронной промышленности Philips и Sony бросили все научные силы и потенциал на разработку нового формата. Это время ещё нельзя назвать началом эпохи цифровых технологий, но уже тогда были понятны большие перспективы данного направления.

В этом же году под Ганновером началось массовое производство носителей нового поколения. Компакт диск сменил устаревшие виниловые пластинки. С этого момента диски формата CD-DA начали вытеснять аудиозаписи на пластинках и кассетах.

Бетховен и CD.

Очевидцы свидетельствуют, что в Philips и Sony до мая 1980 года не было общего мнения о внешнем диаметре диска. С точки зрения инженеров Sony был достаточен диаметр в 100 мм, поскольку он позволяет миниатюризировать портативный проигрыватель. От высшего руководства Philips исходила идея сделать диск не более диагонального размера аудиокассеты (115 мм), имевшей на рынке большой успех.

Вице-президент корпорации Sony Норио Ога (англ. Norio Ohga), музыкант, в свою очередь полагал, что диск должен быть в состоянии вместить 9-ю симфонию Бетховена. В этом случае, по его мнению, на дисках можно будет распространять до 95 % классических произведений. Дальнейшие исследования показали, что, например, девятая симфония в исполнении берлинского филармонического оркестра под руководством Герберта фон Караяна имела продолжительность 66 минут. Наиболее продолжительным исполнением стала симфония под руководством Вильгельма Фуртвенглера, исполненная на байрейтском фестивале — 74 минуты. Это, де, и послужило отправной точкой в геометрии диска.

Красивая история?

Как и в большинстве случаев, красивая история не имеет ничего общего с реальной жизнью. Эта история вышла из-под пера пиарщиков Philips, — считает бывший инженер Philips Кеес Схоухамер Имминк. Реальность же, по его мнению, была иной. Под Ганновером Philips уже подготовил производственную линию по выпуску компакт-дисков на заводе PolyGram. В минимальные сроки можно было запустить производство дисков размером 115 мм. Выпуск дисков размеров 120 мм требовал значительных затрат денег и времени, поскольку был связан с заменой оснастки. По мнению Имминка Sony не захотело смириться ситуацией, что Philips получит преимущество по выходу на рынок.

Как бы то ни было, в мае 1980 года росчерком пера высшего руководства фирм был установлен окончательный размер диска в 120 мм, ёмкость диска в 74 минуты аудиозаписи и частота дискретизации в 44,1 кГц. Все прочие технические параметры пересчитывались исходя из согласованных данных

Почему 44.1 КГц? Почему не 48 КГц?

Почему 44100? Почему не круглое десятичное значение, как, например, 44000, или круглое двоичное значение как 44032? Почему не 32 КГц или 48 КГц?

Выбор частоты 44.1 КГц зависел от частоты дискретизации видеомагнитофонов, используемых в то время для хранения значительного количества цифровых данных. Поскольку в те года записывать на жесткий диск большой объем информации было еще дорого и непрактично, было решено вместо этого использовать видеомагнитофоны, на которых сэмплы записывались как уровни черного и белого(тут самое время вспомнить двоичную систему счисления. Получается аналогия - черный цвет НОЛЬ, белый цвет Единица). А частота дискретизации видеомагнитофонов как раз была равна 44.1 КГц. Что послужило толчком для установки такой частоты в видеомагнитофонах - тема совсем другой статьи и не этого сайта, но она эта так и перешла в определение компакт-диска.

Первые бытовые приводы.

В 1983 году в продаже появились первые проигрыватели компакт-дисков, в 1985 году первые компьютерные приводы CD-ROM. Прошло несколько лет и в 1991 году появились приводы CD-RW для записи болванок CD-R. Первые поколения приводов CD-ROM имели скорость передачи данных 150 Кбайт/с, как и проигрыватели аудио компакт-дисков. Скорости передачи следующих поколений приводов отталкиваются от этого значения и составляют, как правило, числа кратные этому числу. В настоящее время достигнут предел возможной скорости считывания информации для CD-дисков. Максимальная скорость движения CD-диска обозначаемая х52, обеспечивает максимальный поток данных 150 х 52 = 7800 Кбайт/с, выше скорость достигнуть не удалось в силу физических ограничений материала.

1996 год.

Итак, CD-диск в свое время совершил революцию в деле записи и хранения данных. Он вытеснил виниловые пластинки, катушечные магнитофоны, компакт -кассеты. Он не размагничивается, легок, и при большом объеме сохраняемой информации занимает мало места. Но и ему на смену пришел новый формат. 1996 год стал роковым для бурно развивающегося компакт-диска. DVD -ROM. Объем DVD-ROM многократно превысил объем CD при таком же размере болванки. И как не крути, при сравнении цены за мегабайт CD остается в проигрыше. Диск Blu-Ray был представлен на международной выставке потребительской электроники Consumer Electronics Show (CES ), которая прошла в январе 2006 года. С момента появления формата в 2006 году и до начала 2008 года у Blu-ray существовал серьёзный конкурент — альтернативный формат HD DVD. Но в течение двух лет многие крупнейшие киностудии, которые изначально поддерживали HD DVD, постепенно перешли на Blu-ray оценив его преимущества на практике.

Недавно компакт-диск отметил 30 лет пребывания на прилавках. В продаже уникальное по тем временам устройство для записи и хранения данных появилось в 1982 году в Японии. Первым музыкальным альбомом, который был записан на компакт-диск, стал музыкальный сборник Билли Джоэла «52nd Street».

сборник Билли Джоэла «52nd Street»

Относительно истории появления CD-диска есть несколько версий.

Согласно самой распространенной из них, компакт-диск появился в 1979 году благодаря усилиям инженеров компании Philips. Вначале его планировалось использовать не для записи музыки, а для хранения видео. Существует версия о том, что Philips трудилась над общим процессом производства диска. Одновременно с голландской компанией исследования в этой области проводила и японская компания Sony. Она привнесла в создание диска собственный метод записи - PCM (Pulse Code Modulation). Ранее этот способ уже применялся в практике использования цифровых профессиональных магнитофонов.

презентация CD от Philips

Название CD-диска также появилось неслучайно. В недрах обеих компаний обсуждались такие варианты, как Mini Disc, Minirack, Compact Rack. Однако остановились на Compact Disc. Такое название позволяло сохранить преемственность с уже популярными на то время Compact Cassette.

презентация CD от Sony

По другой версии, первый CD-диск создали вовсе не Philips и Sony, а американский физик Джеймс Рассел, который в начале 1970 года представил новое устройство для хранения данных. На создание такого проекта ученого вдохновило желание предотвратить царапание виниловых пластинок иглами звукоснимателя. Рассел разрабатывал устройство для личных целей, но спустя 8 лет Philips и Sony изобрели такое же устройство.

Одновременно с «рождением» компакт-диска появилось устройство для его воспроизведения - CD-проигрыватель (CDP-101), который разработала и представила компания Sony.

Летом 1982 года компании Philips и Sony представили CD как коммерческий музыкальный формат. Новинка отличалась от магнитных кассет и виниловых альбомов износостойкостью цифрового аудио и бесшумностью проигрывания.

Несмотря на все очевидные достоинства, в начале своего появления CD-диски не получили должного распространения. Причина заключалась в слишком высокой стоимости, которая в два раза превышала цену на обычные музыкальные пластинки.

Также разработчики столкнулись с еще одной нерешенной проблемой. Они не могли прийти к единому мнению относительно диаметра диска. В компании Sony считали, что внешний диаметр диска не должен превышать 100 мм. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию миниатюрных проигрывателей. Руководство Philips считало, что идеальным размером для диска будет диагональ 115 мм. В итоге компании сошлись на размере CD-диска с диагональю 120 мм, емкостью 74 минуты и частотой дискретизации 44.1 кГц.

Девятая симфония Бетховена

Но почему был выбран диаметр равный 120 мм? Считается, что данный параметр предложил австрийский дирижер Герберт фон Караян (Herbert von Karajan), который одним из первых поддержал идею записи и хранения музыки на СD-дисках. Он хотел сохранить записи произведений в исполнении своего оркестра, поэтому предложил разработчиком сделать такой размер носителя, который бы полностью вместил Девятую симфонию Бетховена. Это можно было сделать с помощью диска диаметром 120 мм. Есть также другая версия о том, что данное решение могла повлиять и жена тогдашнего главы Sony Акио Мориты (Akio Morita). Правда, чем она при этом руководствовалась, неизвестно.

Сегодня же компакт-диски можно рассматривать как своего рода раритет, поскольку многим этот универсальный носитель хранения информации уже успели заменить флешки, смартфоны и плееры. Кроме того, по слухам, к концу 2012 года крупнейшие звукозаписывающие лейблы и вовсе перестанут выпускать новые музыкальные CD-диски.

Как мы уже не раз говорили, многие вещи окружающие нас настолько стали нам привычны, что мы уже не задумываемся когда и как они появились. К этой категории вещей можно смело отнести CD-диск или компакт-диск (compact disc). Существует также "народное" названия CD-диска: болванка. Так все-таки, кто изобрел CD-диск или первым догадался использовать бесконтактную технологию записи и чтения информации. Эта история немного противоречива и существует две версии.

Давайте рассмотрим их подробнее...

По первой версии CD-диск изобрели совместно или параллельно две компании: голландская Philips и японская Sony. В принципе эта версия довольно правдоподобна. Эти фирмы на то время имели хорошие позиции и высокообразованный ученый персонал.

Для справки: История компании Sony и история компании Philips.

Кстати в 1970—1980 г. компания Sony начинает производить аудиоплееры Sony Walkman, и вполне логично, что их интересовало развитие новых типов носителей данных. А компания Philips, основанная еще в 1891 году, также имела неплохие позиции и очень тщательно подходила к вопросу подбора кадров, соответственно имела хороший потенциал "умов".

Но вы можете спросить: "А где в это время были американцы"?! Я не сомневался, что у вас возникнут такие мысли. Это и есть вторая версия, по которой авторство этой идеи (изобретение CD-диска) принадлежит американцу Джеймсу Расселу. Эта версия немного менее правдоподобна, но тоже имеет право на жизнь, и я не хочу вам навязывать свою точку зрения, поэтому обойдемся только констатацией фактов. Тем более крупные корпорации довольно часто выкупают авторские права на разных этапах внедрения того или иного изобретения.

Джеймс Рассел с детства имел способности "инженерно мыслить" и уже в юном возрасте изобретал всякие поделки из подручных средств. Так в 6-ть лет он собрал кораблик с пультом управления. Учился Джеймс в колледже Портленда. Закончил его в статусе бакалавра физики в 1953 г.

Далее ему удалость устроится на работу в компанию General Electric. Там он начал воплощать свои идеи и разработки. Он один из первых начал использовать цветной экран (телевизионный) и клавиатуру для управления "машинами". Также к его заслугам относят изобретение сварочного аппарата который производил сваривание пучком электронов.

Благодаря своему упорному труду и свежим идеям ему удалось устроится старшим научным сотрудником в лабораторию Pacific Northwest Laboratory. Там эму открывались новые технические возможности для воплощения своих идей и разработок.

Как сообщают многие источники, в том числе и Википедия, Джеймс Рассел очень любил классическую музыку и слушал ее в то время на виниловых пластинках. Со временем, от частого использования, пластинки царапались, и качество звучания ухудшалось. Этот факт беспокоил изобретателя, и он решил серьезно заняться этой проблемой. Вначале он даже пробовал использовать в качестве иголки для проигрывателя пластинок иголки кактуса. Но все эти попытки имели незначительный эффект. И тут у него родилась идея бесконтактного считывания информации с носителя.

В те времена уже массово использовались перфоленты и перфокарты, но это тоже был не выход, нужен был более компактный носитель информации и бесконтактное считывающее устройство. Для этих целей лучше использовать свет, размышлял физик. Например: 0 - это темнота, а 1 - свет.

В лаборатории, где работал Джеймс Рассел, не сразу одобрили начинания ученого, но после доводов ученого все таки разрешили ему трудиться над своим проектом по созданию прибора по переводу аналогового сигнала в цифровой.

И его труды обвенчались успехом. Через несколько лет Джеймс Рассел разработал систему оптико-цифровой записи и воспроизведения. Запатентовал ее Рассел в 1970 году.

Принцип его изобретения заключался в следующем: на жесткий диск (фоточувствительный) записывались данные в виде маленьких "битов". Они были светлые и темные, а размер - около 1 микрона в диаметре. Далее с этим диском работал луч, который "снимал" код (0 или 1, так званный "двоичный код"), а компьютер уже преобразовывал его в звук или изображение. По сути это и был первый цифровой CD-диск.

В 70-ые годы Джеймс Рассел продолжал усовершенствовать свое изобретение, он хотел чтобы эти диски можно было использовать для хранения любых данных, а не только музыки.

В 1971 году была создана компания Optical Recording. Создатель этой компании, бизнесмен Эли Джекобс, пригласил изобретателя CD-диска к себе в компанию, чтобы воплотить в реальность идею Рассела и получить коммерческую выгоду от его изобретения. Биснес план Джекобса заключался в следующем: На цифровые носители (CD-диски) будут записываться любимые программы телевиденья, и рассылаться по почте людям которые не успели ее посмотреть (естественно за денежки).

В 1974 году фирма Optical Recording на выставке, проходившей в Чикаго, преподнесла публике свое изобретение: оптико-цифровую телевизионную установку для записи и воспроизведения. Эта машина преобразовывала цветное изображение в цифровое (цифру), однако признания и особой заинтересованности инвесторов это устройство не заработало.

В 1975 году у Джеймса Рассела состоялась встреча с представителями фирмы Philips. Но они не очень лестно отзывались о его изобретении. Они сказали: "Что это очень идеально подходит для хранения данных, а для музыки и видео этот способ нельзя приспособить".

Но что интересно, за несколько лет до выше упомянутой встречи Рассела и Philips, компания Philips изготовила свой лазерный диск. Он предназначался для аналогового оптического видеоплеера. Они потратили на его разработку около 60-ти миллионов долларов. И как оказалось впустую. А уже через два месяца, после встречи с Джеймсом Расселом, компания Philips выпустила точно такой же диск как Рассел. Факты вещь упрямая, но делайте выводы сами...

Джеймс Рассел. Изобретатель CD-диска

Далее в борьбу за изобретение и развитие CD-дисков еще включилась японская компания Sony. Джеймс Рассел особо не претендовал на авторские права изобретения CD-диска. Он считал, что может быть такое, что несколько человек в разных уголках планеты работают над одним и тем же изобретением и добиться положительных результатов могут независимо друг от друга.

Но все-таки компании Philips и Sony выплатили денежные средства за лицензии на продажу проигрывателя CD-дисков. Но эти все средства были перечислены на компанию, в которой работал Рассел и на лабораторию где он начинал свои разработки. В итоге сам разработчик не получил ни цента. Вот такие будни изобретателя.

Правда, это неприятное обстоятельство не остудило пыл изобретателя. Далее он продолжал усовершенствовать оптическую систему хранения данных, в помощь ему даже подключилась Microsoft, но этот проект не имел продолжения. А заключался он в том, что система не имела никаких подвижных частей, а данные считывались светом (оптическая память произвольного доступа, ORAM).

В 2000 году Джеймс Рассел был награжден премией Vollum Award за выдающийся вклад в развитие науки и техники. На то время ему было 53 года.

И еще, на последок, поговорим о размере CD-диска. Как утверждают очевидцы переговоров между Sony и Philips до мая 1980 г. компании не определились с размером (внешним) компакт-диска. Компания Sony предлагала наружный диаметр 100 мм, чтобы сделать его компактным, а компания Philips предлагала сделать диск диаметром 115 мм. 115 мм — это был размер диагонали стандартной аудиокассеты, которая уже имела большой успех на рынках мира.

А вице-президент компании Sony, который был музыкантом, Норио Ога считал, что CD-диск должен вмещать 9-ю симфонию Бетховена. В этом случае, можно будет распространять на дисках основное большинство классической музыки. После анализа всех знаменитых симфоний, определили оптимальную емкость CD-диска в 74 минуты звучания.

Но, как утверждают некоторые работники компании Philips, эта красивая история с музыкой была выдумана пиарщиками Sony для того чтобы изменить размеры CD-диска с 115 на 120 мм. Так как у компании Philips возле Ганновера уже была готова линия для производства CD-дисков диаметром 115 мм, а для выпуска компакт-дисков другого размера нужны были время и средства для перенастройки линии. Этип, по версии некоторых сотрудников Philips, компания Sony хотела отобрать инициативу у компании Philips по выходу на рынок CD-дисков.

Но для нас это уже история. А в 1980 году руководства двух компаний подписали в работу размер диска 120 мм и длительностью 74 минуты аудио. Диск имел частоту дискретизации 44,1 кГ. Можете проверить, если у вас рядом на столе лежит CD-диск, его наружный диаметр ровно 120 мм. Этот же размер имеют CD-R, CD-RW, DVD-R, DVD-RW и так далее. Правда, еще встречаются мини-диски, диаметром 80 мм, которые также читают все устройства, но они не имеют массового использования.

Изобретение компакт-диска (CD) произвело переворот в музыкальной индустрии. К середине 1990-х гг. новинка, во-первых, полностью вытеснила с рынка традиционную грампластинку, во-вторых, сделала привычной идею цифровых носителей информации, не связанных с компьютером.

Размеры определил Бетховен

Идея компакт-диска восходит к американскому инженеру Дэвиду Полу Греггу, который еще в 1950-е гг. изобрел принцип, легший в основу будущего CD: сохранение сигналов в виде оптически считываемых углублений на вращающейся пластинке из полимерного материала. Компакт-диски, выпущенные в 1970-х гг. компанией «Филипс, были рассчитаны на современные лазерные устройства. В 1979 г. голландский концерн объединился в разработке и внедрении новой техники с японской фирмой «Сони». Время звучания производители по взаимной договоренности определили в 74 мин., что соответствует диаметру диска в 12 см. Ровно столько времени звучит Девятая симфония Людвига ванн Бетховена в исполнении оркестра под управлением Герберта фон Караяна на записи 1951 г.

Наступление супердисков

Но, создав в 1995-19% гг. компакт-диски, способные к однократной или многократной записи, крупнейшие концерны электроники сами открыли ворота пиратам. Очень скоро круглые болванки стали использоваться не только для сохранения собственных данных, но и для копирования музыки и программного обеспечения. Необходимыми для этого пишущими CD- и/или DVD-дисководами оснащен сейчас любой персональный компьютер.

1969 г.: IBM выпустила в продажу первую 8-дюймовую дискету.

1985 г.: появление CD-ROM емкостью в 700 мегабайт означало близкий конец 3,5-дюймовых дискет.

1995 г.: многофункциональный DVD начал вытеснять с рынка музыкальные CD и видеокассеты.

2002 г.: синий лазер позволяет более высокую плотность записи на так называемый Blu-ray Disc (BD) по сравнению с традиционными DVD.



В продолжение темы:
Android

Популярная социальная сеть ВКонтакте позволяет находить новых друзей и держать контакт со всеми близкими. Помимо этого, каждый пользователь может делиться собственными...