Краткий экскурс о виниловых пластинках. Виниловые пластинки: разница форматов



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Виниловые пластинки, некоторые даже не вспомнят что это такое, для кого-то они остались пережитком прошлых лет. Однако стоит учесть, что многие музыкальные группы продолжают выпускать издаваемые альбомы не только на дисках и в интернете, но и на виниле, объясняя это тем, что такая запись обладает своим собственным, неповторимым шармом.

Узнать актуальные цены на редкие виниловые пластинки и ознакомиться с настоящими RARE VINYL LP можно на уважаемом сайте Виниловые-пластинки.рф - там представлены редкие и коллекционные издания виниловых пластинок выпущенных в Англии, США, Германии и других странах, в частности 1960х-70х-80х годах.

Первые пластинки появились еще в конце XIX века и изготавливались из шеллака. В следствие развития технологий материалы для изготовления пластинок сменяли друг друга. И только в середине XX годов для их производства стали использовать полихлорвинил. Такие пластинки из ПВХ и стали называться виниловыми.

Основные положения, влияющие на стоимость

Сейчас стоимость виниловых пластинок очень разнится в виду множества факторов. Сумма, за которую можно продать или выкупить пластику зависит от следующих факторов:

  • Год производства . Пластинки делятся по годам производства, так, есть современные и старые винилы.
  • Страны производителя . Разные страны – разное качество, у кого-то оно лучше, у кого-то хуже.
  • Редкость . Раритетные пластинки могут достигать колоссальной стоимости.
  • Общее состояние . Даже самая редкая пластинка в плохом состоянии не будет стоить и гроша.
  • Скорость воспроизведения . Считается, что чем больше оборотов пластинка делает в минуту — тем качественнее звук воспроизведения.

Последний пункт особенно важен, его делят на несколько видов, на упаковке после проверки ставят 2 буквы, по которым отслеживают состояние пластинок:

  • NM – абсолютно новая пластинка. Может быть упакована в заводской полиэтилен.
  • EX – прекрасное состояние. Но несколько раз пользовалась.
  • VG – несмотря на хорошее состояние, при проигрывании потрескивает коробка. У такой пластинки винил может быть немного подпорчен, но вся ценная информация должна быть сохранена.
  • G – играет, но с треском. Иногда игла перескакивает на царапинах. Конверт сохранен, но приведен в плачевное состояние.
  • F – пластинка уже ни на что не годна, такую можно разве что на стену повесить для красоты.

Отслеживание состояние обычно производится для старых пластинок.

Стоимость старых виниловых пластинок

Процесс, при котором изготовлялась пластинка, сильно влияет на ее конечную стоимость в наше время.

Прежде всего на магнитную ленту записывали музыку. Потом с ленты ее переносили на восковой слепок при помощи иглы, которая оставляла бороздки на мягком материале. Затем, пройдя множество процедур, появлялась материнская плата, по которой в дальнейшем изготавливались пластинки. И тут начинается разделение. Дело в том, что зачастую изготавливалась только одна плата, имеющая дорожки оригинального звука. Однако, заводов было множество и остальные делали свои пластинки используя копии оригинальных записей, что портило звук.

При переиздании винилов так же использовались магнитные ленты, причем старых выпусков, что снова снижало качество звука.

Из этого всего можно сделать небольшой вывод. Самой лучшей пластинкой будет считаться та, которая была записана в первой партии с оригинальной материнской платы и отмеченная буквами NM. Именно такая будет стоить немереных денег. А самая плохая не будет стоить и гроша. Так, например, сейчас можно найти пластинки Высоцкого за 800 рублей , однако редкие экземпляры могут достигать стоимости в 120 тысяч .

Но это не самая большая цена, наиболее дорогой пластинкой является запись группы The Beatles. Одна из первых записанных ими пластинок, обошедшаяся тогда в 17 шиллингов и 6 пенсов, была продана с аукциона за 200 тысяч долларов . У нас таких раритетов не наблюдается и пластинку можно приобрести начиная от 500 рублей (мелодия) до 6000 руб/шт .

Отличие старого и нового винила

История винила делится на 2 этапа, между которыми пропасть в 10 лет. Дело в том, что начиная с середины 70-х популярность винила пошла на спад, в результате чего начали закрываться заводы по его производству. К началу 90-х в мире практически не осталось производителей винила. Однако спустя одно десятилетие винил снова вернулся на полки магазинов, радуя коллекционеров и просто любителей музыки. Новодел, несмотря на схожий внешний вид, все равно отличается от старого винила, появились как преимущества, так и минусы.

Преимущества новодела:

  • Старый винил славился своей прочностью по сравнению с шеллаком, однако, современный все равно переплюнул предшественника.
  • Несмотря на возвращение, винил уже не сыщет славы, как это было в былые годы, поэтому тиражи таких пластинок маленькие. В этом и заключается плюс, так как запись на них производится с одной материнской платы, а значит звук будет качественным на всех пластинках серии.
  • Качество винила улучшилось благодаря использованию высококачественного сырья. Раньше пластинки делались из переработанных пластиковых отходов.

Минус у новых пластинок только один — неизвестное происхождение мастер-ленты.

Новодел. В основном продается в магазинах дисков и бытовой техники, их стоимость может варьироваться от 600 до 11 000 рублей за штуку .

На чем проигрывать

Главное в виниле, все таки, звук. Мягкий и ламповый по сравнению с цифрой, все дело в том, что запись на пластинке – аналоговая. Современные способы хранения музыки могут хранить только отпечатки аналоговых записей, что ограничивает и убирает жизнь из звука.

Для качественного извлечения музыки из черных кругов ПВХ нужен проигрыватель. Если вы хотите купить качественный проигрыватель, то приготовьте сумму от 15 до 30 тысяч рублей .

Составляющие качественного винилового проигрывателя:

  • Масса более 10 кг . Как ни странно, именно большая масса играет роль, ведь в массивных конструкциях стоят более надёжные, сильные и долговечные двигатели.
  • Регулировки тонарма . Точные настройки помогут подстроиться и ощутить полноту звука каждой проигрываемой пластинки.
  • Литой диск . Диск, на котором будет лежать проигрываемая пластинка, должен быть цельным и литым, чтобы избежать повреждений обратной стороны пластинки.
  • Бренд с мировым именем . Чаще всего, мировое имя – знак качества, особенно это выражается при многолетнем опыте.

Винил очень интересная вещь, с какой стороны на него не взгляни. Однако все же куда приятнее не смотреть, а слушать восхитительную, живую музыку, которую может передать только пластинка.

Краткий экскурс

Годом рождения индустрии грамзаписи считается 1894, тогда Эмиль Берлинер начал производство грампластинок под именем фирмы Berliner Gramophone. 100лет истории пластинки прошли вместе с техническим и культурным развитием XX века. Можно выделить несколько принципиальный этапов на этом пути:

1. до 1920х Прямая акустическая запись на восковый диск.лицензионные технологии, монополизированые рынки, домашнее музицирование
2. 1920-30е Электрическая звукозапись, микрофонная техника с естественной акустикоймассовая пропаганда, рождение массовых музыкальных жанров, ламповая техника звукоусиления, электромагнитные звукосниматели, звуковое кино, музыкальное радио, танцевальные оркестры
3. 1930-50е Магнитофонная запись, монтаж с наложением и искусственой реверберациеймировая война, первые эксперименты с электромузыкальными инструментами
4. 1950-60е стандартизация, HiFi и стереофоническая микродорожечная запись на лаковый дискбытовые магнитофоны, телевидение, широкоформатные многоканальные кинотеатры, поп-культура, транзисторы, высокое качество аналоговой схемотехники
5. 1960-70е Многодорожечная звукозапись, эквализация, динамическая обработка и реверберациякомбо-органы, синтезаторы, шумоподавление, музыкальная субкультура стадионных концертов и компактных кассет, микроэлектроника, операционные усилители,
6. 1970-80е Многоканальная звукозапись, цифровое микширование, запись на металлический дискмикропроцессоры и оперативная память, dolby stereo, синтетические музыкальные жанры, дискотеки, ритм, свет, бум-бокс
7. 1980-90е Цифровая обработка и компьютертный монтаждомашнее видео, музыкальное телевидение, семплеры, трекеры, секвенсеры, цифровые рекордеры, аудио CD, walkman, компьютерные рабочие станции, сети передачи данных, мультимедиа. Лицензионные цифровые технологии, стирание национальных культур и глобализация музыкальных рынков.

Грамзапись прошла большой путь, но монополией началась, глобализацией закончилась. И ладно, это их нравы. Интересна другая - ностальгическая тенденция в технике звукозаписи XXI века.

Современные многоканальные студии закупают ламповые микрофоны, старые микрофонные преды. На выходе цифровых сигнальных трактов высокого разрешения ставятся иммитаторы насышения магнитной ленты, винтажные компрессоры и ленточные ревербераторы. Модным электронным музыкантам, для воплощения своих идей, необходимы старые электромеханические инструменты, востребован оригинальный сайнд комбоорганов 60х. К высокой верности звучания ностальгия, отношения не имеет, мастера в своем творчестве хотят обогатить окружающий мир, а не просто изготовить его многопиксельную копию. В дорогих студиях пропускают сведенный материал через аналоговый studer, убивают "цифровую верность звучания" всеми возможными средствами, лишь бы звук был Тот самый, человечный и знакомый с детства."

Какие бывают грампластинки.

Старые патефонные щелаковые на 78об., выпускались до 60х годов. Современные нам пластинки все долгоиграюшие на 33 и 45об. Старые монофонические, номера с буквой "Д", размерами были как патефонные.

Гранд - 10" (EP)- 250мм
Супер-миньон - 200мм

Ранние стерео-пластинки обозначались "СМ", поздние "С". И стерео и моно пластинки выпускаются размерам:

Гигант (LP) - 12" - 300мм (С60)
Миньон (45,SP,single) - 7" 175мм (стерео С62 или моно М62)

Надо быть внимательным, к буквам в обозначении номера пластинки. "Д" и "СМ" это пластинки с микродорожечной записью 50х,60х годов, для их правильного воспроизведения желательны старые звукосниматели с иглами 25мкм. Пластинки "С60","С62","М62" делаются под современные головки 18мкм.

Технические нормативы на советские грампластинки и аппаратуру

ГОСТ 1117-51 - Стальные иглы громкого тона d1,4mm тихого тона d1mm r 30-60мкм
ГОСТ????-52 - Радиус закругления для иглы 78об/м = 60 мкм, для долгоиграющей - 25 мкм, ширина немодулированой канавки 60мкм, шаг постоянный
ГОСТ 7765-55 - Корундовые иглы для обычных пластинок d0,4мм r=60-61мкм, для долгоиграющих d0,6 r=24-32мкм
ГОСТ 5289-56 - Введены долгоиграющие пластинки
ГОСТ????-60 - Радиус закругления иглы для стерео грампластинки 13-18мкм, постоянные времени коррекции 3180-318-75 мкс, частотный диапазон до 63-15кГц, разделение каналов > 40дБ нелинейные искажения на макимальных скоростях 1%, изменяемое расстояние между канавками и их глубину, ширина немодулированой канавки 40мкм, глубина модуляции каждого канала снижена на 3дБ по сравнению с одноканальной
ГОСТ 7893-61 - Звукозапись механическая на диск
ГОСТ 5289-61 - Д-NNNNN Пластинки грамофонные. Общие технические условия
ГОСТ 7765-61 - Иглы для звукоснимателей алмазные и корундовые
ГОСТ????-63 - "Гибкие пластинки" глубина канавки 30 мкм, толщина пластинки 120мкм, пишутся с завалом ВЧ,частотная характеристика ГП, по сравнению с долгоиграющей, имеет завал достигающий -6дБ на частоте 10кГц, (этот завал компенсируется при записи), уровень шумов -50дБ
ГОСТ 11157-65 - Бытовые электрофоны (вх.активное сопротивление для высокоомного звукоснимателя >0,5МОм чувствительность на 1кГц не хуже 250мВ, диапазон частот 60-15000Гц)
ГОСТ 5289-68 - 33Д-NNNNN 33C-NNNNN 33CМ--NNNNN

Со звукоснимателями связана проблема совместимости стереопластинок. Старые монофонические звукосниматели обладают недостаточной гибкостью к вертикальным колебаниям и неспособны следоватьпо канавке стереопластинки с глубинной модуляцией. Чтобы решить эту проблему на низких частотах Мелодии пришлось несколько ограничить вертикальную сотавляющую сигнала, записываемого на стереопластинку с индексом СМ. Монофонические звукосниматели середины 70х уже имели достаточную вертикальную гибкость и воспроизводят стереопластинку без искажений поэтому на пластинках с индексом С перестали ограничивать вертикальную составляющую.

ГОСТ 7893-72 - С60-NNNNN Звукозапись механическая на диск (IEC стерео 45/45градусов, постоянные времени коррекции 3180-318-75 мкс, 31.5-16000Гц +-2ДБ, КНИ < 1,5%, скорость +-0,5%, детонация 0,04%, 0дБ моно = 10см/с 0дБ стерео = 7,1см/с, радиус закругления иглы 18мкм, вертикальный угол записи 15град +-2)
ГОСТ 5289-73 - С60-NNNNN Грампластинки. Общие технические условия (центр 7,24мм, эксцентриситет < 0,2мм, коробление < 2мм, шум -53dB относительно 1кГц при 10см/с)
ГОСТ 18631-73 - Головки звукоснимателей
ГОСТ 11157-74 - Бытовые электрофоны (вх.активное сопротивление для высокоомного звукоснимателя 0,4-1МОм, емкость 180пФ, для низкоомного 38-56кОм, чувствительность 200-250мВ и 3-5 мВ соответственно, 40-18000Гц)
ТУ 43-03-48-73 "Гибкие пластинки" (31.5-12000Гц)

Согласно ГОСТ на ЭПУ способность иглы следовать по звуковой канавке характеризуется гибкостью звукоснимателя. Гибкость звукоснимателей III класса в 17 раз меньше гибкости звукоснимателей высшего класса. К сожалению еще в середине 70х Мелодии приходилось учитывать это обстоятельство и вести запись с меньшими колебательными скоростями и меньшими амплитудами в расчете ТОЛЬКО на массовые звукосниматели III класса. При этом параметры ЭПУ высшего класса полностью не реализовывались.

ГОСТ 7893-79 - АЧХ канала записи (IEC 3180-318-75 мкc, канала воспроизведения 7950-3180-318-75 мкc)
ГОСТ 5289-80ГОСТ 23963-79 - Иглы для звукоснимателей алмазные
ТУ 43-03-48-78 - "Гибкие пластинки"
ТУ 43-03-69-79 - "Комплект оригиналов оформления для грампластинок"
ГОСТ 7893-??ГОСТ 18631-87 - Головки звукоснимателей (20-20000+-1,5дБ, 0,7-2,0мВ/см/с 10000Гц, разделение каналов на 1кГц 25дБ, прижимная сила не более 1мН)
ГОСТ 11157-87 - Устройства воспроизведения механической грамзаписи (скорость 0,55%, рокот 76дБ(взвеш), детонация 0,05, диапазон частот 20-20000Гц)
ГОСТ 5289-88/94 - С60-NNNNN Грампластинки аналоговые IEC 98 (20-20000Гц, шум немой канавки -60dB, коробление 1,5%)
ТУ 43-03-88/89 Фонограмма механическая на медном диске DMM (20-20000Гц, 0дБ моно = 10см/с 0дБ стерео =14см/с, шум матрицы 68дБ) Индекс ЦЗ означает цифровая запись

Звукозапись

При выборе пластинки внимание стоит обращать на год издания, сохранность, студию звукозаписи и завод производитель.

Со времени возникновения фирмы Мелодия процесс подготовки и издания грампластинок СССР был централизован. Об истории становления индустрии Борис Меерзон рассказал в журнале "Звукорежиссер": Cредства и на подготовку звукорежиссеров должного уровня, и на покупку современного оборудования и, наконец, на оплату гонораров исполнителям выделялись только Москве, в частности, Государственному Дому радиовещания и звукозаписи, либо Всесоюзной студии грамзаписи, входящей в состав фирмы "Мелодия". Все записи для тиражирования и государственного хранения, "фондовые", наиболее трудоемкие и дорогостоящие, на всей территории бывшего СССР (даже в таких городах, как Ленинград и Киев) должны были делать только командированные специально для этого из Москвы бригады специалистов, да еще и на привезенной с собой аппаратуре.

Фондовые записи в USSR это высокая марка, но надо добавить, что процедура передачи записей между союзными ведомствами все таки существовала. Многие популярные записи Мелодия получала для издания от киностудий, из Домов радио и звукозаписи и студии Центрального телевидения (Гостелерадио СССР). К 80м годам собственная структура фирмы Мелодия включала хорошо оснащенные республиканские студии грамзаписи и централизация производственного процесса значительно уменьшилась.

Многие студийные записи делались уже в региональных студиях "Мелодии". Интересные факты существования частных студий звукозаписи в СССР открылись в последнее годы. Знаменитые работы Давида Тухманов и Александра Зацепина делались ими самостоятельно в домашних студиях с сессонными музыкантами. Ращные варианты фонограмм сдавались заказчикам на киностудии на Мелодию и на радио.

Где бы и как ни готовилась запись, для выпуска на пластинках, она проходила прослушивание, утверждалась и включалась в производственые планы всесоюзной фирмы "Мелодия". Магнитофонная лента передавалась в Аппаратную механической записи фирмы "Мелодия", в ВСГ - единственное место в стране где нарезается один лаковый диск с записью и присваивается порядковый номер записи.

Производство грампластинки

Только теперь начинается производственый процесс, зона ответственности заводов грамзаписи. В журнале "Наука и жизнь" и каталоге-бюллетене ВФГ Мелодия 80х рассказали некоторые производственные тонкости: Проследим производстенную цепочку после записи лакового диска на ВСГ до выпуска грампластики:

Лаковый диск из студии ВСГ перевозится на Московский опытный завод "Грамзапись". "МОЗГ" это гальванический и прессовый цеха в городе Химки, которые в 1978 были выделенны из ВСГ. Там последовательно, методом гальванопластики изготавливают:

1. один первый оригинал;
2. 7-10 вторых оригиналов, которые прослушивает контролер, обнаруженые дефекты устраняют граверы;
3. от нескольких штук до 140 третих оригиналовНа Опытном заводе их используют как матрицу, только когда предстоит небольшой тираж и требуется особо высокое качество грампластинок, например, цифровых, измерительных.
4. Для массовых тиражей Опытный завод изготавливает несколько сотен четвертых оригиналов, которые рассылают на заводы грамзаписи.
5. Заводы самостоятельно изготавливают пятые копии, которые служат матрицами. Норматив до 20 матриц с каждого полученного из Москвы оригинала.
6. В прессовых цехах печатают по несколько сотен пластинок с каждой матрицы. Вместе с матрицами в горячий пресс закладывается этикетка установленого образца. Первую пластинку с каждого пресса проверяют и прослушивают. Последующие проверяют по внешнему виду, прослушивают только выборочно, чтобы выяснить пригодность матриц.

Как видим, при массовых тиражах все заводы находятся в одинаковом положении, все получают одинаковые четвертые оригиналы в количествах соответствующих производствеными планам и нормативам. В плановой социалистической экономике различаться на заводах может возраст оборудования, партия завезенного сырья и... культура производства.

Другая, интересная производственная схема складывается когда региональные студии готовят издания национального или местного значения, для этого магнитофонная запись отправляется на ВСГ, где после контроля ее качества пишется лаковый диск которому присваивается порядковый номер записи.

1. на Московском опытном заводе "Грамзапись", больше в СССР просто негде - с лакового диска готовится первый оригинал.
2. несколько вторых оригиналов проходит контроль качества и гравировку.
3. десятки изготовленых третьих оригиналов уже можно использовать в качестве матрицы. Именно они в необходимом количестве отправляются заказчику. Наверняка, какое-то количество остается в центральном архиве.
4. региональный завод грамзаписи ведет печать пластинок с полученых из Москвы матриц. Такие малотиражные пластинки это четвертая копия, при прочих равных, они будут лучше массовых изданий этого завода.

Какие это были заводы? Даже малотиражные записи рапределялись и утверждались в головном офисе "Мелодии", наверняка были заказы республиканских Министерств, и совершенно точно, что завод работал с записями своей местной студии грамзаписи:

Всесоюзная студия грамзаписи с 1959 имела опытное производство пластинок, знамениты с синими этикетками. с 1978 это производство ведет Московский опытный завод - этикетки красные, синие и черные. ВСГ и МОЗГ это всегда высокое качество записи и печати пластинок.
Ленинградская студия грамзаписи (с 1959) и завод грампластинок (с 1953 по 1964 завод "Аккорд") (РСФСР) - этикетки желтые для моно пластинок до 1972, для стерео - белые, красные и черные
Рижская студия грамзаписи и завод грампластинок (Латвийская ССР) - этикетки желтые для моно пластинок до 1972, оранжевые, красные, синие, черные и красочные
Ташкентская студия грамзаписи и завод грампластинок (Узбекская ССР) - этикетки желтые низкое качество бумаги
Тбилисский завод грампластинок (Грузинская ССР) - этикетки есть белые, есть черные.
Таллиннская, Вильнюсская студия издавались на Рижском заводе, Алма-Атинская - на Ташкентском.

Если региональное издание, получало всесоюзную популярность и заказы торговли требовали увеличения тиража, была возможность в Москве изготовить дополнительные оригиналы и обычным порядком задействовать мощности других заводов Всесоюзной фирмы "Мелодия".

Не везде были свои республиканские студии-грамзаписи достойного качества, не хватало подготовленых специалистов, качественого оборудования. Многие национальные записи делались и издавались в Москве. Белорусские Песняры, украинские, молдавские исполнителями записывали на студиях Москвы пластинки с отличного качества народной музыкой.

Апрелевский завод грампластинок в такой структуре оказался в самом худшем положении. Сказалась явная конкуренция в центральном регионе c ВСГ, а потом с заводом "Грамзапись", Навряд ли Апрелевке доставались в производство министерские заказы на пластинки ко "Дню рыбака" и "Дню строителя" :-) Может быть поэтому самый мощный завод страны работал только на массовых тиражах. Его пластинки с белыми, кремовыми, красными и редко редко синими этикетками никогда не славились особым качеством.

Вопрос, который естественно возникает у заинтересованых коллекционеров, это тиражи пластинок ВФГ "Мелодия". Эту советскую служебную тайну сегодня не знает даже ФГУП "Мелодия". Общий выпуск пластинок в СССР конца 80х достиг 190 миллионов экземпляров. Технические возможности печати массовых тиражей допускали выпуск несколько миллионов экземпляров пластинки. Как определить объем тиража напечатаный с конкретной матрицы, где начало массового тиража? - По формальным признакам рядовому покупателю не определить никак. Разделения пластинок по сортам-тиражам в СССР никогда не сущестовало. Само собой это означало, что все отечестенные грампластинки производятся в строгом соответствии с техническими нормами и все до единой удовлетворяют требованиям высококачественного проигрывания на аппаратуре первого и высшего класса.

Некоторый ориентир в понятии первый тираж могут дать данные опубликованые в 1984 году директором Московского опытного завода "Грамзапись". Количество экземпляров первых выпусков новинки определяет тиражная комиссия фирмы, в состав которой входят представители Министерства культуры, Союза композиторов, торговли и других заинтересованных организаций. Тиражи первых пластинок устанавливаются в зависимости от жанра:

оперная, симфоническая, камерная музыка - 3-5 тысяч
русская народная музыка - 5-10 тысяч
национальная музыка народов СССР - 1-2 тысячи
песни советских композиторов, авторские записи эстрадных композиторов - 5-10 тысяч
вокально-инструментальные ансамбли - 10-30 тысяч
наиболее популярные эстрадные программы ("С новым годом", "Для вас, женщины") - до 100 тысяч
литературно-драматические записи - 1-3 тысячи
детские записи - 5-10 тысяч

Последующие тиражи грампластинок всецело определяются торгующими организациями. Фирма работает по системе заказов. Ежеквартально торгующие организации, учитывая покупательский спрос, формируют заказы заводам грампластинок.
Еше техническая информация из первых рук:
С одного лакового диска можно получить 1000 и более матриц. Конечно, пластинки с третьего оригинала получаются лучше по качеству (в основном по шумам), чем пластинки, отпрессованные с пятого оригинала. Проблему можно решить, записывая несколько лаковых дисков с одной программой. Но пока лаковые диски дефицитны (покупаются за валюту).
Начальный уровень шума пластинок -55-57 дБ, и после 50 проигрываний шум возрастает всего на 2дБ.
Над улучшением пластмассы работают постоянно. В Дальнейшем качество ее возрастет в основном за счет введения антистатических добавок, которые снижают уровень шума и запыленность поверхности грампластинок. Пластмасса с антистатиком в первую очередь предназначена для пластинок с записями классической музыки, имеющими большой динамический диапазон (продаются за валюту).

Все лучшее в звукозаписи СССР делалось для издания поизведений классической музыкальной культуры.
Качество записи на любой пластинке зависит от исполнителя, звукорежиссера, студии звукозаписи и остроты использованого при нарезке резца
Авторские исполнительские сборники часто делались из разных студийных записей, качество композиций на одной пластинке будет разным.
Качество печати пластинки зависит от тиража и завода производителя
Остромодная пластинка купленная вами или доверенными лицами по-знакомству или по номенклатурной "выписке", скорее всего раннее издание
Экзотические разовые издания это всегда малые тиражи, короткий производственый процесс.
Если на пластинке указана пара вроде Ленинградская студия грамзаписи - Ленинградский ордена Знак почета завод грапластинок, это наверняка малый тираж.
ВСГ-МОЗГ всегда хорошее и отличное качество не зависимо от цвета этикетки
Все советские диски 60-70х в художественном конверте это ранние тиражи, допечатки продавались в "общих".
С середины 80х редко какие пластинки выходили тиражем более 50тыс. 15тыс экземпляров это уже большой тираж.

Вывод из многочисленых попыток "цветовой диференциации" этикеток Мелодии, такой, что на этом невозможно построить практическую стратегию подбора коллекции:

Не было технических условий какую этикетку на какой тираж клеить, что заказали в типографии, такие и поклеили.
Ни цена ни сортность пластинки никак от этикетки не зависили.
Если градация в этикетках и была, то внутренние правила соблюдали на каждом заводе свои.
Основная масса пластинок 80х годов у всех коллекционеров с красными этикетками, независимо от завода изготовителя.
Для абсолютного большинства мелодиевских изданий никто не видел черных и синих этикеток. Искать их бесполезно.

Гарантий качественого исполнения и звукорежиссуры не дает ни цвет этикетки ни имя завода изготовителя. Но других вариантов издания не существует, мастер лента и матрица с нее далалась одна на всю страну. Какую пластинку сумеете найти в лучшем состоянии, такую и покупайте.

Оценка состояния грампластинок

Mint - свежая, нулевая, хоть и пару раз играная пластинка. Конверт защитным пакетом и с оригинальными вложениями.
NM/ЕХ - хорошее и отличное состояние для аккуратно играных пластинок. Мало заметные следы использования, легкие царапины без слышимых дефектов. Возможны щелчки на вводной дорожке, в паузах заметен повышенный шорох канавки. У конверта пожелтевшая бумага, чистый торец, но есть незначительные следы пользования: потертый углы.
VG - мочалка, хорошо поработавшая пластинка. На лэйбаке следы установки, на поверхности мелкие царапины и потёртости, звучание в целом хорошее, есть редкие шелчки и похрустывание. У конверта стертые корешки и углы, но он не рваный и не мятый.
G/F - убитая, запиленная, пластинка - серая поверхность, царапины и ссадины, сплошные потертости. Формально пластинка все еще воспроизводится (от анг. Good/Fair), но прослушиваются с постоянным потрескиванием и песком, возможны заедания и пропуски дорожки. Конверт с надрывами и существенно изношен.
P/B - никакая вообще - пластинка непригодная для проигрывания. Но даже в таком состоянии раритет представляет собой коллекционную ценность

На практике:

честный VG+ первых изданий лучше чем mint переиздания 80-х на тонкой и паршивой массе.
Sealed - это запечатаные пластинки, купленые без гарантий, это неизвестно что, а скорее всего - производственый брак, предназначеный к уничтожению.
то,что продавцы сегодня EX за mint выдают, это повсеместная практика и особенно развита она на любимом наebay.

Чистка грампластинок

Под "чисткой грамзаписей" не подразумевается цифровая обработка сигналов. Речь пойдет об устаревших, но пока еще эффективных технологиях удаления пыли и грязи с поверхности грампластинки

Нам нужны:

Антистатическая шетка для удаления пыли с пластинки и с иглы.
Рекомендуется для повседневного использования
Жесткая капроновая кисточка и изопропиловый спирт для чистки иглы.
Рекомендуется осматривать и чистить иглу после прослушивания 3-4 пластинок, В зависимости от состояния, конечно.
Раствор для мытья грампластинок. "Классика" это слабый 1:7 раствор изопропилового спирта в дистиллированой воде (из автомагазина или просто хорошо фильтрованой) с капелькой споласкивающего вещества. Это жидкость-смачиватель для фотопленки (Kodak Photo Flo AGFA Agepon) или ополаскиватель для посудомоечной машины (Henkel Somat)

Cтарые сильнозагрязненные пластинки предварительно моют в теплой воде с качественым моющим средством для мытья посуды типа Bagi Шамполиш. Помазком для бритья тщательно промывают поверхности поластинки. Под краном смывают пену и делают финальную промывку в "классическом" растворе. Потом надо стрехнуть капли, обтереть пластинку чистой безворсовой тряпочкой Bagi "Чудо тряпка" и разместить подсохнуть на разложеных газетах. За этикетки не беспокойтесь, они крепкие как правило, их впечатывают в винил горячим способом при шатмповке. Но тереть этикетки без нужды не надо.

Если после контрольного прослушивания на острие иглы образовался плотный серый налет типа инея, значит в звуковых канаках остатки моющих средств. Такой налет всегда остается после мытья пластинок с Ferri. Через несколько прослушиваний игла прочистит канавку, но пока звук даже хороших пластинок будет довольно мутным.

Для контроля чистоты пластинок надо переодически осматривать состояние иглы звукоснимателя в сильное увеличительное стекло.
Да! Изопропиловый спирт применяется, не из экономии, а из-за того, что он в отличие от этилового, растворяет жир и куски сала со старых залапаных пластинок. Щелачные пластинки на 78, никакими спиртами мыть нельзя, этикетки на них вообще мочить нельзя.
И последнее, в совсем уж тяжелых случаях - клей, краска легко отходит с ваткой смоченой растительным маслом. Такую пластинку нужно сразу промыть в моющем растворе

Звукозапись - это процесс сохранения звуковых колебаний в диапазоне 20-20 000 Гц на каком-либо носителе с помощью специальных приборов.

К счастью, многие из нас не лишены слуха и потому могут слышать и шум дождя, и ворчание соседской бабули и раскаты грома, и прочие голоса и звуки окружающего нас мира.

Всевозможные механизмы, способные воспроизводить музыку, появились ещё в средние века. Шарманки, музыкальные шкатулки и даже часы с музыкальным боем - куранты - всё это первые шаги. Но вот до момента, когда стало возможным записать человеческую речь и прослушать её, шагать и шагать пришлось очень долго.

Вплоть до 1877 года, когда Томас Эдисон изобрел звукозаписывающий аппарат - фонограф, впервые позволивший записать звук человеческого голоса.

Принцип работы фонографа

Для механической записи и воспроизведения звука Эдисон применил валики, покрытые оловянной фольгой. Такие фоновалики представляли собой полые цилиндры диаметром около 5 см и длиной 12 см.

В первом фонографе вращение металлического валика осуществлялось с помощью рукоятки. Он с каждым оборотом перемещался в осевом направлении за счет винтовой резьбы на ведущем вале. На валик накладывалась оловянная фольга (станиоль). К ней прикасалась стальная игла, связанная с мембраной из пергамента. К мембране был прикреплен металлический конусный рупор. При записи и воспроизведении звука валик приходилось вращать вручную, не быстрее чем один оборот в минуту.

При вращении валика в отсутствие звука игла выдавливала на фольге спиральную канавку постоянной глубины. Когда же мембрана колебалась, игла вдавливалась в олово в соответствии с воспринимаемым звуком, создавая канавку переменной глубины. Так был изобретен способ "глубинной записи".

В качестве первого опыта звукозаписи Эдисон пропел первую строфу детской песенки "У Мери была овечка". Всё прошло удачно. Сам Эдисон был настолько поражён открытием, что сказал: "Никогда я ещё не был так ошеломлён в моей жизни. Я всегда боялся вещей, которые работают с первого раза ".

В 1885 году американский изобретатель Чарльз Тейнтер (1854-1940) разработал графофон - фонограф с ножным приводом (как у ножной швейной машинки) - и заменил оловянные листы валиков восковой массой. Эдисон выкупил патент Тейнтера, и для записи вместо валиков с фольгой стали применять съемные восковые валики.

В практически неизменном виде фонограф просуществовал несколько десятков лет. Как аппарат для записи музыкальных произведений он перестал выпускаться в конце первого десятилетия 20 века, но еще практически 15 лет использовался в качестве диктофона. Валики к нему выпускались вплоть до 1929 года.

Эпоха дисков

В 1887 году, 26 сентября, Эмиль Берлинер получил патент на изобретение граммофона. От эдисоновского фонографа устройство отличалось тем, что восковые валики были заменены пластинками. причём с них можно было делать копии.

Старейшей грампластинкой в мире теперь считается звукозапись, которая была сделана в 1860 году. Она была обнаружена 1 марта 2008 года в парижском архиве и её даже сумели воспроизвести. Это звуковая запись народной песни, сделанная французским изобретателем Эдуардом-Леоном Скоттом де Мартенвилем с помощью устройства, в 1860 году называвшегося им "фоноавтограф".

Длительность записи составляет всего лишь 10 секунд и представляет собой отрывок из французской народной песни. Фоноавтограф процарапывал звуковые дорожки на листе бумаги, вычерненном дымом от масляной лампы.

Пластинки пережили несколько этапов своей истории. Вот некоторые любопытные факты.

  • Первые пластинки имели диаметр 6,89 дюймов и назывались пластинками 7 дюймов (7") или 175 мм. Это старейший стандарт и появился он на заре развития звукозаписи: в начале 1890-х годов. В первые лет 20 своего существования грампластинки имели высокую скорость вращения и большую толщину дорожки. Это отражалось на длительности звучания - всего навсего 2 минуты на одной стороне.
  • В 1903 году, благодаря разработкам фирмы "Одеон", грампластинки стали двусторонними. В этом же году стали появляться и пластинки другого диаметра: первые 11,89 или 12 дюймовые (12″) грампластинки диаметром 300 мм. До начала 10-х годов 20 века на них выпускали в основном отрывки из произведений музыкальных классиков: на них помещалось в общей сложности до пяти минут звучания.
  • Третьим, наиболее популярным, стал размер 10 дюймов (10") или 250 мм. На этих пластинках помещалось в полтора раза больше материала, чем на стандартную в семидюймовую. Вот только долговечностью они не отличались и порой, чтобы продлить жизнь любимых произведений, на некоторые пластинки записывали с обеих сторон одну и ту же дорожку.

20-е годы прошлого века - первая революция в мире грамзаписи. Именно тогда вместо записи через рупор стали пользоваться электроакустическим методом - записывать через микрофон. За счёт уменьшения искажений частотный диапазон расширился с 150-4000 до 50-10000 Гц.

Следующим прорывом стал выпуск так называемых "долгоиграющих" пластинок. Сделала это в 1948 году крупнейшая по тем временам и одна из старейших фирм грамзаписи в США "Columbia". Долгоиграющие пластинки предназначались для электроакустического воспроизведения с помощью электропроигрывателей, электрофонов, а впоследствии и более компактных радиол.

Полоса записываемых частот была в очередной расширена: от 50 до 16 000 Гц, тембр звука полностью сохранялся, а кроме этого динамический диапазон записи увеличивался до 50-57 дБ, снизился уровень шумов.

В СССР первая долгоиграющая грампластинка была выпущена в 1953 году. В том же году в мире появились долгоиграющие пластинки (33 об/мин) с переменным шагом записи, позволившие увеличить длительность записи ещё на 30 %. В СССР такие пластинки стали выпускаться только с 1956 года.

Сегодня электропроигрыватели уже не выпускают, да и пластинки пачками выносят на улицу, как ненужный хлам или просто сдают в какой-нибудь музей. Остаётся надеяться, что хотя бы в музеях они будут сохранены как можно дольше и будущие поколения смогут познакомиться с этим этапом развития звукозаписи не только по картинкам.


Когда изначально мне в голову пришла мысль посвятить материал её величеству грампластинке, я и не предполагал, что разматывая клубок истории наткнусь на такое обилие захватывающей информации. Ведь в этом мире все взаимосвязано, одно вытекает из другого, а с момента появления первых прототипов теперешних диджейских игрушек минуло уже более сотни лет. История существования волшебного хранителя звуков тесно переплетается и с аппаратами по извлечению оного. Оказалось, что технологическое развитие продолжалось практически все то время, что существует само понятие пластинки. И тут в плане раскрытия темы просто поле непаханое (нами до сих пор), поэтому постараюсь быть в меру сил краток, иначе размер материала грозит оказаться неприлично большим.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

Начнем с азов – вдруг кто-то еще не в курсе, каким образом на шершавом кругляше хранится звук. Прежде чем пластинка станет тем, что мы привыкли видеть (а сейчас, может быть, уже есть и те, кто не видел ни разу), она представляет из себя заготовку с гладкой как коленка поверхностью, или, если угодно, непаханое поле. И только после того, как её вспашут на специальном устройстве, она приобретает особенность радовать нас полюбившимися мелодиями.

Звуковая дорожка представляет собой туго скрученную спиральную канавку с неровными краями, настолько мелкую, что подробности рассмотреть удастся только хорошо вооруженным глазом. Кстати размер канавки является основным отличием старых и новых пластинок, а также главным фактором, определявшим время их звучания. В процессе нарезки сходящейся к центру заготовки спирали резец колеблется в соответствии со звуком, который впоследствии должна издавать пластинка. При воспроизведении игла трясется по пролетающим мимо неё колдобинам дорожки и в результате получается звук. Причем никаких хитроумных преобразований, кроме банального усиления сигнала в этом случае не требуется.

Чтобы убедиться в этом, можно произвести достаточно варварский, но зато весьма наглядный тест. Лучше всего это делать не с современными пластинками, они слишком нежны и не исключено, что получат в результате смертельные раны. Однажды в детстве мне стало любопытно, неужели такой складный звук получается от банальной тряски по множеству мельчайших ухабов. Запустив пластинку, я вместо иглы звукоснимателя поставил на дорожку палец, зацепившись за неё ногтем. Помимо "тишины в студии", операция, конечно, требует собранности и грамотной балансировки силы нажатия. В принципе, если бы у меня тогда были рядом зубочистки, особенно деревянные, я бы воспользовался ими. И каково же было мое удивление, когда я услышал, пусть и очень тихо и в неважном качестве, ту же самую мелодию, что минуту назад раздавалась из динамика проигрывателя.

РОЖДЕНИЕ ПЛАСТИНКИ

Это работало, и это было волнительно. Можно себе представить чувства Эдисона, когда его эксперимент по записи голоса на оловянную фольгу через хитроумный рупор увенчался успехом. А ведь им двигало голое любопытство. Просто, работая на телеграфе, он обратил внимание, что при считывании информации с быстро движущейся перфоленты контакты аппарата, скользя по ее дырочкам, издавали звуки разной высоты. Тут я вынужден слегка окунуться в глубины истории и небольшое количество технических подробностей. Впрочем, совсем без них в любом случае не обошлось бы, иначе эволюцию пластинки не осознать.

Итак, аппарат, получивший название фонограф, родился в 1877 году и тогда вместо пластинки был валик. При колебании находящейся под рупором мембраны, связанная с ней игла вибрировала и выписывала по олову канавку переменной глубины в соответствии с воспринимаемым звуком. Так был изобретен способ "глубинной записи".

В том же самом году по эту сторону океана некий Шарль Кро подал во Французкую Академию наук документы на изобретение, надеясь после этого получить под дальнейшую разработку деньги и довести её до ума. К сожалению заявка пролежала нераскрытой до того самого момента, когда в декабре пришло известие об открытии Эдисона. Не вдаваясь в подробности надо сказать, что метод Кро по замыслу был технически более совершенным. Также стоит добавить, что оба исследователя лишь развили существовавший "немой" метод звукозаписи. Аппарат известный за 20 лет до их открытий назывался "фотоавтограф" и аналогичным способом оставлял след звука на закопченной бумаге. Баловство - не более. Ведь воспроизвести такой звуковой автограф было невозможно.

Недостаток метода Эдисона был в его "вертикальности". При воспроизведении дорожка подвергалась повышенным нагрузкам на "ухабах" и как следствие быстро деформировалась. В методе Кро колебания записывались в горизонтальной плоскости на круглую пластину, и именно таким способом идеи обоих первопроходцев развил десятью годами позже Эмиль Берлинер. В результате 26 сентября 1887 года он получил патент на устройство "граммофон". Еще пять лет ушло на разработку носителя звука. Самые первые образцы изготавливались из эбонита.

АЗИЯ НАМ ПОМОЖЕТ, ИЛИ БУКАШКА СПАСАЕТ ГРАМПЛАСТИНКИ

И тут мы вплотную подошли к появлению самой настоящей пластинки в том виде, в котором она прослужила человечеству вплоть до середины прошлого века застав даже своих долгоиграющих собратьев. Как вы понимаете, основная проблема была в подходящем материале, и пробовались разные варианты, пока в итоге не остановились на композите на основе шеллака. Решение было не из самых дешевых, поскольку шеллак представлял из себя воскоподобное вещество, вырабатываемое тропическими насекомыми из семейства лаковых червецов, которые обитают в юго-восточной Азии. Однако ничего более подходящего по качеству на научных горизонтах еще долго не появлялось. Параллельно с шеллачными какое-то время существовали целлулоидные диски, но они заметно отличались уровнем шума – не в лучшую сторону.

ОТЧИСЛЕНИЕ ЗВУКА ИЗ СБОРНОЙ МИРА ПО ПЛАВАНИЮ

В первой четверти прошлого века скорости выпускаемых грампластинок колебались в диапазоне 74-82 оборота в минуту, что было связано с несовершенством механических пружинных граммофонов. Таким образом при прослушивании звук сплошь и рядом "плавал", что не добавляло комфорта. Лишь в 1925 году, когда в механизме проигрывателей стали использовать электрический синхронный двигатель появился первый стандарт скорости. Правда и он слегка отличался по разные стороны океана. Привязка осуществлялась к частоте подаваемого электропитания (60 или 50 Герц) и зависящей от неё оборотистости синхронного электромоторчика, который приводил механизм в движение. В Штатах скорость равнялась 78,26 rpm (мотор делал 3600 оборотов через понижающий с соотношением 46:1 редуктор), в Европе 77,92 (3000 с понижением 38,5:1).

СТРОБОСКОП ПОМОГАЕТ ЗВУКУ РАЗУЧИТЬСЯ "ПЛАВАТЬ"

С возникновением стандартов появилась необходимость и точной настройки проигрывателей на них. Для этого был применен эффект стробоскопа. Многие из вас наверняка обращали внимание на крутящиеся колеса велосипеда и проезжающего мимо автомобиля, или на худой конец вращающиеся лопасти вертолета. И наверняка вы хоть раз замечали забавный эффект, когда мелькающие перед вами "спицы" в один прекрасный момент как будто застывают. Происходит это, когда частота вращения находится в некоторой пропорции с возможностями вашего глаза, воспринимающего строго определенное количество кадров в секунду.

Оказалось, что если на "яблоко" пластинки (информационную наклейку в её центре) нанести по окружности 77 равноудаленных черточек, то при освещении от сети с частотой 50 герц они "замрут" при достижении правильной скорости "блином" (вращающейся основой, на которую кладется пластинка). Для 60-герцового освещения, на яблоко наносится 92 линии. Впоследствии аналогичный механизм настройки скоростей все чаще начал появляться на боковой части "блина", подсвечиваемой специальной лампочкой.

ИНОГДА ДЕЛО ТОЛЬКО В РАЗМЕРЕ - У КОГО БОЛЬШЕ ДЮЙМОВ, ТОТ ИГРАЕТ ДОЛЬШЕ

Теперь поговорим о длительности звуковой дорожки. Самые первые пластинки имели диаметр 7 дюймов (реально 6,89) или 175 миллиметров (у нас такие называли "миньоном"). Это самый древний из стандартов такого рода, он появился еще в 90-х годах позапрошлого века. Если вы сейчас в каком-нибудь каталоге грампластинок увидите напротив интересующего вас названия надпись 7" single или какое-то иное число перед знаком ", то это именно обозначение диаметра в дюймах. Если к не столь впечатляющему размеру добавить высокую скорость вращения и приличную толщину тогдашней дорожки, то мы получим примерно 2 минуты звучания одной стороны. При этом пластинки стали двусторонними не с самого момента появления, а только с 1903 года благодаря разработкам фирмы "Одеон". В этом же году появились первые 12" диски (реально 11,89", или 300 мм). Именно пластинки этого форм-фактора наиболее привычны теперь нашему глазу (в некоторых странах изредка выпускались варианты на два миллиметра больше положенного). В стародавние времена на них в основном выпускали отрывки из опер и классических произведений, так как на одну сторону можно было уместить до пяти минут звучания.

Третьим наиболее популярным форм-фактором стал размер 10" (250 мм). Эти пластинки начали активно завоевывать популярность с 1910 года. Еще бы, на них помещалось в полтора раза больше развлекалова, чем на стандартную семерку. Однако в любом случае радость обладания пластинками в то время омрачал тот факт, что они достаточно быстро теряли свои потребительские качества. Аппаратура механического съема звука достаточно жестко обходилась с дорожкой. Звукосниматель весил до 130 грамм, а стальные иглы приходилось менять после каждого проигрывания стороны. Борьба "верхов" и "низов" шла не на жизнь, а на смерть. Чтобы хоть как-то продлить жизнь любимых мелодий, на некоторые пластинки записывали с обоих сторон одну и ту же дорожку.

ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ ВСЕЙ ЗВУКОЗАПИСИ

Качественный скачок произошел в конце 20-х годов, когда вместо механоакустического способа записи через рупор, стали пользоваться электроакустическим – через микрофон. За счет уменьшения искажений резко повысилось качество звука и его частотный диапазон поднялся с 150-4000 Герц до 50-10000. Сократился и вес звукоснимателя. Теперь он весил не более 80 граммов. Тем не менее, вскоре назрел кризис в связи с началом распространения магнитофонов, которым пластинки по длительности воспроизведения в подметки не годились.

В 1931 году английский физик Блюмлейн предложил способ стереозаписи в одной канавке, но низкий технический уровень того времени не позволил осуществить задуманное. В тех же 30-х появилось понятие "альбом" в привязке к грампластинкам. Поскольку практически на каждой из них находилось по одной единственной композиции на стороне, часто они продавались не только в бумажных конвертах, но и в картонных или кожаных коробках, куда их помещалось несколько штук. Из-за внешнего сходства таких коробок с фотоальбомами, их стали называть record albums.

Следующий эволюционный этап наступил по окончании второй мировой войны. В 1948 году крупнейшая фирма грампластинок "Колумбия" разработала новую систему записи "долгоиграющих" пластинок, для чего был создан специальный полимерный материал винилит (отечественные диски изготовлялись из полихлорвинила). Долгоиграющие пластинки за счет использования уплотненной записи с микроканавками, ставшими раза в три уже, и снижения скорости проигрывания до 33 1/3 оборотов в минуту позволяли записывать произведения, длительность которых достигала 30 минут для одной стороны. Одновременно снизился уровень шума, а частотный диапазон расширился до 16000 Гц. Кроме того, пластинка стала небьющейся. То есть, при желании разбить можно было и её, но даже если метнуть такую пластинку в стену, она не каждый раз рассыпалась на куски, а спружинив, норовила отомстить зазевавшемуся метателю.

На следующий год фирма RCA разработала собственный альтернативный стандарт грампластинки диаметром 175 мм с большим центральным отверстием и скоростью вращения 45 об/мин. Наибольшее применение они нашли в качестве носителей для проигрывания на музыкальных автоматах.

Все три стандарта просуществовали какое-то время параллельно. 78-е пластинки в большинстве стран сошли на нет в 50-х годах. В Индии они выпускались и в 60-х, и даже в 70-х некоторые записи для детей выходили в этом формате.

В 1950-м году появились первые образцы винила с переменным шагом записи, что позволило увеличить время воспроизведения еще на 30%. Как вы понимаете, стандарт 33 и одна треть был наиболее симпатичен конечному потребителю из-за длительности воспроизведения. Такие пластинки стали называть Long Play или сокращенно LP. На кругляши конкурентов влезало существенно меньше. Соответственно, в зависимости от содержимого сорокапятки (не путать с легкой пушкой времен 2-й мировой) использовались названия Single, Maxi-Single или Extended Play (EP). Потолком этого формата стала длительность в 25 минут. Не стоит думать, что не было иных вариантов исполнения диска. История винила знает и отличающиеся от перечисленных скорости и значительно более богатый выбор размеров, но об этом в следующий раз. Буйства фантазии производителей винилов хватит на еще одну статью о всевозможном нестандарте в этой области.

ДВА КАНАЛА В ОДНОЙ КАНАВЕ

Последний революционный этап на пути превращения пластинок в то, что мы знаем сейчас, произошел в 1958 году. В одной канавке было сведено два звуковых канала и два принципа нарезки. Если сказать упрощенно, игла ловила вибрации и вертикально (правый канал) и горизонтально (левый канал) Фактически же края канавки наклонились на 45 градусов каждый. В лабораториях и после этого исчерпывающего достижения пытались выяснять, что же еще можно выжать из куска винила.

НЕПРИЖИВШИЕСЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

В 1971 году появились первые квадрофонические системы, в которых с винила снимался четырехканальный звук. Эффект достигался за счет разницы фаз накладываемых на один "борт" дорожки сигналов. Как водится и тут не обошлось без конкуренции. Системы были представлены фирмами CBS и Sansui и назывались весьма занятно – SQ и QS соответственно. Однако, коммерческий успех повернулся спиной к обоим. Судя по всему, стоимость стала основным камнем преткновения, ибо в данном случае воспроизводящему аппарату помимо механической чувствительности требовались неслабые аналоговые мозги. Как бы то ни было их усилия не пропали даром, ведь именно эти разработки стали предшественниками системы surround sound и современных домашних кинотеатров.

С конце 70-х активно развивалась считывающая диски аппаратура, чтобы минимизировать любой возможный вред, наносимый звукоснимателем дорожке. К этому моменту уже давно существовали иглы, позволявшие прокрутить под собой одну и ту же пластинку до двух тысяч раз. Вес звукоснимателя уменьшился до двух-пяти грамм. Японская фирма ELPJ пробовала в 1990-х годах, когда компакт-диск уже теснил винил по всем фронтам, считывать звук лазером. Однако пыль в этом деле оказалась непреодолимой преградой – сколько ни протирай поверхность, полностью от неё не избавишься, а лазер читающий пыльный трек и звук выдает соответствующий.

CD - ТРУДНЫЙ ВИНИЛ

История обычно развивается по спирали и в случае с CD можно сказать, что это качественно новое решение идеи самого первого фонографа. Тут тоже есть спиральная дорожка и вертикальные впадинки с бугорками. Только вот механизмы интерпретации записанной таким способом информации претерпели поразительные метаморфозы, да размеры уменьшились. Зато, если захочется, его можно точно так же испортить ногтем, правда в этот раз звука мелодии вы уже не услышите.

Гра̀мпласти́нка (от граммофонная пластинка , чаще просто пластинка ) - аналоговый носитель звуковой информации - диск , на одной или на обеих сторонах которого нанесена непрерывная спиральная канавка (дорожка), форма которой модулирована звуковой волной. Долгое время (примерно с конца XIX и до конца XX века) была самым популярным носителем музыкальных записей, недорогим, пригодным для массового тиражирования, обеспечивающим высокое качество звукозаписи и пригодным для воспроизведения на относительно простой и дешевой аппаратуре.

Для «проигрывания» (воспроизведения звука) грампластинок используются специально предназначенные для этой цели аппараты: граммофоны , патефоны , в дальнейшем - электропроигрыватели и электрофоны .

Главным достоинством грампластинки являлось удобство массового тиражирования путём горячей прессовки , кроме того, грампластинки не подвержены действию электрических и магнитных полей. Недостатками грампластинки являются подверженность температурным изменениям и влажности, механическим повреждениям (появление царапин), а также неизбежный износ при постоянном использовании (снижение и потеря аудиохарактеристик). Кроме того, грампластинки обеспечивают меньший динамический диапазон , чем более современные форматы хранения звукозаписей .

Типы пластинок

Жёсткие пластинки

Сам по себе термин «жёсткие» применительно к грампластинкам используется редко, потому что обычно под грампластинками, если нет уточнений, подразумеваются именно такие. Ранние грампластинки чаще всего называют «шеллачными » (по материалу изготовления), или «патефонными » (по распространённому устройству для их проигрывания). Шеллачные пластинки - толстые (до 3 мм), тяжёлые (до 220 г) и хрупкие. Прежде чем проигрывать такие пластинки на относительно современных электрофонах , необходимо убедиться, что их тонарм снабжён сменной головкой или поворотной иглой с маркировкой «78», а диск проигрывателя может вращаться на соответствующей скорости.

Патефонные пластинки необязательно сделаны именно из шеллака - по мере развития технологий их стали изготавливать из синтетических смол и пластмасс. В СССР в 1950 году появились пластинки на 78 об/мин из полихлорвинила, на них делали пометки «ПХВ» и «Бесшеллачная». Последняя «бьющаяся» шеллачная грампластинка была выпущена на Апрелевском заводе в 1971 г.

Но обычно под виниловыми пластинками подразумеваются более поздние, рассчитанные на воспроизведение на электропроигрывателях, а не механических граммофонах , и на скорость вращения 33⅓ об/мин или (реже) 45 об/мин.

Гибкие пластинки

Имеются редкие пластинки-приложения, которые вкладывались в компьютерные журналы в конце 1970-х годов и на которых были записаны компьютерные программы (в дальнейшем, до массового распространения дискет , для этих целей использовались компакт-кассеты). Этот стандарт пластинок назывался Floppy-ROM , на такую гибкую пластинку при скорости вращения 33⅓ об/мин вмещалось до 4 КБ данных.

Гибкие пластинки, на которых записывалась эстрадная музыка, были широко распространены в СССР. Они отличались небольшим размером и обычно вмещали всего 4 песни - по 2 на каждой стороне.

Гибкими пластинками также являются записи на старых рентгеновских снимках ("музыка на ребрах").

Также ранее выпускались гибкие пластинки-открытки . Такие сувениры отправлялись по почте и содержали помимо записи рукописные поздравления. Они встречались двух разных видов:

  • Состоявшие из гибкой пластинки прямоугольной или круглой формы с односторонней записью, скреплённой с полиграфической карточкой-основой с отверстием в центре. Как и гибкие пластинки, они имели ограниченный рабочий диапазон частот и время звучания;
  • Дорожки пластинки пропечатывались на лаковом слое, покрывающем фотографию или открытку. Качество звука было ещё ниже, чем на гибких грампластинках (и основанных на них открытках), долго такие пластинки не хранились из-за коробления и пересыхания лака. Зато такие пластинки могли быть записаны самим отправителем: существовали рекордеры , увидеть один из которых в работе можно в фильме «Карнавальная ночь ».

Сувенирные и декоративные пластинки

Привычный цвет грампластинок - чёрный , но выпускаются и разноцветные. Существуют также грампластинки, где под прозрачным слоем с дорожками находится красочный слой, повторяющий рисунок конверта или заменяющий информацию на нём (как правило, это дорогостоящие коллекционные издания). Декоративные пластинки могут быть квадратными, шестиугольными, в виде диска для циркулярной пилы, в форме животных, птиц и т. п.

Кустарные пластинки. «Музыка на рёбрах»

Стереопроигрыватели могут воспроизводить и монофонические записи, в этом случае они воспринимают их как два одинаковых канала.

В ранних экспериментах по записи стереосигнала на одну дорожку пробовали совместить более традиционную поперечную и глубинную записи: один канал формировался на основе горизонтальных колебаний иглы, а другой - на основе вертикальных. Но при таком формате записи качество одного канала существенно уступало качеству другого, и от него быстро отказались.

Большинство стереофонических пластинок записано при частоте вращения 33⅓ об/мин при ширине звуковой дорожки 55 мкм. Ранее (особенно в ряде стран за пределами СССР) широко выпускались пластинки с частотой вращения 45 об/мин. В США были особенно популярны их компактные варианты, предназначенные для использования в музыкальных автоматах с автоматической сменой или выбором пластинки. Они были пригодны и для воспроизведения на бытовых проигрывателях. Для записи речевых программ выпускались грампластинки с частотой вращения 8⅓ об/мин и длительностью звучания одной стороны до полутора часов. На территории СССР такие пластинки не встречались, как, впрочем, и музыкальные автоматы

Стереопластинки существуют трёх диаметров: 175, 250 и 300 мм, что обеспечивает среднюю продолжительность звучания одной стороны (при 33⅓ об/мин) 7−8, 13−15 и 20−24 минуты. Длительность звучания зависит от плотности нарезки. На одну сторону плотно нарезанной пластинки можно уместить до 30 минут музыки, но игла на таких пластинках может прыгать и вообще будет неустойчива. Также грампластинки с уплотнённой записью быстрее изнашиваются по причине более узких стенок канавок.

Квадрофонические пластинки

На квадрофонических пластинках записана информация на четырёх (двух фронтальных и двух тыловых) аудиоканалах, что позволяет передать объём музыкального произведения. Данный формат получил некоторое, довольно ограниченное, распространение в 1970-х годах. Количество альбомов, выпущенных в таком формате, было весьма невелико (к примеру, была выпущена квадроверсия знаменитого альбома рок-группы Pink Floyd «Dark Side of the Moon » 1973 года), а их тиражи ограничены - это было связано с необходимостью применения для их воспроизведения малораспространённых и дорогостоящих специальных проигрывателей и усилителей на 4 канала. К 1980-м годам данное направление было свёрнуто.

Изготовление

Звук с помощью специальной аппаратуры преобразуется в механические колебания резца (чаще всего сапфирового), который нарезает на слое материала концентрические звуковые дорожки . На заре грамзаписи дорожки нарезались на воске, впоследствии - на фонографической фольге, покрытой нитроцеллюлозой, в дальнейшем фонографическая фольга была заменена медной фольгой. В конце 70-х годов фирмой Teldec была разработана технология DMM (Direct Metal Mastering), согласно которой дорожки формируются на тончайшем слое аморфной меди, покрывающем идеально ровную стальную подложку. Это позволило значительно повысить точность воспроизведения записанного сигнала, что привело к заметному улучшению качества звучания фонографических записей. Данная технология применяется и по сей день.

С полученного таким образом диска при помощи гальванопластики в несколько последовательных этапов получают необходимое количество никелевых копий как с позитивным, так и с негативным отображением механической фонограммы. Изготовленные на последнем этапе негативные копии, которые служат основой в процессе прессования виниловых пластинок, называют матрицами; все промежуточные никелевые копии принято называть оригиналами.

Изготовление оригиналов и матриц осуществляется в гальваническом цехе. Электрохимические процессы ведутся в многокамерных гальванических установках с автоматическим ступенчатым регулированием электрического тока и времени наращивания никеля.

Детали пресс-форм изготавливаются на станках с ЧПУ и проходят высокотемпературную пайку в вакуум-печах по специальной технологии. Сами пресс-формы обеспечивают высокую равномерность температурного поля на формующих поверхностях, малую инерционность температурного режима, а значит, и высокую производительность. С помощью одной пресс-формы можно изготовить десятки тысяч грампластинок.

Материал для изготовления современной грампластинки - это особая смесь на основе сополимера винилхлорида и винилацетата (поливинилхлорида) с различными добавками, необходимыми для придания пластмассе необходимых механико-температурных свойств. Высокое качество смешения порошкообразных компонентов достигается использованием двухстадийных смесителей с горячим и холодным смешением.

История

Самым примитивным прообразом грампластинки можно считать музыкальную шкатулку , в которой для предварительной записи мелодии используется металлический диск, на который нанесена глубокая спиральная канавка. В определённых местах канавки делаются точечные углубления - ямки, расположение которых соответствует мелодии. При вращении диска, приводимого в движение часовым пружинным механизмом, специальная металлическая игла скользит по канавке и «считывает» последовательность нанесённых точек. Игла скреплена с мембраной, которая при каждом попадании иглы в канавку издаёт звук.

Старейшей грампластинкой в мире теперь считается звукозапись, которая была сделана в 1860 году. Исследователи из группы изучения истории звукозаписи First Sounds обнаружили её 1 марта 2008 года в парижском архиве и смогли проиграть звуковую запись народной песни, сделанную французским изобретателем Эдуаром Леоном Скоттом де Мартенвилем с помощью устройства, в 1860 году называвшегося им «фоноавтограф ». Её протяжённость составляет 10 секунд и представляет собой отрывок из французской народной песни. Фоноавтограф процарапывал звуковые дорожки на листе бумаги, вычерненном дымом от масляной лампы .

В 1877 году французский учёный Шарль Кро впервые научно обосновал принципы записи звука на барабан (или диск) и его последующего воспроизведения. В этом же году, а именно - в середине 1877 года, молодой американский изобретатель Томас Эдисон изобрёл и запатентовал прибор фонограф , в котором звук записывается на цилиндрическом валике, обёрнутом оловянной фольгой (или бумажной лентой, покрытой слоем воска) при помощи иглы (резца), связанной с мембраной; игла вычерчивает на поверхности фольги винтовую канавку переменной глубины. Его фонограф с восковым валиком не получил широкого распространения ввиду сложности копирования записи, быстрого изнашивания валиков и плохого качества воспроизведения.

В 1892 году был разработан способ гальванического тиражирования с позитива цинкового диска, а также технология прессования грампластинок из эбонита при помощи стальной печатной матрицы. Но эбонит стоил довольно дорого и в скором времени был заменен композиционной массой на основе шеллака - воскоподобного вещества, вырабатываемого тропическими насекомыми из семейства лаковых червецов, обитающих в юго-восточной Азии. Пластинки стали качественней и дешевле, а значит, доступнее, но их главным недостатком была малая механическая прочность - по хрупкости они напоминали стекло. Шеллачные пластинки выпускались до середины XX века, пока не были вытеснены ещё более дешёвыми - из поливинилхлорида («винил») .

Одной из первых настоящих грампластинок была пластинка, выпущенная в 1897 году фирмой Victor в США.

Первая революция

Первые серийные пластинки имели диаметр 6,89 дюймов (175 мм) и назывались 7-дюймовыми. Этот старейший стандарт появился ещё в начале 1890-х годов. Обозначаются такие грампластинки как «7″», где «″» - знак дюйма. В начале своей эволюции грампластинки имели высокую скорость вращения и большую ширину дорожки, что значительно снижало длительность звучания - всего 2 минуты на одной стороне.

Двусторонними грампластинки стали в 1903 году, благодаря разработкам фирмы «Одеон». В этом же году появились первые 12-дюймовые (12″) грампластинки реальным диаметром 11,89″ (300 мм). До начала 1910-х годов на них выпускали в основном отрывки из произведений музыкальных классиков, так как на них помещалось в общей сложности до пяти минут звучания.

Третьим, наиболее популярным, стал размер 10 дюймов (10"), или 250 мм. На таких пластинках помещалось в полтора раза больше материала, чем на стандартную 7-дюймовую.

Три основных типоразмера пластинок - 12″, 10″ и 7″ - традиционно называются «гигант », «гранд » и «миньон », соответственно.

«Жизнь» первых пластинок была недолгой - звукосниматель весил более 100 граммов и быстро изнашивал дорожку. Стальные иглы необходимо было менять после каждого проигрывания стороны, чем иногда пренебрегали, и при использовании уже играных игл пластинка портилась ещё быстрее. Иногда, чтобы продлить жизнь любимых произведений, на некоторые пластинки записывали с обеих сторон одну и ту же дорожку.

В 1930-х годах пластинки выпускались с одной композицией на одной стороне, и часто один концерт одного исполнителя продавался комплектом пластинок по несколько штук, обычно в картонных или, реже, кожаных коробках. Из-за внешнего сходства таких коробок с фотоальбомами их стали называть record albums («альбомы с записями»).

Вторая революция

С появлением долгоиграющих грампластинок с частотой вращения 45 и 33⅓ об/мин стали сокращаться тиражи обычных патефонных (78 об/мин), и в конце 1960-х годов их производство свернули окончательно (в СССР последняя патефонная пластинка выпущена в 1971 году).

В определённых областях виниловые долгоиграющие стереофонические грампластинки диаметром 30 см (англ. LP ) используются до сих пор:

  • для диджейской работы и экспериментов в области звука;
  • поклонниками данного вида звукозаписи (в том числе аудиофилами);
  • любителями старины и коллекционерами.

На современных пластинках, предназначенных для диджеев , на одну сторону «нарезается» около 12 минут музыки - в этом случае расстояние между канавками значительно больше, пластинка более износоустойчива , не боится царапин и неосторожного обращения.

Рост производства грампластинок в начале XXI века

Развитие индустрии получило неожиданное продолжение в начале XXI века . По данным RIAA , продажи винила после снижения в 2005 году вновь показывают достаточно устойчивый рост .

Начиная с 2006 года продажи виниловых пластинок растут каждый год: так, в 2007 г. рост продаж составил 37 %, и это на фоне 20 % спада продаж компакт-дисков в том же году. По оценкам одной из крупнейших американских исследовательских компаний Nielsen SoundScan, в 2009 году только в США было продано 2 млн виниловых пластинок ; в 2012 году там было продано уже 4,6 млн грампластинок, что на 17,7 % больше, чем в 2011 году .

В 2013 году продажи в США составили 6,1 миллиона пластинок. Кроме США, эффект был заметен в Великобритании и Австралии . Грампластинки по-прежнему составляют незначительную часть рынка музыкальных записей (2 % в США в 2013 году против 57 % для компакт-дисков).

В продажах грампластинок играет роль как ностальгия (в 2010 году лидером продаж был альбом Битлз Abbey Road), так и неясные другие факторы: первые два места в 2013 году заняли новые альбомы Random Access Memories (Дафт Панк) и Modern Vampires of the City (Vampire Weekend). Теории новой популярности грампластинок включают как желание слышать более «богатый» и «тёплый» звук, так и сознательное отрицание цифрового мира .

Кроме того, немаловажную роль в «виниловом ренессансе» играет городская легенда о том, что современные дешевые проигрыватели компакт-дисков плохо воспроизводят звук . На самом деле, 16-битное квантование , используемое в компакт-дисках, значительно превосходит качество грампластинок (эквивалентное примерно 11 битам для наиболее качественной штамповки ).

Грампластинка как элемент культуры

Бартманский и Вудвард объясняют продолжающуюся притягательность грампластинок нетехническими причинами:

  • изменчивость смысла, позволяющая разным группам слушателей вкладывать в пластинки свои ассоциации;
  • чувства преемственности, достоверности и «клёвости (англ.) русск. ». Так, поскольку большое количество значимых для аудиофилов альбомов было первоначально выпущено на грампластинках, прослушивание их в этом виде создаёт ощущение сопричастности;
  • неидеальность и не-массовость, вытекающая из процессов производства и хранения грампластинок. Хрупкость грампластинок становится их преимуществом, если интерпретируется как чисто человеческая слабость, в отличие от безличных цифровых записей, которые можно скопировать или удалить нажатием нескольких клавиш;
  • механические ограничения проигрывателей, поощряющие групповое и ритуалистическое прослушивание.

Рынок грампластинок

Можно выделить два основных рынка грампластинок: первичный и вторичный.

В начале XXI века на первичном рынке основными покупателями являются диджеи и аудиофилы , предпочитающие музыку на аналоговых носителях. Именно темпы развития данного сегмента наиболее интересуют звукозаписывающие компании, его статистика представлена выше.

Дорогие коллекционные пластинки производятся на так называемом «тяжёлом» виниле, такая пластинка действительно тяжёлая и весит 180 граммов, такие пластинки обеспечивают больший динамический диапазон . Качество штамповки и самого материала таких пластинок выше, чем на обычном виниле.

Вторичный рынок представляет собой торговлю бывшим в употреблении винилом. В этом сегменте происходит торговля коллекционными экземплярами и частными коллекциями винила. В настоящее время стоимость особо раритетных пластинок может превышать несколько тысяч долларов.

Особым вниманием коллекционеров традиционно пользуются первые выпуски (first press) пластинок (за их считающееся лучшим звучание), а также пластинки, выпущенные ограниченным тиражом, различные коллекционные издания.
Основными местами торговли являются интернет-аукционы , а также локальные магазины подержанного музыкального товара.

Так как сейчас значительная часть торговли ведется через Интернет , и покупатель не может непосредственно оценить качество предлагаемого товара (от чего крайне существенно зависит как качество звучания, так и его цена), то продавцами и покупателями используются несколько различных систем оценки виниловых пластинок.



В продолжение темы:
Android

Популярная социальная сеть ВКонтакте позволяет находить новых друзей и держать контакт со всеми близкими. Помимо этого, каждый пользователь может делиться собственными...