Ламповый усилитель мощности звука. Мощный ламповый усилитель

Глядя на внушительные четырёхзначные ценники ламповых усилителей звука можно предположить, что самостоятельная сборка подобного устройства связана с большими расходами. Однако используя стандартные телевизионные лампы (которые даже новые продают по 1-2 доллара) и унифицированные трансформаторы, можно создать ламповый УНЧ вполне приличного уровня.

Самая сложная и трудоёмкая часть конструкции - это металлический корпус. Шасси выгнул из корпуса старого тюнера. Плюс заключался в том, что меньше дырок нужно сверлить. В качестве силового трансформатора использовал . Выходные трансформаторы - из двух ТВЗ-1-9 на канал. На другом канале ТВЗ-1-9 и ТВЗ-3Ш. Подробнее про читайте тут. Играет очень не плохо, по крайней мере намного лучше, чем на недорогих микросхемах или на транзисторах. К сожалению, еще одного фирменного лампового УНЧ нету - сравнить нет с чем.


По расходам усилитель звука получился копеечный - купил только диоды в блок питания, а все остальное нашёл в сарае. В общем неплохой аппарат за такие деньги!


Позже захотелось подключить индикатор звука на 6Е5С. Нашёл вот такую схему:


Спаял этот "кошачий глаз". Работает, причём довольно красиво смотрится.


Сам собран на несущем шасси. А корпус изготовил выпилил лобзиком из ДСП. Потом все детали соединил с помощью самонарезных винтов и клея. В местах закрутки самонареза надо было предварительно просверлить отверстие сверлом диаметром 2мм, иначе лопалось ДСП. После высыхания ящика обработал его болгаркой со шлифовальным кругом. Дальше обклеил все шпоном и покрыл лаком.

Очень хотелось сделать зеркальний низ под лампы, но увы не получилось. Резать еще куда не шло, но сверлить дырки... Поэтому просто выпилил его из текстолита и покрасил. Переднюю крышку сделал из жести.

Хорошенько вычистил и покрыл лаком, для того чтоб блестело. Главное, не закрывать сами лампы, ведь именно оранжевое свечение накалов и создаёт ту приятную атмосферу при прослушивании, которая присуща усилителям на лампах. Схему собрал и проверил: Бухарь.

Очередная электронная поделка своими руками из деталей занимательного радиоконструктора — ламповый стерео усилитель звука. Усилитель собран на базе модудя звука лампового телевизора.

Как сделать ламповый усилитель своими руками


из деталей телевизора «Рассвет» увеличивает число конструкций до двух. Ранее было показано как собрать . Собрать усилитель с ламповым звуком, да и еще из готового блока задача обязательная. Работу проводим по и . Для сборки одно канала усилителя необходимо удалить своими руками с паяльником все лишние детали с платы блока звука (смотри фото и видео). Желательно заменить на плате все бумажные и электролитические конденсаторы, так как они с высокой вероятностью потеряли свои свойства. Новые детали устанавливаются в штатные отверстия или припаиваются к плате при помощи удлиняющих проводников. Следует стараться подобрать новые элементы согласно номиналов оригинальной схемы, особенно это касается конденсатора номиналом 3300пФ в аноде радиолампы 6П14П. Внимательно отнеситесь к цепи делителя питания транзистора КТ315. Напряжение питания 20-25 вольт формируется на делителе анодного напряженияв (паре резисторов 24кОм и 3,6кОм). Резистор 24кОм делителя должен быть мощностью от 2 Ватт и выше. После удаления лишних радиодеталей и замены подозрительных, платы уменьшаем в размерах отпиливанием лишних частей, если перерезали питающие дорожки — восстановите их проводниками. Второй канал можно собрать на отдельной плате, в телевизоре есть еще одна лампа 6П14П и все радиодетали кроме трансформатора звука. Но можно извлечь еще один блок звука из другого телевизора, что и было сделано при помощи телевизора «Рекорд».

Ламповый стерео УНЧ

Плата звука телевизора

Детали УНЧ на плате

Замена деталей

Донор второго канала

Уменьшение платы

Две платы стерео УНЧ

До сборки корпуса лучше проверить блоки на работоспособность, собрав схему и подключив к . Источником звука может стать MP3 плеер или смартфон. Собирайте схему внимательно и помните, что анодное напряжение равно 150 Вольтам! Соблюдайте безопасность!

Корпус лампового стерео усилителя собран также как и блок питания на базе старого CD ROMа. Платы усилителя звука размещены на пластине из изоляционного материала. В корпусе сделаны отверстия для ламп и закрепления трансформаторов звука. Лицевая панель использована от CD ROMа, оставлен также регулятор громкости и штекер для наушников, через который будет подаваться сигнал на усилитель.

Интегральный ламповый усилитель недорогого сегмента с уникальным отношением цена-качество. В выходном каскаде могут работать два типа ламп EL34 или КТ88 без какой-либо перенастройки (имеется специальный переключатель режимов ламп). Схема SoftStartTM обеспечивает плавный запуск ламп увеличивая срок службы. Невзирая на невысокую стоимость, монтаж выполнен навесным способом, регулятор громкости ALPS. Мощность усилителя 35 Ватт.

Двухтактный ламповый усилитель мощностью 45 Ватт. Усилитель разработан и сделан в Японии, что уникально для данной ценовой категории. Благодаря высокой выходной мощности усилитель способен работать практически с любой акустической системой, но наилучшего результата удалось добиться с итальянскими Sonus Faber Toy Tower. Выходные лампы EL34 китайского производства, возможен апгрейд с российскими лампами ElectroHarmonix. Специализированый вход Pre In предоставляет возможность легкой интеграции усилителя в домашний кинотеатр.

Классический однотактный ламповый усилитель, работающий в классе А. В выходном каскаде использован мощный тетрод КТ88 российского производства, возможен апгрейд на лампу Genalex KT88 Gold Leon. Мощность 14 Ватт, требуется акустика с достаточно высокой чувствительностью. Отличный результат получился с акустикой Klipsch серии Heritage. В усилителе реализована схема «двойное моно», анодное напряжение стабилизировано. В отделке усилителя использованы элементы из ценных пород дерева.

Однотактный ламповый полностью триодный усилитель выполнен в классическом дизайне открытого типа. Выходной каскад реализован на легендарных прямонакальных триодах 300В. Благодаря параллельному включению двух ламп удалось повысить мощность до 20 Ватт. В выходном каскаде использована схема фиксированного смещения. Такой подход значительный прирост в звуке, но требует тщательного подбора ламп. Усилитель собран в Японии полностью в ручную, включая объемный навесной монтаж. Одно из лучший звуковых сочетаний получилось с акустикой Sonus Faber Minima, не взирая на весьма низкую чувствительность 84 дБ.

Интересные технические решения применила американская компания Audio research в младшей модели двухтактного лампового усилителя VSi60. При относительно небольшой мощности 50 Ват усилитель играет очень масштабно и динамично на ровне с транзисторными усилителями, при этом остается деликатность и утонченность классического лампового усилителя. Входная лампа – двойной триод средней мощности 6Н30 раскачивает новую российскую лампу КТ120. Несколько непривычно видеть у лампового усилителя электронный регулятор громкости, но он имеет общеизвестные преимущества по сравнению со стандартным потенциометром.

Двухтактный ламповый усилитель. Выходной каскад на российских лампах КТ88. Итальянским инженерам удалось добиться уникальных звуковых свойств – при выходной мощности более 70 ватт усилитель обладает однотактным характером звучания. Усилитель хорошо справляется любой нагрузкой, включая крупную напольную акустику такую, как Tannoy Yorkminster SE. Универсальный усилитель без каких-либо жанровых ограничений.

Американская фирма McIntosh Laboratory ведет свою историю с 1949 года и является одной из самых известных и авторитетных компаний в мире Hi-End Audio. Усилитель MC275 был впервые представлен в 1961 году и с некоторыми улучшениями выпускается до сих пор. Это самый известный усилитель McIntosh и является эпатажным и легендарным не только в истории самой компании, но в истории аудио в целом. Выходной каскад выполнен на тетродах KT88 российского производства. Запатентованная технология Unity Coupled обеспечивает мощность 75 Ватт в стерео режиме и 150 Ватт в режиме моноблока.

Однотактный ламповый класса А без обратной связи усилитель Meishu от компании Audio Note изготовлен в Англии с применением бескомпромиссных технических решений. В усилителе не использовано ни одного полупроводникового прибора. Блок питания состоит из трех трансформаторов, трех кенотронов и двух дросселей. Выходной каскад построен на прямонакальных триодах 300В. В состав усилителя входит ламповый фонокорректор высокого класса. Невзирая не невысокую выходную мощность 9 Ватт усилитель легко работает с крупной напольной акустикой.

Еще одно интереснейшее инженерное решение от компании Unison Research. Как получить все преимущества однотактного усилителя, работающего в классе А, при этом обеспечить достаточно высокую мощность 35 Ватт и высокий (для лампового усилителя) коэффициент демпфирования? Приоритетным для однотактных усилителей является прямонакальный триод, но это самый маломощный тип ламп. В данном случае в каждом канале использовано два двойных прямонакальных триода SV572 производства Санкт-Петербургского завода «Светлана». Усилитель обладает ярким, масштабным и потрясающе детальным звучанием с сохранением присущей однотактным усилителям прозрачностью и утонченностью.

Комплект предварительного и оконечного усилителя компании Triode Corporation самый функциональный на сегодняшний день. В предварительном усилителе установлен четырехполосный эквалайзер для корректировки тембра звучания с учетом акустических свойств помещения и свойств акустических систем. В оконечном усилителе возможно использование разных типов ламп – EL34, 6L6, KT88. Есть переключатель глубины обратной связи – 0/3/6 дБ. Усилитель может работать в триодном и ультралинейном режимах.

Привет всем любителям хорошего звука! Меня постоянно спрашивают какой винтажный ламповый усилитель лучше по звуку. Хотя каменные усилители обладают множеством отличных функций, многие меломаны и аудиофилы считают, что эти усилители не могут обеспечить такое же отличное качество звука. Это и касается такой категории продуктов как: винтажный ламповый усилитель.

Тем не менее, не все винтажные ламповые усилители хороши. Кстати существует лишь очень малая часть усилителей на лампах, которые были созданы в конце 1960-х по 80-е годы, и они неплохо звучат, и считаются одними из лучших по части электроники, как по звуку, так и по общей конструкции.
Можно купить много винтажных ламповых усилителей, но лишь несколько моделей хороши.

К ним относятся продукты от Dynaco, Marantz и Harman Kardon.

Впрочем, не стоит радоваться раньше времени, ведь винтажный ламповый усилитель с хорошим звуком будет стоить больших денег, гораздо проще купить новый ламповый или гибридный усилитель с гарантией, бесплатной доставкой, без мыслей сколько он еще протянет и что нужно в нём менять.

Один из самых популярных ламповых усилителей, когда-либо производимых, - Dynaco Stereo 70, сокращенно ST-70. Было продано более 300 000 единиц этих .

Ламповый усилитель Dynaco ST-70 можно купить по цене от 60 000 рублей.

Первоначально выпустили в 1959 году.
Dynaco ST-70 имеет 35 Вт на канал с простым, но очень изысканным дизайном. Он использует четыре выходных лампы EL34, пару входных 7199 и лампы GZ34 / 5AR4. Считается, что это один из самых лучших винтажных ламповых усилителей.

Ламповый усилитель Dynaco ST-70 предлагает неплохой высококачественный звук по относительно низкой цене. В результате, это был один из немногих ламповых усилителей, который оставался в производстве и хорошо продавался, даже после того, как рынок переключил свое внимание на твердотельные технологии.

Из-за своей первоначальной низкой стоимости и большого количества произведенных единиц, Dynaco ST-70 остается доступным винтажным ламповым усилителем.

Юлиус Футтерман был самым первым, кто сделал ламповый усилитель без выходных трансформаторов. Впрочем, его дело потом продолжили в New York Audio Labs.

Ламповый усилитель Futterman H3 OTL можно купить по цене от 160 000 рублей.

Немного истории

До появления транзисторных усилителей номинальный импеданс большинства высококачественных акустических систем составлял 16 Ом. Для этого были веские причины, так как при прочих равных условиях более высокий импедансный динамик более эффективен, а конструкция кроссовера не такая сложная или её вообще нет.

Причиной перехода на более низкий импеданс динамиков в акустике сегодня является, конечно же, тот факт, что транзисторные усилители, ограниченные напряжением, обеспечивают большую мощность для таких колонок.

Ламповый усилитель McIntosh MC275, впервые представленный в 1961 году, является одним из самых любимых и известных винтажных ламповых усилителей у меломанов и аудиофилов. Его название исходит из того, что он использует два 75-ваттных усилителя, что дает ему довольно высокую мощность, не доступную обычному ламповому усилителю.

Усилитель McIntosh MC275

MC275 также построен с четырьмя выходными лампами KT88, которые позволяют усилителю хорошо работать с различными музыкальными стилями.

Ламповый усилитель McIntosh MC275 можно купить по цене от 100 000 рублей.

Популярность винтажного лампового усилителя McIntosh MC275 привела к тому, что в 2011г. в качестве 50-летнего юбилейного выпуска выпустили еще .

Произведено их было очень ограниченное количество, это специальное издание — отличная возможность для коллекционеров купить заводскую версию одного из лучших ламповых ламповых усилителей всех времен. Кстати, ламповый винтажный усилитель McIntosh MC275 также является предком современного McIntosh MC275 Mk IV.

Marantz 8B

Ламповый усилитель вышел в свет в 1961г, как переработанная версия Marantz 8, которая сама по себе была обновленной версией Marantz 7. Разработчик Сид Смит представил тогда вершину схемо­техники ультралинейного усилителя в классе А.

Усилитель Marantz 8B

Ламповый усилитель Marantz 8B можно купить по цене от 80 000 рублей.

В винтажном ламповом усилителе Marantz 8B используется пара ламп EL34 с мощным пентодом с выходной мощностью 35 Вт на канал. Этот ламповый усилитель выдаёт полный и красочный звук с о

В этом довольно интересном винтажном ламповом усилителе на выходе применяется 2шт. пентоды 6550. А вот мощность у «ламповика» — 75 Вт на канал.

Ламповый усилитель Audio Research 76A можно купить по цене от 80 000 рублей.

Тем не менее в усилителе Audio Research 76A реализован очень сложно-управляемый источник питания.

Этот ламповый усилитель весит довольно много, но мне очень понравилось его исполнение. Данный неплох своей детальностью, а также высоким разрешением.

Harman Kardon Citation II, признан одним из самых элегантных и привлекательных винтажных ламповых усилителей , который ценится коллекционерами, а также он один из самых четких и точных по звуку. Отчасти это связано с полосой пропускания, которая превышает слышимый диапазон, что, следовательно, устраняет артефакты, такие как фазовый сдвиг на высоких частотах.

Ламповый усилитель Harman Kardon Citation II можно купить по цене от 90 000 рублей.

Винтажный ламповый усилитель Harman Kardon Citation II построен на выходных лампах KT88 и рассчитан на 60 ватт на канал. Устройство имеет несколько элементов управления для точной регулировки, включая регуляторы смещения выходных ламп и контроль баланса переменного тока, а также измеритель на задней панели лампового усилителя, чтобы выявить уровни тока для каждого из них.

Тем не менее Harman Kardon Citation II выдаёт довольно четкий и сухой звук, который в целом отличается от мягкого звука большинства ламповых усилителей, но с небольшим искажением. Как и другие усилители в этом списке, аппарат Citation II очень трудно найти и купить в отличном состоянии, гораздо проще купить новый ламповый усилитель или гибридный с подобным .

Главная инновация этого винтажного усилителя в том, что он построен по схеме Тима де Паравинчи, а именно выход­ной каскад сделан по симметричной мостовой схеме. При включении анод, а также экранная сетка и катод имеют все свои катушки на самом выходном трансформаторе.

Усилитель EAR 509 создавали для работы в профессиональных студиях. Звук высокой точности в студиях делает его идеально подходящим для воспроизведения звука в домашних условиях.

В наше время выпустили EAR Yoshino 509 в новом исполнении, несмотря на свою высокую мощность, он был усовершенствован, не жертвуя звуком, и имеет компактный дизайн.

Новый ламповый усилитель EAR Yoshino 509 можно купить по цене 800 000 рублей.

Точно установите операционное смещение. 4 светодиода сообщают вам, что он настроен с равной интенсивностью, что позволяет вам легко регулировать смещение, когда это .

В конце 60-х годов Вильям Зейн Джонсон начал делать и продавать переделанный усилитель Dynaco ST-70. Много транзисторных усилителей было создано в 70-х годах. Тем не менее полностью ламповый Dynaco D70, в 1983 году, навсегда установил уровень качества звука усилителей Au­dio Research.

Ламповый усилитель Audio Research Reference 600 можно купить по цене от 2 000 000 рублей.

Однако в 1995 году Джонсон сделал усилитель, который стал очень известный, а именно Audio Research Reference 600. Позже он перерос в модель Audio Research Reference 610T, с его 600 Ваттами!

Своим появлением этот усилитель поверг аудио мир в .

Цена усилителя Audio Note Ongaku на момент выхода 60 000 долларов!

Впрочем, 1988 году, однотактный усили­тель Хирояши Кондо обладал выходной мощностью 27 Вт установил невероятный рекорд ламповых усилителей в цене.

Audio Note Ongaku был первым серийным усилителем, в нём использовались все комплектующие: трансформаторы, а также конденсаторы и провода, которые были сделаны вручную.

Значительно более новый по своей конструкции, чем несколько других усилителей, Cary Audio CAD-805 был впервые выпущен в 1991 году. Этот винтажный ламповый усилитель положил начало новому типу высококачественного усилителя.

Ламповый усилитель Cary Audio CAD-805 можно купить по цене от 300 000 рублей.

Несмотря на ранний скептицизм, ламповый усилитель Cary Audio CAD-805 в конечном итоге победил критиков с его способностью довести почти каждый аспект музыкального трека, усиливая каждый инструмент и создавая четкое и точное прослушивание. Его успех привел к созданию других триодных усилителей, тем не менее CAD-805 остается выдающимся в своём классе.

Усилитель Cary CAD-805 вернул однотактные усилители на своё почетное место. Он обладает неплохим качеством сборки как усилители McIn­tosh и стал основоположником такой фразы как «магия однотактной середины».

Итоги. Хотя винтажные ламповые усилители могут обеспечить отличное качество звука, кстати не все, а лишь ооочень очень малая их часть, они более хрупкие, чем их новые собратья, и требуют более высокого уровня обслуживания. Из-за их возраста, старинные ламповые усилители должны быть тщательно проверены перед покупкой, и вы должны убедиться, что они функционируют должным образом.

Не забудьте также послушать ламповый усилитель на небольшой громкости. Это выявляет любые недостатки или преимущества в работе устройства, а также дает покупателю более четкое представление об общем звуке .

Совет!!! В любом случае, чтобы избежать головных болей, лучше купить новый ламповый усилитель или гибридный.

Восстановленные ламповые усилители

Популярность винтажных ламповых усилителей привела к созданию запасных частей и ремонту многих старых ламповиков. В свою очередь, это увеличило количество отремонтированных ламповых усилителей на рынке. Восстановленные ламповые усилители должны быть очищены и восстановлены с использованием новых компонентов. Они предназначены для того, чтобы выглядеть и работать так же, как новый товар, насколько это возможно. Хотя восстановленные и переделанные ламповые усилители могут обеспечить многолетнее превосходное использование, важно исследовать характер выполненной .

Узнайте, была ли реставрация сделана предыдущим владельцем или профессиональным продавцом электроники или ремонтной мастерской. Исследуйте восстановленный ламповый усилитель так же, как стандартный используемый элемент, чтобы быть уверенным, что он функционирует должным образом. Хотя эти элементы часто продают по более высоким ценам, чем стандартные используемые, но они могут стоить этих затрат.

Впрочем, не стоит радоваться раньше времени, ведь винтажный ламповый усилитель с хорошим звуком будет стоить больших денег, гораздо проще купить новый ламповый или гибридный усилитель с гарантией, бесплатной доставкой, без мыслей сколько он еще протянет по той же цене, что и винтажный ламповый усилитель или в хорошем качестве

Послушайте некоторые онлайн треки тут же на сайте Звукомания

По всем вопросам Пишите мне на эл. почту: [email protected] или ВК

Коротко, в основном фото (перезалил в хорошем качестве). Сразу скажу, что опыта и познаний в радиотехнике было мало, сделал много ошибок. Не являясь фанатичным любителем теплого лампового звука, для меня был интересен сам процесс сборки.

Самое сложное - найти выходные трансформаторы. Себе купил уже готовые от усилителя ТУ-100М (долго не выбирал, взял какие были). Каркас делал из алюминиевого профиля и запасом по прочности немного переборщил.

Верхнюю часть корпуса сделал из 3мм стали. Отверстия для трансформаторов и ламп были вырезаны лазером. Дно тоже было вырезано из 2мм стали с вентиляционными отверстиями:

Передняя панель из куска алюминия:

Схема

Оконечный усилитель собран по двухтактной схеме на двух лампах Г-807. Предварительный усилитель содержит два каскада усиления, собранных на двойном триоде 6Н9С (зарубежный аналог 6SL7).

Достоинства 6Н9С:
1) Лампа изначально разработана для звукового применения;
2) Два триода в баллоне;
3) Высокая линейность;
4) Широкое распространение, невысокая цена.

Недостатки 6Н9С:
1) Высокое внутреннее сопротивление.

Предоконечный усилитель (промежуточное звено между однотактным и двухтактным усилителями) собран по фазоинверсной схеме на двойном триоде 6Н9С, основное назначение –формирование из входного сигнала двух взаимно противофазных, равных по амплитуде сигналов. В схеме ТУ-100М лампа усиливает входной сигнал и усиленное ею напряжение поступает на сетку лампы первого плеча двухтактного усилителя.

Часть выходного напряжения первой лампы фазоинверсного усилителя подается на вход второй лампы этого усилителя. Напряжение, усиленное второй лампой фазоинверсного усилителя, поступает на сетку лампы второго плеча двухтактного
усилителя. Таким образом для первого плеча двухтактного усилителя сигнал проходит через одну лампу, а для второго через две.

Было бы лучше, если напряжение, подаваемое на вход первого плеча, было бы равно напряжению на вход второго плеча. Сделал немного другую схему, с измененным фазоинверсным каскадом.

Преимущества:
1) Пониженные требования к фильтрации напряжения питания;
2) Крайне низкий уровень шумов;
3) Равные выходные напряжения плеч.

На форумах нашел еще один вариант:

Панельки для ламп 6Н9С:

В корпусе усилителя собран ЦАП с возможностью подключения к компьютеру по USB:

Наладочный вариант:

Экраны трансформаторов, первые наброски на бумаге:

Вырезаны из 2мм стали:

После подгонки напильником и шлифовки:

Еще немного фотографий:

Немного почистил:

Цена: неоправданно дорого.
Проще купить готовый за 4-5 тыс руб. Но если кому-нибудь будет нужно, могу скинуть файлы для резки и для печатных плат.



В продолжение темы:
Android

Веб-сервисы в 1СВ данной статье будет рассмотрены вопросы интеграции 1С с уже существующими веб-сервисами и использование самой 1С как веб-сервиса. При этом под веб-сервисами...