Настроить рацию на 15 канал. Подбор и настройка антенны для рации

Настройка антенны, а вернее настройка ее показателя стоячей волны (КСВ) – достаточно примитивный процесс, но без него рация будет не будет трудиться в тезисе. Для выполнения настройки нужен особый прибор – КСВ-метр. Они различаются по частотным диапазонам и для рации на 27 МГц необходим прибор, работающий именно с такой частотой. Также фактически все КСВ-метры способны показывать реальную выходную мощность рации, и обыкновенно настоящие Ватты гораздо отличаются от указанных изготовителем.

Инструкция

1. Подключите КСВ-метр в обрыв между рацией и антенной. Выставите на нем стрелку на отметку «0», включите и нажмите кнопку передачи на тангенте либо рации. Стрелка сразу дрогнет и покажет подлинный КСВ. Чем он будет ниже, тем отменнее. Безупречный показатель 1.1, 1.2, изредка 1.3. Если показатель будет выше, пострадает ваша передача. Следственно, нужно искать причину либо в проводе, либо в самой антенне, либо в передатчике рации.

2. Осуществите настройку рации. Она производится на определенную сетку (традиционно это сетка С). Так вот, скажем, если трудиться с 15-м и 19-м каналами, настройку отличнее осуществлять на середине – на момент настройки рация должна быть на 17-м канале. Следует помнить, что позже настройки канала перемещение магнитного основания даже на незначительное расстояние может сбить все КСВ, следственно заблаговременно выберите место, зная, что антенна будет установлена именно там.

3. Отрегулируйте антенну . Для этого нужно легко ослабьте винтики у ее основания и спускайте либо поднимайте штырь вовнутрь катушки либо же напротив, соответственно, из нее. Некоторые виды антенн регулируются путем «откусывания» лишней длинны штыря. Впрочем следует учесть тот момент, что если слишком крепко поднять штырь антенны вверх, во время движения его может выдернуть встречным потоком ветра. Совет для тех, кто приобретает антенну – если штырь продается отдельно от катушки, а продавец заявляет, что она настроена – ничего сходственного. Антенна должна быть сонастроена с вашей рацией и непринужденно на вашем автомобиле.

4. При покупке неукоснительно требуйте настройку КСВ. Не настроенная антенна способна вывести из строя радиостанцию при передаче, а в лучшем случае вы утратите при передаче выходную мощность сигнала. Если же штырь теснее в катушке, то, скорей каждого, антенна настроена на сетку С.

В наши дни все большую популярность в среде автомобилистов приобретает СИ-БИ (CB – citizen band) радиосвязь . Особенно она актуальна для тех, кто часто перемещается на большие расстояния. Это и водители-дальнобойщики на грузовиках, и путешественники, и другие люди, чья деятельность или отдых связаны с частыми разъездами.

Современные радиостанции диапазона 27 МГц весьма разнообразны по своим габаритам, техническим характеристикам и компоновке. Распространены также аппараты с выносной передней панелью. В некоторых конструкциях все органы управления и индикация расположены на тангенте. Иначе говоря, промышленность выпускает продукцию, способную удовлетворить самого привередливого покупателя.

Мы же поговорим о том, как правильно установить и подключить радиостанцию в автомобиле, а также затронем тему настройки антенны.

Оглавление:

Установка антенны

Установку средства связи в автомобиле принято начинать с монтажа антенны. Врезные антенны требуют хорошего контакта с металлом корпуса (кузова) автомобиля. Это необходимо для правильной диаграммы излучения. Место прилегания кронштейна дополнительно нужно защитить от коррозии любым консервантом. Подойдет и обычный Мовиль. По возможности штырь антенны следует располагать как можно ближе к центру крыши. Особенно это относится к антеннам с магнитным основанием.

Обратите внимание: Размещение на крышке багажника или заднем бампере приведет к неполноценной работе и искажению лепестков диаграммы направленности. Это значит, что максимальное усиление будет распределяться неправильно, и антенна будет эффективно работать только в определенных направлениях. Например, если антенна с магнитным основанием находится на задней части крыши автомобиля, то максимальная эффективность (как приема, так и передачи) ее будет направлена в сторону передней части авто.

Размещение антенного кабеля

Прокладку антенного кабеля начинать следует с его укладки на крыше. Чтобы не портить лакокрасочное покрытие, лучше приобрести специальные самоклеющиеся площадки. Кабель будет лежать на них, не касаясь поверхности крыши. При этом он не должен быть сильно натянут.

Внутрь салона легкового автомобиля кабель целесообразно заводить через крышку багажника (или пятую дверь хэтчбека), а не через боковые двери. Внутри салона кабель следует протягивать под обшивками, при этом нежелательно крепить его к жгутам штатной электрической проводки. Лучше располагать его отдельно. Крепить кабель следует с помощью нейлоновых стяжек.

Важно: Нельзя допускать сильных изгибов, перекручиваний и деформации кабеля.

Длина кабеля, поставляемого с антенной, обычно составляет 3.5-5 метров, поэтому позаботьтесь о том, чтобы его хватило. Удлинять или обрезать кабель не рекомендуется – это может привести к нарушению его согласования с антенной и ухудшить ее технические характеристики.

Размещение и подключение радиостанции

Размещать устройство следует с учетом того, что оно не будет препятствовать доступу к органам управления, ограничивать обзорность и отвлекать водителя. При этом должна обеспечиваться легкость управления устройством. В случае если найти подходящее место для установки затруднительно, то предпочтение следует отдать аппаратам с выносной передней панелью. Разместить небольших размеров панель всегда легче, а вот блок можно закрепить в любом удобном месте. Единственное требование – нельзя ставить его в местах, где он будет нагреваться от различных источников.

Все радиостанции предназначены для питания напряжением 12-13.8 В. Провода питания желательно вести от аккумулятора. Причем как положительный, так и отрицательный. Это избавит от возникновения нежелательных помех, которыми диапазон 27 МГц и так забит, особенно в условиях города. Питающий кабель, входящий в комплект, уже содержит фильтр помех и предохранители. Если возникла необходимость удлинить провода, наиболее предпочтительно использовать пайку и изоляцию термоусадочной трубкой. Не лишним будет спрятать их в пластиковую гофру.

Прокладка кабеля питания производится аккуратно, без скручиваний и деформаций с использованием нейлоновых стяжек для фиксации.

Обратите внимание: Не стоит питать радиостанцию от штатного прикуривателя, а особенно от плафонов освещения, т.к. их проводка может не выдержать ток, потребляемый передатчиком. К этому нельзя относиться легкомысленно, так как случаев возгорания автомобилей немало.

Неплохо также установить в салоне дополнительный выключатель питания. Это несложно реализовать с помощью реле и кнопки, либо приобрести готовый выключатель. Последний должен быть рассчитан на ток не менее 20 А. Поместить такой выключатель можно где угодно, но помните – он обязательно должен быть закреплен, а не болтаться на проводах.

Настройка антенны

Настройка антенны является очень важной процедурой, и обходить ее стороной не стоит. От этого будет зависеть эффективность работы и качество радиосвязи. Лучше всего, если это сделает специалист, но при наличии минимального оборудования некоторые типы антенн можно настроить своими силами.

Настройка антенны заключается в приведении ее в резонанс с частотой работы. Частота, на которой работают водители, 27.135 МГц (канал №15).

Для настройки потребуются:

  • КСВ-метр – прибор для измерения коэффициента стоячей волны. Проще говоря, этот параметр указывает на качество согласования антенны и радиостанции.
  • отрезок кабеля с разъемами «UHF-male» с обоих концов (изготавливается самостоятельно) длиной не более 0.5 м. Далее будем называть его «переходник».

Измерение проводим по следующему алгоритму:

  1. подключаем разъем антенны в гнездо «ANT» КСВ-метра;
  2. подключаем переходник к антенному гнезду радиостанции, а вторым концом – к гнезду «TX» КСВ-метра;
  3. включаем радиостанцию и выставляем частоту 27.135 (или канал №15);
  4. нажимаем кнопку «PTT» на тангенте и смотрим показания стрелки КСВ-метра

ВАЖНО: НИКОГДА НЕ ВКЛЮЧАЙТЕ РАДИОСТАНЦИЮ НА ПЕРЕДАЧУ С ОТКЛЮЧЕННОЙ АНТЕННОЙ!

Нормальное значение лежит в пределах 1-2, чем ближе оно к единице, тем лучше. Если значение в норме, отсоединяем КСВ-метр, подключаем антенну к рации и пользуемся на здоровье.

Если значение выше 2, действия следующие:

  1. записываем полученное значение КСВ;
  2. выставляем частоту 27.405 (или канал №40)
  3. нажимаем «PTT» и смотрим показания прибора.

Если КСВ стал меньше, это говорит о том, что ваша антенна имеет резонанс на более высоких частотах и штырь надо сделать немного длиннее. Для этого ослабляем крепление штыря к основанию (обычно 2 винтика под шестигранник) и немного выдвигаем штырь. Нужно помнить, что в этом случае возможность регулировки невелика.

Если же КСВ стал больше, то это значит, что резонанс антенны лежит ниже частоты 27.135. В этом случает нужно укоротить штырь примерно на 1 см и замерить КСВ еще раз. Если он стал меньше того значения, которое было получено при первом измерении, то вы на верном пути. Так постепенным уменьшением длины штыря можно добиться отличных показаний.

Перед началом эксплуатации радиостанции внимательно изучите прилагаемую инструкцию.

Чтобы настроить антенну рации в автомобиле, нужно отладить ее коэффициент стоячей волны (КСВ) . Этот несложный процесс обеспечивает работу рации. Чтобы произвести настройку, нужно обзавестись специальным устройством - КСВ-метром. При покупке антенны следует напомнить продавцу о настройке КСВ, иначе даже инструкция о том, как настроить рацию, не поможет обеспечить ее бесперебойную работу. Более того - антенна без настройки способна спровоцировать поломку и выход из строя рации. Прибор КСВ-метр оперирует разными диапазонами: например, для работы с рацией на двадцать семь МГц потребуется устройство, работающее с этой же частотой. Кроме того, большая часть этих устройств определяет настоящую выходную мощность рации, которая зачастую не совпадает с информацией на упаковке изделия. Чтобы начать настройку рации, КВС-метр следует подключить в разрыв между рацией и ее антенной.

В то время как выбрать рацию - дело нехитрое, ее настройка потребует определенных знаний. Указатель прибора требуется установить на нулевой отметке. После этого устройство нужно включить, затем нажать рычажок передачи на рации или тангенте. Стрелка прибора моментально определит реальный коэффициент стоячей волны. В идеале он чуть-чуть превышает единичку, а вообще чем меньше, тем лучше. При высоком коэффициенте передача будет некачественной. Причина завышенного коэффициента кроется либо в передатчике, либо в антенне, либо в соединительных проводах. Так как сделать рацию отлаженным гаджетом - вопрос комфорта, эта задача потребует скрупулезности. Рацию нужно настроить на одну из сеток. Чаще всего это сетка С. При работе с пятнадцатым и девятнадцатым каналами настраивать лучше посередине - на семнадцатом канале. После настройки канала передвигать антенну запрещается.

Ввиду этого место для антенны нужно выбрать основательно, так как, передвинув магнитное основание даже на небольшое расстояние, пользователь обязательно собьет настройки КСВ. После того как установить рацию удалось окончательно, можно приступать к настройке антенны, слегка раскрутив винтики ее основания. Штырь нужно опускать внутрь катушки или приподнимать для достижения оптимального положения. Главное - не переусердствовать с подниманием, иначе при езде штырь улетит со встречным ветром. Возможно, придется прибегнуть к радикальным мерам и отломать кусачками лишнюю длину. Покупая штырь отдельно от катушки, не стоит верить словам продавца о том, что антенна настроена. Это можно сделать только на автомобиле пользователя, сонастроив ее с рацией. Теперь, умея самостоятельно настраивать рацию в автомобиле, можно наслаждаться идеальным звуком, добытым своими руками!

Для того, чтобы пользователи раций могли общаться друг с другом, их аппараты должны быть настроены на одну частоту. Способ осуществления такой настройки зависит от конструкции используемых радиостанций.

Инструкция

  • Прежде всего, убедитесь, что используемые вами рации разрешены для применения на территории страны, где вы проживаете. В Российской Федерации это - станции стандартов LPD с выходной мощностью до 0,01 ватта и PMR с выходной мощностью до 0,5 ватта. С недавних пор (с ноября 2011 года) к ним прибавились рации стандарта Си-Би с выходной мощностью до 10 ватт. Все эти рации достаточно просто приобрести, а регистрировать их не нужно. Также в нашей стране можно пользоваться радиостанциями любительских диапазонов, но лишь после достаточно сложной процедуры получения позывного и категории.
  • Прежде, чем настраивать станцию на ту или иную частоту и работать на этой частоте на передачу, убедитесь, что эта частота входит в тот диапазон, работать в котором разрешается. Станции с фиксированным набором каналов обычно устроены так, что настроить их на внедиапазонную частоту просто не получится. Но бывают и исключения. Так, у некоторых дорогих раций стандарта Си-Би часть каналов перекрывает любительский 28-мегагерцовый диапазон. Работать на этих каналах на передачу без разрешительных документов запрещается. Если же станция любительская, то перестраивается она обычно плавно либо небольшими шагами, а набор частот и мощностей, в котором вам разрешено работать, зависит от так называемой категории.
  • Немаловажен и такой аспект. Если ваша станция является многодиапазонной, а антенна рассчитана лишь на какой-либо определенный диапазон, работать на ней на передачу в других диапазонах не рекомендуется категорически, даже если вы имеете на это право. У радиостанции могут быть повреждены выходные каскады передатчика.
  • Если радиостанция имеет плавную перестройку по диапазону при помощи верньера, настройте ее на частоту, близкую к той, на которую настроена друга станция. Пусть ее владелец что-нибудь передает. В это время, работая на прием, настройте свою станцию точнее по максимуму сигнала (при амплитудной модуляции), отсутствию искажений (при частотной модуляции) или естественному звучанию голоса (при однополосной модуляции). При наличии ручки точной настройки обязательно пользуйтесь и ей.
  • Станция с аналоговой настройкой может быть оборудована так называемой цифровой шкалой. Если она есть, установка рабочей частоты значительно упрощается: просто добейтесь показаний индикатора, соответствующих этой частоте. Столь же удобна и оптическая шкала, почти не уступающая по точности цифровой.
  • Станции с синтезаторами частоты обычно позволяют вводить этот параметр несколькими способами. Если частота точно известна, введите ее напрямую цифрами с клавиатуры. Либо настройте станцию так называемым валкодером - электронно-механическим эмулятором ручки настройки. Частота отобразится на экране.
  • Станцию с фиксированным набором каналов настраивайте, используя кнопки со стрелками. Одна из них уменьшает номер канала, другая увеличивает. В инструкции указано, какой номер канала соответствует какой частоте.
  • Если станция имеет фиксированную настройку на один канал, связь между двумя такими аппаратами возможна лишь в том случае, если эти каналы одинаковые. Некоторые импортные одноканальные станции выпуска начала девяностых годов рассчитаны на использование сменных кварцевых резонаторов. Обязательно выключайте рацию перед их сменой.
  • Настройка раций. Компания Альфа-Радио производит следующие виды работ:

    2. Производим настройку в г. Москве и Московской области автомобильных раций СИ БИ 27 МГц на частоты дальнобойщиков, КСВ антенн на легковом и грузовом транспорте, настройку базовых антенн СИ БИ 27 МГц, УКВ, ДЦВ.
    Компания Альфа-Радио оказывает услуги по настойке КСВ (коэффициента стоячей волны) антенны. Стоимость настройки антенны зависит от доступности установленной радиостанции для подключения прибора, места установки антенны, типа и длины штыря автомобильной антенны. Простая настройка антенны — настройка антенны на магнитном основании или врезной антенны (антенны врезанной в середину крыши автомобиля) в пределах штатного хода для настройки штыря на легковом автомобиле составляет от 300 руб. до 500 руб. Стоимость более сложной настройки КСВ с необходимостью укорочения штыря или его заменой на более длинный, настройки антенн на грузовых автомобилях, настройки базовых антенн составляет от 500 рублей до 1500 рублей.

    Проверку КСВ антенны рекомендуем проводить планово — один раз в год или если изменилось качество работы рации. Важно помнить, что при работе на не настроенную антенну возможен перегрев транзистора выходной мощности рации и в конечном счете выход его из строя. Подробнее ознакомится с услугой можно в разделе - настройка автомобильных антенн.

    3. Настройка каналов базовых раций (радиостанций) и ретрансляторов сигнала.

    4. Настройка базовых антенн разных типов.



    В продолжение темы:
    Android

    Веб-сервисы в 1СВ данной статье будет рассмотрены вопросы интеграции 1С с уже существующими веб-сервисами и использование самой 1С как веб-сервиса. При этом под веб-сервисами...