Синтаксическая мера информации. Семантическая и прагматическая меры информации

УРОВНИ ПРОБЛЕМ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ

При реализации информационных процессов всегда происходит перенос информации в пространстве и времени от источника ин­формации к приемнику (получателю). При этом для передачи ин­формации используют различные знаки или символы, например естественного или искусственного (формального) языка, позволя­ющие выразить ее в некоторой форме, называемой сообщением.

Сообщение - форма представления информации в виде со­вокупности знаков (символов), используемая для передачи.

Сообщение как совокупность знаков с точки зрения семиотики (от греч. semeion - знак, признак) - науки, занимающейся иссле­дованием свойств знаков и знаковых систем, - может изучаться на трех уровнях :

1) синтаксическом, где рассматриваются внутренние свойства сообщений, т. е. отношения между знаками, отражающие структуру данной знаковой системы. Внешние свойства изу­чают на семантическом и прагматическом уровнях;

2) семантическом, где анализируются отношения между знака­ми и обозначаемыми ими предметами, действиями, качест­вами, т. е. смысловое содержание сообщения, его отношение к источнику информации;

3) прагматическом, где рассматриваются отношения между со­общением и получателем, т. е. потребительское содержание сообщения, его отношение к получателю.

Таким образом, учитывая определенную взаимосвязь проблем передачи информации с уровнями изучения знаковых систем, их разделяют на три уровня: синтаксический, семантический и праг­матический.

Проблемы синтаксического уровня касаются создания теоре­тических основ построения информационных систем, основные показатели функционирования которых были бы близки к предель­но возможным, а также совершенствования существующих систем с целью повышения эффективности их использования. Это чисто технические проблемы совершенствования методов передачи со­общений и их материальных носителей - сигналов. На этом уров­не рассматривают проблемы доставки получателю сообщений как совокупности знаков, учитывая при этом тип носителя и способ представления информации, скорость передачи и обработки, раз­меры кодов представления информации, надежность и точность преобразования этих кодов и т. п., полностью абстрагируясь от смыслового содержания сообщений и их целевого предназначения. На этом уровне информацию, рассматриваемую только с синтак­сических позиций, обычно называют данными, так как смысловая сторона при этом не имеет значения.

Современная теория информации исследует в основном пробле­мы именно этого уровня. Она опирается на понятие «количество информации», являющееся мерой частоты употребления знаков, которая никак не отражает ни смысла, ни важности передаваемых сообщений. В связи с этим иногда говорят, что современная теория информации находится на синтаксическом уровне.

Проблемы семантического уровня связаны с формализацией и учетом смысла передаваемой информации, определения степени соответствия образа объекта и самого объекта. На данном уровне анализируются те сведения, которые отражает информация, рас­сматриваются смысловые связи, формируются понятия и представ­ления, выявляется смысл, содержание информации, осуществля­ется ее обобщение.

Проблемы этого уровня чрезвычайно сложны, так как смысло­вое содержание информации больше зависит от получателя, чем от семантики сообщения, представленного на каком-либо языке.

На прагматическом уровне интересуют последствия от получе­ния и использования данной информации потребителем. Пробле­мы этого уровня связаны с определением ценности и полезности использования информации при выработке потребителем решения для достижения своей цели. Основная сложность здесь состоит в том, что ценность, полезность информации может быть совершен­но различной для различных получателей и, кроме того, она зави­сит от ряда факторов, таких, например, как своевременность ее до­ставки и использования. Высокие требования в отношении скорости доставки информации часто диктуются тем, что управляющие воз­действия должны осуществляться в реальном масштабе времени, т. е. со скоростью изменения состояния управляемых объектов или процессов. Задержки в доставке или использовании информации могут иметь катастрофические последствия.

Синтаксическая мера информации

В качестве синтаксической меры количество информации представляет объем данных.

Объем данных V d в сообщении «в» измеряется количестве символов (разрядов) в этом сообщении. Как мы упоминали, в двоичной системе счисления единица измерения - бит. На практике наряду с этой «самой мелкой» единицей измерения данных чаще применяется более крупная единица - байт, равная 8 бит . Для удобства в качестве измерителей используются кило- (10 3), мега- (10 6), гига- (10 9) и тера- (10 12) байты и т.д. В знакомых всем байтах измеряется объем кратких письменных сообщений, толстых книг, музыкальных произведений, изображений, а также программных продуктов. Понятно, что эта мера никак не может характеризовать того, что и зачем несут эти единицы информации. Измерять в килобайтах роман Л.Н. Толстого «Война и мир» полезно, например, чтобы понять, сможет ли он разместиться на свободном месте твердого диска. Это столь же полезно, как измерять размер книги - ее высоту, толщину и ширину, чтобы оценить, поместится ли она на книжной полке, или взвешивать ее на предмет того, выдержит ли портфель совокупную тяжесть

Итак. одной синтаксической меры информации явно недостаточно для характеристики сообщения: в нашем примере с погодой в последнем случае сообщение приятеля содержало ненулевой объем данных, но в нем не было нужной нам информации. Заключение о полезности информации следует из рассмотрения содержания сообщения. Для измерения смыслового содержания информации, т.е. ее количества на семантическом уровне, введем понятие «тезаурус получателя информации».

Тезаурус - это совокупность сведений и связей между ними, которыми располагает получатель информации. Можно сказать, что тезаурус - это накопленные знания получателя.

В очень простом случае, когда получателем является техническое устройство - персональный компьютер, тезаурус формируется «вооружением» компьютера - заложенными в него программами и устройствами, позволяющими принимать, обрабатывать и представлять текстовые сообщения на разных языках, использующих разные алфавиты, шрифты, а также аудио- и видеоинформацию из локальной или всемирной сети. Если компьютер не снабжен сетевой картой, нельзя ожидать получения на него сообщений от других пользователей сети ни в каком виде. Отсутствие драйверов с русскими шрифтами не позволит работать с сообщениями на русском языке и т.д.

Если получателем является человек, его тезаурус - это тоже своеобразное интеллектуальное вооружение человека, арсенал его знаний. Он также образует своеобразный фильтр для поступающих сообщений. Поступившее сообщение обрабатывается с использованием имеющихся знаний с целью получения информации. Если тезаурус очень богат, то арсенал знаний глубок и многообразен, он позволит извлекать информацию из практически любого сообщения. Маленький тезаурус, содержащий скудный багаж знаний, может стать препятствием для понимания сообщений, требующих лучшей подготовки.


Заметим, однако, что одного понимания сообщения для влияния на принятие решения мало - надо, чтобы в нем содержалась нужная для этого информация, которой нет в нашем тезаурусе и которую мы в него хотим включить. В случае с погодой в нашем тезаурусе не было последней, «актуальной» информации о погоде в районе университета. Если полученное сообщение изменяет наш тезаурус, может измениться и выбор решения. Такое изменение тезауруса и служит семантической мерой количества информации своеобразной мерой полезности полученного сообщения.

Формально количество семантической информации I s , включаемой в дальнейшем в тезаурус, определяется соотношением тезауруса получателя S i , и содержания передаваемой в сообщении «в» информации S. Графический вид этой зависимости показан на рис.1.

Рассмотрим случаи, когда количество семантической информации I s равно или близко к нулю:

При S i = 0 получатель не воспринимает поступающую информацию;

При 0 < S i < S 0 получатель воспринимает, но не понимает поступившую в сообщении информацию;

При S i -» ∞получатель имеет исчерпывающие знания и поступающая информация не может пополнить его тезауруса.

Рис. Зависимость количества семантической информации от тезаурса получателя

При тезаурусе S i > S 0 количество семантической информации I s , получаемое из вложенной сообщение β информации S вначале быстро растет с ростом собственного тезауруса получателя, а затем - начиная с некоторого значения S i - падает . Падение количества полезной для получателя информации происходит оттого, что багаж знаний получателя стал достаточно солидным и удивить его чем-то новым становится все труднее.

Это можно проиллюстрировать на примере студентов, изучающих экономическую информатику и читающих материалы сайтов по корпоративным ИС. Вначале при формировании первых знаний об информационных системах чтение мало что дает - много непонятных терминов, аббревиатур, даже заголовки не все понятны. Настойчивость в чтении книг, посещение лекций и семинаров, общение с профессионалами помогают пополнить тезаурус. Со временем чтение материалов сайта становится приятным и полезным, а к концу профессиональной карьеры - после написания многих статей и книг - получение новых полезных сведений с популярного сайта будет случаться намного реже.

Можно говорить об оптимальном для данной информации S тезаурусе получателя, при котором им будет получена максимальная информация Is, а также об оптимальной информации в сообщении «в» для данного тезауруса Sj. В нашем примере, когда получателем является компьютер, оптимальный тезаурус означает, что его аппаратная часть и установленное программное обеспечение воспринимают и правильно интерпретируют для пользователя все содержащиеся в сообщении «в» символы, передающие смысл информации S. Если в сообщении есть знаки, которые не соответствуют содержимому тезауруса, часть информации будет утрачена и величина I s уменьшится.

С другой стороны, если мы знаем, что получатель не имеет возможности получать тексты на русском (его компьютер не имеет нужных драйверов), а иностранных языков, на которых наше сообщение может быть послано, ни он, ни мы не изучали, для передачи необходимой информации мы можем прибегнуть к транслитерации - написанию русских текстов с использованием букв иностранного алфавита, хорошо воспринимаемого компьютером получателя. Так мы приведем в соответствие нашу информацию с имеющимся в распоряжении получателя тезаурусом компьютера. Сообщение будет выглядеть некрасиво, но всю необходимую информацию получателю удастся прочитать.

Таким образом, максимальное количество семантической информации Is из сообщения β получатель приобретает при согласовании ее смыслового содержания S c тезаурусом Si, (при Si = Sj opt). Информация из одного и того же сообщения может иметь смысловое содержание для компетентного пользователя и быть бессмысленной для пользователя некомпетентного. Количество семантической информации в сообщении, получаемом пользователем, является величиной индивидуальной, персонифицированной - в отличие от синтаксической информации. Однако измеряется семантическая информация так же, как синтаксическая, - в битах и байтах.

Относительной мерой количества семантической информации служит коэффициент содержательности С, который определяется как отношение количества семантической информации к ее объему данных V d , содержащихся в сообщении β:

С = Is / Vd

Лекция 2 по дисциплине «Информатика и ИКТ»

Уровни и структура экономической информации. Синтаксический, семантический и прагматический уровни экономической информации. Структурные элементы экономической информации - реквизиты, показатели, составные единицы информации (СЕИ), документы, массивы и базы данных

Предметом рассмотрения настоящего курса является маркетинговая информация как составная часть экономической информации.

Экономическая информация – это совокупность сведений, характеризующих производственные отношения в обществе. Эти сведения можно фиксировать, хранить, передавать, обрабатывать и использовать в процессах планирования, учета, контроля и анализа экономической системы или процесса.

Экономическая информация включает различные сведения о составе и значениях трудовых, материальных и финансовых ресурсов и состоянии объекта управления на некоторый момент времени. Экономическая информация позволяет получить сведения о деятельности предприятий и организаций через различные экономические показатели. Сведения из любой предметной области обладают рядом характерных свойств.

Отметим особенности экономической информации :

1. Многомерность – большое количество и объем данных, без которых невозможно качественное управление экономическими процессами.

2. Численное отображение - экономическая информация, как правило, отражает производственно-хозяйственную деятельность с помощью системы натуральных и стоимостных показателей. Они выражаются с помощью числовых данных, поэтому при работе с экономической информацией очень широко используются числовые типы данных и методы работы с этими типами.

3. Периодичность – для большинства производственных и хозяйственных процессов характерна циклическая повторяемость составляющих их стадий (месяц, квартал, год), и соответственно характерна повторяемость информации, отражающей на этих стадиях процессы.

4. Графическое и табличное представление экономической информации. Экономические документы имеют чаще всего вид таблиц и графиков, поэтому для обработки экономической информации очень широко используются табличные процессоры.

5. Многообразие источников и потребителей.

Эти особенности экономической информации предопределяют научно-техническую необходимость и экономическую целесообразность использования средств информационных технологий при ее сборе, накоплении, передаче и обработке, что в свою очередь требует от специалистов умения определять структуру и объемы перерабатываемой информации.

В процессе использования в экономических и управленческих системах информация проходит несколько фаз существования :

Ассимилированная информация - представление сообщений в сознании человека, наложенное на систему его понятий и оценок;


Документированная информация - сведения, зафиксированные в знаковой форме на каком-либо физическом носителе;

Передаваемая информация - сведения, рассматриваемые в момент их передачи от источника к приемнику получения. В процессе передачи информация проходит через ряд преобразователей: кодирующие и декодирующие устройства, вычислительные машины, ведущие обработку информации, коммуникационные системы, вычислительные сети и т. п.

Информация представляет собой данные, которые циркулируют между отдельными структурными элементами экономической системы или между самими системами. Выделяют различные уровни рассмотрения информации: синтаксический, семантический и прагматический.

Синтаксический уровень изучает структуру знаков и отношений между ними в информационных сообщениях. На этом уровне анализируется структура символов и знаков в документах, форматах реквизитов, структуре массивов информации и т. п. На синтаксическом уровне используют термин «данные» и объем данных связан с количеством экземпляров документов, числом записей в базе данных и т. п. Полученные входные данные являются основой для обработки информации, получения выходных данных, служащих основой для принятия решения.

Семантический уровень определяет общее смысловое содержание информации, и дает возможность установить взаимосвязи между отдельными элементами информации. Семантикаизучает отношения между знаками и обозначаемыми ими объектами, не касаясь получателя знаков. Она изучает общие закономерности построения любых знаковых систем, рассматриваемых в синтактике. Различают семантику логическую и структурную. Логическая семантика рассматривает знаковые системы как средства выражения смысла, установление зависимости между структурой знакосочетаний и их выразительными возможностями. Структурная семантика - раздел структурной лингвистики, посвященный описанию смысла языковых выражений и операций над ним. Семантический анализ - совокупность операций, служащих для представления смысла текста на естественном языке в виде записи на некотором формализованном семантическом (смысловом) языке. Семантический анализ моделирует процесс понимания текста человеком. Информативность сообщения тем выше, чем более определенной становится состояние системы для получателя информации. На семантическом уровне содержательность информации основана на тезаурусе системы.

Тезаурус (словарь) включает в себя набор основных понятий, терминов, определений, согласованных структур данных логического уровня представления в базах данных и т. п. При этом информативность сообщений во многом зависит от способности получателя расширить свой тезаурус.

Прагматический уровень определяет ценность информации для принятия управленческого решения, для системы управления в целом. Прагматика изучает восприятие осмысленных выражений знаковой системы в соответствии с разрешающими способностями воспринимающего. Теоретическая прагматика рассматривает некоторые гипотезы о свойствах и строении интеллекта, которые формулируются на основе данных нейрофизиологии, экспериментальной психологии, бионики, теории персептронов и т.д. Прикладная прагматика включает в себя исследования, посвященные эмпирическому анализу понимания людьми различных языковых выражений, изучению ритмики и стихосложения, а также разработке информационно-поисковых систем.

Таким образом, выделяют три уровня рассмотрения любого информационного сообщения, три уровня абстрагирования от особенностей конкретных актов обмена информацией. На прагматическом уровне для выявления полезности информации рассматривают все элементы информационного обмена. На семантическом уровне, отвлекаясь от получателя информации, конечной целью изучения является смысловое значение сообщения, его адекватность описываемым объектам. Наиболее узким является синтактический уровень - уровень изучения только самих знаков и соотношений между ними.

Задача экономической информации - давать адекватное описание некоторого состояния рассматриваемой экономической системы или объекта. Поэтому к экономической информации предъявляется ряд требований.

Полнота информации для принятия решений и реализации функций управления. Полнота определяется по отношению к управленческим функциям. Информация может быть неполной по объему и составу сведений. Недостаток информации не позволяет выработать верного управленческого решения.Полнота информации означает ее достаточность для понимания и принятия решений.

Точность и достоверность информации. Данные характеристики определяют степень приближения значения информации к истинному значению. Достоверность отражает вероятностную оценку информации. Существуют определенные уровни точности использовании получаемых данных.

Ценность информации зависит от того, какие задачи решаются с ее помощью.

Актуальность и оперативность. Актуальностьпоказывает степень соответствия реального состояния экономического объекта и состояния информационной системы. Отсутствие своевременных изменений в информации, отражаемой в информационной системе, приводит к нарушению процессов управления. Оперативность определяет скорость внесения в информационную систему изменений информации о состоянии предметной области.Актуальнуюинформацию важно иметь при работе в постоянно изменяющихся условиях.

Воспринимаемость - информация становится ясной и понятной, если она выражена языком, понятным тем объектам, которым она предназначена.

В базе данных информация записывается и воспроизводится с помощью специально созданных лексических средств и на основе принятых синтаксических правил и ограничений.

Синтаксический анализ устанавливает важнейшие параметры информационных потоков, включая необходимые количественные характеристики, для выбора комплекса технических средств сбора, регистрации, передачи, обработки, накопления, хранения и защиты информации.

Синтаксический анализ обслуживаемых информационных потоков обязательно предшествует всем этапам проектирования информационных систем.

Семантический анализ позволяет изучить информацию с точки зрения смыслового содержания отдельных элементов, находить способы языкового соответствия (язык человека, язык ЭВМ) при однозначном распознавании вводимых в систему сообщений.

Прагматический анализ проводится с целью определения полезности информации, используемой для управления, выявления практической значимости сообщений, применяемых для выработки управляющих воздействий.

Постоянная информация остается без изменений или же подвергается незначительным корректировкам в течение более или менее длительного периода времени. Это различные справочные сведения, нормативы, расценки и т.п.

Переменная информация отражает результаты выполнения производственно-хозяйственных операций, соответствует их динамизму и, как правило, участвует в одном технологическом цикле машинной обработки.

При вводе и обработке информации используются пакетный и интерактивные режимы.

Пакетный режим был наиболее распространен в практике централизованного решения экономических задач, когда большой удельный вес занимали задачи отчетности о производственнохозяйственной деятельности экономических объектов разного уровня управления. Организация вычислительного процесса при пакетном режиме строилась без доступа пользователя к ЭВМ.

Его функции ограничивались подготовкой исходных данных по комплексу информационно-взаимосвязанных задач и передачей их в центр обработки, где формировался пакет, включающий задание для ЭВМ на обработку, программы, исходные, нормативнорасценочные и справочные данные. Пакет вводился в ЭВМ и реализовывался в автоматическом режиме без участия пользователя и оператора, что позволяло минимизировать время выполнения заданного набора задач. В настоящее время пакетный режим реализуется в электронной почте или при массированных обновлениях баз данных.

Интерактивный режим предусматривает непосредственное взаимодействие пользователя с информационно-вычислительной системой, может носить характер запроса или диалога с системой.

Запросный режим необходим пользователям для взаимодействия с системой через значительное число абонентских терминальных устройств, в том числе удаленных на значительное расстояние от центра обработки.

Пример: Задача резервирования билетов на транспорте.

Информационная система реализует массовое обслуживание, работает в режиме разделения времени, при котором несколько независимых пользователей с помощью терминалов имеют в процессе решения своих задач непосредственный и практически

одновременный доступ к информационной системе. Этот режим позволяет дифференцированно в строго установленном порядке предоставлять каждому пользователю время для общения с системой, а после окончания сеанса выходить из нее.

Диалоговый режим открывает пользователю возможность непосредственно взаимодействовать с информационно-вычислительной системой в допустимом для него темпе работы, реализуя повторяющийся цикл выдачи задания, получения и анализа ответа.

Еще по теме Синтаксический, семантический, прагматический аспекты информационного процесса:

  1. Структура массово-информационной деятельности: сбор, обработка, компоновка, передача, восприятие, трансформация, хранение и использование массовой информации. Потенциальная, принятая и реальная информация. Семантический, синтаксический и прагматический аспекты массово-информационных текстов.
  2. Единицы и способы концептуализации в семантическом, синтаксическом и прагматическом аспектах
  3. 7.ЖУРНАЛИСТСКИЙ ТЕКСТ КРИТЕРИИ АДЕКВАТНОСТИ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА СЕМАНТИЧЕСКИЙ, СИНТАКСИЧЕСКИЙ, ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТАСПЕЦИФИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА

Информации - это что такое? На чем он базируется? Какие цели преследует и задачи выполняет? Обо всём этом мы и поговорим в рамках данной статьи.

Общая информация

В каких случаях применяется семантический способ измерения информации? Используется сущность информации, интересует содержательная сторона полученного сообщения - вот показания для его применения. Но для начала давайте дадим изъяснение того, что он собой представляет. Следует отметить, что семантический способ измерения информации - это трудно формализованный подход, который до сих пор полностью не сформировался. Используется он для того, чтобы измерять количество смысла в данных, которые были получены. Иными словами, какой объем информации из полученной является необходимым в данном случае. Такой подход используется для определения содержательной стороны получаемых сведений. И если мы говорим про семантический способ измерения информации, используется понятие тезауруса, которое неразрывно связано с рассматриваемой темой. Что же оно собой представляет?

Тезаурус

Хочется сделать небольшое введение и дать ответ на один вопрос про семантический способ измерения информации. Кем введен он? Предложил использовать этот метод основатель кибернетики Норберт Винер, но значительное развитие он получил под влиянием нашего соотечественника А. Ю. Шрейдера. Чем же является название используется для обозначения совокупности сведений, которые есть у получателя информации. Если соотнести тезаурус с содержанием сообщения, которое поступило, то можно выяснить, насколько оно снизило неопределённость. Хочется исправить одну ошибку, под влияние которой часто попадает большое количество людей. Так, они считают, что семантический способ измерения информации введен Клодом Шенноном. Неизвестно, как именно возникло это заблуждение, но это мнение неверно. Клод Шеннон ввёл статистический способ измерения информации, «наследником» которого и считается семантический.

Графический подход для определения объема смысловой информации в полученном сообщении

Для чего нужно что-то рисовать? Семантический способ измерения использует такую возможность для наглядного предоставления данных о полезности данных в виде легко понимаемых рисунков. Что же это значит на практике? Для пояснения положения дел строят зависимость в виде графика. Если у пользователя отсутствуют знания о сути сообщения, которое было получено (равняется нулю), то объем семантической информации будет равен этому же значению. Можно ли найти оптимальное значение? Да! Так называется тезаурус, где объем семантической информации максимальный. Давайте рассмотрим небольшой пример. Допустим, пользователю поступило сообщение, написанное на незнакомом иностранном языке, или же человек может прочитать, что там написано, но это для него уже не является новостью, поскольку всё это известно. В таких случаях говорят о том, что в сообщении содержится ноль семантической информации.

Историческое развитие

Вероятно, об этом следовало поговорить немного выше, но наверстать упущенное ещё не поздно. Первоначально семантический способ измерения информации введен Ральфом Хартли в 1928 году. Ранее упоминалось, что в качестве основателя часто упоминают Клода Шеннона. Почему же возникла такая путаница? Дело в том, что, хотя семантический способ измерения информации и был введён Ральфом Хартли в 1928 году, обобщили его в 1948 году именно Клод Шеннон и Уоррен Уивер. После этого основоположник кибернетики Норберт Винер сформировал идею тезаурусного метода, которая получила наибольшее признание в виде меры, разработанной Ю. И. Шнейдером. Следует отметить, что для того чтобы разобраться в этом, необходим достаточно высокий уровень знаний.

Результативность

Что же нам даёт тезаурусный метод на практике? Он является реальным подтверждением тезиса о том, что информация обладает таким свойством, как относительность. При этом следует отметить, что она обладает относительной (или же субъективной) ценностью. Для того чтобы можно было объективно оценивать научную информацию, ввели понятие общечеловеческого тезауруса. Его степень изменения и показывает значительность знаний, которые получает человечество. При этом нельзя точно сказать, какой конечный результат (или же промежуточный) можно будет получить от информации. Возьмём, к примеру, компьютеры. Вычислительная техника создавалась на основе ламповой технологии и битового состояния каждого структурного элемента и первоначально использовалась для осуществления расчетов. Сейчас же почти у каждого человека есть что-то, что работает на основании данной технологии: радио, телефон, компьютер, телевизор, ноутбук. Даже современные холодильники, плиты и умывальники содержат в себе немного электроники, в основе работы которой лежит информация об облегчении использования человеком данных бытовых устройств.

Научный подход

Где же изучается семантический способ измерения информации? Информатика - вот та наука, которая занимается различными аспектами этого вопроса. В чём же заключается особенность? В основу способа положено использование системы «истина/ложь», или же битовая система «единица/ноль». Когда поступает определённая информация, то она разбивается на отдельные блоки, которые именуются подобно единицам речи: слова, слоги и тому подобное. Каждый блок получает определённое значение. Давайте рассмотрим небольшой пример. Рядом стоят два друга. Один обращается ко второму со словами: «Завтра у нас выходной». Когда дни для отдыха - знает каждый. Поэтому ценность этой информации нулевая. Но если второй скажет, что он завтра работает, то для первого это будет неожиданность. Ведь в таком случае может оказаться, что будут нарушены планы, которые строил один человек, например, сходить поиграть в боулинг или же покопаться в мастерской. Каждую часть описанного примера можно описать с помощью единиц и нулей.

Оперирование понятиями

Но что же используется ещё, кроме тезауруса? Что ещё нужно знать, чтобы понимать семантический способ измерения информации? Основные понятия, которые дополнительно можно изучить ещё, - это знаковые системы. Под ними понимают средства выражения смысла, вроде правил интерпретации знаков или же их сочетаний. Давайте рассмотрим ещё один пример из информатики. Компьютеры оперируют условными нулями и единицами. По сути, это низкое и высокое напряжение, которое подаётся на компоненты техники. Причем передают они эти единицы и нули без конца и края. Как же делать различие между ними технике? Ответ на это был найден - прерывания. Когда передаётся эта же самая информация, то получаются различные блоки вроде слов, словосочетаний и отдельных значений. В устной человеческой речи для разбивки данных на отдельные блоки тоже используются паузы. Они настолько незаметны, что большинство из них мы замечаем на «автомате». В письме для этой цели служат точки и запятые.

Особенности

Давайте затронем ещё и тему свойств, которые есть у семантического способа измерения информации. Мы уже знаем, что так называется специальный подход, которые оценивает важность информации. Можно ли говорить, что данные, которые будут оцениваться таким способом, будут объективными? Нет, это не верно. Информация является субъективной. Давайте рассмотрим это на примере школы. Есть отличник, который идёт впереди утверждённой программы, и среднестатистический середнячок, который изучает то, что излагается на занятиях. Для первого большинство информации, которую он будет получать в школе, будет представлять достаточно слабый интерес, поскольку он это уже знает и не впервые слышит/читает. Поэтому на субъективном уровне для него это будет не очень ценно (за счёт разве что отдельных замечаний учителя, которые он подметил за время изложения своего предмета). Тогда как середнячок о новой информации что-то слыхал только отдаленно, поэтому для него ценность данных, которые будут излагаться на уроках, на порядок больше.

Заключение

Следует отметить, что в информатике семантический способ измерений информации - это не единственный вариант, в рамках которого можно решать имеющиеся задачи. Выбор должен зависеть от поставленных целей и присутствующих возможностей. Поэтому, если тема заинтересовала или же в ней существует потребность, то можно только настоятельно порекомендовать изучить её более подробно и узнать, какие ещё способы измерения информации, кроме семантического, существуют.



В продолжение темы:
Android

Популярная социальная сеть ВКонтакте позволяет находить новых друзей и держать контакт со всеми близкими. Помимо этого, каждый пользователь может делиться собственными...