Третья информационная революция произошла в. Мир на пороге четвертой информационной революции

Мир на пороге четвертой информационной революции
П.В. Сороколетов

Аннотация

В статье предлагается авторская концепция технологии передачи знаний, соответствующей реалиям 21-го века - «закрывающей» технологии по отношению к традиционной индустрии передачи профессиональных знаний и навыков.


Человеческая деятельность так или иначе сосредоточена в 4-х сферах:

  • Материальное производство

  • Организация и управление бизнес-процессами

  • Управление социумом

  • Управление знаниями

Производство материальных предметов, когда-то давно (в античности, например) бывшее искусством – в 19-м веке стало суммой технологий. Управление производством и бизнес-процессами – превратилось в технологию менеджмента во второй половине 20-го века. Управление обществом – стало технологией на наших глазах в конце 20-го века (избирательные технологии и т.п.). Из 4-х сфер только последняя сегодня остается в большой степени искусством: преподавания и усвоения знаний, содержащихся в текстовой и графической информации – среде-носителе знаний.


Статья отвечает на следующие вопросы:

  • Что такое на самом деле 4-я информационная революция и почему это вовсе не Интернет, ноутбуки с Wi-Fi, объектно-ориентированное программирование и пр., ассоциирующееся с «компьютерной революцией» в обыденном сознании?

  • Каковы ее предпосылки?

  • В чем ее суть и практический смысл?

  • В чем риск не осознать и не использовать ее вовремя?


История цивилизации – это история информационных революций.


Информационная революция – качественный скачок в технологии сбора , хранения и передачи информации от субъекта к субъекту (коммуникации).
Первой информационной революцией было Слово . Осознанные мысленные образы и представления человека вылились в звуковые символы, люди осваивали речевое общение. Именно в этот момент произошло первое деяние, которое мы сегодня с полным правом назвали бы «передачей знаний».
Второй информационной революцией стал Символ . Формы устной речи были сопоставлены с визуальными символами, появилось письмо. Этот принципиальный скачок в развитии привел к появлению первых информационных технологий (ИТ) в современном понимании. Информация оторвалась от своего носителя, стала овеществлена . От пиктограмм до книгопечатания развивалась информационная технология письма, пока не наступила эра компьютеров, и с ней – 3-я информ-революция.
Третьей информационной революцией стал Цифровой Код , существующий в памяти электронного устройства – компьютера. Эволюция интеллекта во Вселенной завершила свой первый (или очередной, кто знает?) виток : мысль, родившаяся из движения электронных импульсов в нейронах головного мозга, став звуковыми колебаниями, затем видимыми глазом отражениями световых волн от листа бумаги, вернулась в свое изначально электронное состояние – теперь в виде искусственного компьютерного кода.
Автоматическая обработка текстовых и графических файлов с последующей почти мгновенной передачей на расстояние является содержанием современной ИТ. Страны, первыми реализовавшие компьютерную революцию, получили эволюционное преимущество. В частности, превосходство стран Запада над СССР в ИТ стало одной из причин краха последнего. Аналогично предприниматели, первыми освоившие электронные средства ведения бизнеса, получили преимущество.
Но сегодня потенциал 3-й информационной революции исчерпал себя. Вы возразите: ведь бурно развивается Интернет и цифровые телекоммуникации, все более «умными» и изощренными становятся операционные системы компьютеров и прикладные программы – от средств автоматизации офиса до программ аналитики и прогнозирования?
Ответ прост: суть революции - именно в содержательном, качественном скачке. А содержание и Интернет, и компьютерных программ – прежнее. Автоматизированная обработка и быстрая передача данных, т.е., сырой информации , которая является лишь средой-носителем знания , но не самим знанием в овеществленной форме.
Факты:

  • перевод в электронный формат текстов и рисунков, ранее передававшихся в печатном виде, практически завершен. Поколение Next не пользуется книгами. С удешевлением наладонных PC этот процесс скоро исчерпает себя;

  • компьютер по-прежнему на 90% остается инструментом для работы с текстом и графикой – «приставкой» к естественному интеллекту;

  • принцип параллельных вычислений не вышел за стены лабораторий с их супер-ЭВМ - архитектура и Вашего компьютера, и сервера Вашей компании – по-прежнему неймановская, как и первых «Мультиваков»;

  • новые технологии программирования – это модификации известных теоретических наработок 60-х – 70-х годов 20-го века.

Что действительно меняется, так это быстродействие процессоров , объем памяти, скорость коммуникаций, емкость устройств оптической записи. Все это позволяет производить больше операций в секунду и, соответственнно, писать бо льшие компьютерные программы без снижения видимой скорости их работы.


Вывод: воспринимаемые как «революция» изменения в ИТ на самом деле обусловлены бурным прогрессом физики кристаллов . Это – эволюционирование потенциала уже состоявшейся 3-й информационной революции.
Тогда что же такое 4-я информационная революция?
Четвертая информационная революция – это переход от автоматизированной обработки информации к компьютерному представлению и обмену чистым знанием .
Мир ждет взрыв создания универсальных и специализированных Баз Знаний (БЗ). С точки зрения нового эволюционного витка это эквивалентно переходу от Слова к Символу.
Надо отметить, что термин «база знаний» не нов и в него вкладывают очень разный смысл. Так назывались еще в 80-е годы особым образом структурированные данные в т.н. экспертных системах – программах, имитирующих рассуждения человека-эксперта в какой-либо (очень узкой) предметной области.
Сегодня многие организации создают то, что они называют «корпоративные базы знаний» или «хранилища знаний». Однако, по известному мне опыту работы и в западных IT-компаниях, и в «китах» отечественного ТЭК, такая «БЗ» - чаще всего просто гипертекстовая база данных, реализованная в WEB-среде (интранет) с хорошей системой поиска, - собрание текстов, законов и поправок к ним, корпоративных документов и т.п. информации. Что не является собранием знаний в рассматриваемом здесь смысле.
Что же такое знание в истинном смысле? Чем оно отличается от информации ?
Допустим, я хочу вложить деньги в ценные бумаги (ЦБ). Раньше этого не делал. Передо мной выбор: акции или облигации? Чтобы выбрать, мне необходимо знание – в чем принципиальное, глубинное различие между этими инструментами. Открываю учебник и читаю два текстовых описания:

Это информация к размышлению. Анализирую ее и выделяю два ключевых фрагмента:

«… свидетельствующая о внесении пая в капитал…» и «… обязательство … при выпуске займа …».
Я извлек знание: приобретая ЦБ, в первом случае я становлюсь совладельцем акционерной компании, а во втором – в чистом виде даю в долг под фиксированный процент. Это фактор, влияющий на характер ликвидности и ценовую динамику бумаги.
При этом в моей памяти сформировалось подобие структуры, которую в теории искусственного интеллекта именуют «семантической сетью» (рис.1).
Такого рода глубинные структуры, которыми оперирует мышление, в сочетании с процедурами моделирования суждений, и можно (упрощенно, конечно) назвать знанием .
Знание – это сложно-структурированная сеть понятий и отношений между ними, выраженных словами естественного языка, привязанная к иерархии категорий мышления и оснащенная процедурами моделирования рассуждений на основе этих категорий.
Соотношение между информацией и знанием понятно из этого примера: информация – это среда-носитель знания. Как золотоносный песок – носитель золота.
Вывод:
Суть четвертой информационной революции – переход от хранения и обмена носителем (информацией) к представлению всех накопленных (цивилизацией, бизнесом, конкретной корпорацией) знаний в очищенном виде.
Содержание четвертой информационной революции – создание технологии автоматизированной обработки знаний:


  • перевод накопленной текстографической информации в структуры знаний;

  • их объединение в публичные и корпоративные БЗ, публикация в Интернет и корпоративных интранет;

  • использование БЗ для быстрой, почти мгновенной (с точки обучения на текстах) и гарантированной (с точки зрения усвоения индивидом) передачи знаний.

Предпосылки 4-й информ-революции и почему она начинается лишь сейчас?
1) Теоретическая
К настоящему времени кибернетика и ее важнейший раздел – теория искусственного интеллекта (ТИИ) – построили мощный фундамент. Приобретен (в основном в ВПК) большой опыт проектирования программных систем, основанных на знаниях.
2) Научно-техническая
Появилось четкое понимание , почему не удались первые, во многом наивные попытки 70-80-х создать программы распознавания текстов на естественном языке (ЕЯ) 1 .
Сегодня оно трансформируется в набор формализованных процедур, позволяющих, не творя "искусственного интеллекта» из фантастических романов, оперировать ЕЯ-текстами и распознавать графические образы с удовлетворительным промышленным качеством. Остался шаг до момента, когда эти лабораторные технологии выплеснутся в сферу гражданского бизнеса, породив принципиально новые продукты и новый рынок .
3) Технологическая
Как упоминалось, физика кристаллов и порожденные ею технологии позволили за 15 лет на два порядка повысить быстродействие процессоров и объем оперативной памяти компьютеров, одновременно уменьшив их до размера современного ноутбука.
Что это дало? Современный компьютер (даже персональный!) теперь в состоянии манипулировать громоздкими математическими моделями, разработанными ТИИ.
Эти предпосылки - зеленый свет для 4-й информ-революции в ее истинном смысле. Тенденция заметна уже 2-3 года. Особенно наглядно это проявляется в виде все более мощных интеллектуальных поисковых систем Интернет, которые индексируют миллионы web-страниц и формируют базы семантически связанных ключевых слов - понятий.
Почему этот процесс неизбежен c точки зрения эволюции цивилизации?
Перечислим ряд факторов, которые можно назвать «факторами давления».
«Фактор информационной лавины»
Сегодня в полной мере проявляется диалектическое противоречие между количеством доступной отдельному человеку информации и качеством ее представления, с одной стороны, и возможностью восприятия среднего человека – с другой.
Возможность восприятия – способность индивида извлечь из потока информации знание , т.е. построить в своем сознании модель фрагмента реального мира, пригодную для осмысленных суждений и планирования действий на основе этих суждений (как это было показано в примере с акцией и облигацией).
В результате парадокс: человек середины 20-го века, пропускающий через себя на порядок меньший поток информации, скрупулезно изучая книги, был интеллектуально более развит, чем сегодняшний «хакер», сутками напролёт «сканирующий» Интернет.
«Фактор мозаичного образования»
Объем знаний, необходимых для работы профессионала, вырос как никогда. Возможно, в первую очередь это, а вовсе не «злой умысел власть предержащих Запада» (как любят писать некоторые газеты) определяет переход от классической к т.н. мозаичной модели среднего и проф. образования.
Но современные компании нуждаются не просто в знающих и квалифицированных спецах – они нуждаются в компетенциях . Для формирования необходимых компетенций все больше времени и средств уходит на тренинги персонала, обучающие курсы и др.
Имеем «ножницы»: вынужденно фрагментарное обучение расходится с потребностью в освоении спецом все большего объема разнородных знаний и навыков.
«Фактор темпа изменений»
Мир изменился. Капитализм превращается в метакапитализм, производства – в сверхгибкие «цепочки добавленной стоимости», мгновенно осваивающими новые продукты и реагирующими на изменение запросов потребителя. Cкорость, с которой персонал вынужден усваивать новые знания и оценивать факторы, возросла многократно.
Чтобы соответствовать темпу изменений, профессионал вынужден постоянно и очень быстро учиться .
Общий вывод:
Объективно назрела потребность (необходимое условие) в 4-й информационной революции как основе для дальнейшего эволюционирования цивилизации.
Если деловой мир не перейдет от обмена «сырой» информацией к электронной индустрии знаний – его ждет стагнация.
Как мы показали ранее, к настоящему моменту уже сформировались и предпосылки 4-й информационной революции (достаточное условие).
Заключение. Что делать?
Создание, рост и превращение фундаментальных структур баз знаний в самостоятельный продукт составит, на наш взгляд, первый этап грядущей 4-й информационной революции.
Ценность таких продуктов в том , что любая гуманитарная технология и воплощающая ее система “Hi Human» не сможет стать промышленным продуктом без подобного ядра.
Базы знаний описанного типа послужат основой для будущих интеллектуальных корпоративных систем , которые смогут:


  • овеществлять уникальные корпоративные знания, отделяя их от персонала-носителя и страхуя компанию от рисков человеческого фактора;

  • обеспечивать топ-менеджменту возможность мониторинга ситуации и мгновенного реагирования на ее критическое изменение;

  • обеспечивать управление компетенциями менеджмента и персонала.

Любая IT-компания (корпорация, страна …), которая овладеет технологиями индустрии знаний и захватит рынок – совершит качественный прорыв на новый виток эволюции и опередит конкурентов, как бы она ни отставала сейчас.


Любая корпорация (отрасль, страна…), которая овладеет применением продуктов индустрии знаний в своей практике позже других – потеряет темп развития.
Если говорить о корпоративной стратегии , отвечающей вызовам 4-й информационной революции, то становится насущно необходимым:

  • осознание перечисленных факторов и тенденций менеджментом;

  • выделение ресурса на освоение (приобретение) технологии (для IT-компаний) или передовых продуктов индустрии знаний (для прочих компаний);

  • включение технологии и продуктов индустрии знаний в цепочку бизнес-процессов путем формирования корпоративной базы знаний;

  • интеграция персонала и созданной базы знаний в единую систему “Hi Human”.

В заключение хотелось бы отметить, что для России этот момент может стать точкой прорыва в лидеры высоких информационных технологий. Сосредоточив ресурс на создании приоритетной технологии индустрии знаний, страна могла бы сделать то, что не удалось СССР при Хрущеве – «обойти Америку на вираже».



Сороколетов Павел Валерьевич, IT -эксперт / paul @ hlg . ru

Закончил с отличием ф-т кибернетики МИФИ в 1986. С 1986 по 1996 работал в структурах Минсредмаш, РКА, Росэнергоатома. В 1995-1996 - главный менеджер отраслевой страховой компании «Атоммед». С 1997 по 1999 гг. возглавлял Российское представительство Auric Vision, с 2000 г. – главный архитектор программного обеспечения компании. В 2001 г. – руководитель корпоративных проектов в компании Sybase. С 2002 года – консультант ОАО РАО «ЕЭС России», Советник зам. Председателя Правления по реформе электроэнергетики.

1 Естественный язык (русский, английский, китайский и т.д.) в отличие от компьютерных языков – т.н. «контекстно-зависимый». Это означает, что для понимания даже простейшей фразы мозг человека привлекает огромное количество смежных понятий, лежащих в контексте фразы. От слов, из которых фраза составлена , выражающих повседневные смыслы, до категорий, отражающих глубинные структуры мышления. Сегодня стало понятно, что память человека представляет собой гигантскую семантическую сеть , где слова, понятия и категории, лежащие в узлах сети, связаны между собой многочисленными отношениями. Именно эта универсальная семантическая сеть и является важнейшей основой того, что сегодня следует называть термином «база знаний». Это т.н. «декларативная» компонента знания. Другая компонента - «процедурная», - выраженные каким-либо способом инструкции по выполнению набора операций, определяющих переход от одного понятия к другому, от одной ситуации к другой, позволяющих выполнять осмысленные действия на основе знания об окружающих нас предметах и явлениях.

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

  • Первая революция связана с изобретением письменности , что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

    Письменность появилась около пяти тысяч лет назад в Месопотамии и Египте, затем (независимо, но несколько тысяч лет спустя) - в Китае и еще на 1500 лет позднее - в Центральной Америке у индейцев племени майя. Ее ранние примеры - глиняные дощечки с клинописью жителей Вавилона - представляют собой деловые расписки и правительственные документы, летописи или описания методов земледелия.

    До изобретения письменности идеи могли передаваться только устно. Помимо прочего, это означало, что пока вы лично не встретитесь с конкретным человеком, которому принадлежат новая концепция или открытие, о его работе вы, в лучшем случае, узнаете из вторых рук, и поэтому ваши знания могут оказаться неточными. Хотя устные традиции человечества, несомненно, богаты, таким путем информацию никогда не удавалось распространить достаточно быстро, широко и точно. Изобретение письменности стало ключевым элементом экономической базы древней цивилизации.

  • Вторая революция (середина XVI века) вызвана изобретением книгопечатания , которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

    Немец Иоганн Гуттенберг (1399-1468) между 1450 и 1455 годами изобрел печатный пресс и наборный шрифт. Орнамент и иллюстрации воспроизводили сначала ксилографией (гравюра на дереве), появившейся еще раньше книгопечатания. Хотя печатное дело впервые возникло в XI в. в Китае, именно печатный станок Гуттенберга и примененный им метод съемных шрифтов способствовали ею распространению.

    На момент изобретения печатного пресса Гуттенбергом в Европе существовала мощная информационная индустрия. В многочисленных монастырях жили сотни хорошо обученных монахов. Каждый из них трудился от рассвета до заката шесть дней в неделю, переписывая книги от руки. Умелый, хорошо подготовленный монах мог переписать четыре страницы в день, или 25 страниц за шестидневную рабочую неделю; ежегодная производительность, таким образом, составляла 1200-1300 рукописных страниц.

    К 1505 тиражи книг в 500 экземпляров стали массовым явлением. Это означало, что группа печатников могла выпускать по 25 млн. печатных страниц в год, переплетенных в 125 000 готовых к продаже книг - 2500000 страниц на одного работника против 1200-1300, которые мог изготовить монах-переписчик всего за 50 лет до этого.

    В середине XV века книги были роскошью, которую могли себе позволить только очень богатые и образованные люди. Но когда в 1522 из печати вышла немецкая Библия Мартина Лютера (свыше 1000 страниц), цена ее была настолько невысокой, что даже бедная крестьянская семья могла ее приобрести.

    За очень незначительное время революция в книгопечатании изменила институты общества, включая и систему образования. Книгопечатание сделало возможной протестантскую Реформацию. Но не только ее. Именно печатный станок принес с собой массовое производство и стандартизацию процесса обработки информации, проложивших дорогу промышленной революции. В последовавшие за ней десятилетия по всей Европе были созданы новые университеты, но, в отличие от ранее существовавших, где основное внимание уделялось теологии, здесь преподавали светские дисциплины: право, медицину, математику, натуральную философию (естественные науки). Революция в печати быстро сформировала новый класс специалистов по информационной технологии, точно так же, как современная информационная революция создала множество информационных предприятий, специалистов по ИС и ИТ, разработчиков программного обеспечения и руководителей информационных служб.

  • Третья революция (конец XIX века) обусловлена изобретением электричества , благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать информацию.

    Телеграф

    В 1855 г. английский изобретатель Д. Э. Юз (1831-1900) разработал буквопечатающий аппарат, нашедший широкое распространение. В основу работы телеграфного аппарата был положен принцип синхронного движения скользуна передатчика и колеса приемника. Опытный телеграфист на аппарате Юза мог передать до 40 слов в минуту. Быстрый рост телеграфного обмена и увеличение производительности телеграфных аппаратов натолкнулись на ограниченные возможности телеграфистов, способных достичь скорости передачи при длительной работе только до 240-300 букв в минуту.

    В 1870 г. в России существовало 90,6 тыс.км телеграфных проводов и 714 телеграфных станций. В 1871 г. была закончена постройка длиннейшей по тому времени линии между Москвой и Владивостоком. К началу XX века протяженность телеграфных линий в России составляла 300 тыс.км.

    Совершенствование техники и технологии изготовления кабелей, повышение их качества и износостойкости позволяло строить подземные телеграфные линии. С 1877 по 1881 г. в Германии, например, было проведено 20 подземных линий общей протяженностью около 5,5 тыс. км. В конце XIX века в Европе было протянуто 2840 тыс. км кабеля, а в США - свыше 4 млн. км. Общая протяженность телеграфных линий в мире в начале XX века составила около 8 млн. км.

    Телефон

    Наряду с совершенствованием проволочного телеграфа в последней четверти XIX века появился телефон. Телефонный аппарат И. Ф. Рейса, сконструированный в начале 60-х гг. XIX века, не получил практического применения.

    Дальнейшая разработка телефона связана с именами американских изобретателей И. Грея (1835-1901) и А. Г. Белла (1847-1922). Участвуя в конкурсе по практическому разрешению проблемы уплотнения телеграфных цепей, они обнаружили эффект телефонирования. 14 февраля 1876 г. оба американца сделали заявку на практически применимые телефонные аппараты. Поскольку заявка Грея была сделана на 2 часа позже, патент был выдан Беллу, а возбужденный Греем процесс против Белла был им проигран.

    Радио

    Когда в 1887 г. своими экспериментами немецкий физик Г. Р. Герц (1857-1894) доказал справедливость гипотезы Дж. К. Максвелла (1831-1879) о существовании электромагнитных волн, распространяющихся со скоростью света (называемых теперь радиоволнами), многие изобретатели в разных странах занялись вопросом использования этих волн для беспроволочной передачи сигналов. Немалый вклад внесли в это французский физик Э. Бранли (1844-1940), а также английский ученый О. Дж. Лодж (1851-1940).

    Первая в мире радиопередача была осуществлена в России знаменитым изобретателем и ученым А. С. Поповым (1859-1906). Сам изобретатель из-за своей скромности и бескорыстия (академик А. Н. Крылов впоследствии назвал это «идеализмом») не закрепил за собой собственности на изобретение, не взяв никакого патента.

    Между тем летом 1896 г. в печати появились (без сообщения каких-либо технических подробностей) сведения о том, что итальянец Маркони открыл способ «беспроволочного телеграфирования». Г. Маркони (1874-1937) не имел специального образования, но обладал энергичной коммерческой и технической предприимчивостью. Тщательно изучив все, что было опубликовано по вопросу о передаче излучений без проводов, он сам сконструировал соответствующие приборы и отправился в Англию. Там он сумел заинтересовать руководство почтового ведомства и других предпринимателей. 2 июня 1896 г. он получил английский патент на устройства для «беспроволочного телеграфирования» и лишь после этого ознакомил публику с конструкцией своего изобретения. Оказалось, что оно в основном воспроизводит аппаратуру Попова.

    В 1916 году началось регулярное вещание первой радиостанции - 9XM в США. В середине 20-х появились первые удобные и доступные радиоприемники. Тогда же начались первые эксперименты по передаче видеосигнала.

  • Четвертая революция (70-ые годы XX века) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персональных компьютеров . На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации).
    • переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным средствам;
    • миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;
    • создание программно-управляемых устройств и процессов.

    Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль - информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи. Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Сегодня мы переживаем пятую информационную революцию, связанную с формированием и развитием трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей.

Наиболее яркий пример такого явления и результат пятой революции - Интернет. Суть этой революции заключается в интеграции в едином информационном пространстве по всему миру программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций, информационных запасов или запасов знаний как единой информационной телекоммуникационной инфраструктуры, в которой активно действуют юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления. В итоге неимоверно возрастают скорости и объемы обрабатываемой информации, появляются новые уникальные возможности производства, передачи и распространения информации, поиска и получения информации, новые виды традиционной деятельности в этих сетях.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

Сущностью социального явления служит факт взаимодействия индивидов и групп.
Питирим Сорокин

Disclaimer: все нижеизложенное является плодом больного воображения автора, а не переводом, творческим пересказом или иной формой плагиата. Честно.

Первая информационная революция началась примерно 40 тысяч лет назад. До этого момента предки человека эволюционировали довольно неспешным темпом как минимум несколько миллионов лет. Однако в период позднего палеолита (начался примерно 40 тысяч лет назад - закончился примерно 10 тысяч лет назад) происходит ряд важнейших процессов, укладывающихся в достаточно короткий по археологическим меркам период:

А) ускорился технический прогресс; впервые скорость эволюции орудий превысила скорость изменений собственно человеческого тела (см. с иллюстрациями);

Б) началась экспансия homo sapiens в Европу; сам по себе вид sapiens появился, предположительно, в Африке около 130-150 тысяч лет назад, и 50-55 тысяч лет назад уже предпринял экспансию в Азию. Однако именно в Европе sapiens встретился с серьезной конкуренцией с другими представителями семейства homo - неандертальцами. Сейчас нет единого мнения, было ли это прямое столкновение или два вида конкурировали за ресурсы, но, так или иначе, неандертальцы были побеждены. Европейскую ветвь homo sapiens принято называть кроманьонцами;

В) зародилось искусство; самые древние из известных сейчас наскальных рисунков были сделаны около 35-40 тысяч лет назад. Самые древние из европейских наскальных рисунков относятся к 30-32 тысячелению до н.э. и обнаружены в пещере Шове (один из них и приведен слева).

Причем же здесь информационная революция, спросите Вы? Дело в том, что в этот период возникает еще один специфически человеческий феномен:

Речь

На данный момент нет четкого представления о процессе возникновения речи. Просто констатируем, что одновременно с указанными выше событиями возникла речь. Открытым остается вопрос, насколько большой, в конечном итоге, вклад внесло появление речи в итоговое доминирование кроманьонцев. Существует весьма смелая теория Б.Ф.Поршнева, который считает речь не просто одним из факторов, но реальной границей, отделяющей собственно человека от его человекоподобных предков; соответственно, именно речь стала причиной ускорения технического прогресса, который в итоге обогнал природу. С гипотезой Поршнева в кратком изложении можно ознакомиться , с первоисточником .

Так или иначе, именно способность передавать накопленный при жизни опыт в виде абстрактных понятий отличает человека от других животных (некоторые из которых демонстрируют весьма неплохой интеллект, но никто из которых не демонстрирует сколько-нибудь существенного переноса знаний между поколениями), а человеческое общество - от популяции животных. Можно с уверенностью утверждать, что появление речи внесло не последний вклад в развитие человечества в эпоху позднего палеолита.

Поздний палеолит закончился около 10 тысяч лет тому назад самой настоящей революцией, известной как «неолитическая» - переходом человека от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Подобная революция выглядит абсолютно невероятной в условиях отсутствия механизма накопления и передачи информации - речи.

Письменность

Вторая информационная революция произошла около 5 тысяч лет тому назад: появилась письменность. Собственно, «исторический» и «доисторический» периоды и принято разделять по моменту появления первых письменных свидетельств истории. Самый древний из известных артефактов - т.н. «табличка из Киша» - был создан около 3500 года до н.э. шумерами.

Приведенные выше наскальные рисунки постепенно превратились в петроглифы - символические изображения, пиктограммы, с явным информационным смыслом. Древнейшие петроглифы относятся примерно к 10-му тысячелетию до н.э. и приходятся как раз на период неолитической революции. Вот так выглядят древнейшие петроглифы в Кобустане (Азербайджан):

Постепенно петроглифы превратились в пиктографическое письмо (каждое слово обозначалось своим стилизованным изображение), которое в свою очередь со временем превратилось в письмо идеографическое (значок стал обозначать не только предмет, но и некоторое связанное понятие) и далее в фонетическое (значок стал обозначать звук).

Появление письменности помогло нивелировать некоторые недостатки речевого общения - она позволяла сохранять текст в неизменном виде на протяжении длительного времени, скрадывала несовершенство человеческой памяти и позволяла вести летописи.

Удивительным образом возникновение письменности совпадает с появлением первых цивилизаций: тогда же, около 3500 года до н.э. зарождается первая цивилизация - шумерская. По-видимому, все древние цивилизации обладали собственной письменностью, хотя каких-то исследований на эту тему я не нашел. Во всяком случае, все три цивилизации, которые принято считать древнейшими, - шумерская, древнеегиптская, хараппская - ей обладали, и всюду возникновение письменности совпадает с собственно возникновением цивилизации.

В целом, это совпадение кажется вполне объяснимым по многим причинам:

А) появление властной иерархии требует наличия возможности документально фиксировать приказы и передавать их исполнителям, в т.ч. на существенные расстояния;
б) появление сложноорганизованных технологических процессов (таких, как системы ирригации в Древнем Египте) требует наличия точных знаний и инструкций;
в) наконец, цивилизация немыслима без исторической памяти; не случайно, например, древнийший из сохранившихся письменных артефактов Древнего Египта - т.н. Палермский камень - есть ни что иное как летопись.

Появление письменности открыло совершенно новые перспективы для накопления знаний, но и она не была свободна от недостатков - прежде всего, это дороговизна носителя информации и невозможность создания копии носителя. Только через две с половиной тысячи лет эти проблемы были, наконец, решены, и произошла третья информационная революция.

Книгопечатание

Вообще говоря, идея нанесения изображения с помощью оттиска печатной формы появилась практически одновременно с письменностью. Вот так, например, выглядели печати упомянутой хараппской цивилизации:

Печать на шёлке известна в Китае с 3-го века нашей эры, печать с деревянных досок (ксилография) - с 7-го, наборный шрифт был изобретен в 11 веке, а металлические литеры - в 15-ом. (Я не занимался вопросами китайского книгоиздания, но довольно смело могу предположить, что информационной революции не произошло в силу крайней неприспособленности китайского письма для издания книг типографским способом.)

Однако само по себе вырезание на дереве или глине текста было задачей куда более сложной, чем переписывание книги; кроме того, однажды вырезанная доска или изготовленная печать не могла использоваться для печати другого текста. Собственно массовое книгопечатание стало возможным с изобретением подвижных металлических литер, притом для фонетических языков (таких, где знак - буква - обозначает звук).

Подвижный типографский шрифт был изобретен Иоганном Гутенбергом в 40-х годах 15-го века. (Хотя китайцы изобрели подвижные литеры раньше, на использование металла они тем не менее перешли позже Гутенберга). Удивительным образом (вот уже третий раз подряд) информационная революция происходит на рубеже смены эпох, в данном случае - на рубеже Нового времени.

На первый взгляд может показаться, что связь между книгопечатанием и сменой эпох довольно случайна, но при внимательном рассмотрении можно убедиться, что это не так. Идеи, которые взорвали мир, были изложены именно в печатной форме. Вот титульный лист трактата «Об обращении небесных сфер» Николая Коперника:

А вот «95 тезисов» Мартина Лютера:

В конце концов, гелиоцентрическая система мира была изложена Аристархом Самосским еще в 3-ем веке до н.э.; но как общепринятая научная концепция она утвердилась только почти два тысячелетия спустя. Именно книгопечатание позволило создать некоторое общее информационное пространство, в котором двигалась научная и культурная мысль Нового времени.

Помимо всего прочего, книгопечатание создало ключевое для понимания современных проблем копирайта разделение труда: выделились отдельно те, кто пишет книги (авторы), и те, кто эти книги представляет публике (издатели). Не случайно авторское право (статут Анны) возникает именно с развитием книгопечатания. Тогда же складывается и модель оплаты труда автора и издателя поэкземплярно.

Но влияние печатного пресса на цивилизацию не ограничилось книгами: помимо них, печатный станок годился ещё и для изготовления газет. Сами по себе газеты были известны ещё со времён Древнего Рима, однако их высокая стоимость делала их доступными только знати. В 16-ом веке намечается тенденция к радикальному удешевлению газет, и в 17-ом веке они становятся важнейшим инструментом политики. Для французской La Gazette писали сам король Людовик XIII и кардинал де Ришелье. Дешёвая и массовая газета стала тем инструментом, который позволил политически связать разрозненные земли в единое государство. В 18-ом веке впервые в истории человечества формируется такой феномен как «нация» (не путать с национальностью).

Да, до 18 века такого понятия не существовало. Слово «нация» обозначало то конкретное место, город или область, где родился человек. «Наций» в смысле некоторой общности людей, подчиняющихся некоторой национальной власти не существовало, и не могло быть просто за отсутствием механизма связывания разрозненных мелких «наций» в единое целое (подробнее см. Эрик Хобсбаум, «Нации и национализм после 1780 года»). Думается, что именно газеты и книгопечатание были именно тем средством, которое связало нацию вместе. Окончательно нации и национальные государства оформились в 19-ом веке, и Первую мировую войну можно считать кульминацией этого процесса.

Продолжение -

Станислав Шульга, для "Хвилі"

Давеча Сергей Карелов опубликовал статью про неизбежность «большой войны» и другие апокалипсисы. В основе статьи лежало рассмотрение двух конкурирующих гипотез о перспективах «большой войны». Автор концепции «долгого мира» Стивен Пинкер утверждал о спаде насилия после 1945 года, а знаменитый своими «черными лебедями» Нассим Талеб утверждал обратное. Разразилась дискуссия с участием критиков и последователей, в которой стороны обменивались залпами из статистических данных и выводов, сделанных на их основе.

Я не буду касаться самого предмета спора, а хочу акцентировать внимание на его характере. Мы имеем ситуацию, когда стороны обосновано и аргументировано отстаивают диаметрально противоположные точки зрения. Причем так, что без глубокого погружения в предмет понять кто из них прав, а кто нет невозможно. В чем причины такой разности тоже можно долго рассуждать, я выделю только одну – несовершенство применяемых теоретических моделей, описывающих реальные процессы.

Этот пример не единичен. Подобных ситуаций есть множество, что свидетельствует о простом факте – наше представление о процессах, происходящих в реальности далеко от совершенства. В чем причина? Опять же, их целый ряд, я упомяну только одну – ограничения, которые накладывают знаковые системы и информационные технологии, которые применяет человек. Для их более полного понимания перечислю основные вехи, которые привязаны к гуманитарно-технологическим скачкам, или – «информационным революциям», которые приводили нас на новый уровень познания окружающего мира.

Итак, первая информационная революция произошла, когда Предмет Был Назван. Один первобытный человек ткнул в булыжник и сказал «ку», другой согласился и тоже назвал его «ку». Тот, кто продолжал обозначать предметы невербальными методами или называл его «цак» был объявлен невежей, еретиком и тем, кому чужд прогресс. Дальше процесс развивался по накатанной. Предметы и действия были с перекодированы в звуки и установлены правила, произнесения этих звуков. Племя, имеющее в своем арсенале такой мощный организующий фактор, стало сильнее племен, члены которых продолжали мычать невпопад. Собственно, тут мы имеем новый уровень коммуникации, который позволил отдельным частям человечества прогрессировать как в познании окружающего мира, так и в усложнении социальной структуры. И какое-то время все было хорошо.

Вторая информационная революция случилась, когда самый популярный настенный живописец вместо мамонта нарисовал Знак, обозначавший его, мамонта. Так, Звуки Стали Знаками и Появилась Письменность. Говорят, что сначала рисовали все, а потом финикийцы придумали алфавит. После этого человечество пошло по двум дорогам. Некоторые, как китайцы и японцы, до сих пор рисуют, а большинство пользует алфавиты. Кроме того, потомки лучших живописцев и резчиков по камню продолжали копировать мир привычными методами. Художники, что с них возьмешь.

Появление такого мощного инструмента, как письменность привело к тому, что знания перестали умирать вместе с их носителями. Их стали накапливать и передавать из поколения в поколение. Несколько тысяч лет человечество экспериментировало с технологиями сохранения и копирования знаний. В ход шло все - камень, шкуры, глина, сухие листья, ткань, бумага. Параллельно люди зачем-то изобретали все новые и новые языки, алфавиты и знаки. Это говорило, что не все идет так хорошо, как надо бы, но что было, то было.

Эксклюзивными правами на создание и копирование информации обладали специально обученные люди. Их было мало и монополию они держали крепко ибо «знание - сила». Жрецы, монахи, ученые, знать, грамотные простолюдины, сподобившиеся выучиться грамоте. Они умели читать, писать, копировать и хранить информацию. И какое-то время все было хорошо, ибо «ученье свет, а неученых — тьма». Управлять безграмотной толпой куда проще, чем людьми, умеющими читать и писать.

А потом появился Гуттенберг и Федоров и через какое-то время десятки тысяч монахов Европы потеряли работу. Кому нужен переписчик книг, если станок может печатать их в несколько раз быстрее? Это была третья информационная революция , когда Книгу Стали Печатать. Параллельно с этим все больше народа училось читать и писать и уже где-то к середине прошлого века с повальной безграмотностью было покончено. Правда, какое-то время все еще было хорошо, потому как средства для производства и передачи информации все еще контролировались власть имущими.

Четвертая информационная революция грянула, когда пришли Компьютер Настольный и Сеть Глобальная. В 80-х это было еще экзотикой, но уже в 90-х этим мало кого можно было удивить. Сейчас каждый, кто хочет, может постить котиков и писать в свою ленту ФБ экспертные оценки по глобальной геополитике. Эта общедоступность средств производства и передачи информации привела к тому, что количество информации стало расти по экспоненте. Парадокс состоит в том, что «информация» это далеко не всегда «смысл», поэтому обратная медаль общедоступности - это увеличение информационного хаоса и деградация человеческих способностей к восприятию и построению связных картин мира.

Таким образом, всеобщая грамотность и доступность средств производства информации пока привела к еще большим проблемам, чем в те годы, когда информации было мало. Честь и хвала ребятам из Кремниевой долины, которые придумали компьютеры и сделали сеть общедоступной. С другой стороны эти ребята пока не нашли способ справиться с растущим информационным хаосом, а изобретаемые ими прибамбасы зачастую имеют весьма комичное применение. Например, повальное увлечение селфи, бесконечная ярмарка тщеславия в инстаграмме, миллион и маленькая тележка экспертов всех мастей в фейсбуке.

Она еще не произошла и не факт, что произойдет. Но тот, кто ее устроит, станет если не вторым Гуттенбергом, то наверняка не меньшим, чем Стив Джобс. В чем должна состоять суть Пятой Информационной Революции? Перечислю несколько пунктов.

Динамическое Знание. Один из главных недостатков нынешних технологий создания и хранения знания это отставание от реальной ситуации. Скажем, ученый провел серию натурных экспериментов, зафиксировав их в массиве данных. Нужно время на первичную обработку, анализ, формирование результатов. За это время реальная ситуация изменилась и полученный массив данных не отвечает полностью тому, что действительно происходит в реальности. Еще более простой пример - Google Earth, который компилируется на основе спутниковых снимков. При этом некоторые снимки уже не отражают реальной ситуации на площадке. Технологические предпосылки к ликвидации этого лага есть. Фиксация, обработка и складирование данных, которые отстают от реальности не на недели и месяцы, а на минуты и секунды.

Компьютеры, Рождающие Смыслы . Пока компьютеры это большие калькуляторы, которые способны обсчитывать значительные объемы данных. Постановка задач и написание алгоритмов целиком зависит от человека. Необходимы качественно новые фильтрационные вычислительные системы, которые смогут из потоков получать смыслы. Возможно, это будут искины, возможно такое ПО по-прежнему будет работать в связке с человеком-оператором. В любом случае, это будут компьютеры, которые из огромных потоков данных смогут не только отфильтровывать информацию, но и осмысливать ее и давать человеку знание и смыслы.

Метаязык. Одна из проблем, которую человечество таки и не решило, запустив информационную революцию — увеличение «пропускной мощности» коммуникативных способностей самого человека. Мы можем хранить, передавать и обрабатывать на компьютерах огромное количество информации. При этом по-прежнему общаемся с помощью речи и создаем линейные тексты, основанные на языках, которым сотни лет. Ситуация аналогична той, если бы на старую материнскую плату компьютера вешали новые процессоры и память. Можно сколько угодно менять на скоростные процессоры и модули памяти, но шина есть шина, больше чем она есть пропустить не может. Скорость обработки не увеличится.

Второй момент. Существуют сотни языков, тысячи знаковых систем, миллионы книг, статей и заметок. Порожденная нами информация о мире дефрагментирована и слабо связана. Специалисты из разных отраслей подчас не имеют единой терминологической базы для общения друг с другом. Есть области знаний, которые практически не связаны друг с другом, хотя описывают одни и те же предметы. Для того, чтобы связать разрозненные массивы данных и создать один знаменатель для знаковых систем, нужен Метаязык. С его помощью, скажем, ученый-геолог сможет без проблем подвязывать к своим выкладкам информацию из материалов этнографических экспедиций. Зачем, спросите вы? А разве маршруты миграции племен не могут указывать на наличие тех или иных природных ископаемых? Подобных примеров можно привести десятки.
Попытки решить проблему с помощью технологий подобных Big Data вряд ли приведет к качественному скачку. Первый раз я услышал о Data Warehouse еще в середине 90-х и что с тех пор что-то сильно поменялось? Способности многочисленных аналитиков и синктанков прогнозировать будущее хорошо показали Brexit и Трамп. Да, в чем-то прогресс есть, но мы все равно не можем толком предсказать даже, казалось бы, вполне обсчитываемые события.

Нужна принципиально новая «база» — новые языки, которые заменят те языки, и знаковые системы, на которых человечество общается сейчас. Символы в этих языках будут намного более смыслоемкими и образовывать большее количество комбинаций, что позволит создавать более компактную информацию. В своих рассказах я описывал таких людей. Ниже приведен отрывок из рассказа «Трафик-трекер» .

«…Трафикер тоже «давит кнопки». На экране его «ладошки» мелькают кубики со странными символами. Они складываются в цепи и кубы, исчезают и появляются вновь. Со стороны это выглядит как игра-головоломка. Отчасти это правда. «Сайскрит» или «кибернетический санскрит» — сам по себе головоломка для тех, кто продолжает пользоваться примитивными линейными алфавитами. Слова и предложения из него содержат на два-три порядка больше информации, чем обычные тексты такой же длины. Это модифицированная версия «джимала», языка, на котором «работает» Кибернетический Глобус. Сейчас он пишет на нем запросы по базам данных Глобуса, а те через полчаса запустят на него нужный поток данных…»

Конечно, это вариант маловероятный. Попытки создания искусственных языков типа эсперанто не были успешными. Да и артикуляционный аппарат тоже дело такое, попробуйте выучить в зрелом возрасте иностранный язык.

Так что скорее вероятен вариант, когда «новые» языки создаст искусственный интеллект. Искины будут способны упаковывать огромные массивы информации с помощью гораздо более сложных знаковых систем, чем те, которыми мы пользуемся сейчас. Подвижки в этом плане уже есть. Относительно недавно по сети прошла новость о том, что нейронная сеть Google, которая обеспечивает сервис переводов Google Translate, изобрела собственный внутренний язык для перевода с одного языка на другой.

Вот тогда и произойдет настоящая информационная революция, которая будет способна изменить сами подходы к постижению вещей и вызвать ряд качественных скачков практически во всех областях человеческой деятельности. А до тех пор пока это не произошло мы будем довольствоваться «революциями» типа выхода очередной игрушки от Apple и процессорами в 100500 ядер.

В наши дни довольно часто можно услышать рассуждения относительно информационного общества и так называемой информационной революции. Интерес к этой теме обусловлен значительными изменениями, которые происходят практически ежедневно в жизни каждого человека и мирового сообщества в целом.

Что представляет собой информационная революция?

В процессе развития человеческой цивилизации имело место несколько информационных революций, вследствие которых в обществе происходили качественные преобразования, способствующие повышению уровня жизни и культуры людей. В самом общем смысле информационная революция - это существенное улучшение общественных отношений благодаря кардинальным переменам в области сбора и обработки информации. Общеизвестно, что информация провоцирует перемены и имеет огромное значение для социального развития. Каждый человек по мере своего личностного роста сталкивается с чем-то новым и неизвестным для себя ранее. Это провоцирует возникновение чувства неопределенности и даже страха. Желание избавиться от этого ощущения толкает к действиям, направленным на поиск новых сведений.

Объем информации постоянно увеличивается и в определенный момент перестает соответствовать пропускной способности каналов коммуникации, что влечет за собой информационную революцию. Таким образом, информационная революция - это качественный скачок относительно способов обработки данных. Довольно широкое распространение на сегодняшний день получило также определение, данное А. И. Ракитовым. Согласно мнению ученого, информационная революция - это увеличение объема и изменение инструментария и способов сбора, обработки, хранения и передачи информации, которая доступна населению.

Общая характеристика первой информационной революции

Первая информационная революция началась одновременно со стихийным появлением человеческой членораздельной речи, то есть языка. Возникновение речи - это необходимость, обусловленная коллективной формой организации жизни и совместной трудовой деятельностью, развитие и само существование которых невозможны без адекватного информационного обмена между индивидами. Язык оказал грандиозное влияние на сознание людей и их представление о мире. Знания постепенно накапливались и передавались из поколения к поколению посредством многочисленных легенд, сказаний и мифов. Для первобытнообщинного общества были характерны «живые знания». Их носителями, хранителями и распространителями являлись шаманы, старейшины и жрецы, после смерти которых некоторые знания терялись, а на их повторное формирование порой уходило не одно столетие.

Первая информационная революция исчерпала свои возможности и прекратила соответствовать требованиям времени. Именно поэтому в определенный момент пришло осознание того, что необходимо создать какие-нибудь вспомогательные средства, которые бы сохраняли знания во времени и пространстве. Подобным средством стало в дальнейшем документальное фиксирование данных.

Отличительные черты второй информационной революции

Вторая информационная революция началась примерно 5 тысяч лет назад, когда в Египте и Месопотамии, а затем в Китае и центральной Америке появилась письменность. Изначально люди научились фиксировать свои знания в виде рисунков. «Рисуночное письмо» было названо пиктографией. Пиктограммы (рисунки) наносились на стены пещер или на поверхность скал и изображали моменты охоты, военные сцены, любовные послания и т. д. Благодаря тому, что не требует особой грамотности и владения определенным языком, оно было доступным для понимания каждому человеку и сохранилось до наших дней.

С появлением государств эволюционировала и письменность. Управление страной невозможно представить без упорядоченной письменной документации, которая необходима для закрепления порядка внутри государства, а также для заключения политических, торговых и иных видов договоров с соседями. Для подобных довольно сложных действий рисуночного письма недостаточно. Постепенно пиктограммы начали заменять условными знаками и графическими символами, рисунки исчезли, а письмо постоянно усложнялось. Число грамотных людей росло, в особенности после изобретения алфавитного письма и появления первой книги. Письменное закрепление информации значительно ускорило процесс обмена социальным опытом и развития общества и государственности.

Значение третьей информационной революции

Третья информационная революция относится к эпохе Ренессанса. Большинство ученых связывают ее начало с изобретением печатного станка. Появление этого новшества является заслугой немца Изобретение книгопечатания внесло существенные коррективы в социально-политическую, экономическую и историко-культурную жизнь населения. Повсеместно открывались типографии и книготорговые учреждения, печатались газеты, ноты, журналы, учебники, карты, основывались институты, в которых преподавались не только теология, но и такие светские дисциплины, как математика, право, медицина, философия и т. д. произошедший в XVIII веке, был бы невозможным без предшествующей ему информационной революции.

Четвертая информационная революция

Она началась в XIX веке, в период изобретения и широкого распространения принципиально новых средств информационной коммуникации, таких как телефон, радио, фотография, телевидение, звукозапись. Эти новшества позволили множеству людей, находящихся на расстоянии тысяч километров друг от друга, молниеносно обмениваться речевыми сообщениями. Наступил новый этап развития общества, так как появление технологических инноваций всегда связано с экономическим ростом и повышением уровня жизни и культуры.

Пятая информационная революция

Многие ученые рассматривают четвертую и пятую стадии не по отдельности, а в совокупности. Они полагают, что это последовательные этапы информационной революции, которая продолжается и сегодня. Достижения прошлого не только не были уничтожены, но и продолжают свое развитие, видоизменяясь и соединяясь с новыми технологиями. Начиная с 50-х годов XX века в своей практической деятельности люди стали использовать цифровую вычислительную технику. революции приобретает поистине глобальный характер, затрагивающий каждого человека в отдельности и в целом. Широкое внедрение и использование компьютерной техники спровоцировало настоящий информационный бум. Информационная революция - это шаг в светлое, красивое и успешное будущее.

Альтернативные периодизации информационной революции

Существуют и другие варианты периодизации информационной революции. Наиболее известные концепции принадлежат О. Тоффлеру и Д. Беллу. По мнению первого из них, в процессе развития общества можно выделить три волны: аграрную, индустриальную и информационную, которая основана на знании. Д. Белл также выделяет три, а не пять периодов. Согласно мнению ученого, первая информационная революция произошла около 200 лет назад, когда изобрели паровую машину, вторая - около 100 лет назад, когда были зафиксированы умопомрачительные успехи в области энергетики и химии, а третья относится к современности. Он утверждает, что именно сегодня человечество переживает технологическую революцию, в которой особое место занимают информация и высококачественные информационные технологии.

Значение информационной революции

В наши дни продолжает разворачиваться и совершенствоваться процесс информатизации общества. Современная информационная революция оказывает колоссальное воздействие на жизнедеятельность общества, изменяя стереотипы поведения людей, их образ мышления и культуру. Не прекращают развиваться трансграничные глобальные информационно-коммуникационные сети, которые охватывают все континенты Земли и проникают в дом практически каждого человека. Благодаря информационным революциям, познанным человечеством, сегодня стала возможным интеграция всех существующих в мире программно-технических средств в единое в котором действуют как юридические лица, так и физические, а также местные и центральные органы государственной власти.



В продолжение темы:
Android

Популярная социальная сеть ВКонтакте позволяет находить новых друзей и держать контакт со всеми близкими. Помимо этого, каждый пользователь может делиться собственными...