Учебный план по физкультуре. Требования к рабочей программе по физической культуре

Понятие "аккредитация" имеет латинские корни. В дословном переводе оно означает "оказывать доверие". В современном мире этот термин рассматривается как установленным стандартам, признание особого статуса (полномочий). Рассмотрим далее, как осуществляется аккредитация образовательных учреждений, что это такое и какими законами регулируется.

Нормативная база

В конце 2010 г. ФЗ № 293 внес ряд изменений в некоторые законодательные акты. Эта необходимость возникла в связи с совершенствованием надзорных и контрольных функций. Изменения направлены на оптимизацию предоставления услуг в сфере образования. В результате была введена специальная процедура для соответствующих учреждений. С того момента началась аккредитация и аттестация образовательных учреждений и научных организаций.

Субъекты

По принятым законодательным нормам, аккредитация и аттестация образовательных учреждений осуществляется вне зависимости от их типов и видов. Однако в этом предписании оговорено исключение. Положения закона не распространяются на ДОУ и учреждения по дополнительному образованию детей. Все прочие организации, осуществляющие учебные программы по ФГОС, федеральным требованиям и положениям закона, обязаны пройти процедуру соответствия.

Важный момент

В некоторых учреждениях присутствует которое реализует программу по Возникает вопрос: распространяется ли на них предписание о прохождении обязательной процедуры подтверждения соответствия? В данном случае государственная аккредитация образовательного учреждения осуществляется без включения указанных программ в проверку. Для реализации их, однако, необходимо иметь разрешение. В качестве него выступает лицензия, которая, собственно, позволяет учреждению осуществлять деятельность в соответствии с программами дошкольного образования. Кроме этого, в новых правилах оговаривается ситуация с организациями, предоставляющими дополнительные услуги в рассматриваемой сфере. В частности, речь идет о дворцах юношеского/детского творчества, ДШИ, ДЮСШ и пр. Аккредитация образовательных учреждений такого типа не проводится.

Оплата

В соответствии с ФЗ № 293 была введена госпошлина за аккредитацию образовательного учреждения. Она заменяет оплату процедур, в том числе по договорам со специализированными организациями по оказанию информационно-методических услуг. Размер платежа устанавливается ст. 333.33 НК. Таким образом, формально в юридическом плане государственная аккредитация образовательного учреждения стала бесплатной, так как относится к услугам, осуществляемым за счет бюджетных средств.

Размер платежа

Законодательство устанавливает следующие суммы:

  • Для высших профессиональных заведений - 130 тыс. руб. Дополнительно необходимо будет уплатить по 70 тыс. за каждую расширенную группу направлений в самой организации и ее филиалах, включенную в свидетельство об аккредитации образовательного учреждения.
  • Заведениям, реализующим дополнительные профпрограммы - 120 тыс. руб.
  • Учреждениям среднего пофобразования - 50 тыс. руб.
  • Заведениям начального профессионального обучения - 40 тыс. руб.

Аккредитация образовательных учреждений прочих типов - 10 тыс. руб. При смене статуса и переоформление св-ва необходимо уплатить от 3 до 70 тысяч рублей. В случае аккредитации образовательных программ, расширенных групп направления по специальностям за замену свидетельства установлены суммы от 7 до 70 тыс. руб. В других случаях, в том числе за выдачу временного св-ва, нужно уплатить 2 тыс. руб. Следует сказать, что замена оплаты фиксированным бюджетным платежом не означает, что заведение лишается права на самостоятельное заключение договоров с организациями, которыми выполняется подготовка к аккредитации образовательного учреждения.

Новые правила

Учитывая требования к аккредитации образовательного учреждения, особое внимание следует уделять учебным программам. В первую очередь это относится к начальным, средним и высшим профессиональным заведениям. Таким учреждениям свидетельство выдается не на отдельные программы, а на расширенные, укрупненные категории направлений, которые определяются аккредитационным органом. Это позволяет изменять или дополнять конкретные проекты без предоставления их в уполномоченную структуру. То есть, корректировки делаются на основании лицензии.

Дополнительно

Согласно ст. 33.2 Закона "Об образовании", правом на госаккредитацию программы обладают ОУ, в которых есть обучающиеся или завершающие обучение по ней в текущем году. Как и ранее предусматривается возможность поэтапного (в соответствии со ступенями) проведения процедуры. То есть выполняется аккредитация образовательных учреждений в отношении определенных программ начального, основного и среднего общего (полного) обучения.

Процедура самообследования

Аккредитация включает в себя самооценку заведениями своей деятельности. Ранее процедура самообследования была предусмотрена преимущественно для вузов. Правила, по которым проводится самооценка, формулируются и утверждаются исполнительным федеральным органом, в полномочия которого входит выработка госполитики и нормативно-правовое регулирование сферы образования.

Экспертиза

Лицензирование и аккредитация образовательных учреждений предполагают выполнение определенных процедур, подтверждающих соответствие качества и содержания усвоенных обучающимися и выпускниками программ по ФГОС. Кроме этого, выполняется экспертиза показателей работы учебного заведения. Они необходимы при определении вида и типа.

Показатели работы

Их перечень вводится на федеральном уровне. показателей, по которым определяется вид и тип образовательного учреждения, должны устанавливаться аккредитационным органом. К примеру, относительно школ такой структурой выступает региональный департамент, министерство или иной институт управления. Разумеется, они должны быть задействованы в сфере образования. Установленный перечень показателей должен согласовываться с Минобрнауки. Порядок определения их критериев утверждается Правительством.

Документы для аккредитации образовательного учреждения

В соответствии с положением, процедура предполагает несколько этапов. В первую очередь руководитель учебного заведения выполняет анализ его деятельности. По результатам составляется отчет самообследования. После этого в управление (подразделение) уполномоченного органа направляется заявление и документы для аккредитации образовательного учреждения по соответствующим программам:

  • устава;
  • планов по всем утвержденным программам, заявленным к аккредитации;
  • основной профпрограммы послевузовского обучения (если она присутствует в ОУ);
  • положения о филиале заведения (при наличии такого подразделения).

2. Отчет о результатах самооценки.

Лицензирование и аккредитация образовательных учреждений предполагает выдачу соответствующих бумаг. При направлении программ на проверку соответствия ОУ предоставляет также копии разрешения и св-ва. Неотъемлемым документом также является опись направленных бумаг. Копии устава, положения о филиале, разрешения и св-ва следует заверить у нотариуса. Экземпляры остальных бумаг заверяются в ОУ. Кроме того, следует приложить квитанцию, подтверждающую уплату пошлины.

Способ отправки

Указанные выше документы можно направить на бумажном носителе. При этом допускается предъявление их лично или с помощью почтового отправления (заказным письмом). Также документы могут подаваться и в электронном виде. В этом случае следует воспользоваться единым порталом услуг. Если бумаги направляются этим способом, они должны заверяться электронной подписью.

Заявление

Аккредитация образовательных учреждений осуществляется по соответствующему обращению. В заявлении следует указать:

  1. Полное название, организационно-правовую форму и местонахождение заведения согласно уставу.
  2. Наименование и адрес расположения филиалов (при необходимости).
  3. Регистрационный госномер записи о формировании юрлица и сведения документа, которым подтверждается факт внесения информации о созданной организации в ЕГРЮЛ.
  4. ИНН и данные о постановке на учет в налоговой службе.
  5. Реквизиты имеющегося свидетельства об аккредитации.
  6. Госстатус (вид и тип) ОУ.
  7. Список программ, заявленных для аккредитации.

Решение

В течение 7 дней аккредитационный орган отправляет образовательному учреждению либо вручает его представителю уведомление о том, что документы приняты к рассмотрению. В случае если бумаги предоставлены не в полном объеме либо какие-то из них заполнены неверно, уполномоченная инстанция присылает извещение с соответствующим перечнем. На исправление ошибок и предоставление недостающих экземпляров ОУ дается 2 месяца.

Общественная аккредитация образовательных учреждений

Эта процедура также предусмотрена на законодательном уровне. Право на ее проведение было предоставлено еще в 1992 году. В настоящее время специалисты отмечают расширение предмета нормативного регулирования в сфере общественной аккредитации. В законодательстве зафиксировано не только само право, но и подробно разъяснено понятие процедуры, установлены обязанности организаций, уполномоченных на ее проведение. Ключевой задачей таких структур считается обеспечение доступности и открытости информации.

Специфика

Общественная аккредитация образовательных учреждений выполняется по инициативе самих заведений. В законодательстве особое внимание акцентируется на добровольности проведения процедуры. Это означает, что на нормативном уровне запрещено принуждение ОУ к получению такой аккредитации со стороны госорганов, местных структур и уполномоченных на ее выполнение юрлиц. В законе также не установлена необходимость согласования с учредителем проведение указанной процедуры.

Уполномоченные субъекты

Право на выполнение общественной аккредитации признается за разными организациями. Так, согласно законодательству, ее могут проводить как отечественные, так и международные и зарубежные субъекты. Вместе с этим, в качестве уполномоченных лиц в нормах указываются только общественные организации. Однако это ограничение не согласуется с определением самой процедуры в законе. Здесь следует отметить, что ФЗ "Об образовании" утверждает только основы общественной аккредитации. Более подробно все отношения, которые возникают в данной сфере, регламентируются актами, принимаемыми непосредственно самими уполномоченными структурами.

Порядок проведения

Процедура реализуется в форме следующих мероприятий:

  1. Экспертной оценки в учреждении.
  2. Обсуждения полученных результатов.
  3. Принятия решения о прохождении либо продлении или об отказе в общественной аккредитации ОУ.
  4. Включение заведения в соответствующий реестр (прошедших процедуру).
  5. Предоставление учреждению свидетельства установленной формы.
  6. Письменное извещение исполнительного федерального органа по надзору и контролю об итогах проведенной процедуры.

Критерии и показатели

Они устанавливаются непосредственно той организацией, которая выполняет аккредитацию. При оценке качества организации и обеспечения учебного процесса оценивается:

  • Соответствие планов по реализуемым программам.
  • Наличие нормативного обеспечения.
  • Соответствие организационной системы ОУ.
  • Качество образовательного процесса.
  • Соответствие рабочих программ содержанию планов обучения.
  • Уровень обеспеченности методическими материалами.
  • Мнения сотрудников, выпускников, обучающихся, работодателей о качестве процесса обучения и так далее.

Кадровая обеспеченность

По этому критерию проверяется соответствие профессионального уровня педагогического коллектива преподаваемым дисциплинам. Устанавливается также доля штатных специалистов, в том числе имеющих степень, занятых в процессе обучения. Немаловажным критерием является соответствие количества педагогов числу дисциплин, которые преподаются в ОУ.

Материально-техническая обеспеченность

По этому критерию аккредитационная организация устанавливает соответствие числа помещений для проведения установленных видов занятий количеству обучающихся. Немаловажное значение имеет проверка технической оснащенности и общего состояния кабинетов. В ОУ должна быть достаточная инфраструктура для обеспечения реализации образовательных программ.

Подтверждение правомочий организации на ведение учебно-воспитательной деятельности с предоставлением выпускникам документов установленного образца предусматривает систематическое проведение государственной аккредитации образовательного учреждения, результатом осуществления которой является:

  • получение школами документального свидетельства о праве ведения образовательной деятельности по программам различных уровней;
  • пролонгацию ранее выданных разрешений установленного образца, если срок ранее действующих подходит к концу;
  • оформление дубликата (временного свидетельства);
  • правовой отказ в выдаче разрешительной документации.

Что такое государственная аккредитация

Спрос на образовательные услуги растет, и это благоприятствует развитию организаций, которые способны оказывать эти услуги, однако проблема потребности в образовательных услугах приобретает не только количественный показатель: необходимо обеспечить качество данных услуг. Это требует создания системы обеспечения качества образовательной деятельности. Такой системой и является государственная аккредитация.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Важную информацию о порядке аккредитации школ читайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения»:

- Переоформление лицензии на образовательную деятельность дошкольных и общеобразовательных организаций (изменения в законодательстве!)
- Проведение аккредитационной экспертизы в ходе госаккредитации образовательной деятельности (чек-лист для руководителя)

Аккредитация образовательных учреждений - это система контроля качества образования, которая позволяет учесть интересы всех заинтересованных в развитии образования сторон и сочетает общественную и государственную формы контроля. У граждан как потребителей должен быть гарант того, что при обучении их не обманут и им дадут знания, с помощью которых в дальнейшем они смогут сделать успешную карьеру и благоустроить свою жизнь. Этим гарантом и выступает государственная аккредитация. Государство должно контролировать все уровни образовательного процесса, и государственная аккредитация - один из его инструментов контроля.

Проведение госаккредитации выполняется в установленном законом порядке в несколько этапов:

  1. Руководитель ОУ или уполномоченный представитель учреждения подает в орган исполнительной власти или другую инстанцию, выполняющего задачи аккредитационной комиссии, заявку о необходимости проведения плановой мониторинговой процедуры.
  2. Аккредитационный орган анализирует предоставленное документационное обеспечение на предмет наличия всех необходимых отчетов, а после - проводит комплексную оценку материалов, предоставленных для лицензирования, с последующим принятием положительного или отрицательного решения.
  3. Руководителю школы или уполномоченному сотруднику предоставляют свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения или мотивированный отказ, который может быть основанием для оформления апелляции.
  4. За работой аккредитованной ОУ осуществляется периодический плановый контроль.

Важный нюанс: успешное осуществление каждого последующего организационного шага невозможно без прохождения предыдущего этапа. Для удобства представителей школ, организаций дополнительного образования каждый этап проведения аккредитации подкрепляется документами установленного образца, поэтому в случае возникновения дополнительных вопросов и затруднений можно оперативно обратиться за консультационной помощью, чтобы своевременной выявить проблемные моменты и быстро устранить их, гарантируя оперативность процедурных моментов.

Для отдельных групп образовательных учреждений, пребывающих в частной форме собственности у религиозных организаций, компаний с иностранным капиталом, использующих сетевую форму реализации программного содержания, а также предоставляющих услуги обучения на дистанционной основе, установлены особые условия проведения аттестационного оценивания, что подтверждает постановление Правительства РФ № 1039 от 18.11.2013 г.

Обеспечение должного качества образовательных услуг, реализуемых на основании ФГОС, является одной из приоритетных задач государственной политики. Проведение обязательных оценочных процедур, содержание которых без преувеличений определяет будущее школ, детских садов и учреждений дополнительного образования всех форм собственности, является правовой нормой, и без ее соблюдения организацию образовательного процесса в стране в условиях нового времени обеспечить невозможно. В свете этого управленческому составу и педагогам важно осознавать, что такое государственная аккредитация образовательных учреждений, концептуально являющаяся процедурой признания соответствия/несоответствия содержания и порядка осуществления обучения и воспитания в конкретной ОУ требованиям федеральных государственных стандартов, и отдавать себе отчет в значении данного процедурного момента. В отсутствие тщательной подготовки отчетной документации, слаженной работы в содействии деятельности уполномоченной мониторинговой миссии возникают значительные риски отказа в получении или пролонгации аккредитации.

Свидетельство о госаккредитации образовательного учреждения: оформление и переоформление

Общее заключение по итогам аккредитации образовательного учреждения составляет председатель комиссии на основе заключений по каждой образовательной программе, представляемых членами комиссии. Результаты работы аккредитационной комиссии доводятся до сведения коллектива образовательного учреждения на педагогическом совете.

Работа аккредитационной комиссии в образовательном учреждении считается законченной после проведения педагогического совета по итогам аккредитации. Окончательным же завершением ее работы является представление аккредитационного заключения, подписанного председателем и членами комиссии, в комитет образования округа. Этот документ является основанием для оформления (пролонгации) свидетельства о госаккредитации образовательного учреждения, поэтому он должен содержать такие сведения:

  1. Полное наименование ОУ и филиалов, в которых проводилось экспертное оценивание.
  2. Перечень материалов, подтверждающих соответствие содержания и порядка реализации программных продуктов согласно ФГОС.
  3. Характеристика качества подготовки учащихся по заявленному программному содержанию с анализом и экспертными рекомендациями.
  4. Дата оформления документа.

Срок представления заключения не может превышать двух недель после даты окончания процедуры аккредитации, предусмотренной приказом комитета образования округа. Результаты госаккредитации передаются для ознакомления уполномоченному лицу и публикуются на официальном интернет-ресурсе исполнительного органа. Эти процедурные особенности дают право на обновление данных госреестра и подготовку правоустанавливающих документов.

Для образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, основанием для переоформления свидетельства являются следующие факторы:

  1. Проведение реорганизации ОУ, изменение фактического адреса или официального названия.
  2. Изменение данных ИП (актуально для частных школ).
  3. Необходимость аккредитационного оценивания соответствия образовательных программ, которые ранее не реализовались, но подлежат включению в содержание общего образования ОУ, требованиям ФГОС.
  4. Переоформление лицензии в связи с упразднением некоторых образовательных услуг и программных продуктов.
  5. Утрата госаккредитации в отношении отдельных уровней образования при сохранении лицензии на профильную деятельность.
  6. При наличии аккредитации у образовательного учреждения, подлежащего укрупнению за счет присоединения другой образовательной организации, необходимо осуществить переоформление до даты окончания действия разрешительного документа у реорганизованного учреждения, при слиянии нескольких организаций - до ближайшего момента окончания действия одного из имеющихся свидетельств.
  7. Процедура переоформления документа, подтверждающего успешное прохождение школой лицензирования, предусматривает обязательную уплату госпошлины.

Срок действия аккредитации образовательного учреждения составляет 12 лет. В случае утери или порчи свидетельства школа вправе обратиться с заявлением соответствующего содержания в аккредитационный орган для получения дубликата, решение об оформлении которого принимается в течение десяти рабочих дней. Уполномоченный орган вправе отказать в выдаче дубликата, если выдача копии документа не входит в круг компетенции данного аккредитационного представительства, ОУ не может предоставить лицензию, подтверждающую право на предоставление образовательных услуг по заявленному программному содержанию, а также если уполномоченным лицом в пакете документов, подаваемых вместе с заявлением, были выявлены неточности и ошибки, которые после отправления уведомления по школьному адресу не исправили в течение двух месяцев.

Документы для аккредитации образовательного учреждения

Аккредитация образовательных учреждений проводится планово раз в пять лет. Чтобы инициировать действия со стороны аккредитационной комиссии, которую может уполномочить на реализацию правовых процедур федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, организации-заявителю необходимо составить заявление по форме, утвержденной приказом Минобрнауки России от 18.03.2014 г. № 193.

В заявлении на проведение аккредитации образовательного учреждения необходимо представить следующие данные:

  1. Полное и сокращенное название образовательной организации, содержание деятельности которой подлежит плановой экспертной оценке, место фактического нахождения, контактные данные (в том числе ссылку на официальный сайт), регистрационный номер в ЕГРЮЛ. Если учреждение имеет филиалы, по каждому из них следует подать аналогичные данные. Следует отметить, что школа вправе аккредитоваться одновременно с филиалами.
  2. ИН налогоплательщика.
  3. Список образовательных программы, право на реализацию которых требует пролонгации (а также перечень новых программных продуктов, если планируется расширение учебно-воспитательного комплекса) с указанием направлений и уровня образования, форм обучения. Если организация работает в рамках сетевой формы или предоставляет образовательные услуги дистанционно, информацию об этом следует также представить в данном пункте.
  4. Прошение о пересылки в школу уведомления о принятии заявления на аккредитацию образовательного учреждения и начале оценочно-мониторинговых мероприятий.

В заявлении, инициирующем аккредитационные меры по отношению к ОУ негосударственной формы собственности, дополнительно необходимо указать паспортные данные ИП (для иностранца - с латинской транслитерацией), копию всех страниц паспорта, номер лицевого счета в системе пенсионного страхования. Что касается комплекса планируемого к реализации программного содержания, то требования к его составлению остаются неизменными.

Согласно п.8 постановления Правительства РФ № 1039 от 18.11.2013 г., при подаче заявления в аккредитационный орган его необходимо подкрепить:

  1. Сведения о реализуемых программных продуктах (необходимо заполнить форму, утвержденную приказом Минобрнауки России № 667 от 6.07.2015 г.).
  2. Оригинал или копию документов, подтверждающих сетевую форму реализации образовательных программ, а также договора, подкрепляющие факт сотрудничества с другими ОУ.
  3. Сведения о наличии общественного или профессионально-общественного лицензирования в российских, иностранных или международных организациях.
  4. Доверенность, подтверждающую право уполномоченного лица действовать от имени ОУ.
  5. Полную опись предоставленного документационного обеспечения.

Получите диплом установленного образца

Актуализировать знания о нормативном регулировании образовательной деятельности ОО, требованиях к квалификации педагога (учителя), разработке основных образовательных программ общеобразовательной организации поможет обучение по программе

Проведение государственной аккредитации

Новейшая история национального образования, начавшаяся в 1992 г. с принятием первой редакции Закона РФ «Об образовании», проходит под знаком фактической монополии государства на аккредитацию образовательных программ и образовательных учреждений. Вначале аккредитация была предметом деятельности Министерства образования, в последние годы ею занимается Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. В последние годы аккредитация образовательных учреждений проводится согласно таким нормативно-правовым актам:

  1. Закон № 273-ФЗ «ОБ образовании в РФ».
  2. Постановление Правительства РФ № 1039 от 18.11.2013 г., закрепляющее содержание и порядок осуществления госаккредитации.
  3. Постановление Правительства РФ № 1052 от 15.08.2019 г., регламентирующее внесение изменений в порядок осуществления аккредитационных мероприятий.
  4. Квалификационные требования к экспертам и экспертным организациям, привлекаемым к выполнению лицензирования школ (утверждены приказом Минобрнауки России № 556 от 20.05.2014 г.).
  5. Правила оплаты услуг экспертов с целью возмещения расходов, связанных с осуществлением профильной деятельности (регламентируются постановлением Правительства РФ № 370 от 24.04.2013 г.).

Поскольку государственная аккредитация образовательного учреждения - это в первую очередь процедура экспертного оценивания, то на характер ее проведения могут влиять не только объективные, но и субъективные факторы. Представители органа исполнительной власти, обеспечивающие осуществление контрольной функции в образовании, обязаны привлекать к проведению мониторинговых миссий специалистов, соответствующих ряду требований, в числе которых:

  1. Наличие оконченного высшего образования.
  2. Стаж трудовой деятельности по образовательному профилю - не менее 5 лет.
  3. Сформированные знания об актуальных нормативах, регламентирующих порядок предоставления образовательных услуг, требованиях ФГОС и процедурных особенностях аккредитации.
  4. Навыки работы с большими объемами отчетной документации, применения и интерпретации широкого круга оценочных и контрольных процедур.

Чтобы создать максимально объективную систему экспертной деятельности, специалисты, ответственные за выдачу аккредитации образовательным учреждениям, должны быть не только компетентными в определенной области, являющейся предметом государственного контроля, но и специально обученными и владеющими технологиями экспертной деятельности. К трудностям кадрового обеспечения мероприятий, направленных на оценку качества образования, относится также необходимость адекватно оценить потребности в людских ресурсах, в частности в специалистах, которые должны организовывать и проводить проверку знаний учащихся, а также заниматься проблемами технического обеспечения этой деятельности. Для выполнения этих задач необходим персонал со знанием широкого спектра программ обучения, с опытом тестирования, владеющий навыками статистической обработки и интерпретации результатов, измерений и подготовки отчетов.

Для того чтобы данные, полученные в ходе реализации мероприятий по оценке качества образования, можно было использовать в интересах долговременного контроля, а также для принятия обоснованных решений в сфере управления образованием, результаты тестирования должны быть валидными, надежными и своевременными. Оперативная подготовка и рассылка тестовых материалов, а также своевременное получение данных с мест проведения проверок требуют хороших организационных навыков. Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что эффективность общественно-государственной аккредитации во многом определяется наличием современного информационного обеспечения.

Важно отметить, что проведению процедуры экспертного оценивания предшествует издание приказа о прохождении образовательным учреждением аккредитации - локального распоряжения, определяющего порядок действий участников учебно-воспитательного процесса в связи с грядущим лицензированием. Директорам школ следует взять на заметку тот факт, что представители аккредитационного органа не только принимают заявки и сопутствующие документы под опись, но и проводят в рамках межведомственного взаимодействия проверку статуса образовательной организации в органах государственной власти. Целью такой проверки является выявление факта наличия у ОУ лицензии на оказание образовательных услуг, отсутствия неисполненных предписаний или распорядительных актов, регламентирующих приостановление учебной деятельности по отдельным направлениям образования. В случае выявления несоответствия ответственный специалист направит в ОУ уведомление, на основании которого необходимо предоставить требуемое документационное обеспечение в двухмесячный срок. В противном случае значительно возрастают риски получения по итогам аккредитационной проверки негативного ответа.

Непосредственно экспертное оценивание проводится с обязательным выездом группы специалистов в школу. Состав экспертной комиссии (в т.ч. ее руководителя), сроки проведения оценивания с обязательной подготовкой распорядительного акта возлагаются на специалиста, ответственного за проведение аккредитации государственных и частных образовательных учреждений.

  1. После утверждения состава аккредитационной комиссии приказом комитета образования округа председатель организует ее работу, в первую очередь, распределяя обязанности между членами комиссии. Каждый член комиссии отвечает за аккредитацию одной из ступеней образования.
  2. По прибытию в образовательное учреждение члены экспертной группы предъявляют руководителю или должностному лицу, выполняющему его обязанности, документы, удостоверяющие личность и уровень профессиональной ответственности, а также копию распорядительного акта, полученную от представителя органа исполнительной власти. Представители школы должны обеспечить все необходимые условия для работы экспертной команды, а именно рабочие места с компьютерной техникой, подключенной к интернету. При этом срок аккредитации образовательного учреждения устанавливается в индивидуальном порядке с учетом объема предстоящей экспертной работы.
  3. При проведении анализа деятельности школы уполномоченные специалисты могут оценивать не только отчетную документацию, предоставленную вместе с заявлением, но и информацию, размещенную в публичном доступе - на официальном сайте организации. В случаях необходимости лицензирования деятельности учреждений, реализующих образовательные программы исключительно посредством инструментов электронного обучения, актуальный порядок государственной аккредитации образовательного учреждения предусматривает необходимость предоставления экспертам свободного доступа в закрытую информационно-образовательную среду.

Аккредитация школы: что проверяют

Госаккредитация - это процесс признания соответствия качества оказываемых образовательных услуг установленным стандартам, разработанным аккредитующими органами.

Обязательным этапом аккредитационных процедур является изучение подготовленного школьной администрацией пакета документов, демонстрирующего высокий уровень качества образования: образовательной программы, учебного и плана финансово-хозяйственной деятельности, устава школы, справок о материально-техническом состоянии учреждения, отчетов внутришкольного контроля и других сопроводительных бумаг.

После трехмесячного этапа рассмотрения документов аккредитующие органы осуществляют непосредственную проверку, в ходе проведения которой оценивают: управленческую модель, используемую в учреждении, социальное обеспечение школьников, состояние школьных объектов инфраструктуры и помещений (классные комнаты), учебно-вспомогательный персонал организации и педагогических работников. Члены комиссии анализируют уровень успеваемости учащихся и степень освоения ими образовательной программы (должен быть на уровне не ниже 60 %), самообразование и квалификацию учителей.

Отказ в аккредитации образовательного учреждения

В случаях получения неудовлетворительных результатов по итогам проведения экспертно-мониторинговых процедур или выявления ложных данных в отчетной документации, предоставленный в исполнительный орган власти, регулятор может оформить образовательному учреждению отказ в аккредитации, руководствуясь п. 69 постановления Правительства РФ № 1039 от 18.11.2013 года. В данном случае руководству ОУ важно четко понимать порядок своих действий и оказать всестороннее содействие выпускникам, для которых остро становится проблема получения дипломов.

Эксперты сферы образования сходятся во мнении, что алгоритм действий в отсутствие плановой аккредитации определяется с учетом особенностей конкретного случая. Так, согласно Приказу Минюста РФ № 67 от 07.05.2013 года школа имеет правовые основания обеспечивать ведение учебно-воспитательного процесса при наличии лицензии, но при этом выдача дипломов государственного образца учащимся не предусмотрена до разрешения проблемы. Учащиеся вправе (но не обязаны) перевестись в другое учреждение или продолжить обучение, позаботившись о возможности пройти экзаменационное оценивание в образовательной организации, аккредитованной по соответствующим программным продуктам.

Напомним, что получение отказа по итогам аккредитационного лицензирования или истечения срока действия свидетельство об аккредитации образовательного учреждения указывает на неправомерность выдачу дипломов установленного образца, и невыполнение этого требования предусматривает привлечение к административной ответственности согласно ч. 3 ст. 19.30 КоАП РФ. Поэтому руководителям государственных и частных школ, учреждений дополнительного образования необходимо провести основательную работу в части подготовки пакета документов и сотрудничества с экспертной комиссией, а в случае получения отказа - предоставить разъяснительную информацию педагогическому составу, обучающимся, родителям, отказаться от практики выдачи дипломов до переаккредитации, которую можно провести через год.

Аккредитация образовательных учреждений: проблемы и пути их решения

Ключевой особенностью российской образовательной системы в вопросах аккредитации является фактическая монополизация государством данной функции, что, конечно же, не предполагает учреждение независимых организаций, которые бы могли выполнять функцию независимых аккредитационных агентств. Отсутствие в образовательной теории понятия «аккредитационное агентство» препятствует становлению понимания того, как данная структура должна функционировать, достижению каких результатов способствовать и какие существуют внутренние механизмы организации и обеспечения этих процессов, хотя данная практика широко распространена в мире.

Ввиду того, что представители регулятора действуют в соответствии с отлаженными механизмами, наибольшие вопросы в последнее время вызывает аккредитация негосударственных образовательных учреждений, характеризующихся наличием уникальных черт и специфики организации учебно-воспитательного процесса. Вселяет надежду тот факт, что в настоящее время Россия находится на пути к становлению института общественной (или общественно-профессиональной) оценки качества образования, к выработке эффективных процедур в области оценки качества образования, организации консалтинга и аудита по направлению. Одновременно мы наблюдаем и формирование новых агентств по гарантиям качества, озабоченных созданием внутренних механизмов обеспечения качества своей деятельности, что в скором времени должно привести к изменению ситуации в лучшую сторону.

Не менее важен и психологический аспект проблемы, который преимущественно не берется во внимание из-за значимости оценочных мероприятий. Аккредитация включена в образовательную систему, в систему управленческих отношений, в систему межличностного общения. Главным постулатом аккредитации при этом является оценка учебно-воспитательного процесса и программного содержания. В отечественной педагогической науке бытует мнение, что психологически в значительной степени именно посредством оценки осуществляется социальное воздействие на деятельность личности. Значит, от характера оценки во многом будет зависеть успешность, полнота и качество реализации целей и задач аккредитации, эффективность ее результатов. Таким образом, без комплексного мониторинга невозможно развитие образовательной среды, что обусловливает необходимость проведения аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования.

Коллективы ОУ, включаясь в аккредитацию, удовлетворяют свою потребность в соотнесении результатов своей деятельности с результатами других учреждений образования посредством сравнения конечных результатов. Движущей силой этих процессов является оценка, которая должна быть точной и лишенной субъективизма. Чтобы обеспечить объективность мониторинговый процедур, при аккредитации необходимо:

  1. Привлекать к проведению комплекса запланированных мер только добропорядочных и компетентных экспертов, имеющих необходимый опыт.
  2. Пользоваться услугами нескольких, а не одного специалиста.
  3. Разделить действия аккредитующих экспертов на экспертизу, которую проводят одни и на заключение по итогам проведенного исследования, которое должны сделать другие.
  4. Организовать курсы по подготовке экспертов.

Таким образом, аккредитация как системное явление, системообразующим фактором которой является оценка, а элементами - люди, может быть охарактеризована не только с точки зрения эффективности, полезности, но и нравственности.

Государственная аккредитация - это установление или подтверждение государственного аккредитационного статуса образовательного учреждения по типу (высшее учебное заведение) и по виду ( , академия , университет) , уровня реализуемых образовательных программ и их направленности, а также соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям сроком на 5 лет.

Если при прохождении процедуры государственной аккредитации учебное заведение подтвердило качество предоставляемых образовательных услуг, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) выдает свидетельство о государственной аккредитации .

Наличие свидетельства об аккредитации дает вузу право предоставлять при поступлении абитуриентам льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а студентам очной формы обучения предоставлять отсрочку от призыва на срочную военную службу. Важно помнить, что только аккредитованный вуз имеет право выдавать выпускнику диплом о высшем профессиональном образовании государственного образца , который дает право в дальнейшем на поступление в магистратуру, а также признается работодателями как государственных, так и негосударственных учреждений.

Выданное учебному заведению Свидетельство о государственной аккредитации действительно только при наличии Приложения к нему. Именно в Приложении указан перечень всех аккредитованных профессиональных образовательных программ, по которым вуз имеет право предоставлять вышеуказанные льготы учащимся и выдавать по окончании диплом государственного образца.

В случае если государственная аккредитация не пройдена или у нее истек срок действия, вуз выдает «диплом установленного образца ».

Если учебное заведение открывает новую специальность или само является недавно образованным, то оно не может иметь свидетельства о государственной аккредитации, т.к. процедура аккредитации, как вуза в целом, так и новой специальности в отдельности проводится только после первого выпуска. В таком случае, студенты первого выпуска должны в процессе учебы интересоваться у руководства вуза вопросом о том, подано ли заявление на аккредитацию и успеет ли вуз получить свидетельство о государственной аккредитации к моменту окончания их обучения. В случае отсутствия свидетельства об аккредитации по каким-либо причинам на момент первого выпуска, студентам может быть выдан «диплом установленного образца» или «диплом государственного образца», который при проверке в федеральном банке данных документов об образовании государственного образца, может быть признан недействительным .

Аккредитация филиалов вузов происходит согласно законодательству РФ совместно с государственной аккредитацией головных учебных заведений, т.к. они являются их подразделениями. Информация об аккредитации филиала, а также о его аккредитованных образовательных программах указывается в Приложении к свидетельству об аккредитации головного высшего учебного заведения. Головной вуз, в свою очередь, обязан передать филиалу заверенную копию свидетельства о государственной аккредитации с приложениями.

Общественная аккредитация учебного заведения представляет собой признание уровня учебного заведения или его заслуг любыми общественными или профессиональными организациями, союзами, ассоциациями. Общественная аккредитация очень важна для престижа учебного заведения, но не может заменять государственную аккредитацию и не влечет за собой каких-либо гарантий со стороны государства.

Уважаемые заявители!

В соответствии со ст. 112 Трудового Кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2018 № 1163 «О переносе выходных дней в 2019году» 31.12.2019 приём новых заявлений по лицензированию образовательной деятельности, а также о государственной аккредитации на бумажном носителе осуществляться не будет (заявления можно направить в электронном виде с использованием соответствующих на официальном сайте Мэра Москвы).

Прием документов во исполнение уведомлений и выдача документов, а также прием и выдача документов по проставлению апостиля будет осуществляться с 9.00 до 15.00.

01.01.2020 – 8.01.2020 (праздничные дни) прием и выдача документов осуществляться не будет.

С 9.01.2020 г. прием и выдача документов будет осуществляться в соответствии с графиком работы пункта приема и выдачи документов.

Администрация.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.10.1992 № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» инвалиды I и II групп обслуживаются вне очереди на предприятиях торговли, общественного питания, службы быта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, в учреждениях здравоохранения, образования, культуры, в юридических службах и других организациях, обслуживающих население.

На Портале Мэра Москвы появился новый функционал

Подать заявление на государственную аккредитацию образовательной деятельности можно с использованием городских электронных услуг и сервисов на официальном сайте (портале) Мэра Москвы.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на портале Мэра Москвы, смогут дистанционно направить заявление о выдаче, переоформлении свидетельства о государственной аккредитации, а также получить дубликат.

Возможность подачи заявления и прилагаемых документов в электронном виде сделает процесс оказания услуги более простым и понятным для заявителей. Все этапы прохождения заявки в реальном времени будут отображаться в личном кабинете на портале Мэра Москвы.

Об оплате государственной пошлины за действия уполномоченных органов, связанных с государственной аккредитацией

Вниманию заявителей!

За предоставление государственной услуги уплачивается государственная пошлина в размере, установленном подпунктами 77, 127, 129 - 131 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации:

за выдачу свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности:

по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования - 15 000 рублей;

по основным образовательным программам среднего профессионального образования - 35 000 рублей за каждую включенную в свидетельство о государственной аккредитации укрупненную группу профессий и специальностей;

за переоформление свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности в связи с государственной аккредитацией в отношении ранее не аккредитованных образовательных программ:

основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования - 15 000 рублей;

каждой укрупненной группы профессий и специальностей среднего профессионального образования - 35 000 рублей;

за переоформление свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности в других случаях - 3 000 рублей;

за предоставление (выдачу) дубликата свидетельства о государственной аккредитации - 350 рублей.



В продолжение темы:
Android

Популярная социальная сеть ВКонтакте позволяет находить новых друзей и держать контакт со всеми близкими. Помимо этого, каждый пользователь может делиться собственными...