Что лучше: публичная страница или группа ВК. Продвижение Вконтакте – с чего начать? Разница между группой и пабликом

Итак, вы создали группу и пока не знаете как же начать ее развивать, чтобы она не просто существовала в автономном режиме, а стала максимально интересной и посещаемой. Причем число членов группы НЕ ОГРАНИЧЕНО!

Первое , что рекомендуется сделать - это придать ей приятный для глаз общий вид, то есть немного украсить страничку. Для этого можно воспользоваться возможностью выбора оформления, нажав на значок в правом верхнем углу (он представляет собой круг, сочетающий в себе спектральные цвета). Наведя на него курсор вы увидите надпись: «Украсьте свою страницу». Нажимаем и приступаем непосредственно к выбору. Вариантов здесь представлено огромное множество - и персонажи кино и мультфильмов, и автомобили, и природа. Так сказать, на любой вкус. Ну, так как направление созданной нами для наглядного примера группы связано с юмором, следует подобрать что-то наиболее подходящее к данной тематике - веселое и позитивное.

Остановим свой выбор на веселых мультяшных обезьянках и нажмем кнопку «Установить». Теперь наша страница выглядит таким образом:

Для того, чтобы группа стала посещаемой и появились желающие в нее добавиться, первоначально нужно наполнить ее интересным материалом.

Создаем альбом и загружаем в него фотографии или картинки. Для этого нужно кликнуть по полю «Создать альбом» и выбрать тип «Фотоальбом».

Примечание : Чтобы украсить группу своей темой можно, если в группе будет не менее 10000 тысяч участников.



Тут же появится окно, в котором нужно будет написать название альбома и отметить поля: «Показывать в начале списка альбомов» и «Разрешить загрузку фото только администрации (то есть вам)».

Здесь вы решаете как вам будет удобней и нажимаете кнопку «Сохранить». В нашем случае, галочки мы ставить не стали, дав, таким образом, возможности для добавления фото по теме со стороны будущих участников группы.

Теперь можно приступить к добавлению фотографий. Для этого кликаете по полю «Добавить фото», выбираете их на своем компьютере и загружаете. После загрузки каждого изображения, вы можете добавить к нему сопроводительную надпись, кратко характеризующую данную картинку. Если мыслей по этому поводу нет, то можно оставить фотографию без подписи и перейти к загрузке следующей.

После того, как определенное вами количество изображений будет загружено, рекомендуется заняться приглашением участников.

Самый простой способ - это пригласить в группу Одноклассники своих друзей. Сделать это можно, нажав на кнопку «Пригласить в группу», которая находится под логотипом на главной странице (В нашем случае под картинкой с котенком).

После этого откроется окно, в котором вы сможете отправить приглашения своим друзьям, отметив их и нажав внизу страницы кнопку «Пригласить».

Второй вариант - это подборка групп аналогичного направления и приглашения участников из них.

Для этого следует воспользоваться строкой поиска в верхней левой части страницы. Набираем в ней, например, «Группа юмор». Во всплывающем окне кликаем по строке: «Показать все результаты» и попадаем на страницу, где представлены соответствующие запросу группы.

Лучше выбрать ту, в которой больше всего участников. Заходим в нее и нажимаем на строку «Участники». Выбираем любого человека, наводим на него курсор и во всплывающем окне нажимаем строку «Пригласить в группу ». Аналогично поступаем и с другими участниками.

Теперь главное не расслабляться и постоянно развивать свою группу, добавляя в нее как можно больше интересной информации.

Odnoklassniki.ru ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ по работе с группой

Почему я не могу приглашать новых участников в группу?

Скорее всего, что администрация группы запретила её участникам приглашать новых пользователей. Для уточнения этого вопроса свяжитесь с администратором или модераторами группы.

Как пригласить в группу пользователя, который не является моим другом?

Чтобы пригласить в группу пользователя, который не является вашим другом, необходимо:

  1. зайти на страницу к пользователю в качестве гостя;
  2. под главной фотографией пользователя нажать на ссылку «другие действия»;
  3. выбрать пункт «пригласить в группу»;
  4. указать группу, в которую вы хотите пригласить пользователя;

Как пригласить в группу одного конкретного пользователя?

Для того чтобы пригласить нового пользователя в группу, необходимо:

  1. нажать на ссылку «Друзья», которая находится справа от вашей главной фотографии;
  2. зайти на страницу пользователя, которого вы хотите пригласить;
  3. нажать на ссылку «Другие действия» и во всплывающем меню кликнуть на «пригласить в группу»;
  4. в появившемся окне выбрать группу, в которую вы хотите пригласить пользователя;
  5. подтвердить свой выбор, нажав на кнопку «Пригласить».

Примечание : Администрация группы имеет возможность запретить её участникам приглашать новых пользователей, и также сам пользователь может запретить приглашать его в группы.

Как пригласить в группу сразу нескольких моих друзей?

Для того чтобы пригласить в группу сразу нескольких друзей, необходимо:

  1. зайти в группу и под главной фотографией нажать на ссылку «пригласить друзей»;
  2. из предложенного списка выбрать необходимых пользователей или установить галочку рядом со словами «Выбрать всех»;
  3. подтвердить свой выбор, нажав на кнопку «Пригласить».

Обратите внимание, что администрация группы может запретить её участникам приглашать новых пользователей.

Однако будьте осторожны, используя данную возможность. Ведь у нас на сайте есть различные ограничения, чтобы препятствовать распространению спама. Одно из них - ограничение на количество однотипных действий, которые вы можете совершать в течение определенного времени. Это может привести к блокировке профиля.

Естественно, продвижение начинается с создания сообщества. Именно этому процессу мы посвящаем целый цикл статей. Расскажем все с самого начала, разложим по полочкам и расставим акценты.

О создании сообщества мы будем говорить на примере ВКонтакте. Почему? Ответ ищите .

Всего будет 4 части:

  1. Выбор формата, инструкция по созданию сообщества и работа с его шапкой.
  2. Тонкости создания единого стиля сообщества: поговорим об эффективном дизайне.
  3. Все, что нужно знать о контенте.
  4. Аналитика сообщества и оценка эффективности его работы.

Сегодня детально рассмотрим первый пункт плана. Итак, поехали.

Направо пойдешь - золото обретешь, налево пойдешь - невесту найдешь, прямо пойдешь - коня потеряешь… Или сказка о трех форматах

Перед тем, как приступить к непосредственному созданию сообщества, определитесь, какого формата оно будет. Любой бизнес может присутствовать ВКонтакте в 3 основных форматах:

У каждого из вариантов есть особенности, которые стоит учесть при выборе. Рассмотрим каждый формат подробнее.

1. Личная страница

При выборе данного формата нужно помнить одно из главных правил ВКонтакте: создание личных страниц ненастоящих людей запрещено. То есть если вы заведете профиль и назовете его, к примеру, «Интернет-магазин косметики», вас могут заблокировать. Конечно, это не обязательно произойдет, ведь вы наверняка сами видели немало подобных профилей, которые успешно живут и работают. И все-таки делать так мы не рекомендуем, потому что доверия к такому профилю будет мало.

Но есть вполне законный вариант продвижения через личную страницу. Создайте профиль живого человека и занимайтесь продвижением через него. Для интернет-магазина косметики это может быть условная Юлия Красоткина, которая распространяет косметику и стабильно пишет об этом у себя на стене. И помните, что ВКонтакте рекомендует писать настоящее имя на русском языке.

Вот что еще нужно иметь в виду, выбирая продвижение через личную страницу:

  • Работая от лица живого человека, вы не сможете повышать узнаваемость самого бренда, ведь писать название компании в имени нельзя, а до личных данных, если указать название там, не все клиенты добираются. Впрочем, когда ваше имя и есть бренд, как, например, у фотографов или ведущих, то продвижение через личную страницу вам подойдет.
  • Взаимодействие с целевой аудиторией происходит через добавление клиентов в друзья. Тогда ваши обновления будут отражаться в их новостной ленте. Но ВКонтакте существует лимит на количество друзей (их не может быть более 10 000) и лимит на количество высылаемых приглашений (не более 50 в день).
  • Ограничение на количество друзей есть, а на количество подписчиков (людей, которые подписаны на ваши обновления, но не добавлены в список ваших друзей) нет. Так что будет очень хорошо, если подписываетесь не вы, а на вас. Но для этого нужно иметь хорошую репутацию, кого попало люди помещать в свою ленту не станут.
  • У личной страницы тоже есть статистика, по которой вы сможете отслеживать активность, охват и посещаемость аудитории.

Раздел со статистикой личной страницы открывается при нажатии специальной кнопки, которая находится сразу под вашей аватаркой. Статистика будет доступна, если у вас есть больше 100 подписчиков. Ну а если эта сумма еще не набралась, то менее подробную статистику получите, пройдя вот по этой ссылке: vk.com/feed?section=notifications&w=stats .

2. Публичная страница (паблик)

По своему устройству и работе паблики и группы во многом похожи. Главное отличие пабликов состоит в том, что на первое место они выносят контент, поскольку стена находится сразу под описанием сообщества.

Блок обсуждений и блок фотографий убраны в правую часть, а блока новостей нет вовсе. Кроме того, в описании нет опции, чтобы поставить конкретный адрес. Меню с вики-разметкой сделать можно, но не в специальном разделе, как в группе, а закрепив его в публикациях. В этом случае информация о сообществе будет показываться вторым разделом вложения, так как ВК отдает предпочтение закрепленной публикации. Блок товаров остается на своем месте над стеной.

Есть одна тонкость, о которой нередко забывают. Когда клиент подписывается на какой-то паблик, ссылка на этот паблик появляется в специальном блоке на личной странице клиента. Если он будет часто наведываться к вам, то ваш паблик поднимется в ТОП его блока, и это создаст дополнительную рекламу. Сами вспомните: вы ведь частенько смотрите, на что подписан человек, страницу которого вы изучаете.

3. Группа

В группах, в отличие от пабликов, акцент сделан на взаимодействии администрации и участников, а также на общении участников между собой. Блок обсуждений изначально находится в правой части, как у пабликов, но при желании он закрепляется над стеной, на самом видном месте. Кроме того, в группе участники могут сами писать посты на стену, если это не запрещено администрацией, в то время как в пабликах подписчикам доступна только опция «Предложить новость».

Под названием в группе вы тоже можете закрепить запись, прописать информацию о компании и вместе с этим еще и сделать меню, с помощью которого участники будут легко ориентироваться в сообществе. Кстати, для создания меню необходимо в настройках управления поставить галочку в разделе «Материалы».

В группах есть функционал по приглашению друзей. Это могло бы быть дополнительным способом продвижения, но загвоздка в том, что приглашать получится ТОЛЬКО друзей. То есть вы либо рандомно высылаете приглашения тем, с кем уже дружите, либо добавляете в друзья целевую аудиторию, а потом приглашаете ее в группу. Но нередко такие назойливые действия раздражают людей, и они отказываются вступать в ваше сообщество или вовсе запрещают приглашать себя в группы. К тому же в день разрешено высылать не более 50 приглашений. Так что это фишку групп уже трудно назвать весомым преимуществом.

А еще группы по желанию создателя и администрации могут быть открытыми и закрытыми. В последние можно вступить, подав запрос, который администрация должна будет одобрить.

Что же выбрать, или вместо вывода

Нельзя сказать, что какой-то формат лучше или хуже других. Все зависит от вашего бизнеса и целей, с которыми вы идете в социальные сети. Подумайте об этом и уже потом делайте окончательный выбор. А мы собрали все особенности каждого формата и сделали сводную таблицу, чтоб вам было проще ориентироваться.

Личная страница Публичная страница Группа
Кому подходит Тем, чье имя само по себе является брендом: ведущие, фотографы, бизнес-тренеры и т.п. Тем, кто в продвижении хочет сделать акцент на полезном контенте Тем, кто в продвижении хочет сделать акцент на активном общении со своей аудиторией
Название Используется имя реального человека, написанное русскими буквами. Название компании в имени указать нельзя В название сообщества и группы можно вписаться название компании
Меню Нет функции меню Меню с помощью вики-разметки можно сделать, если закрепить его в специальной публикации, но тогда другие закрепленные публикации будут его смещать Для меню есть отдельный раздел, находится сразу под названием и статусом в специальной вкладке, после закрепленного поста и описания сообщества
Сбор аудитории Сбор происходит двумя путями: - добавление целевой аудитории в друзья (не больше 50 приглашений в день, есть лимит на количество друзей - 10 000), - целевая аудитория сама подписывается на ваши новости (ограничений в количестве нет) Аудитория сама должна подписаться на страницу. Можно и нужно использовать рекламу для увеличения численности подписчиков. Есть также специальные виджеты для сайта Аудитория вступает в группу добровольно. Есть также возможность приглашать участников, но с ограничениями: - не более 50 приглашений в день, - приглашать можно только тех, кто есть в списке ваших друзей. Также, как и в пабликах, есть реклама и виджеты для сайта
Взаимодействие с аудиторией Общение через личные сообщения, через комментарии к записям на стене, через комментарии к фотографиям и видеозаписям. Можно дать аудитории возможность самим оставлять записи на стене Общение через сообщения в сообществе, через комментарии к записям на стене, через комментарии к фотографиям и видеозаписям. Есть блок обсуждений, он находится справа от стены. Подписчики не могут сами оставлять записи на стене, но есть опция «Предложить новость» Общение через сообщения сообщества, через комментарии к записям на стене, через комментарии к фотографиям и видеозаписям. Есть блок обсуждений, он находится справа от стены, но при желании перемещается в пространство над стеной. Можно дать аудитории возможность самим оставлять записи на стене
Товары Есть блок товаров
Статистика Есть раздел статистики
Дополнительные фишки Из-за того, что личная страница ассоциируется с конкретным человеком, можно добиться большего доверия со стороны аудитории Дополнительная возможность рекламы на странице подписчиков в специальном блоке «Интересные страницы» Группа может быть открытой (вступает любой желающий) или закрытой (заявку на вступление одобряет администрация)

Ну а если вы, прочитав эту статью, поняли, что ваше уже существующее сообщество должно быть не пабликом, а группой, или наоборот, то все реально поправить. При количестве участников до 10 000 создатель сам может изменить формат.

Супергерои из 1PS уже спешат на помощь!

Оставьте заявку, и наши специалисты свяжутся с Вами в ближайшее время – ответят на любой вопрос, помогут подобрать тариф и расскажут обо всех нюансах.

Оставить заявку

Создаем новую жизнь новое сообщество

Создание личной страницы мы рассматривать не будем, с этим и так все понятно, личная страница есть практически у всех. Поговорим о создании сообщества. На самом деле, сделать это очень просто. Вот вам пошаговая инструкция:


Как сообщество назовешь, так и будет оно работать

Одним из самых важных элементов любого сообщества является название, именно по нему организуется внутренний поиск ВКонтакте и по нему же вас будут находить клиенты. Конечно, численность сообщества и его активность тоже учитываются, но в меньшей степени, главным фактором все же остается название. Поэтому в нем обязательно должен быть ключ, отражающий ту деятельность, которой вы занимаетесь: «Интернет-магазин домашнего текстиля», «Швейная мастерская», «Студия дизайна» и так далее. К тому же ключ в названии позволит оптимизировать сообщество под большой Интернет. Возникает вопрос: как этот ключ выбрать? Все очень просто:

  1. Проанализируйте сообщества конкурентов в поиске и посмотрите, как названия выглядят у них. Если хорошо (сообщество продвигается по конкретному ключу и работает довольно успешно), то можно сделать по образу и подобию, для узнаваемости у целевой аудитории.
  2. Посмотрите, по каким названиям во внутреннем поиске самая низкая конкуренция, чтобы было проще попасть в ТОП выдачи.
  3. Проверьте дополнительно выбранный ключ через Яндекс.Вордстат . Если у ключа много запросов, то возрастает вероятность того, что и во внутреннем поиске ВКонтакте люди тоже будут именно его вводить.

С ключом определились. Хотите также вставить в название сообщества название самой компании? Почему бы и нет, но лучше сделать это после ключа, потому что он должен быть на первом месте и без разбавления другими словами: «Швейная мастерская "Рукодельница"».

Если вы работаете на определенную территорию, например, на конкретный регион, то лучше это тоже указать: «Аренда квартир в Москве», «Организация свадеб в Санкт-Петербурге». Поможет уже на входе отсеять ненужную аудиторию.

Но при этом важно помнить, что название - это лаконичная фраза. Да и ВКонтакте не даст вам разгуляться, даже если очень сильно захочется. Максимальная длина названия сообщества - 48 знаков.

Не забывайте о связности. Названия типа «Платья на заказ Чита Аренда Недорого» содержат и ключ, и привязку к региону, но совсем не внушают доверия. А если вы боитесь, что без точного вхождения ключа поиск не выдаст вас по запросу клиента, то можете выдохнуть. Машины уже давно

Перед тем, как использовать какую-либо площадку, нужно разобраться, как это лучше сделать. Многие интернет-предприниматели пытаются использовать группы или публичные страницы в ВК, чтобы привлечь новых клиентов или продвинуть свои идеи.

Группа или публичная страница – вот в чём вопрос. Ответим на вопрос.

Ещё со времён зарождения контакта существуют группы. Наверно именно поэтому они до сих пор обскакивают в популярности паблики (они же публичные страницы). И практически все, кто приходит в социальные сети, чтобы добиться своих целей, склонны создать группу.

Разумеется, ничего не мешает сразу создать группу и паблик и вести их вместе. Но это будет немного путать пользователей, поэтому лучше сосредоточиться на чём-то одном. Только сначала нужно узнать, на чём.

Сразу оговорюсь, что если вы работаете в сегментеB 2B (бизнес для бизнеса), вам можно рассмотретьFacebook – аудитория там более “бизнесовая”, а конкуренция пока меньше . Но и ВКонтакте при умелом использовании способен на многое.

Так каковы отличия между группой и пабликом? Пойдём по порядку.

Чем лучше группа?

Группа в Контакте полностью оправдывает своё название – она подходит для групп людей. Человек по своей природе стремится быть частью какого-то сообщества. Некоторые это не признают, считая себя анархистами. Но анархисты – точно такая же группа. Это даже иронично.

Сообществом (оно же группа) могут двигать какие-то общие цели или интересы – музыка (любители джаза) или политика (люди, придерживающиеся схожих взглядов). Поэтому лучше его выбирать тем, кто хочет добиться близкого контакта с аудиторией.

Группа лучше подходит для:

  • Самостоятельного интернет-магазина. Потому что там немного больше функционал, а так же можно сделать красивое меню, чтобы пользователи легче могли найти то, что им нужно. Большинство продавцов именно так сейчас и работает;
  • Занятия любимым делом. То есть вы можете публиковать посты о том, как занимаетесь тем, что любите;
  • Заработка на партнёрках. В своих постах вы сможете упоминать какие-то сервисы;
  • Салоны красоты и парикмахерские. Несмотря на то, что больше для бизнеса подходят паблики, в этой сфере почему-то больше заходят группы. Так же и со свадебными фотографами и с флористами.

Чем лучше паблик?

Публичных страниц не так много, как групп, но это не значит, что они менее эффективны. На самом деле, большинству предпринимателей нужно создавать не сообщество, а публичную страницу.

Паблики хорошо подходят компаниям, знаменитостям, продуктам и музыкальным группам. То есть если вы хотите продвигать в социальных сетях зубную пасту или кафе, вам нужно создать именно паблик.

Паблик лучше подходит для:

  • Направления трафика на сайт. Потому что группа – более самостоятельная ячейка. Завсегдатаи группы могут никогда не перейти на сайт, даже если в каждом посте будет ссылка на него.
  • Продажи рекламы.
  • Продажи инфокурсов. Но тут ситуация как и с магазинами – если у вас есть сайт, на котором ведутся продажи, создавайте паблик. Если продажи будут только в ВК – группу.

Продвижение групп и публичных страниц ВК

Насчёт целей мы разобрались, теперь посмотрим на продвижение. Для кого-то может показаться, что паблик продвинуть тяжелее, чем группу, потому что в паблик нельзя приглашать друзей. Поэтому вы не сможете получить какое-то начальное количество подписчиков, просто кинув приглашения всем своим контактам.

Но это не значит, что продвинуться невозможно. Например, публичная страница вконтакте полностью открыта. То есть абсолютно любой человек может увидеть всё, что есть на публичной странице. А в группах некоторые альбомы или функции могут быть ограничены.

К тому же, любой пользователь ВК может скрыть группы, в которых он состоит. Поэтому никто не обязывает его рассказывать о вас друзьям или приглашать кого-то в группу. А вот паблики (они отображаются в колонке «Интересные страницы») скрыть нельзя. Поэтому шансов, что кто-то подпишется на публичную страницу, увидев её у друга, больше.

В остальном способы продвижения похожи – реклама, интересные посты, конкурсы и прочее. Лучше всего, конечно, работает сарафанное радио. Никаких принципиальных отличий нет – что подходит для группы, то подойдёт и для паблика.

Но есть одно «но» – группы несколько лучше ранжируются в выдаче. Так что вам стоит учесть это.

Функционал публичных страниц и групп

Если вы ещё не определились что лучше – публичная страница или группа – то давайте подробнее рассмотрим функционал пабликов и групп. В группах каждый участник может получить доступ к какой-либо части группы. То есть любой пользователь, если это разрешено в настройках, может добавлять записи, фотографии, видео или аудиозаписи. Из-за этого аудитория групп более вовлечена в процесс.

В пабликах же всё наоборот – только администраторы могут добавлять записи и всё остальное. Обычные подписчики могут лишь комментировать и лайкать. И даже если администратор захочет написать пост, он будет отправлен от имени паблика (можно оставить подпись).

Ещё один аспект – приватность. Хотя те, кто собирается продвигаться, не думают ни о какой приватности, потому что для них лучше, когда информация о них выскакивает везде, где только можно.

Публичные страницы (на то они и публичные) открыты абсолютно для всех. А группы можно сделать закрытыми. То есть пользователи смогут просматривать или добавлять в них информацию, только если получат приглашение от участника группы.

Паблик (публичная страница):

  • может бытьоткрытой ,закрытойичастной ;
  • обсуждения ,фото сообщества иаудиозаписи находятся вверху;
  • нельзя создавать мероприятия ;
  • есть блок“свежие новости” ;
  • позволяет хранитьдокументы ;
  • отлично работаетприглашение друзей в группу;
  • ссылка на группу расположена у каждого подписчика подосновной информацией ;

Наш выбор

В одном из наших проектов по обучению инструментам мышления и работе с убеждениями пришло время работать и с аудиторией вконтакте. И вопрос “Что лучше создать – группу или страничку?” встал и перед нами. Целевая аудитория – фанаты саморазвития, которые упёрлись в планку своего дохода и не могут его пробить; либо достигают роста, но откатываются назад, теряя завоёванные с трудом высоты.

Поставленные цели:

  • более 10000 участников группы за 6 месяцев;
  • выход на продажи на сумму свыше 100000 рублей в месяц через 6 месяцев;
  • получать больше 10 отзывов от участников курсов/тренингов за неделю;
  • увеличить количество переходов по партнёрским ссылкам на 500+ человек в месяц.

Для достижения целей мы решили создать группу. Заодно ещё раз проверить на практике, какие техники и инструменты работают, а какие нет.

Следующая статья в серии – . В ней мы считаем частотность ключевых слов, анализируем конкурентов, генерируем список вариантов и принимаем в работу один из них.

Подводим итоги

Если вас разбудят посреди ночи и спросят: «Группа или публичная страница?», вы сможете точно сориентироваться в конкретной ситуации. Универсального решения нет. Поэтому всегда нужно думать, перед тем как делать.

В любом случае можно раз в 30 дней изменить тип сообщества (сменить паблик на группу или наоборот) , так что можно потестировать и определить что лучше паблик или группа на практике.

Интернет-сервисы для бизнеса.
Ссылка на материал обязательна!

1) Какие возможности предоставляют подросткам и юношам неформальные группы? 2) Чем характеризуются неформальные группы, возникающие вне школы? 3) Какова социальная направленность неформальных молодежных групп? 4) Чем отличаются асоциальные группы от антисоциальных? 5) Как происходит криминализация членов асоциальных групп? 6) В чем состоят основные проявления антисоциальной субкультуры? 7) Почему криминальные группы являются особо опасными?

1. Почему к выбору группы, участником которой вы собираетесь стать и которая будет оказывать на вас влияние, следует подходить мудро и осознанно?
2. С помощью убедительных аргументов подтвердите или опровергните утверждение одного из представителей юридической психологии: «Предоставленные самим себе группы подростков - самый надежный прогностический параметр роста преступности».
3. Замечено, что, когда соседями оказываются два пятнадцатилетних подростка, способные к правонарушениям, они сходятся и творят больше бед, чем каждый мог бы натворить в отдельности. Объясните, почему это происходит.
4. В Швеции давно прекращен выпуск игрушечного оружия - пистолетов, автоматов, танков и т. п. Средства массовой информации в связи с этим заявляли: «Играть в войну - значит учиться решать все разногласия с помощью насилия». Привлекая свой личный социальный опыт и знания курса, сформулируйте и обоснуйте собственное мнение по поводу подобной инициативы.
5. Выскажите и аргументируйте свое отношение к утверждению одного из исследователей: «Убийство человека в будущем будет считаться таким же отвратительным деянием, каким сегодня считается каннибализм».

Поработайте с источником

Приводится фрагмент из книги современного российского социального психолога И. П. Башкатова, долгое время изучавшего асоциальные и криминальные группы подростков и молодежи.

<...> Стихийные, самовозникающие группы подростков могут придерживаться как социально позитивной, социально нейтральной, так и асоциальной направленности. Все будет зависеть от лидера, степени его социальной и педагогической запущенности, от его взглядов на жизнь, от строящихся взаимоотношений с членами группы и педагогами. Кроме лидера, в группе выделяются лица, занимающие вторые и третьи места. Распределяются они по степени авторитетности. И если вторых и третьих номеров в группе может быть несколько, то лидер только один. Эту стратификацию ролей и позиций никто не производит. Зависит она от индивидуальных качеств подростка, с одной стороны, и социально-психологических особенностей группы, уровня ее развития - с другой. От этих причин зависит самоутверждение личности подростка в группе, которое выражается в том, что он стремится занять положение, обеспечивающее ему уважение, признание, помощь, поддержку. «Отверженность» отдельных членов группы носит стойкий характер. Они являются предметом насмешек, порой издевательств. В группе они чаще всего выступают в роли «шута», «козла отпущения» и находятся в постоянной зависимости от наиболее популярных членов. Лидеры могут использовать их в своих корыстных целях: заставляют украсть что-либо, выполнить унизительное поручение и т. д. Их отвержение происходит в силу их личных качеств, физической или психической неполноценности. При прямом или косвенном подстрекательстве лидеров «отверженные» могут провоцировать различные эксцессы и правонарушения, незаконные действия со стороны других лиц.
Вопросы и задания: 1) Каковы взгляды автора на возможную направленность самовозникающих подростковых групп? 2) Какие факторы, по мнению автора, определяют стратификацию ролей и позиций в группе? Назовите роли и позиции, указанные в тексте. 3) Какие примеры антисоциальных действий содержатся в приведенном фрагменте? 4) Какой можно назвать описанную в тексте группу? Аргументируйте свой ответ, опираясь на материал параграфа.

§ 39. Конфликт в межличностных отношениях

Проблематику конфликтов изучают различные науки: социология, политология, социальная психология, юриспруденция, философия, логика и др. В результате интеграции перечисленных наук появилась специальная область знания - конфликтология, которая исследует содержание, причины, условия, механизмы, закономерности возникновения, протекания, разрешения, регулирования конфликтов.
Если в качестве конфликтующих сторон выступают разные части нашего «Я», которые входят в столкновение, то возникает внутриличностный конфликт. Он проявляется в борьбе мотивов, затрудненном выборе цели, переживаниях, сомнении, неуверенности, дискомфорте. Многие из нас переживали подобного рода конфликт, например, когда приходилось выбирать между делом, которое нужно сделать, и желанием посмотреть спортивный матч по телевизору.
Если конфликт возникает как противоборство двух или более людей, обусловленное разнонаправленными целями, мотивами, позициями, интересами, то такой конфликт называют межличностным. В этом случае каждая из сторон стремится получить результат для себя и помешать успеху другого.
Субъектами межгрупповых конфликтов являются социальные группы, преследующие различные цели, отстаивающие свои интересы, ценности, представления и т. п.
Существует множество различных определений самого понятия «конфликт», каждое из которых раскрывает какой-либо аспект того сложного, многогранного явления, которое стоит за понятием. При этом большинство специалистов уделяют основное внимание межличностным отношениям, которые возникают уже в самом конфликте.
Чаще всего конфликт противопоставляется эффективному общению, а само понятие конфликта при этом несет в себе негативный оттенок, поскольку он связан с противоборством, противостоянием. Относительно новым для научного исследования является рассмотрение конфликта как источника внутреннего развития личности, группы, целостного социального явления.

СТРУКТУРА И ДИНАМИКА МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА

Рассмотрим несколько наиболее известных представлений о структуре конфликта, предлагаемых в современных исследованиях.
Первая модель описания конфликта исходит из признания существования:
- конфликтной ситуации - основы для конфликта;
- объекта конфликта - того, чем хотят овладеть оппоненты (власть, авторитет, должность и т. д.);
- участников (оппонентов) - «носителей» противоположностей, разнонаправленных тенденций (целей, интересов и т. д.).
Для того чтобы ситуация из потенциально возможной переросла в реальный, актуальный конфликт, необходим инцидент - открытое столкновение противоборствующих сторон, цель которого - получение позитивного результата только для одной стороны.
На уровне обыденного сознания конфликт чаще всего ассоциируется именно с инцидентом, когда борьба соперников входит в открытую фазу, т. е. столкновение прямо или косвенно протекает в форме конфликтного взаимодействия. Усилия оппонентов направлены, с одной стороны, на достижение поставленных целей, а с другой - на то, чтобы препятствовать противнику в удовлетворении его потребностей и интересов. Таким образом, участники конфликта руководствуются установкой «выиграть, победить», «не проиграть». В этом контексте конфликтная ситуация может рассматриваться как потенциальная зона, в которой возможна профилактика конфликта или его разрешение в более безопасных формах по сравнению с разрешением ситуации непосредственно во время инцидента, в процессе открытой борьбы.
Другая модель структуры конфликта исходит из того, что в нем представлены следующие элементы:
1) стороны (участники) конфликта;
2) условия протекания конфликта;
3) образы конфликтных ситуаций, которые имеются у участников до начала инцидента;
4) возможные действия участников конфликта, направленные на оппонента, или стратегии поведения;
5) исход конфликтных действий, который зависит как от выбора стратегии поведения, так и от содержания всех остальных структурных элементов.
Таким образом, суммируя сказанное, следует отметить, что среди специалистов нет единства в описании структуры конфликта. При этом все сходятся на том, что конфликт всегда предполагает наличие, как минимум, двух противоположно настроенных участников (оппонентов), у которых существуют разные цели и задачи, разное восприятие ситуации. Оппоненты обычно вступают в непосредственное взаимодействие из-за объекта конфликта. Это взаимодействие носит характер прямого столкновения. Конфликт после острой фазы приходит к какому-то исходу, правда, не всегда к такому, какого ожидают оппоненты.
Динамика конфликта традиционно рассматривается как последовательная смена четырех стадий. На первой стадии возникает объективная конфликтная ситуация. На второй стадии объективная ситуация осознается в качестве таковой хотя бы одним из участников. Уже в этом случае имеется необходимое основание для того, чтобы говорить о наличии конфликта. На третьем этапе происходит переход к конфликтному взаимодействию. Конфликтное поведение усиливает эмоциональную вовлеченность, обостряет эмоциональный фон. Часто этот фон носит негативный характер из-за того, что действия, направленные на достижение своих целей и на противодействие другой стороне, вызывают обиды, неудовольствие, огорчения. Наконец, на четвертой фазе происходит полное или частичное разрешение конфликта. Полное разрешение включает устранение объективных противоречий, составляющих основу конфликта, а также субъективную удовлетворенность оппонентов от его исхода. Частичное разрешение конфликта появляется тогда, когда имеется субъективная удовлетворенность, либо при сохранившихся объективных противоречиях, либо при сохранении субъективной неудовлетворенности хотя бы одной из сторон при исчезновении объективных причин противоречий.
Таким образом, динамика конфликта развивается линейно. Каждая фаза сменяется последующей.
Наряду с таким представлением о динамике конфликта существует точка зрения, согласно которой любой конфликт включает в себя мелкие, «элементарные» конфликты, т. е. состоит как бы из конфликтных шагов. Причем эти шаги необязательно следуют друг за другом. Они могут совпадать по времени, усиливать или ослаблять действие друг друга подобно тому, как усиливают или «гасят» друг друга расходящиеся по воде круги от брошенного камня.
Конфликт начинается с появления основной проблемы (или объекта конфликта), в основе которой находится противоречие. Исходное противоречие порождает самые разнообразные действия участников, вызывающие недовольство друг другом. Данный этап в развитии конфликта называют предконфликтной фазой, которая может быть как растянутой во времени, так и быстротечной. Толчком к переходу к следующему этапу, в конфликтную фазу (начало инцидента), является какой-либо повод, например факт, событие, переводящие взаимодействие в столкновение, противоборство, - конфликтная ситуация становится открытой. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают различные результаты, которые становятся итогами, последствиями.

ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТЕ

Вам уже известно, что все многообразие видов взаимодействия в общении психологами принято разделять на два противоположных типа: кооперацию (сотрудничество) и конкуренцию (соперничество). Эти типы взаимодействия могут проявляться в любом общении, не только в конфликтном.
Одна из типологий рассматривает стратегии взаимодействия как двумерную модель:

Выделяют пять основных стратегий взаимодействия в конфликте в процессе его разрешения. Выбор стратегии поведения зависит от конкретной ситуации.
1. Соперничество - ориентация на свои интересы, получение результата только для себя. Интересы другого человека, общение с ним игнорируются, абсолютно не учитываются. Это активный индивидуальный тип поведения. Соперничество может приводить к доминированию, к выигрышу, победе одного участника конфликта над другим. В то же время в нем проявляется естественная потребность человека отстаивать свои интересы, позицию, точку зрения.
2. Сотрудничество - одновременная направленность на удовлетворение интересов другой стороны и своих собственных. При этом для участника конфликта одинаково значимы достижение результата, сохранение и укрепление взаимоотношений. Сотрудничество протекает в форме активной совместной деятельности, а любое предложение по разрешению конфликта предполагает интеграцию интересов всех возможных участников. Интересы одной стороны не могут быть удовлетворены без удовлетворения нужд другой. В ситуации сотрудничества обе стороны остаются в двойном выигрыше: удовлетворяют интересы и развивают взаимоотношения. Эта стратегия, в отличие от остальных, требует больше временных затрат, так как необходимо изучить внутренние позиции всех участников, а затем последовательно их обсудить. Сложность заключается в том, что трудно выявить истинные потребности и выработать альтернативы, устраивающие все стороны.
Сотрудничество является адекватным типом поведения тогда, когда решение проблемы важно для всех сторон, а конфликт для его участников всего лишь эпизод в долгосрочных отношениях, стороны исходят из того, что впереди предстоит работа над долгим проектом и т. п. (Пример, когда в споре действительно рождается истина, а не ссора.)
3. Компромисс - половинчатая стратегия. Частичный отказ от собственных интересов позволяет также частично удовлетворить их. Компромисс затрагивает более поверхностные уровни, чем сотрудничество, поскольку обсуждаются в основном внешние позиции, без выявления глубинных нужд и интересов. Часто решение принимается исходя из приемлемости варианта для обеих сторон, поскольку полное удовлетворение интересов невозможно. Этот тип поведения предполагает равноценное применение индивидуальных и совместных, активных и пассивных действий.
Чаще всего компромисс продуктивен тогда, когда обе стороны имеют противоположные интересы и им надо быстро принять решение или их устраивает временное соглашение.
4. Избегание как стратегия поведения демонстрирует уход от удовлетворения собственных интересов, что не позволяет другому участнику удовлетворить свои интересы. При этом участник отказывается как от достижения результата, так и от продолжения взаимоотношений. Таким образом, избегание является индивидуальной пассивной стратегией. Это просто временный или постоянный выход за рамки конфликта, но может приводить к тому, что ответственность за дальнейшие действия автоматически перекладывается на другую сторону.
5. Приспособление - это прежде всего отказ от собственных интересов в пользу удовлетворения интересов другого человека. Здесь результатом взаимодействия является не достижение реальной цели, а сохранение взаимоотношений, которые имеют значительно большую ценность для участника конфликта, избравшего приспособление. Действия этого типа поведения оцениваются как совместные пассивные. Человек действует совместно с другим человеком, соглашаясь выполнять его требования.
Приспособление целесообразно в тех случаях, когда проблема для одного участника конфликта незначима или его доминирующей потребностью является сохранение мира и дружеских отношений, а для другого исход конфликта намного важнее. Общемировые тенденции гуманизации общества, управления производством, образованием свидетельствуют о том, что особую ценность приобретает готовность сотрудничать с окружающими, налаживать совместную деятельность, находить компромиссы.
От чего зависит выбор стратегии сотрудничества и организации совместной деятельности?
Во-первых, выбор способа поведения в конфликте зависит от ценностей и ценностных ориентаций личности. Так, для человека, придерживающегося стратегии сотрудничества, типично восприятие партнера по общению или взаимодействию в конфликте как уникального существа, равного самому себе. Основу главных интересов такой личности составляют стремления познать внутренний мир окружающих и свой собственный. Преобладающими установками сотрудничающей личности является готовность удовлетворять интересы обеих сторон в совместной деятельности, понять внутренний мир другого человека, обращать внимание на позитивные проявления оппонента, снижая роль негативных; установка на миротворчество и ненасилие, на сотрудничество и компромисс.
В сфере эмоций преобладают установки на позитивное саморазвитие; уверенность в себе; принятие других людей такими, какие они есть, без стремления изменить, переделать их; уважение, доверие, открытость, готовность прощать, уверенность.
Характерными качествами сотрудничающей личности является принятие себя таким, какой есть, самоуважение, преобладание положительного самовосприятия, вера в собственные силы, возможности, способности, самореализацию.
Одной из важнейших способностей, помогающих не только конструктивно разрешать конфликты, но и эффективно общаться, является эмпатия, о которой также шла речь выше. Развитые способности самоконтроля и саморегуляции эмоциональной сферы позволяют преобразовывать эмоции как один из основных источников конфликтов. Например, преодоление раздражения или страха влияют на изменение позиции, отношения, понимания оппонента и ситуации в целом. Творческий поиск возможностей и альтернатив способствует выходу за рамки конфликта в более широкий контекст, отыскивается не просто правильное решение, но единственно возможное и наилучшее для данных условий.
Личность, стремящаяся к сотрудничеству, демонстрирует ненасильственное влияние и убеждение средствами логической аргументации, положительных эмоций, личного примера, нравственных убеждений. Такое поведение увеличивает возможности конструктивной работы с партнером, кооперации, ведения переговоров.
Коммуникативные способности личности, ориентированной на сотрудничество в конфликтной ситуации, дают возможность установления и поддержания контакта, понимания позиции другого, управления эмоциями, уменьшения сопротивления оппонента, умения слушать и др.

Рассмотрим теперь, какие особенности характеризуют личность, склонную к деструктивному, конфронтационному поведению.
В психологии существует специальное понятие «конфликтогенная» личность, т. е. такая, которая в любых обстоятельствах создает вокруг себя проблемные, конфликтные ситуации и взаимоотношения.
Направленность «конфликтогенной» личности в основном включает эгоистические мотивы, часто даже имеющие неосознаваемый характер, что связано с наличием серьезных внутриличностных проблем. Убеждения «конфликтогенной» личности основываются на уверенности в том, что «все люди злы» и являются потенциальными врагами, которых следует либо обвести вокруг пальца, либо победить.
При таком подходе природа человека рассматривается как изначально негативная, в которой низменные инстинкты стремятся взять верх.
Ценности такой «конфликтогенной» личности могут быть по содержанию разнообразными, но их отличает высокая степень жестокости, устойчивости до упрямства, консерватизма. Они приобретают характер непреложных истин, догматических понятий, даже если эти ценности тормозят развитие. Интересы «конфликтогенной» личности связаны прежде всего с удовлетворением потребности в самоутверждении. В структуре отношений преобладают отношения неприятия себя, негативное отношение к самому себе. Самооценка в этом случае либо завышенная, либо заниженная. Эмоционально-волевые установки нацелены на сохранение внутренних условий, на избегание изменений, на отказ работы над собой. Межличностные отношения характеризуются неприятием других людей такими, какие они есть; стремлением изменить окружающих; недоверием; отрицанием, неуважением, закрытостью; стремлением победить, доминировать, напористостью.
Личностные качества людей конфликтного типа могут включать излишнюю критичность, прямолинейность, настойчивость, эгоцентризм, высокомерие, пренебрежение, неадекватность самооценки, упрямство, невоспитанность, несдержанность и даже агрессивность, авторитарность и т. п.
Очень часто «конфликтогенная» личность порождает особый вид конфликтов - так называемые нереалистические или субъектные нецеленаправленные конфликты. В таких конфликтах отсутствует реальная цель достижения какого-либо результата деятельности. Это «конфликт ради конфликта». Для личности в них важен процесс выражения негативных эмоций. Реальный результат подменяется приобретением психологической выгоды - самоутверждением за счет других, поддержанием и укреплением собственного образа-Я, освобождением от отрицательных эмоций и т. п. («У меня плохое настроение, пусть и у других оно испортится».)
Такая личность не только ограничивает собственное развитие, полное проявление своих возможностей и способностей, но также оказывает значительное деструктивное влияние на участников и свидетелей конфликтного взаимодействия.
Современные психологи разработали множество практических рекомендаций, курсов, специальных тренинговых программ, целью которых является развитие коммуникативной компетентности, навыков общения, разрешения конфликтов, ведения переговоров.

КАК УСПЕШНО РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ

Итак, конфликта не стоит бояться. Если подойти к нему как к проявлению противоречий, то вполне можно признать, что ничего страшного в конфликте нет. Тем не менее большинство конфликтологов полагают, что практически каждый конфликт можно разрешить рационально и конструктивно.
Путями конструктивного разрешения конфликта являются переговоры, помощь посредника, миротворчество (примирение сторон).
Для конструктивного разрешения конфликта необходимо ясно понимать, в чем его суть, из-за чего он существует, какое противоречие лежит в его основе. Затем необходимо разобраться, кто является истинным участником конфликта, кого он касается непосредственно. Если не прояснить этот вопрос, то своими действиями можно расширить зону конфликтного взаимодействия, втянуть в конфликт других участников. Следующим шагом должно стать определение позиций, интересов и рангов участников. При этом считается, что ранг - это «вес», «сила» оппонента. (К примеру, если он выступает от себя лично, он имеет 1-й ранг, если от лица группы, то 2-й и т. д.) Не последнюю роль играет знание эмоциональных установок и отношений участников друг к другу. Только владея всей этой информацией и хорошо обдумав ее, можно выбирать способ действия (стратегию) и реализовывать ее на деле.
Дополнительно полезно обдумать и дать себе ответы на следующие вопросы. Во-первых, чему может научить конфликт? Возможно, в ходе конфликта вы лучше узнаете человека, с которым у вас серьезные расхождения во взглядах. Или вы поймете, что «худой мир лучше доброй ссоры», что ничего хорошего из вашего столкновения не будет ни для одной из сторон. В любом случае, вступая в конфликт, думающий человек не бросается в него как в омут. Далее вы должны решить для себя: признаете ли вы ценности других так же, как и свои собственные? Разумеется, на практике это сделать нелегко. Но зато уважение к вам, возможно, повысится, если вы сумеете подняться над внешними причинами конфликта, проявив на практике эмпатию. Проанализируйте также, готовы ли вы поддерживать равноправные отношения, стремитесь ли быть объективными и отделять проблему от личности, пытаетесь ли понять, какие потребности и интересы скрываются за позицией другой стороны. Пожалуй, в этом случае особенно важна ясность понимания существа и причин конфликта. Если все-таки конфликт принимает острую форму, решите, готовы ли вы обсуждать разногласия, есть ли у вас желание разрабатывать новые варианты решений, искать альтернативы и возможности, готовы ли вы стать партнером для другой стороны, находить пути сотрудничества и кооперации.
Если вы готовы преобразовать конфликт в сотрудничество, используйте 4-шаговый метод:
1) найдите время для беседы с оппонентом и основные правила, которые помогут понять друг друга;
2) подготовьте условия - место, время, обстоятельства, помогающие развитию диалога;
3) определите основную проблему, разделите ее на ряд подпроблем и обсудите возможные решения, начиная с самых простых;
4) заключите договор или конкретное соглашение, лучше в письменном виде, поскольку со временем информация искажается и забывается, что может стать источником нового конфликта.
И в заключение вспомните уже известные вам правила. Конфликт легче предотвратить, чем погасить. Если вы готовы к профилактике конфликтов и не хотите провоцировать их своим поведением, научитесь описывать факты, наблюдения, а не давать оценки. Часто при описании ситуации она выглядит совсем не так остро. Научитесь искренне и корректно выражать свои чувства - как позитивные, так и негативные. Для этого важно помнить, что у конфликта две стороны, возможно, и о вас кто-то может иметь совсем не самое доброе мнение. Проявляйте доброжелательность, выдержку и спокойствие в любой ситуации. Не стремитесь победить во что бы то ни стало. Знание правил общения поможет вам высказать свое мнение так, чтобы вас услышали, и выслушать оппонента так, чтобы он убедился, что вы поняли его. Чаще ставьте себя на место другого человека, управляйте своими эмоциями, умейте прощать.
Можно сказать, что давать советы легче, чем следовать им. Но знание «анатомии» конфликта помогает извлекать из него позитив, превращая в способ решения противоречия.
Основное понятие: конфликт.
Термины: конфликтная ситуация, инцидент, соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление, переговоры.

1. «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». Попытайтесь описать сюжет трагедии У. Шекспира, используя знания о структуре и динамике конфликта.
2. Существует мнение, что конфликт всегда подобен порочному кругу, разорвать который невозможно. Каково ваше мнение по этому вопросу? Приведите аргументы.
3. Подготовьте выступление «О пользе конфликта».
4. Сделайте выводы из следующих данных. Юноши чаще ассоциируют конфликт со словами «стычка», «драка», «потасовка», «схватка»; девушки - со словами «ссора», «спор», «перебранка», «перепалка».

Поработайте с источником

Прочитайте отрывок из книги Б. И. Хасана, П. А. Сергоманова - современных российских ученых.

Типовые сценарии переговоров

Переговоры являются такой моделью организации конфликтов и разногласий, которая предполагает «прямое» согласование интересов конфликтующих сторон через открытые обсуждения участниками своих разногласий. Переговоры наиболее универсальная модель разрешения конфликта.
[...] «Позиционный торг» - это такой сценарий, при котором стороны начинают обсуждение с конкретных решений, как правило, не разобравшись в том, чего хочет противоположная сторона, да и сам переговорщик. «Позиционный торг», как правило, сводится к выдвижению сторонами конкретных решений, затем к их все более усиленной защите. Чаще всего такой торг неэффективен, поскольку переговоры в таких случаях идут по кругу. Этот переговорный сценарий практически не оставляет свободы действий для участников. Более выгодно и эффективно выяснить, что стоит за позицией.
«Переговоры по интересам» - это сценарий, который начинается с выяснения истинных интересов участников, определения правил принятия решений, справедливости в принятии решений сторонами, в проверке соответствия интереса и позиции.
[...] Переговоры при помощи посредника представляют собой такую модель взаимодействия в конфликте, при которой выделяется специальный человек, отвечающий за эффективность переговорного процесса, организующий эффективную коммуникацию и создающий позитивные отношения между участниками переговоров.
[...] Предмет работы посредника - переговорные процедуры и взаимоотношения участников. При верно организованных технологиях и процедурах переговоры, как правило, проходят успешно. Если участники конфликтуют, то без налаживания отношений переговоры практически обречены на провал, поэтому посреднику необходимо гармонизировать межличностные отношения.
Вопросы и задания: 1) Согласны ли вы с тезисом, что переговоры наиболее универсальная модель разрешения конфликтов? Приведите собственные аргументы в защиту своей позиции. 2) Какие виды переговоров названы в тексте? Приведите собственные примеры, иллюстрирующие каждый вид переговоров. 3) Что общего у этих видов переговоров? 4) Чем они различаются? 5) Какую модель переговоров вы считаете наиболее универсальной? Почему вы так считаете? В какой мере ваш личный опыт лежит в основе вашего мнения об эффективности разных видов переговоров?

Выводы к главе V

1. Структура личности сложна и иерархична. Она включает компоненты, связанные с биологическими свойствами человека: темпераментом, полом, возрастом, особенностями протекания психических процессов (восприятия, мышления и др.). Другой уровень структуры личности включает привычки, умения, навыки и знания. Еще один ряд компонентов личностной структуры имеет исключительно социальную обусловленность, составляет направленность личности и представлен влечениями, желаниями, стремлениями, интересами, склонностями, идеалами, мировоззрением и убеждениями.
2. Направленность личности может быть эгоистической (преобладание мотивов личной заинтересованности) или альтруистической, коллективистской, просоциальной (доминируют мотивы, связанные с интересами других людей). На этом фундаменте формируются особенности социального поведения и жизненные цели. На характер жизненных целей влияет социальная установка - предопределенная и обусловленная личным и социальным прошлым опытом психологическая готовность личности вести себя определенным образом. Человек не рождается с готовым набором социальных установок, но развивает их по мере взросления.
3. Процесс развития личности осуществляется как постепенное усложнение мотивационно-потребностной сферы и овладение различными видами предметной деятельности. Каждый возрастной период неповторим, своеобразен и имеет важное значение в становлении личности. От того, насколько полноценно реализует себя человек определенного возраста, зависит жизненный успех и степень удовлетворенности жизнью. Паспортный и психологический возраст человека могут не совпадать. Обычно ответственные и самостоятельные люди опережают по своему психологическому возрасту инфантильных сверстников.
4. Специфической для человека деятельностью, связанной с обменом результатами духовной деятельности (усвоенной информацией, мыслями, чувствами, оценками, переживаниями и пр.), является общение. Оно характеризуется единством трех сторон (коммуникации, интеракции и социальной перцепции). В формирующемся информационном общении не только расширяются возможности накопления и переработки информации, но и существенно меняются формы общения. Все более значимую роль играют технические средства передачи информации.
Особенно важную роль общение играет в подростковом и юношеском возрасте, являясь одним из ведущих видов деятельности. Ему свойствен ряд особенностей: интерес к интимно-личностному, стихийно-групповому и социально ориентированному общению, обретение собственного стиля общения через следование образцам и выбор групповых предпочтений, острота переживаний одиночества и дискомфорта от непонимания взрослыми и др.
5. Неэффективное общение нередко является одной из причин межличностных конфликтов. Конфликт всегда предполагает наличие субъектов (оппонентов), которые имеют разные цели и задачи, разное восприятие ситуации. Оппоненты обычно вступают в непосредственное взаимодействие из-за объекта конфликтования. Конфликт проходит ряд фаз: объективная конфликтная ситуация и субъективное осознание ее оппонентами, конфликтное взаимодействие и разрешение конфликта. Поведение личности (соперничество или сотрудничество) в конфликте определяется ее направленностью, особенностями воспитания, характера, особенностями психики. Наиболее эффективным способом разрешения межличностных конфликтов являются сотрудничество, переговоры, в том числе при помощи посредника или представителя.
6. На основе непосредственного личного общения и эмоциональных отношений (симпатии, антипатии, безразличия) в обществе формируются малые группы - немногочисленные по составу совокупности людей, члены которых объединены общей деятельностью (целями и задачами). Основу групповой общности составляет субъективное осознание людьми своей принадлежности к особым групповым интересам, нормам, ценностям и целям.
Межличностные отношения в группе - это сложная система связей личности с группой и каждым ее членом. Эти отношения ощущаются и субъективно переживаются личностью.
7. Особое место среди малых групп занимают неформальные молодежные группы. Среди них выделяются как социально положительные (просоциальные), так и асоциальные - стоящие в стороне от основных социальных проблем, замкнутые в системе узкогрупповых ценностей. Социальную опасность представляют антисоциальные, или социально отрицательные, преступные, группы.
Криминальные группы отличаются от других социальных групп целями, спецификой групповых процессов, особой общественной опасностью. Они характеризуются четкой ориентацией на преступное поведение, противоправные нормы и подготовленное, организованное совершение преступлений.
8. Особыми малыми группами в обществе являются семейные группы. Обладая всеми основными признаками малой группы, семья, в отличие от трудового или учебного микроколлектива, строится на основе института брака, выполняет в обществе репродуктивную, хозяйственно-экономическую, рекреационную, воспитательную, сексуальную, социально-статусную функции. В семье как малой группе складывается свой социально-психологический климат, который во многом определяется любовью, общностью интересов, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга. Реализация семейно-половых ролей (системы предписаний, модели поведения) в обществе определяется принятыми образцами.

Вопросы и задания к главе V

1. Согласны ли вы со следующим суждением: «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида» (Б. Г. Ананьев)? Какие аргументы вы можете привести для обоснования своей позиции?
2. Сравните роль, которую играют стереотипы в общении и в познавательной деятельности. Сделайте выводы о чертах сходства и различиях.
3. Назовите литературные произведения, сюжет которых построен на ошибках социальной перцепции. Укажите, в чем проявляются эти ошибки. Какие механизмы лежат в основе этих ошибок?
4. В последнее время в стране все большее распространение находят «телефоны доверия». Чем можно объяснить тот факт, что в критических ситуациях люди предпочитают общение по телефону?
5. Составьте обобщающую схему, представив в ней все многообразие малых групп, различающихся по разным основаниям.
6. Козьма Прутков сказал: «Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим». Представьте себе, как отнесется к надписи конформист; нонконформист. Приведите собственные примеры нонконформистского поведения литературных героев.
7. Используя знания по истории, охарактеризуйте изменения гендерных ролей в традиционной российской семье допетровских времен и в современной демократической семье.

Готовимся к экзамену

1. Что общего у таких видов человеческой деятельности, как игра и общение:
1) требуют соблюдения определенных правил;
2) предполагают обязательное наличие партнера;
3) могут носить индивидуальный характер;
4) предполагают использование имитации?
2. Из приведенного перечня понятий выберите то единственное, которое правильно дополняет следующее суждение: «Человек как участник общественных отношений и сознательной деятельности» называется:
индивид;
объект;
индивидуальность;
личность.
3. Какое суждение верно?
А) Направленность личности выражает совокупность основных мотивов деятельности.
Б) Характер поведения в социуме во многом определяется направленностью личности.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
4. Заполните пропуск в следующем высказывании:
«______________ - слово-пакет, в который можно завернуть радиопередачу, воспитание, партию в шахматы, лекцию, музыку, младенческое «уа-уа», случайный взгляд, анонимку, театр...»
5. Заполните пропуски в схеме:

6. Что в приведенном ниже перечне относится к общению как взаимодействию? Ответ представьте в виде комбинации цифр, под которыми помещены характеристики интерактивной стороны общения.
1) Письменное извещение деловых партнеров о предстоящем производственном совещании.
2) Публичная защита научной работы.
3) Участие в митинге в защиту свободы слова.
4) Чтение романа.
5) Поиск информации в Интернете.
6) Переписка в чате.
7) Письмо в газету.
7. Составьте три словосочетания, характеризующие общение, используя понятие «эмпатия».
8. Дополните перечень элементов структуры межличностного конфликта:
1) объект конфликта;
2) конфликтная ситуация;
3) инцидент;
4) .......................... .

Документ

6 классы: Понятия по теме «Человек в социальном измерении» (обществознание) 3.7 класс: Линейная функция... Строение клетки (биология) 6.10 класс: Социально -гуманитарные знания и профессиональная деятельность (обществознание). Динамика (физика) 7.11класс: ...

  • Заочная межрегиональная научно-практическая конференция «основные парадигмы современного социально-гуманитарного знания»

    Документ

    Учреждение высшего профессионального образования «Амурский государственный... : ОСНОВНЫЕ ПАРАДИГМЫ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНО -ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ Основные направления конференции: ... , методика и организация социально -культурной деятельности 1.7. Высшее образование: ...

  • Задачи профессиональной деятельности выпускника. Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ооп впо. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ооп впо (2)

    Регламент

    И методы социальных , гуманитарных , экономических и естественных наук в профессиональной деятельности (ОК-9); б) профессиональных (ПК): - способность демонстрировать знание основных положений...

  • Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений

    Учебник
  • Задачи профессиональной деятельности выпускника. Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ооп впо. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ооп впо (1)

    Регламент

    ... социальных , гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности ; способность анализировать социально -значимые проблемы и процессы (ОК-9);  способность демонстрировать знание ...

  • Занимаясь SMM Вконтакте нужно помнить об определенных правилах данной социальной сети. Если цель создания сообщества — заработок, то нужно стремиться к максимальному доходу от группы.

    Успешное SMM Вконтакте заключается в продвижении группы в Топ. На позицию группы в поиске влияют различные факторы.

    12 факторов, влияющих на позицию группы в поиске Вконтакте

    1. Название сообщества.
    Подразумевается вхождение запроса в заголовок сообщества. Длина названия также имеет значение. Лучше, чтобы и название, и адрес был коротким.

    2. Общее количество участников.
    Скорее всего, это более важный фактор, нежели название. Например, при мониторинге групп по однословному запросу можно увидеть, что название с двух слов может находиться позицией выше от группы из 100% вхождением заголовка в запрос. Значит, что на позиции сообществ повлияло количество участников. Но при таких условиях, преимущество в участниках должно быть выше 20 % чем у конкурента.

    3. Интенсивность роста количества участников сообщества.
    Чем больше в сообществе «живых» участников, тем продуктивней это влияет на позицию группы.

    4. Активность аудитории сообщества.
    Активность участников группы положительно влияет на общий рейтинг группы. Лайки и репосты делают группу «живой», держат группу на плаву и делают ее конкурентоспособной.

    5. Официальные сообщества.
    Официальные(подтвержденные) сообщества имеют преимущественно позицию выше, чем аналогичные группы.

    6. Посещаемость группы.
    Учитываются уникальные посетители и просмотры.

    7. Контент.
    Контент должен привлекать, вызывать желание взаимодействовать с ним, то есть поставить лайк или сделать репост. Контент – это мотивация для участников. Если администраторы сообщества заботятся о качестве контента, то это, несомненно, потом повлияет и на активность подписчиков, и на посещаемость группы, а значит и на рейтинг сообщества.

    8. Динамика размещения контента в сообществе.
    Группа, в которой редакторы размеренно размещают контент, имеет рейтинг выше.

    9. Чрезмерное увлечение SEO Вконтакте
    Практика показала, что перенасыщенные ключевыми словами заголовки находятся на высоких позициях максимум месяц. Чрезмерное использование SEO Вконтакте не сулит успех.

    10.Спам.
    Когда сообщество загружено спамом — комментариями и постами на стене, это пагубно отображается на расположение группы в поиске.

    11. Не подтвержденные приглашения от потенциальных подписчиков.
    Есть правильное соотношение уже подтверждённых и не подтвержденных заявок, при котором можно не беспокоиться о бане группы. Это соотношение 70/30.

    12. Чрезмерное количество заблокированных участников группы.
    Если сообщество «кишит» ботами, это очень негативно скажется на его общей позиции.



    В продолжение темы:
    Android

    Популярная социальная сеть ВКонтакте позволяет находить новых друзей и держать контакт со всеми близкими. Помимо этого, каждый пользователь может делиться собственными...