Иммануил кант учения кратко. Что я должен делать? Практическая философия Канта.

), а затем в 1740 году поступил в Кёнигсбергский университет . Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, он на десять лет становится домашним учителем в Юдшене (ныне Веселовка). Именно в это время, в 1747-1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности .

Пастор направил свою атаку особенно против сочинений Сведенборга. Хотя некоторые члены консистории настаивали на том, что решение не принимается до тех пор, пока все не прочитают работы Сведенборга, декан Экебом, самый высокий прелат, объявил, что, по его осмотру, работы Сведенборга были «развратными, еретиками, вредными и крайне нежелательными». Хотя он признался, что не внимательно прочитал ни одну из работ Сведенборга, кроме книги, озаглавленной «Откровение», пришел к выводу, что доктрины Сведенборга о природе Бога, Библии, Святом Причастии, вере и других фундаментальных учениях должны были быть устранены быть опасными для установленных религиозных концепций.

В 1755 году Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что даёт ему право преподавать в университете. Для него наступил сорокалетний период преподавательской деятельности.

В течение нескольких лет пребывания русских войск в Кенигсберге Кант держал у себя на квартире несколько молодых дворян в качестве пансионеров и познакомился со многими русскими офицерами, среди которых было немало мыслящих людей. Один из офицерских кружков предложил философу читать лекции по физике и физической географии (Иммануил Кант после полученного отказа весьма интенсивно занимался частными уроками: он преподавал даже фортификацию и пиротехнику) .

Он обвинил Сведенборг в социалистизме, то есть отказался признать божественность Христа. Услышав эти обвинения, Сведенборг ответил в письменной форме энергично, принимая на себя свою защиту. Спор вскоре стал жарким и достиг политических размеров, когда дело доводилось до Национальной диеты. Юрисконсульт главного прокурора декана Эккеба просил принять самые решительные меры, чтобы полностью утопить, наказать и искоренить нововведения и бесстыдные ереси шведско-грузинской мысли, которые осаждают нас всех вокруг нас таким образом, чтобы кабан, который опустошает нас, и дикого зверя, который нас преследует, могут быть окончательно изгнаны с нашей земли могущественной рукой.

Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются «политологическими» опусами; так, в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов.

С 1770 года принято вести отсчёт «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 года преподавал обширный цикл дисциплин - философских, математических, физических.

Королевский совет, назначенный Сеймом, представил доклад в апреле. Противники Сведенборга получили практически все, что они просили. Священникам, разделявшим идеи Сведенборга, было приказано больше не проповедовать их, и таможенникам было приказано прекратить распространение книг Сведенборга и их реквизицию, если Консистория, ближайшая к их штабу, не предоставила разрешение на свободный транзит. Именно слова Королевского совета «теологическая доктрина, содержащаяся в трудах Сведенборга» была «осуждена, отвергнута и запрещена».

Хотя спор продолжался еще три года, Сведенборг продолжал протестовать против решения Совета и лично подал прошение королю о пересмотре этого процесса. Королевский совет передал этот вопрос в Апелляционный суд Готы, в котором попросил ряд университетов, в том числе тот, в котором Сведенборг, Упсала, окончил школу, провести тщательное изучение идей Сведенборга. В целом, университеты отказались от этой задачи. В сочинениях Сведенборга они ничего не обнаружили, но, с другой стороны, они не хотели ставить епископов и одну и ту же консисторию Церкви, которая могла быть обвинена в ложных показаниях, единственный способ устранить обвинения, выдвинутые против Сведенборга.

В письме К. Ф. Штойдлину от 4 мая 1793 года Кант рассказал о целях своей работы:

Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач:

  1. что я могу знать? (метафизика);
  2. что я должен делать? (мораль);
  3. на что я смею надеяться? (религия);
наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача - что такое человек? (антропология , лекции по которой я читаю в течение более чем двадцати лет).

В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:

Субъект постепенно терял интерес. Некоторые священнослужители продолжали проповедовать доктрины Сведенборга; большинство из них поклонилось решению своих церковных властей. Эмануэль Сведенборг продолжал писать и говорить свободно в течение нескольких лет своей жизни на той земле, которую он оставил.

Завершение богословской работы, увенчавшей все его работы, полностью заняло его. Хотя ему было 82 года, он предпринял свою последнюю поездку за границу с целью продвижения этих усилий. Видимо, он чувствовал, что больше не вернется в Швецию, потому что попрощался со всеми членами Горного совета, его друзьями и его последователями.

  • «Критика чистого разума » (1781) - гносеология (эпистемология)
  • «Критика практического разума » (1788) - этика
  • «Критика способности суждения » (1790) - эстетика

Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был. Говорил, что когда он хотел иметь жену, не мог её содержать, а когда уже мог - то не хотел. Впрочем, женоненавистником также не был, охотно беседовал с женщинами, был приятным светским собеседником. В старости за ним ухаживала одна из сестёр .

Скептический, но дружелюбный посетитель приехал в Сведенборг в Амстердаме, в то время как истинная христианская религия была напечатана и сообщила, что провидец, хотя и заряжался с годами, работал «неустанно и даже потрясающе и сверхчеловечески», читая доказательства и возвращая их исправленным редактору. Он добавил, что он был убежден, что он служил, как говорится в обложке книги, как «слуга Господа Иисуса Христа».

Когда эта книга была закончена, печать Сведенборга пересекла канал и прибыла в Лондон в сентябре. Здесь снова арендовала комнату в доме частной семьи, Шеррисс, на Большой Улице Бата. Хотя его здоровье уменьшилось, он, очевидно, продолжал работать над своими книгами. Но в декабре он подвергся нападению, которое отменило его способность говорить и оставило его без сознания почти три дня подряд. В январе и феврале он постепенно восстановил свою речь и вернулся к разговору с людьми, которые собирались навещать его.

Существует мнение, что Кант иногда проявлял юдофобию .

Кант писал: «Sapere aude! - имей мужество пользоваться собственным умом! - таков… девиз Просвещения».

Кант был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году , к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.

Он написал Джону Уэсли, ведущему английскому министру Церкви, сказав ему, что ему будет очень приятно поговорить с ним о религиозных вопросах, при условии, что. можно было добраться в Лондон. Сведенборг заявил, что благодаря своим контактам в духовном мире он знал, что Уэсли очень заинтересован в разговоре с ним о богословских предметах. Уэсли выразил большое удивление среди своих друзей в получении этого письма, потому что, по его собственному заявлению, он никогда не говорил ни с кем из его интересов в карьере шведского провидца.

Он написал Сведенборгу письмо, в котором говорилось, что он действительно будет очень заинтересован в разговоре с ним, но что нужно будет подождать до шестимесячного тура, в который он был отправлен. Когда вы войдете в вечность, вы увидите все, и тогда вам и мне придется много поговорить. Он попросил женщин рассказать ему время. «Уже пять часов дня», они ответили: «Очень хорошо», - сказал Сведенборг, добавив: Благодарю вас. Он очень осторожно вздохнул, и это был способ его смерти.

Этапы научной деятельности

Кант прошёл в своём философском развитии два этапа: «докритический» и «критический». (Эти понятия определяются работами философа «Критика чистого разума», 1781 год ; «Критика практического разума», 1788 год ; «Критика способности суждения», 1790 год).

Вскоре после смерти Сведенборга энергичный лондонец по имени Роберт Хиндмарш нашел копию Неба и Ада, переведенную в учения Сведенборг и собрал первую группу последователей. Часто воссоединившись в Лондоне, группа Хиндмарша начала раскрывать фундаментальные идеи богословия Сведенборга. Бейера, двух видных интеллектуалов, которые некоторое время читали работы Сведенборга.

Хотя число сторонников Сведенборга никогда не переполнялось, в каждой стране мира действуют активные сторонники. Учения Сведенборга оказывают явное и прямое влияние на всех, кто считает себя последователями новой веры. Сведенборгцы посвящены изучению богословских трудов шведского провидца и пытаются воплотить в жизнь в своей жизни как членов любой другой религиозной секты, принципы, которые они исповедуют, чтобы верить. Менее ощутимое влияние - на всеобщее мышление - еще не было детально оценено.

Теория познания

Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума, границ, которые может достичь разумом человек, и изучении отдельных способов человеческого познания.

Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума». Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?» . Прежде всего это касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», априорный, или внеопытный). Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических и синтетических суждений - «Как возможны синтетические суждения априори?». Под «синтетическими» суждениями Кант понимал суждения с приращением содержания по сравнению с содержанием входящих в суждение понятий. Эти суждения Кант отличал от аналитических суждений, раскрывающих смысл понятий. Аналитические и синтетические суждения различаются тем, вытекает ли содержание предиката суждения из содержания его субъекта (таковы аналитические суждения) или, наоборот, добавляется к нему «извне» (таковы синтетические суждения). Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину «апостериори» - «из опыта». Так возникают четыре рубрики:

Ученые, которые практикуют эту колоссальную задачу, скорее всего, завершатся, повторяя слова Артура Конан Дойла, которые стоят перед «одной из высот человеческой мысли». Аристотель отождествлял ее с добром как материализацией в реальности совершенства. Особенно это можно наблюдать в Шефтсбери.

Разделение эстетики от моральной оценки связано с Инмануем Кантом, который в своей работе «Критика суждения» рассматривает эстетику как самостоятельную вещь. Кант уже называл «трансцендентальную эстетику», ранее, частью своей работы «Критика чистого разума», которая отвечала за принципы, которые информируют о чувствительности. Это будет пространство и время.

Аналитические суждения всегда априорны: опыт для них не нужен, поэтому апостериорных аналитических суждений не бывает. Соответственно, опытные (апостериорные) суждения всегда синтетичны, поскольку их предикаты черпают из опыта содержание, которого не было в субъекте суждения. Что касается априорных синтетических суждений , то они, согласно Канту, входят в состав математики и естествознания. Благодаря априорности, эти суждения содержат всеобщее и необходимое знание, то есть такое, которое невозможно извлечь из опыта; благодаря синтетичности, такие суждения дают прирост знания. Шаблон:Rp

В том же направлении он использовал, прежде чем Кант, эстетическое слово Александр Готлиб Баумгартен, в своей работе «Философские размышления о поэзии» впервые использует слово «эстетика», чтобы отличить то, что касается сенсорной конформации, которая достигает через оценку прекрасного и выраженное в художественных произведениях, перед познавательным знанием, которым лечит логика. Баунгартем также называет эстетическую «низшую гносеологию» и ставит вопрос об этом вопросе о проблеме прекрасного.

Хотя Баунгартем является тем, кто впервые вводит термин, это Кант, который явно создает эстетику как самостоятельное философское поле, для него эстетическое суждение является суждением о конечности, субъективной цели, которая подходит субъекту. Следуя за Кентом, эстетическое суждение основано на том, что ему нравится бескорыстно, поэтому он считает, что что-то красиво не тогда, когда это что-то удовлетворительное по другим причинам, но когда это что-то нравится для себя, для того, чтобы быть таким, каким оно есть, без чтобы противостоять любому другому виду внешнего интереса в этом отношении, цель этого удовольствия заключается в том, что вам нравится.

Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Кант, по его словам, совершил Коперниканский переворот в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности знания следует исходить из того, что не наши познавательные способности соответствуют миру, а мир должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: разум является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того чувственного содержания («материи»), которое даётся миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эта материя (ощущения) постигается сознанием. Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир как он есть сам по себе (то есть вне формирующей деятельности разума) - вещь-в-себе, и мир как он дан в явлении, то есть в опыте. Шаблон:Rp

Когда Кант ссылается на работу или на какую красоту ценится, она не делает этого по отношению к объекту, который анализируется сам по себе, он не имеет дело с тем, что он есть, а тем, что он пробуждает в наблюдателе, ощущением, которое вызывает, и воображает «удовольствие» или «боль», что созерцание объекта вызовет у зрителя его удовольствие или неудовольствие. Он не подходит к вопросу из логики, но делает это от чисто эстетического, то есть от полностью субъективной базы и зависит от сенсорной оценки субъекта.

Другими словами, сознанию представления объекта должно быть единое удовлетворение - чувство или ощущение - которое вызывает наблюдателя, для которого не обязательно знать сам объект - например, кому-то может понравиться Коринфской столицы, не зная, что это даже не коринфская столица, и даже она не является частью колонны.

В опыте выделяются два уровня формообразования (активности) субъекта. Во-первых, это априорные формы чувства - пространство и время. В созерцании чувственные данные (материя) осознаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез. На вопрос, как возможна чистая, то есть теоретическая, математика, Кант отвечает: она возможна как априорная наука на основе чистых созерцаний пространства и времени. Чистое созерцание (представление) пространства лежит в основе геометрии, чистое представление времени - в основе арифметики (числовой ряд предполагает наличие счёта, а условием для счёта является время). Шаблон:Rp

Для Канта эстетика - это «бесконечный конец», то есть цель находится в самой эстетике - в том, что восхищается, потому что это радует тот факт, что она такая, какая есть. Красота не является внешней для субъекта, напротив, это взаимодействие с субъектом, это тот, кто решает, что что-то красиво в контакте с ним, Кант полагает, что если бы все были одинаково бескорыстны, не было бы различий в оценке его красивый.

Аксиология в кантовской эстетике. Эта идея, хотя ее можно понимать как субъективную, не перестает содержать элементы или соображения, например, что на равной основе существует универсальная картина красоты, которая также представляет собой формулировку основы возможной аксиологии или теории ценностей в этом отношении дело, основанное на равенстве «незаинтересованности» как обстоятельство равномерно оценить красоту чего-либо. В смысле формулирования аксиологии Кант предвосхищает, какие будущие тенденции будут иметь отношение к изучению эстетики.

Во-вторых, благодаря категориям рассудка связываются данности созерцания. Это рассудочный синтез. Рассудок, согласно Канту, имеет дело с априорными категориями, которые суть «формы мышления». Путь к синтезированному знанию лежит через синтез ощущений и их априорных форм - пространства и времени - с априорными категориями рассудка. «Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить» (Кант). Познание достигается путём соединения созерцаний и понятий (категорий) и представляет собой априорное упорядочение явлений, выражающееся в конструировании предметов на основе ощущений. Шаблон:Rp

Но критические и аналитические достижения кантианской эстетики прекратятся в период немецкого идеализма, который поймет эстетику от других предпосылок, не связанных с оценкой предмета и их участием в идентификации прекрасного. Для Фридриха Шеллинга красивый определяется как синтез объективного и субъективного. Гегель идет дальше, чтобы сказать, что прекрасное является проявлением абсолюта, которое полностью его нарушает по отношению к субъекту, который его анализирует, хотя, строго говоря, для эстетического отражения это не философское отражение на красивой, но философское отражение в искусстве.

Кант выделяет 12 категорий рассудка Шаблон:Rp :

  1. Категории количества
    1. Единство
    2. Множество
    3. Цельность
  2. Категории качества
    1. Реальность
    2. Отрицание
    3. Ограничение
  3. Категории отношения
    1. Субстанция и принадлежность
    2. Причина и следствие
    3. Взаимодействие
  4. Категории модальности
    1. Возможность и невозможность
    2. Существование и несуществование
    3. Необходимость и случайность

Чувственный материал познания, упорядоченный посредством априорных механизмов созерцания и рассудка, становится тем, что Кант называет опытом. На основе ощущений (которые можно выразить констатациями типа «это жёлтое» или «это сладкое»), которые оформляются через время и пространство, а также через априорные категории рассудка, возникают суждения восприятия: «камень тёплый», «солнце круглое», затем - «солнце светило, а потом камень стал тёплым», и далее - развитые суждения опыта, в которых наблюдаемые объекты и процессы подведены под категорию причинности: «солнце вызвало нагревание камня» и т. д. Понятие опыта у Канта совпадает с понятием природы: «…природа и возможный опыт - совершенно одно и то же». Шаблон:Rp

Основой всякого синтеза является, согласно Канту, трансцендентальное единство апперцепции («апперцепция» - термин Лейбница). Это - логическое самосознание, «порождающее представление я мыслю , которое должно иметь возможность сопровождать все остальные представления и быть одним и тем же во всяком сознании». Как пишет И. С. Нарский , трансцендентальная апперцепция Канта - это «принцип постоянства и системной организации действия категорий, вытекающей из единства применяющего их, рассуждающего „я“. (…) Она есть общая для… эмпирических „я“ и в этом смысле объективная логическая структура их сознания, обеспечивающая внутреннее единство опыта, науки и природы». Шаблон:Rp

В «Критике» много места уделяется тому, как представления подводятся под понятия рассудка (категории). Здесь решающую роль играет воображение и рассудочный категориальный схематизм. Согласно Канту, между созерцаниями и категориями должно быть посредствующее звено, благодаря которому абстрактные понятия, каковыми являются категории, оказываются способными организовывать чувственные данные, превращая их в законосообразный опыт, то есть в природу. Посредником между мышлением и чувственностью у Канта выступает продуктивная сила воображения . Эта способность создаёт схему времени как «чистого образа всех предметов чувств вообще». Благодаря схеме времени существует, например, схема «множественности» - число как последовательное присоединение друг к другу единиц; схема «реальности» - бытие предмета во времени; схема «субстанциальности» - устойчивость реального предмета во времени; схема «существования» - наличие предмета в определённое время; схема «необходимости» - наличие некоего предмета во всякое время. Продуктивной силой воображения субъект, по Канту, порождает основоположения чистого естествознания (они же - наиболее общие законы природы). Согласно Канту, чистое естествознание есть результат априорного категориального синтеза. Шаблон:Rp

Знание даётся путём синтеза категорий и наблюдений . Кант впервые показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности; по Канту, оно возникает благодаря активной творческой деятельности бессознательной продуктивной силы воображения.

Наконец, описав эмпирическое применение рассудка (то есть применение его в опыте), Кант задаётся вопросом возможности чистого применения разума (рассудок, согласно Канту - низшая ступень разума, применение которой ограничивается сферой опыта). Здесь возникает новый вопрос: «Как возможна метафизика ?». В результате исследования чистого разума Кант показывает, что разум, когда он пытается получить однозначные и доказательные ответы на собственно философские вопросы, неизбежно ввергает себя в противоречия; это означает, что разум не может иметь трансцендентного применения, которое позволило бы ему достигать теоретического знания о вещах в себе, поскольку, стремясь выйти за пределы опыта, он «запутывается» в паралогизмах и антиномиях (противоречиях, каждое из утверждений которых одинаково обосновано); разум в узком смысле - как противоположность оперирующему категориями рассудку - может иметь только регулятивное значение: быть регулятором движения мысли к целям систематического единства, давать систему принципов, которым должно удовлетворять всякое знание. Шаблон:Rp

Антиномии чистого разума Тезисы Антитезисы
1 «Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве» «Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен и во времени, и в пространстве»
2 «Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое или то, что сложено из простого» «Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого»
3 «Причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо ещё допустить свободную причинность» «Нет никакой свободы, всё совершается в мире только по законам природы»
4 «К миру принадлежит или как часть его, или как его причина безусловно необходимая сущность» «Нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности - ни в мире, ни вне мира - как его причины»

Кант утверждает, что решение антиномий «никогда нельзя найти в опыте…». Шаблон:Rp

Решением первых двух антиномий Кант считает выявление ситуации, при которой «сам вопрос не имеет смысла». Кант утверждает, как пишет И. С. Нарский, «что к миру вещей в себе вне времени и пространства свойства „начала“, „границы“, „простоты“ и „сложности“ не применимы, а мир явлений никогда не бывает нам дан во всей полноте именно как целостный „мир“, эмпирия же фрагментов феноменального мира вложению в эти характеристики не поддаётся…». Что касается третьей и четвёртой антиномий, то спор в них, согласно Канту «улаживается», если признать истинность их антитезисов для явлений и предположить (регулятивную) истинность их тезисов для вещей в себе. Таким образом, существование антиномий, по Канту, является одним из доказательств правоты его трансцендентального идеализма , противопоставившего мир вещей в себе и мир явлений. Шаблон:Rp

Согласно Канту, всякая будущая метафизика, которая хочет быть наукой, должна принимать во внимание выводы его критики чистого разума.

Этика и проблема религии

Категорический императив

Императив - правило, которое содержит «объективное принуждение к поступку». Шаблон:Rp Нравственный закон - принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления - императива.

Гипотетические императивы (относительные или условные императивы) говорят о том, что поступки эффективны для достижения определённых целей (например, удовольствия или успеха). Шаблон:Rp

Принципы морали восходят к одному верховному принципу - категорическому императиву , предписывающему поступки, которые хороши сами по себе, объективно, безотносительно к какой-либо иной, кроме самой нравственности, цели Шаблон:Rp (например, требование честности). Категорический императив гласит:

  • «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом » [варианты: «поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»];
  • «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству » [вариант формулировки: «относись к человечеству в своём лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда как к цели и никогда - только как к средству»];
  • «принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы »: следует «совершать всё, исходя из максимы своей воли как такой, которая могла бы также иметь предметом самое себя как волю, устанавливающую всеобщие законы».

Это три разных способа представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других.

Существование человека «имеет в себе самом высшую цель…»; «… только нравственность и человечество, поскольку оно к ней способно, обладают достоинством», - пишет Кант. Шаблон:Rp

Долг есть необходимость действия из уважения к нравственному закону. Шаблон:Rp

В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения:

  • человек как явление;
  • человек как вещь в себе.

Поведение первого определено исключительно внешними обстоятельствами и подчиняется гипотетическому императиву. Поведение второго должно подчиняться категорическому императиву, высшему априорному моральному принципу. Таким образом, поведение может определяться и практическими интересами, и моральными принципами. Возникают две тенденции: стремление к счастью (удовлетворению некоторых материальных потребностей) и стремление к добродетели. Эти стремления могут противоречить друг другу, и так возникает «антиномия практического разума».

В качестве условий применимости категорического императива в мире явлений Кант выдвигает три постулата практического разума. Первый постулат требует полной автономии человеческой воли, её свободы. Этот постулат Кант выражает формулой: «Ты должен, значит ты можешь». Признавая, что без надежды на счастье у людей не хватило бы душевных сил исполнять свой долг вопреки внутренним и внешним препятствиям, Кант выдвигает второй постулат: «должно существовать бессмертие души человека». Антиномию стремления к счастью и стремления к добродетели Кант, таким образом, разрешает путём перенесения надежд личности в сверхэмпирический мир. Для первого и второго постулатов нужен гарант, а им может быть только Бог, значит, он должен существовать - таков третий постулат практического разума. Шаблон:Rp

Автономность этики Канта означает зависимость религии от этики. Согласно Канту, «религия ничем не отличается от морали по своему содержанию». Шаблон:Rp

Учение о праве и государстве

Государство - объединение множества людей, подчинённых правовым законам. Шаблон:Rp

В учении о праве Кант развивал идеи французских просветителей: необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед законом. Юридические законы Кант выводил из нравственных. Кант признавал право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: «рассуждайте сколько угодно и о чём угодно, только повинуйтесь».

Основные интересы: Гносеология , Эпистемология , Метафизика , Этика Значительные идеи: категорический императив , трансцендентальный идеализм , Sapere aude , трансцендентальное единство апперцепции, способность суждения, вечный мир Оказавшие влияние: Платон , Секст Эмпирик , Беркли , Вольф , Тетенс, Хатчесон , Монтень , Юм , Декарт , Лейбниц , Локк , Мальбранш , Ньютон , Руссо , Спиноза Последователи: Рейнгольд , Якоби , Мендельсон , Гербарт, Фихте , Шеллинг , Гегель , Шопенгауэр , Фриз , Гельмгольц , Коген , Наторп , Виндельбанд , Риккерт , Риль, Файхингер , Кассирер , Гуссерль , Хайдеггер , Пирс , Витгенштейн , Апель , Стросон, Куайн и многие другие

Биография

Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Эммануила, в переводе это еврейское имя означает «с нами Бог». Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант закончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский университет . Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в 1747 -1755 , он разработал и опубликовал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности , не утратившую актуальности до сих пор.

Добрая воля - чистая (безусловная воля). Чистая добрая воля не может существовать вне разума, так как она чистая и не содержит в себе ничего эмпирического. И для того, чтобы породить эту волю нужен разум.

Категорический императив

Нравственный закон - принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления - императива.

Гипотетические императивы (относительные или условные императивы) - поступки хороши в особых случаях, для достижения определенных целей (советы врача человеку, заботящемуся о своем здоровье).



В продолжение темы:
Android

Популярная социальная сеть ВКонтакте позволяет находить новых друзей и держать контакт со всеми близкими. Помимо этого, каждый пользователь может делиться собственными...