Презентация "Социальные статусы и роли" (10 класс) по обществознанию – проект, доклад. Презентация - социальные статусы и роли Что такое социальный статус личности

краткое содержание других презентаций

«Гражданское общество и политическое государство» - Правовое государство и гражданское общество. Правовое государство. Связь правового государства и гражданского общества. Понятие и подсистемы гражданского общества. Сущность и признаки правового государства. Признаки правового государства. Античность. Идеи гражданского общества. Теории правового государства. Теории правового государства и гражданского общества. Становление гражданского общества в современной России.

«Биография Маркса» - Собрание сочинений. Творчество Карла Маркса. Философский материализм. Прибавочная стоимость. Труды Маркса. Стоимость. Марксизм. Карл Маркс. Работа в газете. Учение в экономике. Теория классовой борьбы. Социализм во всех сферах жизни. Социализм. Материалистическое понимание истории. Биография. Деятельность Карла Маркса.

«Профессия социального работника» - Нравственность. Работник. Специальность. Добровольцы в социальной работе. Профессия. История социологии. Какими качествами должен обладать социальный работник. Социальный работник. Огюст Конт. Жизнь прекрасна.

«Молодёжные организации в России» - Почему возникают субкультуры. Хиппи. Типы молодежных организаций. Молодые социалисты России. Молодежная субкультура эмо. Молодежное движение панков. Субкультура. Молодежные политические организации в России. Молодежные политические организации. Готы. Субкультура готов.

«Социальная структура и социальные отношения» - Статусные группы. Работа с источником. Экономические факторы. Первобытное общество. Люмпены и маргиналы. Перемещение людей. Тенденции в развитии социальных отношениях. Устранимо ли неравенство. Буржуазия. Социальная стратификация по Веберу. Социальная структура и социальные отношения. Неравномерное распределение богатства между людьми. Социальная стратификация. Социальные перемещения. Основные понятия и термины.

«Бытовые отношения» - Культура бытовых отношений. Культура ведения домашнего хозяйства. Решение проблемы. Ответьте на вопросы. Урбанизация и быт. Развитие личности. Быт и бытовые отношения. Культура питания. Культура обустройства и организации жилища. Культура организации досуга. Отношение к культуре бытовых отношений. Питание в определенное время.

1 слайд

Социальные статусы и роли План. Социальный статус личности. Социальные роли личности. Социализация личности. Кто нас учит играть по правилам?

2 слайд

Статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статусный набор – совокупность всех статусов данного индивида.

3 слайд

Главный статус – наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его. Научный сотрудник полицейский директор коммерческого банка

4 слайд

Личный статус - положение, которое человек занимает в малой, или первичной, группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Социальный статус – положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой, национальной).

5 слайд

Социальный и личный статусы могут совпадать и не совпадать. Врач Н. обладает высоким профессиональным статусом, поскольку его специальность престижная, но в спортивной секции по каратэ, где он занимается два раза в неделю, к нему относятся как к аутсайдеру.

6 слайд

Приписываемый статус (его еще называют аскриптивным) – это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени. Приписываемый статус не совпадает с прирожденным Прирожденным считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса. (Негр, мужчина, русский)

7 слайд

Король – приписываемый статус. Почему? А князь, граф? Правильнее говорить о приписываемом, а не прирожденном статусе. Прирожденные статусы: «сын», «дочь», «сестра», «брат», «племянник», «дядя», «бабушка» и все «родственники в законе». Стать «родственником в законе» можно только через брак. А статусы падчерицы, пасынка, крестного отца, крестной матери?

8 слайд

Прирожденным является биологически унаследованный статус, а приписываемым является социально приобретаемый, но одинаковый по названию с прирожденным статус. Сын – и прирожденный, и приписываемый статус. Чтобы не было путаницы, социологи договорились называть тот и другой типы статуса одинаково – приписываемый статус

9 слайд

Император Глава католической церкви Сенатор Президент Свекор Муж Украинец Принц Герцог Боярин Опричник Вельможа

10 слайд

Социальные роли личности Весь мир - театр. В нем женщины, мужчины – все актеры. У них есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль. Шекспир

11 слайд

Модель поведения, ориентированная на конкретный статус, называется статусной ролью, или просто ролью. Индивид, занимающий высокую позицию в обществе, если измерять эту высоту, или ранг, с точки зрения доступных ему власти, дохода, образования и престижа, в наибольшей мере стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. Совокупность ролей, выполняемых человеком, называется ролевым набором (ролевым репертуаром).

12 слайд

Какие факторы определяют ролевой набор? обстоятельства возраст окружение имидж Взаимосвязаны ли статусные символы и социальный статус?

Класс: 11-й класс, профильный уровень.

Название темы: Социальные статусы и роли.

Роль и место данной темы в курсе: Тема изучается в 11-м классе профильный уровень по программе Л.Н.Боголюбова в течение 2 уроков в рамках тематического блока “Социальное развитие современного общества” и призвана дать понятия: социальный статус, виды статусов их классификация, социальные роли, ролевой набор, имидж, социализация.

Основные вопросы темы 1 урока:

  1. Что такое статус.
  2. Что такое социальный статус личности.
  3. Социальные роли.

Основные особенности использования цифровых образовательных Интернет-ресурсов и компьютерных программных средств: цифровые образовательные ресурсы в данной теме используются для поиска и систематизации информации о социальных статусах и ролях, а также для подготовки выступлений учащихся. Учащиеся используют Интернет для поиска информации, программы Microsoft Offise Word и Microsoft Offise PowerPоint для подготовки выступлений.

Технические средства: компьютер, принтер, проекционная аппаратура.

Использование компьютера при подготовке учителя к уроку: учитель использует Интернет и программы Microsoft Offise Word и Microsoft Offise PowerPoint для помощи ученикам в процессе самостоятельной работы и поиску информации.

Ожидаемые результаты обучения: Учащиеся познакомятся с основными позициями социального статуса, его видами, ролевым набором личности. Умеют находить, систематизировать, отбирать и применять найденную информацию при подготовке на уроке. Умеют готовить презентации по данной теме с использованием компьютерных программ. Умеют формировать и аргументировать мысль, излагать информацию, приводить примеры, задавать вопросы и отвечать на них.

Описание урока по теме: “социальные статусы и роли”

Цели урока: углубить и систематизировать знания учащихся о социальном статусе личности. Формирование основ социальной культуры.

Задачи урока:

  • Образовательные: усвоить понятия “ социальный статус” и “ социальная роль”.
  • Воспитательные: формировать отношение к процессу социализации, вырабатывать активную гражданскую позицию, воспитывать толерантное отношение к людям.
  • Развивающие: развить познавательный интерес у учащихся к изучению данной темы при работе с Интернетом, электронными носителями, развивать умения интегрировать работу с компьютерной техникой и учебной литературой по данной теме.

Тип урока: веб-квест.

Оборудование: компьютеры с подключением к сети Интернет, проектор, экран, принтер.

Перечень используемых цифровых ресурсов на уроке:

Слайд 1

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ
МБОУ «Лицей №12» г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М.

Слайд 2

«Весь мир-театр. В нём женщины, мужчины – все актёры. У них есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль». Уильям Шекспир, английский писатель (1564-1616)
Как и все люди, я одновременно исполняю несколько ролей, и все они для меня характерны. Бернард Шоу, английский писатель (1856-1950)

Слайд 3

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ
Е.П. Леонов (1926 -1994) - советский и российский актёр театра и кино.
«НЕ ГОРЮЙ!»
«ДЖЕНТЕЛЬМЕНЫ УДАЧИ»
«ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО»
«КИН-ДЗА-ДЗА!»

Слайд 4

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ
Понятие «социальная роль» ввел в первой половине XIX в. американский ученый Р. Линтон. У немецкого философа Ф. Ницше это слово фигурирует вполне в социологическом смысле: «Забота о поддержании существования налагает на большинство европейцев мужского пола строго определенную роль…»
ФРИДРИХ НИЦШЕ (1844 - 1900) - немецкий мыслитель, филолог

Слайд 5

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ
Социальный статус является характеристикой включенности человека в социальную структуру. В реальной жизни статус человека проявляется через те роли, которые он играет = соответствующее поведение.
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ – совокупность требований, которые предъявляются обществом к лицам, занимающим конкретную социальную позицию.

Слайд 6

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ
Учитель обязан выполнять приказы директора, не опаздывать на свои уроки, добросовестно готовиться к ним, быть достаточно требовательным и справедливым и т.д.

Слайд 7

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ
Американский социолог Р. Мертон первым обратил внимание на то, что каждый социальный статус имеет не одну социальную роль, а несколько, и это положение стало основой теории набора ролей.
РОБЕРТ КИНГ МЕРТОН (1910 - 2003) - один из самых известных американских социологов XX века.

Слайд 8

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ
Обычно человек в обществе исполняет несколько ролей. Например, мужчина – в семье он может быть мужем и отцом; на работе - начальником или подчиненным; в профессиональной деятельности он может быть врачом и пациентом другого врача;

Слайд 9

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ
Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Т. Парсонсом. Он предложил пять характеристик любой роли: уровень эмоциональности; способ получения; масштаб проявления; степень формализации; мотивация
ТОЛКОТТ ПАРСОНС (1902 - 1979) - американский социолог-теоретик

Слайд 10

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ
УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ – одни роли требуют неэмоционального, сдержанного поведения, тогда как другие – экспрессивности
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СУДЬЯ
МУЗЫКАНТ

Слайд 11

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека.
ПОЖИЛОЙ ЧЕЛОВЕК
СТУДЕНТЫ

Слайд 12

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ
МАШТАБ РОЛИ зависит от диапазона межличностных отношений – строго ограниченные или размытые.
ПРОДАВЕЦ – ПОКУПАТЕЛЬ
СУПРУГИ

Слайд 13

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ
ФОРМАЛИЗАЦИЯ – одни возникают стихийно в процессе общения, на основе образования, воспитания, интересов; вторые - на основе административных и правовых норм.
ДРУЗЬЯ
ПОЛИЦИЯ

Слайд 14

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ
МОТИВАЦИЯ зависит от потребностей и мотивов человека. В качестве мотивации может быть рассмотрена любая выгода: общественное благо, личная прибыль и т.д..
РУКОВОДИТЕЛЬ
РОДИТЕЛИ

Слайд 15

ГЕНДЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
ГЕНДЕР - (от лат. genus «род») - это совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.

Слайд 16

ГЕНДЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Мальчиков и девочек воспитывают неодинаковым образом, прививая им различные навыки. Так, мальчиков чаще учат обращаться с различными хозяйственными инструментами, а девочек - готовить пищу и шить.

Слайд 17

ГЕНДЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Гендерные роли предписывают также определенные манеры и жесты, речевые обороты, соответствующую одежду.

Слайд 18

ГЕНДЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Арман дю Плесси и кардинал Ришелье - это один и тот же человек. Кроме государственной деятельности, этот фактический правитель Франции увлекался вышиванием. Техника ришелье - это его изобретение, получившее имя автора

Слайд 19

КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА
Роль рассматривается как совокупность требований, которые выдвигаются по отношению к человеку, занимающему определенный социальный статус

Слайд 20

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ
Нормативная структура исполнения социальной роли: описания поведения, характерного для данной роли; предписания – требования к поведению; оценки исполнения предписанной роли; санкции за нарушение предписанных требований.

Слайд 21

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ
РОЛЕВЫЕ ОЖИДАНИЯ – то, чего согласно правилам игры ждут от той или иной роли.
РОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ – то, что человек выполняет в рамках своей роли.
Между поведением и ролевыми ожиданиями не всегда обнаруживается совпадение, а потому общество создаёт СИСТЕМУ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ – наказаний за отклонение от ролевых ожиданий

Слайд 22

ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ РОЛИ
ИСПОЛНЕНИЕ РОЛИ – принятие роли может быть добровольным, добровольно-принудительным и принудительным.
ПОЛИТИК
ЗАКЛЮЧЕННЫЙ
МУСОРЩИК

Слайд 23

ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ РОЛИ
Когда родители запрещают вам возвращаться домой после 11 часов вечера, заставляют делать опостылевшие уроки, не думайте, что у них плохое настроение или они не любят вас. Просто они исполняют свою социальную роль.

Слайд 24

ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ РОЛИ
ИДЕНТИФИКАЦИЯ С РОЛЬЮ – человек идентифицирует себя не одинаково: с одними (личностно значимыми) больше (ролевая идентификация), с другими (второстепенными) меньше (дистанцирование от роли).

Слайд 25

ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ РОЛИ
ОБУЧЕНИЕ (ОСВОЕНИЕ) РОЛЯМ – совокупность практических действий. Процесс обучения подобающему поведению растягивается на всю жизнь.

Слайд 26

РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ
Ролевой конфликт являет собой негативное переживание, появившееся в качестве борьбы между частями внутреннего мира человека. В социологии различают: межролевой конфликт, внутриролевой конфликт, ситуационно-ролевой конфликт
РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ – столкновение предъявляемых индивиду ролевых требований, вызванное множественностью одновременно выполняемых им социальных ролей.



В продолжение темы:
Android

Веб-сервисы в 1СВ данной статье будет рассмотрены вопросы интеграции 1С с уже существующими веб-сервисами и использование самой 1С как веб-сервиса. При этом под веб-сервисами...