Кант критика чистого разума введение читать. Подробнее о произведении. Иммануил Кант: биография.

ВАСО de VERULAMIO. Instauratio magna. Praefatio

De nobis ipsis silemus. De re autem, quae agitur, petimus: ut homines earn non opinionem, sed opus esse cogitent; ac pro certo habeant, non sectae nos alicujus aut placiti, sed utilitatis et amplitudinis humanae fundamenta moliri. Deinde ut suis commodis aequi… in commune consulant… et ipsi in partem veniant. Praeterea ut bene sperent, neque instaurationem nostram ut quiddam infinitum et ultra mortale fingant et animo concipiant; quum revera sit infiniti erroris finis et terminus legitimus 1 .


Перевод с немецкого Н. Лосского

Большой акцент был сделан на доказательствах. Но, конечно же, некоторые вещи, которые мы только знаем. То, что они наделены своим Создателем определенными неотъемлемыми правами. Философский рационализм утверждает, что да, есть вещи, которые мы просто знаем. Мы можем использовать чистую причину, чтобы раскрыть их. С другой стороны, эмпиризм считает, что знание исходит из опыта. Ум - табула раса, пустой планшет, ожидающий, что наши чувства напишут на нем.

Это был вопрос, который занимал некоторые из величайших умов того времени. Декарт, Спиноза и Лейбниц возглавляли рационалисты. Эмпиристы считали Локка, Беркли и Юма среди их рядов. Тем не менее именно Кант привнес в дискуссию совершенно новые измерения. Во многих отношениях то, что предложил Кант, было синтезом двух позиций. Подобно рационалистам, Кант утверждал, что ум обладает врожденной способностью рассуждать. Но, как эмпиристы, он настаивал на том, что развязывание фактических рассуждений требует ввода чувств.

Сверен и отредактирован Ц. Арзаканяном и М. Иткиным

Примечания Ц. Арзаканяна


© ООО «Издательство «Эксмо», 2015

* * *

Его превосходительству

королевскому государственному министру

барону фон ЦЕДЛИЦУ 2


Милостивый государь!

Содействовать росту наук – значит трудиться в собственных интересах Вашего превосходительства; с интересами науки Вас теснейшим образом связывает не только Ваш высокий пост покровителя наук, но и гораздо более близкое отношение любителя и глубокого знатока. Поэтому я пользуюсь единственным находящимся до известной степени в моем распоряжении средством выразить свою благодарность за милостивое доверие, которым Вы почтили меня, предполагая, что я чем-то могу содействовать этой цели.

Конечно, попытка подытожить Критику - бесполезное начинание. Работа длинная и плотная, наполненная абстрактными понятиями и наводненными сложными аргументами. Хотя он широко считается одной из самых больших работ в истории философии, он по-прежнему поддерживает постоянные споры, поскольку ученые борются с нюансами письма Канта. Потому что трудно себе представить, что мы когда-нибудь будем знать, что значит знать.

Примечания и ссылки. Критика чистого разума. Буффало, Нью-Йорк: Книги Прометеса. Рационализм против эмпиризма. Картинка Канта находится в общественном достоянии, поскольку срок действия ее авторских прав истек. В своих первых вводных идеях Иммануил Кант утверждает, что человечество немыслимо, чтобы не быть метафизическим, то есть не быть сверхъестественным или чрезмерным. Он сравнивает необходимость метафизических исследований с необходимостью метафизических исследований. Оба относятся к человеку.

Милостивому вниманию, которым Вы, Ваше превосходительство, удостоили первое издание моего сочинения, я посвящаю теперь это второе издание, а также все относящееся к моему литературному призванию и с глубоким уважением имею честь быть

Вашего превосходительства покорнейший слуга

ИММАНУИЛ КАНТ

Однако он воспринимает метафизику как неадекватную и даже невозможную. Он призывает ввести «Критику чистого разума», в соответствии с которой критика приравнивается к «проверке», «различать» и «оправдывать». Поскольку в природе человека думать и говорить о таких вещах, как Бог, мир или душа, которые находятся за пределами природы, есть метафизическое намерение. Кант, однако, явно проводит различие между теориями метафизики, например, различными доказательствами Бога, поскольку он предполагает, что истинный смысл не может быть адекватно выражен в словах.

Кенигсберг, 23 апреля 1787 г.

Предисловие к первому изданию

На долю человеческого разума в одном из видов его познания выпала странная судьба: его осаждают вопросы, от которых он не может уклониться, так как они навязаны ему его собственной природой; но в то же время он не может ответить на них, так как они превосходят возможности человеческого разума.

Способ познания чистого разума и метафизики

К метафизике он представляет «безопасные» науки, логику, математику и физику. Затем он спрашивает, как можно увидеть, выполнено ли фактическое метафизическое намерение. Это всегда может быть фальсифицировано артикуляцией словами и мыслями. Чтобы сделать метафизику возможной, Кант использует критическую причину, Чистая причина должна также проверять и оправдывать себя.

Кант объясняет способ познания разума двояким различием. Существует опыт апостериор, который является метафизической реализацией опыта. привыкание. Существует также априорное знание, которое пытается признать реальность вещи простым размышлением. В синтетическом утверждении предикат дополняет субъект, тогда как в случае аналитического утверждения предикат подразумевается субъектом, так что аналитическое утверждение не дает никаких знаний. Основным вопросом критики чистого разума является вопрос: «Как синтетические суждения возможны априори?». Хотя такие синтетические априорные теоремы могут быть сформированы и доказаны в конкретных науках, таких как математика и физика, метафизике не хватает возможности доказательства. Математика и физика претерпели революцию по методу подсчета по Канту. Теперь нужно искать новый метод, который может сделать метафизику верной наукой. Кант видит это в «Критике чистого разума». Вместо этого объекты должны обращаться к знаниям. Кант также призывает трансцендентальную философию к ограничению метафизики. Трансцендентальные - это априорные концепции, которые являются необходимыми условиями для возможности переживания. Как признание второго уровня, трансцендентальное мышление исходит из знания первого уровня знания. Кроме того, метафизика не имеет аналитического, но синтетического характера. . Метафизика возможна, но, по словам Кната, только при следующих условиях.

В такое затруднение разум попадает не по своей вине. Он начинает с основоположений, применение которых в опыте неизбежно и в то же время в достаточной мере подтверждается опытом. Опираясь на них, он поднимается (как этого требует и его природа) все выше, к условиям более отдаленным. Но так как он замечает, что на этом пути его дело должно всегда оставаться незавершенным, потому что вопросы никогда не прекращаются, то он вынужден прибегнуть к основоположениям, которые выходят за пределы всякого возможного опыта и тем не менее кажутся столь несомненными, что даже обыденный человеческий разум соглашается с ними.

Метафизика как трансцендентальный вопрос об условиях, предшествующих эмпирическим, а не трансцендентным. Однако знание объектов становится возможным только благодаря тому, что понятия «думают» с ними, и они, в свою очередь, группируются и упорядочиваются в соответствии с правилами. Судящая сила, которая решает, какая концепция должна быть назначена объекту, добавляется как третье свойство. Все восприятия возможны только через пространство и время, которые, в свою очередь, не воспринимаются. Пространство и время - это формы чистой интуиции. Человеческие знания основаны на способности чувственности и понимания. . Согласно которому, без помощи опыта и без критического изучения разума можно получить знания.

Однако вследствие этого разум погружается во мрак и впадает в противоречия, которые, правда, могут привести его к заключению, что где-то в основе лежат скрытые ошибки, но обнаружить их он не в состоянии, так как основоположения, которыми он пользуется, выходят за пределы всякого опыта и в силу этого не признают уже критерия опыта. Арена этих бесконечных споров называется метафизикой 3 .

Из этого «догматического сна» его разбудят его собственные высказывания Локка, Юма и Руссо. Против чистой логики: в трактате ложных тонкостей четырех силлогистических фигур Кант выступает против логики, которая полагает, что может генерировать знания исключительно из понятий, суждений и выводов. Логика кажется неспособной выразить больше о концепциях, чем уже существует в них. Мыслительные здания его времени стояли на ногах Канта для Канта.

Трансцендентальное решение: что наш ум имеет право применить право двух категорий к неупорядоченной куче чувственного материала, Кант называет «судимость». Время как трансцендентальная схема: должно быть что-то общее с явлениями и категориями, которые полностью отличаются от их причин. Это время, когда вы включаете как чувственные, так и трансцендентные концептуальные элементы. Категории привязаны к определенным временным ограничениям. Четыре возможных аспекта количества, качества, отношения и модальности соответствуют временному ряду, содержанию времени, порядку времени и понятию времени.

Было время, когда метафизика называлась царицей всех наук, и если принимать желание за действительность, то она, конечно, заслуживала этого почетного названия ввиду большого значения своего предмета. В наш век, однако, вошло в моду выражать к ней полное презрение, и эта матрона, отвергаемая и покинутая, жалуется подобно Гекубе: modo maxima rerum, tot generis natisque potens – nunc trahor exul, inops (Ovid., Metam.) 4 .

Из применения категорий к разумному материалу выводятся принципы чистого понимания, которые показывают основные линии объектов или создают их. Ибо даже эти принципы, как и категории, не в действительности, а в уме. Согласно кантовской доктрине знания, объекты и законы природы не найдены людьми, а созданы ими. Согласно законным субъективным мысленным формам. Но не безразлично к большим впечатлениям. Здесь Кант интерпретируется иначе или развивается дальше. Если человек забывает о внешних впечатлениях, человек находится в субъективном, субъективном, объективном или абсолютном идеализме, как немецкие идеалисты после него.

Вначале, в эпоху догматиков, господство метафизики было деспотическим. Но так как законодательство носило еще следы древнего варварства, то из-за внутренних войн господство метафизики постепенно выродилось в полную анархию, и скептики – своего рода кочевники, презирающие всякое постоянное возделывание почвы, – время от времени разрушали гражданское единство. К счастью, однако, их было мало, и они поэтому не могли мешать догматикам вновь и вновь приниматься за работу, хотя и без всякого согласованного плана. Правда, в Новое время был момент, когда казалось, что всем этим спорам должен был быть положен конец некоторого рода физиологией человеческого рассудка 5 ([разработанной] знаменитым Локком) и что правомерность указанных притязаний метафизики вполне установлена. Однако оказалось, что, хотя происхождение этой претенциозной царицы выводилось из низших сфер простого опыта и тем самым должно было бы с полным правом вызывать сомнение относительно ее притязаний, все же, поскольку эта генеалогия в действительности приписывалась ей ошибочно, она не отказывалась от своих притязаний, благодаря чему все вновь впадало в обветшалый, изъеденный червями догматизм 6 ; поэтому метафизика опять стала предметом презрения, от которого хотели избавить науку. В настоящее время, когда (по убеждению многих) безуспешно испробованы все пути, в науке господствует отвращение и полный индифферентизм – мать Хаоса и Ночи, однако в то же время заложено начало или по крайней мере появились проблески близкого преобразования и прояснения наук, после того как эти науки из-за дурно приложенных усилий сделались темными, запутанными и непригодными.

Если эти субъективные формы мысли рассматриваются как эволюционный продукт, как это делает Конрад Лоренц, мы получаем объективные возражения с нашими субъективными позициями. Кант сделал заявления для обеих интерпретаций. В человеке есть непреодолимое желание выйти за пределы мира явлений.

Разум заключить «способность к заключению». Ум формирует понятия и связывает их с суждениями. Объяснение суждений. Подобно тому, как интеллект разделяет многообразие интуиций на понятия, поэтому разум соединяет многообразие понятий и суждений с более высоким контекстом. Из этой деятельности возникает естественная тенденция не только унифицировать многообразие относительно высших, но и создать идеальное единство. Разум стремится к безусловному. Это стремление руководствуется руководящей причиной, «идеями».

В самом деле, напрасно было бы притворяться безразличным к таким исследованиям, предмет которых не может быть безразличным человеческой природе. Ведь и так называемые индифферентисты, как бы они ни пытались сделать себя неузнаваемыми при помощи превращения ученого языка в общедоступный, как только они начинают мыслить, неизбежно возвращаются к метафизическим положениям, к которым они на словах выражали столь глубокое презрение. Однако указанное безразличие, возникшее в эпоху расцвета всех наук и затрагивающее как раз тех, чьими познаниями, если бы они имелись, менее всего следовало бы пренебрегать, представляет собой явление, заслуживающее внимания и раздумья. Совершенно очевидно, что это безразличие есть результат не легкомыслия, а зрелой способности суждения 1
Нередко мы слышим жалобы на поверхностность способа мышления нашего времени и на упадок основательной науки. Однако я не нахожу, чтобы те науки, основы которых заложены прочно, каковы математика, естествознание и другие, сколько-нибудь заслужили этот упрек; скорее наоборот, они еще больше закрепили за собой свою былую славу основательности, а в естествознании даже превосходят ее. Этот дух мог бы восторжествовать и в других областях знания, если бы позаботились прежде всего улучшить их принципы. При недостатке таких принципов равнодушие и сомнение, а также строгая критика служат скорее доказательством основательности способа мышления. Наш век есть подлинный век критики, которой должно подчиняться все. Религия на основе своей святости и законодательство на основе своего величия хотят поставить себя вне этой критики. Однако в таком случае они справедливо вызывают подозрение и теряют право на искреннее уважение, оказываемое разумом только тому, что может устоять перед его свободным и открытым испытанием.

Причина: «сила идей»: Идея означает нечто иное, чем «Платон» в Канте; нет самостоятельной причины человека, а «регулирующие принципы», с которыми работает наш разум. Причина в разделе «Трансцендентальная диалектика» означает нечто иное, чем название всей работы. Разум в том смысле, который здесь используется, представляет собой нечто другое, слово выше чувствительности и понимания. Разум ведет разум так же, как интеллект просвещает чувственность.

Как видно из таблицы форм суждения, по Канту есть три разных вида гравюр: категорический, гипотетический и дизъюнктивный. Категорический, безусловный характер возникает из идеи безусловного единства мыслящего субъекта, психологической идеи или идеи души. Гипотетическая, условная природа возникает из стремления исходить из бесконечного ряда обусловленных явлений к безусловному единству всех этих явлений, к космологической идее или к идее мира. Идея о безусловном единстве всех объектов мысли в целом, идеи высшего существа, богословской идеи или идеи Бога вытекает из дизъюнктивного, исключительного характера. Эти три идеи возможны, они не содержат противоречий, они неизбежно приводят к использованию разума.

Нашего века, который не намерен больше ограничиваться мнимым знанием и требует от разума, чтобы он вновь взялся за самое трудное из своих занятий – за самопознание и учредил бы суд, который бы подтвердил справедливые требования разума, а с другой стороны, был бы в состоянии устранить все неосновательные притязания – не путем приказания, а опираясь на вечные и неизменные законы самого разума. Такой суд есть не что иное, как критика самого чистого разума.

Причина только говорит уму, как он должен действовать, а не как он должен действовать. Вы должны связывать все психические явления, как если бы они были основаны на единстве, душе. Вы должны связать серию условных явлений, как если бы они были основаны на безусловном единстве, мире. Вы должны думать, будто есть первая необходимая причина для Божественного Создателя для всего, что существует.

Критика практического разума

Разум не может доказать метафизические идеи, такие как Бог, свобода и бессмертие, но они также не могут опровергнуть их. Есть две стадии воли, простое чувственное желание как более низкая способность, и практическая причина как высшая способность. Он остается простой формой общего закона. Основным законом практической причины Канта является.

Я разумею под этим не критику книг и систем, а критику способности разума вообще в отношении всех знаний, к которым он может стремиться независимо от всякого опыта, стало быть, решение вопроса о возможности или невозможности метафизики вообще и определение источников, а также объема и границ метафизики на основании принципов.

Этот закон, из-за его простого формального характера, был адаптирован к любому контенту. Могу ли я, чтобы все люди воровали? Могу ли я, чтобы все люди лгали? Кант не был убежден, что изобрел моральный принцип. Он не хотел приносить этот категорический императив извне человеку, но он считал, что этот категорический императив является общим принципом практического разума. Как любой другой человек, он мог найти то же самое в любое время, если бы он уважал голос своей совести.

Обязанность и склонность: возвышенная природа закона морали выражается в том, что нам необходимо действовать без или даже против нашей склонности исключительно ради нравственной необходимости. Из «Критики практического разума». Светоотражающая способность суждения - это способность находить общее для данного конкретного.

Этим единственным оставшимся путем пошел я теперь и льщу себя надеждой, что на нем я нашел средство устранить все заблуждения, которые до сих пор ссорили разум с самим собой при его независимом от опыта применении. Я не уклонился от поставленных человеческим разумом вопросов, оправдываясь его неспособностью [решить их]; я определил специфику этих вопросов сообразно принципам и, обнаружив пункт разногласия разума с самим собой, дал вполне удовлетворительное решение их. Правда, ответ на эти вопросы получился не такой, какого ожидала, быть может, догматически-мечтательная любознательность; ее могло бы удовлетворить только волшебство, в котором я не сведущ. К тому же и естественное назначение нашего разума исключает такую цель, и долг философии состоял в том, чтобы уничтожить иллюзии, возникшие из-за ложных толкований, хотя бы ценой утраты многих признанных и излюбленных фикций. В этом исследовании я особенно постарался быть обстоятельным и смею утверждать, что нет ни одной метафизической задачи, которая бы не была здесь разрешена или для решения которой не был бы здесь дан по крайней мере ключ. Чистый разум и на самом деле есть такое совершенное единство, что если бы принцип его был недостаточен для решения хотя бы одного из вопросов, поставленных перед ним его собственной природой, то его пришлось бы отбросить целиком, так как он оказался бы непригодным для верного решения и всех остальных вопросов.

Говоря так, я мысленно вижу на лице читателя смешанное с презрением недовольство по поводу таких с виду хвастливых и нескромных притязаний. Между тем они несравненно скромнее, чем притязания какого-нибудь автора самой обыкновенной программы, в которой он уверяет, что доказал простую природу души или необходимость начала мира. В самом деле, такой автор берется расширить человеческое знание за пределы всякого возможного опыта, тогда как я скромно признаюсь, что это совершенно превосходит мои силы. Вместо этого я имею дело только с самим разумом и его чистым мышлением, за обстоятельным знанием которых мне незачем ходить далеко, так как я нахожу разум в самом себе, и даже обыкновенная логика дает мне примеры того, что все простые его действия могут быть вполне и систематически перечислены. Но здесь возникает вопрос, чего я могу достигнуть посредством разума, если я не прибегаю к помощи опыта и к его данным.

Это все, что мы хотели сказать относительно полного достижения каждой цели и относительно обстоятельности в достижении всех целей вместе взятых, которые поставлены перед нами не чьим-то предписанием, а природой самого познания, составляющего предмет нашего критического исследования.

Далее, что касается формы исследования, то достоверность и ясность принадлежат к числу существенных требований, которые справедливо могут быть предъявлены автору, отваживающемуся на такое опасное начинание.

Что касается достоверности, то я сам вынес себе следующий приговор: в такого рода исследованиях никоим образом не может быть позволено что-либо лишь предполагать, в них все, что имеет хотя бы малейшее сходство с гипотезой, есть запрещенный товар, который не может быть пущен в продажу даже по самой дешевой цене, а должен быть изъят тотчас же после его обнаружения. Ведь всякое познание, устанавливаемое a priori, само заявляет, что оно требует признания своей абсолютной необходимости; тем более должно быть таковым определение всех чистых априорных знаний, которое должно служить мерилом и, следовательно, примером всякой аподиктической (философской) достоверности. Выполнил ли я в этом отношении то, за что взялся, об этом я полностью предоставляю судить читателю, так как автору приличествует только показать основания, но не высказывать свое мнение о том, какое действие они оказывают на его судей. Но для того чтобы какое-нибудь случайное обстоятельство не ослабило этого действия, пусть автору будет предоставлено право самому отмечать места, которые могли бы дать повод к некоторому недоверию, хотя они имеют отношение лишь к побочным целям; это необходимо для того, чтобы своевременно остановить то влияние, которое могли бы иметь на суждение читателя относительно главной цели даже малейшие сомнения его в этом пункте.

Я не знаю других исследований, которые для познания способности, называемой нами рассудком, и вместе с тем для установления правил и границ ее применения были бы важнее, чем исследования, проведенные мной во второй главе «Трансцендентальной аналитики» под заглавием «Дедукция чистых рассудочных понятий». Зато они и стоили мне наибольшего труда, но я надеюсь, что этот труд не пропал даром. Это достаточно глубоко придуманное исследование имеет, однако, две стороны. Одна относится к предметам чистого рассудка и должна раскрыть и объяснить объективную значимость его априорных понятий; именно поэтому она и входит в мои планы. Другая сторона имеет в виду исследование самого чистого рассудка в том, что касается его возможности и познавательных способностей, на которых он сам основывается, иными словами, исследование рассудка с точки зрения субъекта, и, хотя выяснение этого имеет огромное значение для поставленной мной главной цели, оно, однако, не входит в нее по существу; в самом деле, основной вопрос состоит в том, что и насколько может быть познано рассудком и разумом независимо от всякого опыта, а не в том, как возможна сама способность мышления. Последнее есть как бы поиски причины к данному действию, и в этом смысле оно заключает в себе нечто подобное гипотезе (хотя на самом деле это не так, и я поясню это в другом месте). Вот почему может показаться, что в данном случае я позволяю себе высказать лишь свое предположение, но тогда и читателю должна быть предоставлена свобода иметь свое мнение. Ввиду этого я должен напомнить читателю, что в случае если моя субъективная дедукция не вызовет в нем полной убежденности, на которую я рассчитываю, то все же объективная дедукция, которой я придаю здесь наибольшее значение, сохраняет всю свою силу.

Наконец, что касается ясности, то читатель имеет право требовать прежде всего дискурсивной (логической) ясности 7 посредством понятий, а затем также интуитивной (эстетической) ясности 8 посредством созерцаний, т. е. примеров или других пояснений in concrete. О ясности посредством понятий я позаботился в достаточной степени; это касалось сути моей цели, но и было случайной причиной того, что я не мог в достаточной степени удовлетворить второму, правда не столь строгому, но все же законному требованию. На протяжении всей своей работы я почти все время колебался, как поступить в этом отношении. Примеры и пояснения казались мне всегда необходимыми, и поэтому в первом наброске они и в самом деле были приведены мной в соответствующих местах. Однако вскоре я убедился в громадности своей задачи и многочисленности предметов, с которыми мне придется иметь дело, и так как я увидел, что этот материал уже в сухом, чисто схоластическом изложении придаст значительный объем моему сочинению, то я счел нецелесообразным еще более расширить его примерами и пояснениями, которые необходимы только для популярности, между тем как мою работу нельзя было приспособить для широкого распространения, а настоящие знатоки науки не особенно нуждаются в такого рода облегчении. Такое облегчение, конечно, приятно, но здесь оно могло бы повлечь за собой нечто противоречащее поставленной мной цели. Правда, аббат Террасон 9 говорит: если измерять объем книги не числом листов, а временем, необходимым для того, чтобы ее понять, то о многих книгах можно было бы сказать, что они были бы значительно короче, если бы они не были так коротки. Но, с другой стороны, если добиваются понятности пространного, но объединенного одним принципом целокупности спекулятивных знаний, то с таким же правом можно было бы сказать: некоторые книги были бы гораздо более ясными, если бы их не старались сделать столь ясными. В самом деле, средства, способствующие ясности, помогают пониманию отдельных частей, но нередко отдаляют понимание целого, мешая читателю быстро обозревать целое, и своими слишком яркими красками затемняют и скрадывают расчленение или структуру системы, между тем как именно от структуры системы главным образом и зависят суждения о ее единстве и основательности.

Мне представляется, что читателю должно казаться довольно заманчивым соединить свои усилия с усилиями автора, если он намерен целиком и неуклонно довести до конца великое и важное дело по предначертанному плану. Метафизика, выраженная в понятиях, которые мы здесь дадим, – единственная из всех наук, имеющая право рассчитывать за короткое время при незначительных, но объединенных усилиях достигнуть такого успеха, что потомству останется только все согласовать со своими целями на дидактический манер без малейшего расширения содержания. Ведь это есть не что иное, как систематизированный инвентарь всего, чем мы располагаем благодаря чистому разуму. Здесь ничто не может ускользнуть от нас, так как то, что разум всецело создает из самого себя, не может быть скрыто, а обнаруживается самим разумом, как только найден общий принцип того, что им создано. Полное единство такого рода знаний, а именно знаний исключительно из чистых понятий, делает эту безусловную полноту не только возможной, но и необходимой, при этом опыт или хотя бы частное созерцание, которое должно было бы вести к определенному опыту, не в состоянии повлиять на их расширение и умножение. Tecum habita et noris, quam sit tibi curta supellex (Persius) 10 .

Я надеюсь построить такую систему чистого (спекулятивного) разума под названием «метафизика природы». Эта система, будучи вдвое меньше по объему, должна тем не менее иметь гораздо более богатое содержание, чем предпринимаемая мной теперь критика, которой приходится в первую очередь показать источники и условия собственной возможности, и поэтому вынуждена расчистить и разровнять совершенно заросшую почву. В критике разума я жду от читателя терпения и беспристрастия судьи, а в изложении метафизики природы – доброжелательности и содействия помощника. В самом деле, как бы полно ни были изложены в критике все принципы системы, все же обстоятельность этой системы требует, чтобы в нее вошли все производные понятия, которые нельзя просто указать a priori, а должно найти постепенно; кроме того, поскольку критика разума исчерпала весь синтез понятий, то в метафизике природы в дополнение к этому требуется сделать то же в отношении анализа. Но эта задача легкая и представляет собой скорее развлечение, чем труд.

Я должен здесь прибавить еще несколько слов относительно издания этой книги. Так как она начала печататься с некоторым опозданием, то я мог просмотреть только около половины корректуры, и в ней я нашел несколько опечаток, правда не искажающих смысла, за исключением опечатки на стр. 379, строка 4, внизу, где следует читать специфический вместо скептический. Антиномии чистого разума напечатаны на страницах 425–461 11 в виде таблицы так, что все, что относится к тезису, помещено на левой, а все, что относится к антитезису, – на правой стороне. Я сделал это для того, чтобы легче было сравнивать их между собой.

Предисловие ко второму изданию

Разрабатываются ли знания, которыми оперирует разум, на верном пути науки или нет, можно легко установить по результатам. Если эта разработка после тщательной подготовки и оснащения оказывается в тупике, как только дело доходит до цели, или для достижения этой цели вынуждена не раз возвращаться назад и пролагать новые пути и если невозможно добиться единодушия различных исследователей в вопросе о том, как осуществить общую цель, – то после всего этого можно с уверенностью сказать, что подобное изучение ни в коей мере не вступило еще на верный путь науки, а действует лишь ощупью. Поэтому было бы заслугой перед разумом найти по возможности такой путь, если даже при этом пришлось бы отбросить как нечто бесполезное кое-что из того, что содержалось в необдуманно поставленной раньше цели.

Что логика уже с древнейших времен пошла этим верным путем, видно из того, что со времени Аристотеля ей не приходилось делать ни шага назад, если не считать улучшением устранение некоторых ненужных тонкостей и более ясное изложение, относящиеся скорее к изящности, нежели к достоверности, науки. Примечательно в ней также и то, что она до сих пор не могла сделать ни шага вперед и, судя по всему, она кажется наукой вполне законченной и завершенной. В самом деле, некоторые новейшие исследователи предполагали расширить логику тем, что включали в нее то психологические разделы о различных познавательных способностях (воображении, остроумии), то метафизические разделы о происхождении познания или о различных видах достоверности в зависимости от объекта (идеализм, скептицизм и т. д.), то антропологические разделы о предрассудках (о причинах их возникновения и средствах против них). Однако такие попытки объясняются незнанием истинной природы этой науки. Смешение границ различных наук ведет не к расширению этих наук, а к искажению их. Границы же логики совершенно точно определяются тем, что она есть наука, обстоятельно излагающая и строго доказывающая одни только формальные правила всякого мышления (безразлично, априорное оно или эмпирическое, безразлично, каковы его происхождение и предмет и встречает ли оно случайные или естественные препятствия в нашей душе 12).

Своими успехами логика обязана определенности своих границ, благодаря которой она вправе и даже должна отвлечься от всех объектов познания и различий между ними; следовательно, в ней рассудок имеет дело только с самим собой и со своей формой. Конечно, значительно труднее было разуму прокладывать верный путь науки, коль скоро он имеет дело не только с самим собой, но и с объектами. Именно поэтому логика как пропедевтика 13 составляет как бы только преддверие науки, и когда речь идет о знаниях, то логика, правда, предполагается для суждения о них, но для их приобретения следует обращаться собственно к наукам об объектах.

Поскольку в этих науках должен быть разум, то кое-что в них должно быть познано a priori, и поэтому познание разумом может относиться к своему предмету двояко, а именно: либо просто определять этот предмет и его понятие (которое должно быть дано другим путем), либо сделать его действительным. Первое означает теоретическое, а второе – практическое познание разумом. И в той и в другой сфере следует предварительно изложить, как бы ни был велик или мал объем, раздел чистого знания, т. е. тот раздел, в котором разум определяет свой предмет целиком a priori, и не смешивать с этим то, что получается из других источников. Плохо то хозяйство, в котором деньги расходуются безотчетно, так что впоследствии, когда хозяйство окажется в состоянии застоя, уже не будет возможности определить, какая часть доходов может покрыть расходы и какую часть расходов следует сократить.

В своей работе я рассмотрю одну из главных фундаментальных работ Иммануила Канта «Критику чистого разума».

«На долю человеческого разума в одном из видов его познания выпала странная судьба: его осаждают вопросы, от которых он не может уклониться, так как они навязаны ему его собственной природой; но в то же время он не может ответить на них, т.к. они превосходят возможность человеческого разума. В такое затруднение разум попадает не по своей вине. Оно начинается с основоположений, применения которых в опыте неизбежно и в то же время в достаточной мере подтверждается опытом»…- Так писал Кант в предисловии к «Критики чистого разума». Далее он отмечает, что «наш век, который не намерен больше ограничиваться минимальным знанием и требует от разума, чтобы он вновь взялся за самой трудное из своих занятий – за самопознание и учредил бы суд, который бы подтвердил справедливые требования разума, а с другой стороны были бы в состоянии устранить все необоснованные притязания – не путем приказания, а опираясь на вечные и неизменные законы самого разума. Такой суд есть не что иное, как критика самого чистого разума».

Кант выдвигает идею о том, что мир сообразный со всеми нравственными законами – это моральный мир. И когда практический разум достигает высокого пункта, а именно понятия единой первосущности как внешнего блага, то он не должен воображать, будто поднялся на всеми эмпирическими условиями своего применения и вознесся до непосредственного знания новых предметов настолько, чтобы исходить из этого понятия и выводить из него даже моральные законы. Действительно, внутренняя практическая необходимость именно этих законов привела как к допущению самостоятельной причины или мудрого правителя мира, чтобы придать моральным законам действительность.

До тех пор пока практический разум имеет право направлять нас, мы будем считать поступки обязательными не только потому, что они суть заповеди Бога, а будем считать их Божественными заповедями потому, что мы внутренне обязаны совершать их. Мы будем изучать свободу при целесообразном единстве согласно принципам разума и лишь постольку будем считать себя сообразующими с Божественной волей, поскольку признает священным нравственный закон, которому нас учил разум на основании природы самих поступков, и полагаем, что мы служим этому закону лишь тем, что содействуем высшему в мире добру в себе и в других.

Таким образом, Кант понимает этот идеал высшего благо, который является конечной целью чистого разума.

«Критика чистого разума» Иммануила Канта была прочитана мною частями и не без труда. Книга не весьма большая, но не легкая к восприятию. Во время прочтения со мной рядом лежало два философских словаря. Но тем не менее я почерпнула для себя новое и решила позже вернуться к книге и почерпнуть для себя еще больше.

Кант пишет о том, что «философия не может обойтись без науки» это не подлежит сомнению как и тот факт, что наука тоже не может обойтись без философии т.к. она есть всему основа; «все теоретические науки, основанные на разуме, содержат априорные синтетические суждения как принципы; только немногие из основоположений, предполагаемых геометрами, суть действительно аналитические суждения и основываются на законе противоречия». Кант считает, что «разум есть способность, дающая нам принципы априорного знания» которыми пользуется чистый разум в процессе познания. На мой взгляд, для философов это вообще является главной функцией разума. Науку о всех априорных принципах чувственности Кант называет «трансцендентальной эстетикой». «Пространство есть необходимое априорное представление, лежащее в основе всех внешних созерцаний». «Пространство есть не что иное, как только форма всех явлений внешних чувств, т.е. субъективное условие чувственности, при котором единственно и возможны для нас внешние созерцания». Время есть необходимое представление, лежащее в основе всех созерцаний. Также Кант пишет о трансцендентальной логике.

Заключение

Иммануил Кант своими работами по философии, в частности «Критикой чистого разума» осуществил своего рода переворот в философии. Назвав свою философию трансцендентальной, он подчеркивает необходимость в первую очередь предпринять критический анализ наших познавательных способностей, чтобы выяснить их природу и возможности.

Список литературы:

1. Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита // Электронный ресурс
http://ilibrary.ru/text/459/p.1/index.html

2. Кант И. Сочинения. Т. 4. Ч. 2.

3. Кант И.Критика чистого разума. / М.: Мысль, 1994.

4. Иммануил Кант // Электронный ресурс. Википедия.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Кант,_Иммануил

5. Кант, Иммануил Критика чистого разума / Иммануил Кант. - Симферополь: Реноме, 2003. - 462 с.



В продолжение темы:
Android

Популярная социальная сеть ВКонтакте позволяет находить новых друзей и держать контакт со всеми близкими. Помимо этого, каждый пользователь может делиться собственными...