Значение критики чистого разума пдф. Иммануил Кант: биография.

Имя: Иммануил Кант (Immanuel Kant)

Дата рождения: 22 апреля 1724 г.

Возраст: 79 лет

Дата смерти: 12 февраля 1804 г.

Место рождения: Кёнигсберг, Пруссия

Деятельность: философ, родоначальник немецкой классической философии

Семейное положение: не был женат

Иммануил Кант: биография

Иммануил Кант – немецкий мыслитель, основатель классической философии и теории критицизма. Бессмертные цитаты Канта вошли в историю, а книги ученого лежат в основе философского учения во всем мире.

Метафизика морали в двух частях

Все действия человека имеют две стороны: юридическую, юридическую, связанную с существующими законами и внутреннюю, моральную, поскольку она возникает из-за независимого формирования воли агента. Соответственно, метафизика морали имеет две части. Метафизические начала правовой доктрины.

Во времена великих потрясений и революций или после революционных отношений за «бессовестной великой связью» обычно следуют некоторые крысиные ученики. Но время от времени революция должна будет уничтожить тирана. Из закона государства Кант переходит к праву народа и оттуда к праву всеобщего гражданства.

Родился Кант 22 апреля 1724 года в религиозной семье в пригороде Кенигсберга в Пруссии. Его отец Иоганн Георг Кант работал ремесленником и изготовлял седла, а мать Анна Регина вела домашнее хозяйство.



В семье Кантов было 12 детей, и Иммануил родился четвертым, многие из ребятишек погибли в младенчестве от болезней. В живых остались три сестры и два брата.

Создание Лиги Наций и установление вечного мира было настолько дорогим для Канта, что он сформулировал договор под названием «О вечном мире». Метафизические начала доктрины добродетели. Обязанности для себя: Человек как морально более свободный, чем он сам, как законы, определяющие смысл.

Знай самого себя! «Моральное самопознание, требующее проникновения в глубины сердца, является началом всей человеческой мудрости». Люди к собственной совести. Превосходство (я бы предпочел «философию».

  • Самосохранение.
  • По словам Канта, самоубийство - это преступление.
  • Искренность к самому себе.
  • Самоуважение.
Обязанности для других людей.

Дом, где Кант провел детство с большой семьей, был мал и беден. В 18 веке строение было уничтожено пожаром.

Свою юность будущий философ провел на окраине города среди рабочих и ремесленных людей. Историки долго спорили, к какой национальности относится Кант, некоторые из них считали, что предки философа –выходцы из Шотландии. Такое предположение высказывал и сам Иммануил в письме к епископу Линдблому. Однако эта информация официально не подтвердилась. Известно, что прадедушка Канта был торговцем в Мемельском крае, а родственники по материнской линии жили в Нюнберге, в Германии.

С другой стороны, есть пороки человеческой ненависти, зависти, неблагодарности и безвредности. В Гегеле, Марксе и Ницше человек является объектом исторических событий. Любовь и уважение объединяются в дружбе.

  • Любовь: это благотворительность, благодарность, участие.
  • Осторожно: быть человеком, быть само по себе достойным.
  • Человек не может рассматриваться каким-либо другим как простым способом.
Достижения добродетели: доступность, общение, вежливость, гостеприимство. Они только произвели красивое свечение.

Но они не совсем бесполезны, так как они создали в человеке склонность поднять реальность к явлениям. Против аскетизма и меланхолии Кант отвернулся от мастурбации, поскольку это не могло повлиять на бодрость, которая сопровождает добродетель, но не произошла без тайной ненависти к доктрине добродетели.



Родители Канта заложили духовное воспитание в сына, они были приверженцами особого течения в лютеранстве - пиетизма. Суть этого учения в том, что каждый человек находится под Божьим оком, поэтому отдавалось предпочтение личному благочестию. Анна Регина учила сына основам веры, а также прививала маленькому Канту любовь к окружающему миру.

Многие критические замечания уже стоят за презентациями его позиций. Вот несколько более длинные версии. К «вещам в себе». Кант отстает от Юма. Существуют ли какие-либо объекты, которые существуют независимо от меня, возможно, только для ответа диалектически: это всегда зависит от того, как это видно.

В конце концов, однако, это не узнаваем. Таким образом, особенностью неокантианства был великий отказ от «вещи в себе». Хотя Кант говорит, что наши знания всегда ограничены миром явлений, он все еще говорит, что не само по себе. Если есть что-то, что не подлежит сомнению, то, вероятно, это то, что сейчас на мгновение присутствует для меня, что сейчас происходит в этот момент. В этом непосредственном опыте мир не во мне, а вне меня, вокруг меня. То, что Кант называет «совестью», также может быть истолковано как «супер-эго», вверенное ему.

Набожная Анна Регина брала с собой детей на проповеди и на занятия по изучению Библии. Доктор теологии Франц Шульц часто бывал в гостях у семьи Канта, там он и заметил, что Иммануил преуспевает в изучении священного писания и умеет излагать собственные мысли.

Когда Канту было восемь лет, по наставлению Шульца родители отправили его в одну из ведущих школ Кенигсберга – гимназию имени Фридриха, чтобы мальчик получил престижное образование.

Другие люди, особенно те, кто вырос в другое время и в других культурах, но и люди, которые просто выросли при других обстоятельствах, Поскольку дети бедных людей или дети преступников и т.д. могут находить в себе другие вещи, чем Кант, найденный в себе. Для таких людей кантианский категорический императив - это требование, которое происходит извне.

Копернинский поворот мысли

Иммануил Кант вызвал революцию критикой чистого разума. Книга создала трансцендентальную философию и встретила его современников как шок. Философ Кинсберга исследует основы наших познавательных способностей и делает вывод, что это ограничено. В отличие от многих философов перед ним, он рассуждает со своим трактатом о том, что человеческий разум не может решать такие вопросы, как те, которые существуют после существования Бога, души или начала мира. Кант предвосхищает современный конструктивизм, когда утверждает, что человек имеет ограниченные возможности восприятия, с которым он видит реальность.



В школе Кант учился восемь лет, с 1732 по 1740 года. Занятия в гимназии начинались в 7:00 и продолжались до 9:00. Ученики изучали теологию, Ветхий и Новый заветы, латынь, немецкий и греческий языки, географию и т.д. Философию преподавали только в старших классах, и Кант считал, что в школе этот предмет изучался неправильно. Занятия по математике были платными и по желанию учеников.

Кант хотел примирить эмпиризм и рационализм с его философией, но он уволил своих изумительных читателей и многочисленных слушателей в университете с убеждением, что они никогда не смогут признать реальный мир «сами по себе». Критика чистого разума, безусловно, является одной из самых сложных вещей, которые должна показать литература мира. Ученик, который не имеет философского образования, вряд ли имеет шанса с Кантом. Тем не менее, стоит прочитать: без Канта философии Гегеля, Фихте, Ницше или литературы и эстетических теорий немецкой классики немыслимы.

Анна Регина и Иоганн Георг Кант хотели, чтобы сын в будущем стал священником, но мальчик был впечатлен уроками латыни, который преподавал Гейденрейх, поэтому хотел стать учителем словесности. Да и строгие правила и нравы в религиозной школе Канту приходились не по душе. У будущего философа было слабое здоровье, но учился он с прилежанием благодаря уму и сообразительности.

Его образование сильно зависит от убеждений его глубоко религиозных родителей. Благодаря своим контактам с дворянством он учится высококлассным манерам. После его возвращения в университет, он продвигает и квалифицируется с публикациями из области астрономии и философии. Его лекции в университете очень популярны. Предлагает профессуру от Йены и Эрлангена, он отказывается от своей связи с его родным городом. В течение почти 30 лет в университете Кант ведет строго регламентированную жизнь.

Тем временем идеи Канта сделаны: в его жизни на его работах уже более 200 работ, и даже простые граждане обсуждают его идеи с парикмахером. Четыре приложения дополняют этот том, все извлеченные из первого издания: предисловие, оглавление, вывод чистых понятий понимания и паралогизмов чистого разума.



В шестнадцатилетнем возрасте Кант поступает в Кенигсбергский университет, где студента впервые знакомит с открытиями преподаватель Мартин Кнутцен, пиетист и вольфианец. Учения Исаака оказали весомое влияние на мировоззрение студента. Кант прилежно относился к учебе, несмотря на трудности. Фаворитами философа стали естественные и точные науки: философия, физика, математика. Урок теологии Кант посетил только единожды из-за уважения к пастору Шульцу.

Каждый из трех томов содержит индекс собственных имен и индекс материалов. Их очень практичная презентация делает очень хорошее издание консультаций с тремя критиками. По словам самого Канта, целью этой работы было испытать свою собственную «Коперникану». Вопрос о причине как способности познания и принятия ограничений самой философии, в то время как он хочет получить доступ к условию, является целью, которую Кант рассматривал в чистом разуме. До тех пор, по сути, метафизика колебалась между ним и ним.

Кант попытался ускользнуть от этой альтернативы, доказав, что если, согласно Дэвиду Юму, все знания предполагают экспериментальную размерность объекта, это также подразумевает врожденную доступность предмета. И, на самом деле, Кант задается вопросом, возможно ли сделать метафизику наукой по подобию или. Изучая их, следует заметить, что в начале его прогрессии лежат априорные синтетические суждения, в силу которых причина предполагает его объекты даже в отсутствие их: «Как могут возникнуть предложения в нас, которые не имеют не учил никакого опыта?».

До современников не дошли официальные сведения о том, что Кант числился в Альбертине, поэтому судить о том, что он учился на теологическом факультете, можно только по догадкам.

Когда Канту исполнилось 13 лет, Анна Регина заболела и вскоре умерла. Многодетной семье приходилось сводить концы с концами. Иммануилу было нечего носить, а также не хватало денег на еду, его подкармливали состоятельные однокурсники. Иногда у юноши даже не было ботинок, и их приходилось брать взаймы у друзей. Но ко всем трудностям парень относился с философской точки зрения и говорил, что вещи подчиняются ему, а не наоборот.

Теперь, если синтетические суждения необходимы теоретическим наукам, научное состояние метафизики обязательно зависит от них; Фактически, это было бы определение собственной сферы влияния. Если это охарактеризовано, то, по его априорности, противопоставлением естественности физики, тогда это способность познавать призыв предстать перед своим собственным судом: инструментом этого явления является Критика, отвечающая за определение внутреннего знание разума в себе и проследить «поле его правильного использования с геометрической определенностью».

Философия

Ученые разделяют философское творчество Иммануила Канта на два периода: докритический и критический. Докритический период – это становление философской мысли Канта и медленное освобождение от школы Христиана Вольфа, чья философия господствовала в Германии. Критическое время в творчестве Канта – мысль о метафизике как о науке, а также создание нового учения, которое базируется на теории активности сознания.

Из интуитивной чувствительности, называемой трансцендентной. В каких условиях доступ человека к эмпирическому? В этом случае наблюдается, что двойной смысл, внешний и внутренний, не означает дискурсивного или апостериорного представления; в, делает возможным все наши пространственные или временные представления, эмпирические или абстрактные. Отсюда следует, что «все вещи, которые мы ощущаем в пространстве или во времени, представляют собой не что иное, как явления, то есть чистые представления». Поскольку априорные формы чувствительности, которые являются пространством и временем, являются источником нашего восприятия, поскольку наши представления, эти представления, чтобы быть чувствительными, подразумевают идеальность, которая дает им чистоту, то есть их качество трансцендентное.



Первые издания работ Иммануила Канта

Первое сочинение «Мысли об истинной оценке живых сил» Иммануил пишет в университете под влиянием преподавателя Кнутцена, однако публикуется работа в 1749 году благодаря материальной помощи дядюшки Рихтера.

Канту не удалось окончить университет из-за материальных трудностей: в 1746 году умирает Иоганн Георг Кант, и, чтобы прокормить семью, Иммануилу приходится работать домашним учителем и почти десять лет обучать детей из семей графов, майоров и священников. В свободное время Иммануил писал философские сочинения, которые вошли в основу его трудов.

Они не являются свойствами тех вещей, из которых у нас было бы ранее запутано, или понятий, образованных абстракцией: они чисты, что, напротив, они основывают в то же время конструкции понятий и их проверку или применение в физике. Короче говоря, есть знание, которое предшествует всем эмпирическим впечатлениям, таким как все объективные знания. Поэтому феномен не является ни непосредственным восприятием объекта, ни его концепцией апостериори. Следовательно, в познании объекты определяются в субъекте, а не наоборот, поскольку ощущение времени и пространства, восприимчивое и восприимчивое, как способность в эстетическом принципе, предшествует всей эмпирической проверке научный.



Дом пастора Андерша, в котором Кант преподавал в 1747-1751 годах

В 1755 году Иммануил Кант вернулся в Кенигсбергский университет, чтобы защитить диссертацию «Об огне» и получить степень магистра. Осенью философ получает докторскую степень за работу в области теории познания «Новое освещение первых принципов метафизического познания» и начинает преподавать в университете логику и метафизику.

Работайте так, чтобы вы могли максимизировать свое действие как универсальный закон. Трансцендентальная доктрина метода Знание мышления Знание науки Поиск его условий возможности Возможно ли метафизика? Проверьте, соблюдаете ли вы те же условия возможности. Опыт - это предел знаний. Для рационалистов Человеческое существо также обладает врожденными идеями, которые не исходят из опыта, которые позволяют познать то, что находится вне всякого возможного опыта. Для Канта Все наши знания начинаются с опыта, но не порождают его в опыте. Знание - это композиция того, что мы получаем от опыта. Знание = синтез элементов апостериор: априори: согласно соотношению субъекта с предикатом аналитики. Предикат включен в предмет. Они истинны по закону непротиворечия. Анализ субъекта вынимается из предиката. Синтетический Предикат не включен в предмет. Чтобы знать, верны ли они, вы должны прибегать к опыту. Свяжите разные вещи. В соответствии с отношением к опыту А априори Они получены вне опыта. Они универсальны и необходимы. Апостерио. Они получаются позже к опыту. Они усиливаются, они не являются ни необходимыми, ни универсальными классами суждений. Синтетические суждения априорно. Аналитические суждения априори. Они универсальны, они до опыта. Они действительно не дают знания, что предикат субъекта говорит, что мы не даем информации об опыте. Они не дают универсальных или необходимых законов. Априорные синтетические суждения. При априори они универсальны и необходимы. Никакой опыт не может привести к недействительности. Будучи синтетиком, дайте знание опыта. Они используются математикой и физикой. Они являются мета-эмпирическими объектами. Запрет на априорные синтетические суждения о метафизике. Показывает, что является законным использованием идей. Борьба с незаконным использованием или злоупотреблением идеями. Чувствительность, понимание и разум не являются тремя способностями, а тремя способами применения способность познавать. Объект соответствует или управляет объектом. Разум развивается с помощью законов и принципов, научных гипотез. Объект отвечает на вопрос в качестве свидетеля судьи. Объект не является созданием объекта. Субъект соответствует или управляет объектом. Объект соответствует форме бытия когнитивной способности. Субъект не наблюдает, переживает. Эта революция была сделана Галилеем и Ньютоном по математике и физике. Есть два режима чувствительности внешнего чувства, с которыми мы представляем объекты в пространстве. внутренний смысл с ним мы ощущаем во времени наши психические состояния. Есть только знание того, что у нас есть. Человеческая способность, которая захватывает ощущения, - это чувствительность. Космос узаконивает априорные синтетические суждения о времени геометрии, легитимизирует синтетические суждения априори арифметического пространства, а время - чистые интуитивные ощущения. Чисто, потому что он не дает контента, это форма всего опыта. Интуиция, потому что это нечто уникальное, в то время как концепция служит для множественности. Чувствительно, потому что это часть чувствительных знаний. Единственное, что эти интуиции имеют вместе с картезианскими интеллектуалами, это то, что они являются чем-то уникальным, простым. Пространство уникально; пробелы являются частями одного пространства. Трансцендентальный анализ: синтетические априорные суждения физики. Власть судить и думать. Необходимость Интуиции понятий «Чувствительность» позволяют нам думать об объекте. Суждение заключается в том, чтобы включить объект в понятие: суждение. Из категорий выходят фундаментальные принципы понимания, априорно. Из принципов понимания фундаментальные законы физики возникают априорно. Существует только опыт, если он организован по категориям. Синтетические априорные суждения физики. Суждения принимаются вне опыта и применимы к нему. Это два типа экспериментальной физики. Его законы вероятны, потому что они взяты из опыта. Чистая физика - это наука, потому что ее законы составлены синтетическими суждениями априори, являются универсальными и необходимыми примерами. Принцип постоянства вещества. Принцип временной последовательности в соответствии с законом причинности Принцип одновременности в соответствии с законом взаимного действия или сообщества. Это наука о природе. Схема знаний. Чувствительность: синтезирует впечатления, образующие объект, феномен. Понимание: синтезирует объекты под понятием, формирует суждения. Причина: найдите наиболее общие возможные синтезы с идеями. Потому что все животные - живые существа, и все живые существа смертны. Конечный суд, конечный безусловный, объединит весь опыт, внутренний, внешний и общий. Такой предмет не может быть найден в опыте. Разум пропускает опыт и создает идею души. В мире опыта такой группировки нет. Причина пропускает опыт и создает идею мира. В области опыта такой группировки нет. Разум пересказывает опыт и создает идею Бога, размышляя вместе о идее души и мира. Паралогизмы чистого разума Паралогизм Силлогизм с четырьмя терминами. Термин берется в двух смыслах. Вещество является абсолютным субъектом всех наших суждений. Абсолютным субъектом всех моих суждений является я, как мыслящая сущность. Двойное чувство субстанции, как категория и как мета-эмпирический объект. Отправной точкой психологии является утверждение, что «я думаю» является веществом. Мы применяем условие возможности опыта, вне опыта. Антиномии чистого разума Антиномии - это противоположные утверждения, которые испытываются с той же потребностью. Если нет, пустое время и пространство. Бесконечные обширные части = Бесконечные. Цепь имеет причины в свободной форме. Если причина была определена без достаточной причины, не было бы никакой причинности. Эта безусловная причина условного бытия в мире. Они занимают пространство и время как вещи сами по себе, когда они являются чистыми формами априори чувствительности. Мир не кажется ни конечным, ни бесконечным, а неопределенным. ♫ Третья антиномия. И тезис, и антитезис верны. Тезис относится к понятному миру. Разумный или нуменальный человек свободен. Антитеза относится к разумному миру. Эмпирический или феноменальный человек подчиняется необходимой причинности. ♫ Четвертая антиномия Оба утверждения верны в другом порядке. Эмпирическое использование понимания находит только контингент. Разум требует безусловного выхода из мира. Это становится понятной концепцией или трансцендентальной идеей. Антитеза относится к миру явления. Модальная категория существования ничего не добавляет к сути вещи. Чтобы что-то существовало, реальное существование должно быть добавлено синтетически. И Бог находится вне всякого возможного опыта. Космологический аргумент Происходит от непредвиденного состояния мира до Высшего Существа. Контингентный мир возникает из-за необходимости оппозиции, тогда он сводится к онтологическому тесту, что неверно. Он заключает, что бытие является причиной мира. Примените категорию причинности вне области опыта. Физико-телеологический аргумент Переход от порядка мира к его компьютеру. Примените понятие причины вне области опыта. Это может привести нас к «компьютеру» Вселенной, а не «создателю» в манере Платонского Демиурга. Для созидания нужен космологический аргумент, а это онтологический, и как они ложные. Онтологическое является единственным возможным доказательством и проистекает из простых понятий разума, без объективной ценности. Это явление связано с пространством, временем и категориями. То, что осталось вне пространства, времени и категорий, - это нумен. Практическое использование Моральное использование Вы хотите руководить человеком, что он должен делать со своей свободой. Речь идет не о том, как обстоят дела, а о том, как они должны быть. Метафизические объекты, бессмысленные в теоретическом использовании, будут иметь это в морали. Ответьте на вопрос, что мне делать? Гипотетические Они приказали что-то как средство для достижения цели. Его законность обусловлена ​​концом. То, что средства адекватны, мы знаем это по опыту. Следствие: поведение зависит от знания. Категоричность. Они упорядочивают что-то как абсолютный конец, без условий. Они должны быть априорными и универсальными.

  • Каковы его пределы?
  • Проблема универсальности Какова основа универсального характера разума?
  • Эпистемология Что мне делать?
  • Религия Что такое мужчина?
Кант обобщает значение Философии в четырех вопросах.

В первом периоде деятельности Иммануила Канта интерес ученых привлекла космогоническая работа «Всеобщая естественная история и теория неба», в которой Кант рассказывает о происхождении Вселенной. В своем сочинении Кант опирается не на теологию, а на физику.

Также в этот период Кант изучает теорию пространства с физической точки зрения и доказывает существование Высшего Разума, от которого берут начало все явления жизни. Ученый считал, что, если есть материя, значит, существует Бог. По мнению философа, человек должен признать необходимость существования кого-либо, кто стоит за материальными вещами. Эту мысль Кант излагает в своей центральной работе «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога».



Критический период в творчестве Канта возник тогда, когда он начал преподавать логику и метафизику в университете. Гипотезы Иммануила менялись не сразу, а постепенно. Первоначально Иммануил изменил взгляды на пространство и время, в большей степени на него повлияли работы психолога Карла Юнга .

Именно в период критицизма Кантом были написаны выдающиеся работы по гносеологии, этике и эстетике: труды философа стали основой мирового учения. В 1781 году Иммануил расширил свою научную биографию, написав одну из своих фундаментальных работ «Критика чистого разума», в которой подробно описал понятие категорического императива.

Личная жизнь

Кант не отличался красотой, он был низкого роста, имел узкие плечи и впалую грудь. Однако Иммануил старался поддерживать себя в порядке и часто посещал портного и парикмахера.

Философ вел затворнический образ жизни и никогда не женился, по его мнению, любовные отношения мешали бы научной деятельности. По этой причине ученый так и не завел семью. Однако Кант любил женскую красоту и наслаждался ею. К старости Иммануил ослеп на левый глаз, поэтому во время обеда просил, чтобы какая-нибудь юная красавица села справа от него.

Неизвестно, был ли ученый влюблен: Луиза Ребекка Фриц в преклонном возрасте вспоминала, что она нравилась Канту. Также Боровский говорил, что философ два раза любил и намеревался жениться.



Иммануил никогда не опаздывал и соблюдал распорядок дня с точностью до минуты. Он каждый день ходил в одно кафе, дабы выпить чашку чая. Причем Кант приходил в одно и то же время: официантам даже на часы не приходилось смотреть. Эта особенность философа касается даже обычных прогулок, которые он любил.

Ученый был слаб здоровьем, но разработал собственную гигиену организма, поэтому дожил до преклонного возраста. Каждое утро Иммануила начиналось в 5 часов. Не снимая ночной одежды, Кант отправлялся в рабочий кабинет, где слуга философа Мартин Лампе подготавливал хозяину чашечку слабенького зеленого чая и курительную трубку. По воспоминаниям Мартина, у Канта была странная особенность: находясь в кабинете, ученый надевал треуголку прямо поверх колпака. Затем он медленно попивал чай, раскуривал табак и читал план предстоящей лекции. За рабочим столом Иммануил проводил минимум два часа.



В 7 утра Кант переодевался и спускался в лекционный зал, где его ждали преданные слушатели: иногда даже не хватало мест. Читал он лекции медленно, разбавляя философские идеи юмором.

Иммануил обращал внимание даже на незначительные детали в образе собеседника, он не стал бы общаться со студентом, который неряшливо одет. Кант даже позабыл, о чем рассказывал слушателям, когда увидел, что у одного из учеников отсутствует пуговица на рубахе.

После двухчасовой лекции философ возвращался в кабинет и вновь переодевался в ночную пижаму, колпак и надевал треуголку сверху. За рабочим столом Кант проводил 3 часа 45 минут.



Потом Иммануил готовился к обеденному приему гостей и велел кухарке подготовить стол: философ ненавидел трапезничать в одиночестве, тем более кушал ученый один раз в день. Стол изобиловал едой, единственное, чего не было на трапезе, так это пиво. Кант не любил солодовый напиток и считал, что у пива, в отличие от вина, дурной вкус.

Обедал Кант любимой ложкой, которую хранил вместе с деньгами. За столом обсуждались новости, происходящие в мире, но никак не философия.

Смерть

Остаток жизни ученый прожил в домике, находясь в достатке. Несмотря на тщательное слежение за здоровьем, организм 75-летнего философа начал ослабевать: сначала его покинула физическая сила, а затем рассудок начал мутнеть. В преклонных годах Кант не мог читать лекции, а за обеденным столом ученый принимал только близких друзей.

Кант отказался от любимых прогулок и пребывал дома. Философ пробовал написать сочинение «Система чистой философии во всей ее совокупности», но у него не хватило сил.



Позже ученый стал забывать слова, а жизнь начала угасать быстрее. Скончался великий философ 12 февраля 1804 года. Перед смертью Кант сказал: «Es ist gut» («Это хорошо»).

Похоронен Иммануил возле Кафедрального собора Кёнигсберга, а над могилой Канта возвели часовню.

Библиография

  • Критика чистого разума;
  • Пролегомены ко всякой будущей метафизике;
  • Критика практического разума;
  • Основы метафизики нравственности;
  • Критика способности суждения;

Реферат

ФИЛОСОФИЯ КАНТА

Ульянова М.

Школа №218,

11«а» класс

Введение

1. Догматический период

2. Переломный период

3. Критический период:

а) «Критика чистого разума»

б) Этика по Канту

в) Эстетика по Канту

4. Завершение пути

5. Заключение

6. Список литературы

Введение.

Иммануил Кант – немецкий философ и ученый, родоначальник немецкого классического идеализма. Он – основатель «критического» или «трансцендетального» идеализма, т.е. идеализма, занимающегося изучением не предметов, а видами познания предметов.

Творческий путь Канта традиционного разделен на два периода с границей примерно середина 60-х годов XVIII века. Первый этап – так называемый «докритический» или «догматический». В этот период философ занимался главным образом естественнонаучными проблемами и выдвинул ряд важных гипотез, в том числе «небулярную» космогоническую гипотезу, согласно которой возникновение и эволюция солнечной системы выводится из существования «первоначальной туманности». В это же время философ высказал предположение о существовании большой вселенной, галактик вне нашей галактики, развил учение о замедлении суточного вращения Земли в результате приливного трения и учение об относительности движения и покоя. В этот период Кант преувеличивает роль формально-дедуктивных методов мышления по сравнению с опытным знанием.

Второй этап – так называемый «критический». Главные произведения этого периода: т.н. «Критики…» («Критика чистого разума» 1781 г. – кантовское учение о познании, «Критика практического разума» 1788 г. - кантовское учение о нравственности, «Критика способности суждения» 1790 г. – кантовское учение об эстетике). Основу всех трех «Критик» составляет учение Канта о явлениях и о вещах. При этом вещи существуют сами по себе независимо от нашего сознания, и их Кант называет «вещами в себе». Кант разделяет явление вещей от их сути. Познание по Канту начинается с того, что «вещи в себе», т.е. то, что нас окружает, воздействуют на наши органы чувств и вызывают хаос ощущений. Это в целом материалистический взгляд. Порядок в этот хаос вносят т.н. категории - якобы априорные формы рассудка. Но в учении о формах и границах познания Кант выступает как идеалист и агностик, т.е. отрицает познание мира, считая, что природа вещей недоступна нашему познанию. Познать можно только явления, с помощью которых вещи проявляют себя. При этом он допускает, что наши знания о «вещах в себе» могут неограниченно расширяться и углубляться, приближая нас к их познанию.

В «Критике чистого разума» свою задачу философ видит в том, чтобы преодолеть два вида одностороннего и ложного подхода к проблеме познания – скептицизм (т.е. сомнения относительно природы вещей) и догматизм (излишняя однозначность во взглядах). Кант предлагает третий путь – путь критики самого разума, взятого в чистом виде, то есть независимо от какого бы, то ни было опыта.

Основной вопрос в логике Канта – вопрос об источниках и границах знаний. Кант считает, что главное – возможность априорных (т.е. существующих вне опыта) синтетических (т.е. дающих новое знание) суждений в каждом из трех главных видов знания: математике, теоретическом естествознании и метафизике (умозрительной философии, или умозрительного познания истины). Кант устанавливает различие между аналитическими и синтетическими суждениями. Первые носят поясняющий характер, а вторые расширяют наши знания.

Кант доказывает невозможность построить систему метафизики до того, как будет определена граница познания и исследованы формы познания. Достоверное теоретическое знание по Канту существует только в математике и естествознании. В основе математики лежат созерцание пространства и времени, которые являются «чистыми», т.е. не зависящими от нашего опыта, данные до опыта. В теоретическом естествознании условием возможности априорных синтетических суждений являются 12 категорий (единство, множество, цельность, реальность, отрицание и др.), которые также являются «чистыми» и априорными. Но чтобы возникло истинное знание, необходимо соединение чувств с категориями рассудка. По Канту всеобщие законы опыта принадлежат не природе, а рассудку человека, который вкладывает их в природу. При этом Кант утверждает, что поскольку бог не может найден в опыте, так как не принадлежит к миру явлений, то невозможно ни доказать, ни опровергнуть его существование. Для Канта вера в бога необходима для примирения высоких нравственных требований с реальными условиями мира (зло, жестокость и др.).

В «Критике чистого разума» Кант исследует три основные способности познания: чувства, рассудок и разум. Рассудок является сферой науки. Разум – это сфера философии и диалектики. Разум обладает способностью принимать кажущееся за действительное. Трудности разума связаны с тем, что он имеет дело не с научными понятиями (сфера рассудка), а с идеями - понятиями, за которыми нет соответствующих предметов. Разум вырабатывает общие принципы, которые рассудок и интуиция применяют к частным случаям.

В основной части «Критики чистого разума» три раздела: эстетика, аналитика, диалектика, для ответа на вопросы, соответственно: Как возможна математика? Как возможно естествознание? Как возможна метафизика в качестве науки?

На основе результатов «Критики теоретического разума» Кант построил свою этику. Ее основой стало развившееся под влиянием Руссо утверждение о том, что каждая личность есть самоцель и не может рассматриваться как средство решения каких-либо задач, даже общего блага. Основным законом этики Кант провозгласил «категорический императив» (по сути некий долг), имеющий два постулата:

Действуй в соответствии с принципами, которые могли бы стать всеобщими;

Относись к человечеству и любому другому лицу, как к цели, а не как к средству.

Большое значение в последующем развитии философии сыграло учение Канта о роли антагонизмов в развитии общества.

В работах «критического» периода последовательно излагались: «критическая теория познания», этика, эстетика и учение о целесообразности природы. Основное внимание философа сосредоточилось на разработке соответствующей теории познания.

Следует отметить, что философии Канта свойственны противоречивость и двойственность, являющиеся проявлением одновременно материалистического и идеалистического подходов к рассмотрению философских проблем. Кант пытается примирить материализм и идеализм и поэтому его философия может быть названа субъективным идеализмом.

Под влиянием скептицизма и эмпиризма Юма, Кант ввел в философию понятие об отрицательных величинах. Эти исследования, объединенные материалистической идеей естественного развития Вселенной и Земли, сыграли важную роль в развитии диалектики – науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

I. Начало жизненного пути. Догматический период

Кант родился 22 апреля 1724 года в городе Кенигсберге в семье ремесленника. Его прадед по отцу был выходцем из Латвии, а по матери – уроженец Пруссии. Рос Кант на окраине города среди мелкого торгового и ремесленного люда. В семье было пятеро детей. Маленького Иммануила воспитывали в обстановке уважения к труду, честности и пуританской строгости.

В 1730 году Кант поступил в начальную государственную церковную гимназию на латинское отделение. Основными предметами в гимназии были латынь и богословие. Обязательными были также греческий и древнееврейский языки. Проводились факультативные занятия по математике, музыке, французскому и польскому языкам. Естествознание и история не преподавались. Благодаря природным способностям и прилежанию Кант, несмотря на хилое здоровье, был одним из лучших учеников гимназии.

Осенью 1740 года в возрасте 16-ти лет Кант поступил в Кенигсбергский университет, предположительно на медицинский факультет. Гимназическое увлечение филологией сменилось интересом к физике и философии. Первая работа Канта (1946 г.) называлась «Мысли об истинной оценке живых сил». Эта работа содержала ряд оригинальных идей, в том числе рассуждения о связи трех мерности пространства и закона всемирного тяготения.

Космогония Канта. В 23 года, не защитив магистерской диссертации, Кант впервые покидает Кенигсберг. В глухой провинции философ написал рукопись по астрономии «Космогония или попытка объяснить происхождение мироздания, образование небесных тел и причины их движения общими законами развития материи в соответствии с теорией Ньютона». Несколько позднее, в конце лета 1754 года, Кант публикует вторую статью, посвященную также вопросам космогонии, - «Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения». Эти две статьи были как бы прелюдией к космогоническому трактату «Всеобщая естественная история и теория неба, или попытка истолковать строение и механическое происхождение всего мироздания, исходя из принципов Ньютона”. Трактат вышел анонимно в 1755 году. Работа представляет собой своеобразную попытку сочетать материалистический подход с догмами церкви. Философ убеждён, что противоречия между его гипотезой и традиционным христианским верованием нет. Однако, очевидно некоторое сходство его взглядов с идеями древних материалистов – Демокрита и Эпикура. Как и эти философы, Кант полагал, что первоначальным состоянием природы было всеобщее рассеяние первичного вещества, атомов. Он показал, как под воздействием чисто механических причин из первоначального хаоса материальных частиц могла образоваться наша солнечная система. Таким образом, философ отрицал за богом роль создателя вселенной. Однако он видел в нём всё же творца того первоначально рассеянного вещества, а также творца живой природы.

Начало философии Канта. В 31 год Кант всё ещё числился студентом, хотя видел себя университетским преподавателем. Вскоре Кант подает на философский факультет магистерскую диссертацию «Об огне». Затем он защищает диссертацию «Новое освещение первых принципов метафизического познания» и получает звание приват-доцента.

В этот период усиливается интерес Канта к философии. Его новая диссертация «Новое освещение первых принципов метафизического познания» содержится зародыш будущего дуализма (двойственности) мира: мир реальных вещей и мир наших знаний не тождественны. Так в этой диссертации впервые возникает проблема свободы, которая в будущем превратится в один из основных мотивов творчества Канта.

2. Переломный период

С середины 60–х годов 18 века начинается постепенный переход Канта ко второму этапу его творчества. Много лет спустя философ назовёт своё состояние в магистерские годы «догматическим сном». Он запретит пользоваться своими ранними трудами, в которых он обосновывал идею полного совершенства нашего мира, высказывал мысль о том, что сам по себе человек может жить лишь во имя блага целого. Очевидно, что подобные утверждения противоречат идее: «Человек есть цель сама по себе», которую он развивал в более поздние годы.

1762 год был переломным для философа. Он познакомился с творчеством Жан-Жака Руссо, ставшего для него «вторым Ньютоном». Если под влиянием ньютоновских формул философ сформировал свои взгляды на космос, устройство солнечной системы, мир в целом, то парадоксы Руссо помогли ему заглянуть в тайники человеческой души. Помимо Руссо, Кант в последствии называл ещё и Давида Юма в качестве мыслителя, который «помог ему пробудиться от догматического сна». Руссо повлиял на Канта как на человека и моралиста, Юм подтолкнул его к новым поискам и формированию новой теории познания.

В 1762 году вышла его работа «Исследование очевидности принципов естественной теологии и морали». В этой работе Кант высказывает важное для его дальнейшего философского развития соображение: нельзя смешивать истину и благо , знание, и моральное чувство.

В трактате «Опыт введения в философию понятия отрицательных величин» внимание мыслителя привлекает проблема единства противоположностей .

Кант утверждает: мораль и религия – разные вещи. Мораль скорее всеобщий, человеческий, нежели божественный суд. При воспитании надо сначала пробудить моральное чувство, а потом прививать понятие о божестве.

В 1764 году Кант написал работу «Грёзы духовидца, пояснённые грёзами метафизики» с критикой метафизики. Метафизики свои идеи принимают за подлинный порядок вещей. Кант смеётся над ними и призывает людей науки полагаться только на опыт, представляющий собой «альфу и омегу познания».

В 1770 году Кант назначен профессором логики и метафизики. Его профессорская диссертация называлась «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира». В ней на смену эмпирической позиции пришёл своеобразный дуализм во взглядах. Ещё недавно Кант призывал науку опираться исключительно на опыт, теперь он предлагает создать специальную дисциплину – «общую феноменологию» с задачей очертить пределы чувственного познания, дабы не переносить его на предметы «чистого разума».

Критика чистого разума . В 1780 года Канту удалось завершить работу над книгой «Критика чистого разума».

Всякое знание, по Канту, начинается с опыта, но не ограничивается им. Часть наших знаний порождается самой познавательной способностью, и носит «априорный» (доопытный) характер. По Канту доопытны только формы знания, а его содержание целиком поступает из опыта. Сами доопытные формы не являются врождёнными, а имеют свою историю.

Реальный смысл кантовского априоризма состоит в том, что человек, приступающий к познанию, располагает определёнными, сложившимися до него формами познания. Наряду с непосредственным опытом, есть опыт косвенный (усвоенный).

Все суждения, взятые из опыта - синтетичны. Вопрос в том, возможны ли априорные синтетические суждения? Это главный вопрос «Критики чистого разума». В том, что они существуют, Кант не сомневается, иначе бы научные знания не были бы обязательными для всех. Проблема состоит в том, чтобы объяснить их происхождение.

Главный вопрос работы – как возможно чистое, внеопытное знание Кант ставит вопрос о том, что опытные данные, поступающие к нам извне, не дают нам адекватного знания об окружающем нас мире. Сколько бы мы не проникали вглубь явлений, наше знание всё же будет отличаться от вещей. Канта мучает вопрос об истине, но он понимает невозможность однозначного ответа на него.

Категория познания. Важное место в философских построениях Канта отведено категории познания. Одна из частей познания – чувственное познание. По Канту, существуют две априорные, доопытные формы чувственности – пространство и время. Пространство систематизирует внешние ощущения, время – внутренние. Кант рассматривает время и пространство во взаимной связи, но связь эта реализуется лишь в человеке. Бесспорным достижением теории познания Канта был новый взгляд на соотношение созерцания и интеллекта. В XVII столетии соперничали два противоположных направления в теории познания – сенсуализм и рационализм. Сенсуалисты полагали, что главную роль играет чувственное познание, рационалисты, соответственно, отдавали предпочтение интеллекту. Ни та, ни другая школы не видели принципиальной разницы между обоими видами познания. Научное знание по Канту представляет собой объединение чувственности и рассудка.

Главной в идеологии Канта является идея активности познания . Именно в ней философ видел свою основную заслугу. Вся докантовская философия рассматривала интеллект человека как пассивное вместилище идей, которые поступают туда либо естественным, либо сверхъестественным путём. Новое, на чём категорически настаивал Кант, состояло в признании активной роли человеческого сознания. Учение философа об активности сознания помогло ему объяснить один из самых загадочных процессов – образование понятий. Кант говорит о «спонтанности мышления». Рассудок, благодаря продуктивному воображению, сам спонтанно, то есть стихийно, помимо сознательного контроля, создаёт свои понятия. Такова одна из центральных идей «Критики чистого разума». Деятельное начало в интеллекте, которое Кант называл продуктивным воображением, представляет собой разновидность интуиции. Помимо образования понятий, интуиция нужна ещё в одном важном деле – в их использовании. Кант называет это интуитивное умение способностью суждения . Таким образом, интуиция сопровождает познание при его движении в любом направлении. Философом описаны также другие виды интуиции, в её современном понимании, - художественная и нравственная интуиции. Кроме рассудка и интуиции, Кант называет ещё и разум.

Теоретические идеи, по Канту, образуют систему, выведенную из трёх возможных вариантов отношения к реальности: во-первых, отношение к субъекту, во-вторых, - к объекту, в-третьих, - к тому и другому вместе, то есть ко всем вещам. Отсюда возникают три класса идей: о душе, о мире, о боге.

Таковы основные идеи «Критики чистого разума».

Выход в свет «Критики чистого разума» не вызвал сенсации. Читалась книга с трудом, без интереса. Никто Канта публично не бранил, никто ему не возражал, лишь изредка до него доходили жалобы на непонятность.

Философия истории. В середине 80-х годов XVIII века Кант особое внимание уделяет размышлениям над философией истории. В ноябре 1784 года вышла его статья «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане». В статье Кант высказывает мысль о несовпадении личных целей и общественных результатов человеческой деятельности. Причиной законосообразного порядка в человечестве, по Канту, служит антагонизм между людьми, их склонность вступать в общество, оказывая одновременно этому обществу сопротивление.

Этика Канта . В области исследования этики заслуги Канта не менее велики, чем в гносеологии. Именно интерес к этическим проблемам и трудности, встающие при их решении, в первую очередь побудили Канта взяться за написание «Критики чистого разума». Первое систематическое изложение этики Кант предпринял в книге «Основы метафизики нравов», которая увидела свет в 1785 году. Философ стремился показать единство практического и теоретического разума, (то есть нравственности и науки).

В 1788 году он написал «Критику практического разума». В ней изложены лишь начала кантовского учения о нравственности. Только в преклонном возрасте философу удалось создать труд, где его этика предстала в завершённом виде, это – «Метафизика нравов». Новое слово, сказанное Кантом о поведении человека, - автономия нравственности. Добро есть добро, даже если никто не добр. Нравственные понятия не выводятся из опыта, они априорно заложены в разуме человека. Философ подчёркивает первенство практического разума по сравнению с теоретическим. Поэтому для того, чтобы распознать добро и зло, не нужно специального обоснования, достаточно интуиции («способности суждения»). Пойми моральный долг, следуй ему, отвечай за свои поступки – таково содержание кантовской этики.

Философия религии Канта. Существенное место в философской системе Канта занимает его философия религии, которая примыкает непосредственно к этике. Философ выдвигает тезис: мораль неизбежно ведёт к религии. Человеческих способностей недостаточно для того, чтобы привести в соответствие право людей на счастье с их обязанностями. В трактате «Религия в пределах только разума» Кант ищет социально-психологические корни веры в бога и видит в человеке и человечестве в целом борьбу двух начал – добра и зла. Человек, утверждает он, по природе зол. Вместе с тем, человек обладает и первоначальными задатками добра. Моральное воспитание в том и состоит, чтобы восстановить в правах добрые задатки, чтобы они одержали победу в борьбе с человеческой склонностью к злому. Переживание вины (своей собственной или чужой, к которой ты лишь сопричастен) – основа морали. Религия разума – это чистая вера в добро. Бог – это моральный закон.

Критическая философия. В конце 80-х годов XVIII века в философских воззрениях Канта происходит новый перелом. Оставаясь в целом на позициях критицизма, он уточняет (а порой решительно меняет) свои воззрения на ряд существенных для него проблем. В первую очередь это затрагивает проблему метафизики. С одной стороны, философ убедительно показал, что метафизика как теоретическая дисциплина невозможна. С другой – он декларировал программу создания новой метафизики как науки о сверхчувственных вещах – боге и бессмертии души.

Перейдя на позиции критической философии, Кант не забывал об увлечениях молодости, о своей «первой любви» - естествознании. Он продолжал читать курсы физической географии и теоретической физики. Сохранял интерес к астрономии и «небесной механике» и написал две статьи на эту тему: «О вулканах и луне» и «Нечто о влиянии Луны на погоду».

Система философии Канта. Философ принимал посильное участие в практической реализации научных открытий. Так, например, с именем Канта связано сооружение в Кенигсберге первого громоотвода (на здании Габербергской церкви). Однако главные интересы мыслителя по-прежнему лежали в собственно философской сфере. Общие контуры учения сложились у него давно, но системы пока ещё не было. Конечно обе первые «Критики…» связаны определённым образом, в них развита одна и та же концепция, но достигнутое единство между теоретическим и практическим разумом представлялось ему недостаточным. Не хватало какого-то важного опосредующего звена. Система философии возникла у Канта лишь после того, как он обнаружил между природой и свободой своеобразный «третий мир» - мир красоты. Когда он создавал «Критику чистого разума», он считал, что эстетические проблемы невозможно осмыслить с общезначимых позиций. Принципы красоты носят эмпирический характер и, следовательно, не могут служить для установления всеобщих законов.

Эстетика Канта. Термином «Эстетика» он обозначал учение о чувственности, об идеальном пространстве и времени. Однако в 1787 году Кант сообщает об открытии нового всеобщего принципа духовной деятельности, а именно «чувства удовольствия и неудовольствия». Теперь философская система мыслителя обретает более чёткие контуры и состоит из трёх частей в соответствии с тремя способностями человеческой психики:

Познавательной,

Оценочной («чувство удовольствия»)

Волевой («способность желания).

В «Критике чистого разума» и «Критике практического разума» изложены первая и третья составные части философской системы – теоретическая и практическая. Вторую, центральную, Кант называет эстетикой – учением о красоте .

Произведение об эстетике «Критика способности суждения» философ окончил в 1780 г. Кант размышляет над таким видом интуиции, который называет «рефлективной способностью суждения». Речь идет об отыскании по данному частному некоего формального общего. В 1788 году философ обнаружил в деятельности человека сферу, где результаты также представляют собой нечто органическое. Это искусство. Только человек может ставить перед собой сознательные цели, в результате достижения которых возникает мир культуры. Единый подход к природе и художественному творчеству на основе целесообразности – одна из основных идей «Критики способности суждения».

Суть эстетики Канта. У эстетического две стороны: с одной стороны - знание (это прекрасное), с другой –к мораль (это – возвышенное). Одна из важнейших заслуг Канта в том, что он открыл опосредованный характер восприятия прекрасного . До него считалось, что красота даётся человеку непосредственно при помощи чувств. Достаточно быть чутким к красоте и обладать эстетическим чувством. Кант расчленил эстетическое на две части: прекрасное и возвышенное

По Канту возвышенное:

Можно обнаружить и в бесформенном предмете;

Удовольствие от возвышенного носит косвенный характер;

И привлекает и отталкивает.

По Канту прекрасное:

Связано с чёткой формой;

Всегда привлекает.

Искусство Канта. Искусство, по Канту, - это не природа, не наука, не ремесло. Искусство может быть механическим и эстетическим. Последнее, в свою очередь, делится на приятное и изящное. Приятные искусства предназначены для наслаждения, развлечения и времяпрепровождения. Изящные искусства содействуют «культуре способности души. Философ одним из первых в истории эстетики даёт классификацию изящных искусств .

Кант обнаруживает три вида изящных искусств:

Словесное (красноречие и поэзия);

Изобразительное (искусство чувственной истины (пластика) и искусство чувственной видимости (живопись));

Искусство игры ощущений (опирается на слух и зрение).

Поэзию Кант считает высшей формой художественного творчества. Однако философ отмечает, что сочетание основных видов искусства порождает другие виды художественного творчества (красноречие в сочетании с живописью – драму, поэзия в сочетании с музыкой – пение, пение в сочетании с музыкой – оперу и т.д.).

Для суждения о произведении искусства нужен вкус, для его создания требуется гений. Способности души, сочетание которых образует гений, - воображение и рассудок. Четыре признака характеризуют «гений»:

1) это способность создавать то, для чего не может быть дано никакого правила;

2) созданное произведение должно быть образцовым;

3) автор не может объяснить другим, как возникает его произведение;

4) «сфера» гения – не наука, а искусство.

Последний труд – «Антропология». В 1798 году Кант создал свою последнюю работу «Антропологию». Здесь как бы подводится итог размышлениям о человеке и вообще всем философским размышлениям.

Структура этого произведения совпадает с общей системой кантовской философии. Главная часть книги распадается на три раздела в соответствии с тремя способностями души:

Познание;

Чувство удовольствия;

Способность желания.

Именно эти три особенности определили в своё время содержание трёх «Критик…». В «Антропологии» идеи критической философии непосредственно соотнесены с миром человека, его переживаниями, устремлениями, убеждениями. Полученный результат схематически выглядел следующим образом:

Философская система Канта в окончательном виде: интуиции отведено промежуточное место между рассудком и разумом, и сам мыслитель недвусмысленно говорит о критике способности суждения как средстве, «связующем обе части философии в одно целое». Кант пришёл к своеобразному преодолению дуализма науки и нравственности путём апелляции к художественным потенциям человека. Формула философской системы Канта – истина, добро и красота, взятые в их единстве, замкнутые на человеке, его культурном творчестве, которое направляет художественная интуиция.

К концу XVIII века Кантом была создана система критической философии. Умер Кант 12 февраля 1804 года.

Заключение.

Жизнь Канта – это, прежде всего написанные им книги. Все знавшие его говорили, что это был общительный, отзывчивый человек. Ему приходилось много работать, он любил свой труд, но знал не только его. Он умел развлекаться, отдыхать, сочетая глубокомысленную учёность со светским лоском. По природе он был общителен, по воспитанию и образу жизни – галантен. Жить для него значило работать. С детства будущий философ отличался хилым здоровьем, ему предрекали короткую непродуктивную жизнь. Он прожил долгие, изобильные творчеством годы. Этого он добился силой своей воли. Он разработал строгую систему гигиенических правил, которых неукоснительно придерживался, и добился поразительных результатов.

Природа наделяет человека темпераментом, характер он вырабатывает сам. Иммануил Кант сделал самого себя и в этом отношении он уникален.



В продолжение темы:
Android

Популярная социальная сеть ВКонтакте позволяет находить новых друзей и держать контакт со всеми близкими. Помимо этого, каждый пользователь может делиться собственными...