Разница между социальной группой и социальной общностью. Социальные группы и общности

Теперь обратимся к другой точке зрения на определение сущности социальной структуры. И в зарубежной, и в отечественной социологической литературе она достаточно распространена. Сторонники ее базовыми элементами социальной структуры считают социальные общности и группы. Для подробного знакомства с этой позицией можно использовать учебник под редакцией В.Н.Лавриненко (58, С. 112 –– 126).

Начнем с того, что любое общество рассматривается как некое единство, но внутренне расчлененное на различные социальные слои, группы, общности, которые находятся между собой в постоянных связях и взаимодействиях. Более того, только в рамках этих связей и отношений они и могут проявляться в обществе, обеспечивая этим его целостность.

Под социальной общностью обычно понимается некая совокупность индивидов, характеризующаяся относительной целостностью, выступающая как самостоятельный субъект социального взаимодействия. Основами формирования общностей могут выступать (и выступают) потребности и интересы, цели, территория проживания, совместная деятельность, политические установки, возраст и т.д. В этой связи важно подчеркнуть, что внутренней содержательной характеристикой общности всегда выступает совокупность социальных связей, действующих внутри конкретных границ, местоположений, или территорий. Они могут осуществляться и в географически определенных областях, и не только на локальном, а более абстрактном гносеологическом уровне. В социологии выделяется три основных значения понятия "социальная общность".

Во-первых, общность как местоположение, т.е. интерпретация, наиболее близкая к географическому значению поселения людей внутри фиксированной и ограниченной территории –– это территориальные группы , как совокупность людей, у которых есть общее постоянное место жительства, и которые взаимодействуют, зависят друг от друга в процессе удовлетворения общих потребностей.

Во-вторых, общность как сеть взаимоотношений на основе этнических, кровнородственных связей: семья, клан, племя, народность, нация.

В-третьих, общность как специфический тип социальных связей, обладающих определенными качествами и предполагающих наличие "духа общности" или "чувства общности": социальные движения, политические партии, молодежные, женские и другие организации и объединения по симпатиям, интересам и т.п.

Таким образом, социальная общность –– это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия. Из этого следует:

  1. Социальные общности не являются умозрительными абстракциями, а существуют реально.
  2. Социальные общности –– это не сумма индивидов, социальных групп или иных социальных образований, а целостность с вытекающими характеристиками целостных систем.
  3. Социальные общности являются и саморазвивающимися, и самовоспроизводящимися элементами социальной структуры.

Конкретной формой существования социальных общностей являются группы, под которыми понимаются совокупности индивидов, ограниченных неформальными, либо формальными критериями членства. Социальная группа возникает тогда, когда ее члены вовлекаются в процесс динамического социального взаимодействия на основе общности потребностей и интересов ее членов. Многообразие человеческих потребностей и интересов обусловливает и многообразие социальных групп. В книге С.И.Курганова и А.И.Кравченко Социология для юристов приводится любопытный факт: совокупная численность человеческих групп на Земле превышает численность населения в полтора – два раза. Если число жителей планеты составляет 5 млрд. человек, то количество групп, по оценкам специалистов, доходит до 8 – 10 млрд., поскольку один индивид может состоять одновременно в нескольких группах (38).

Каждый человек нуждается в группе и зависит от нее. Именно групповой образ жизнедеятельности людей породил общество в современном его понимании, сформировал специфические особенности человека: способность к абстрактному мышлению, речь, самодисциплину, нравственность и т.п. Можно без преувеличения утверждать, что не только общество в целом, но и каждый отдельный человек живет по законам группы.

В учебнике А.И.Кравченко (37, С. 78 –– 93) изложен материал по данному вопросу. Прежде всего, обратите внимание на классификацию социальных групп, все многообразие которых можно разделить следующим образом.

  1. По наличию внутригрупповых и межгрупповых взаимодействий.
  2. Номинальная группа –– искусственно выделенная по какому-то признаку совокупность людей, реально не имеющая никаких связей между собой: избиратели, покупатели, болельщики на футбольном или хоккейном матче и т.д. Большие социальные группы, выделяемые по социально значимым признакам (пол, возраст, профессия и т.д.), называются социальными категориями . Их выделяют для целей статистического учета и решения крупных экономических проблем.

    Реальная группа –– реально существующая группа людей, в которой имеются связи и отношения между членами, и которая взаимодействует с другими группами: семья, класс, нация, партия –– все это реальные группы, члены которых ощущают и осознают свою принадлежность к ним и отличие от других групп.

    Группы-агрегаты –– это промежуточные образования между номинальными и реальными группами, сочетающие в себе черты тех и других. Очередь, пассажиры, поезда –– это агрегаты, для которых характерны размытость границ, спонтанность образования, кратковременность и неустойчивость взаимодействия. В социологии особо выделяются такие группы-агрегаты, как аудитория и толпа. Первая представляет собой совокупность людей, взаимодействующих с источником информации; вторая –– собрание (сборище), как правило, спонтанное, объединенное некоторыми интересами, эмоциями, порывом.

  3. По размерам выделяют большие, малые и промежуточные группы .
  4. Большой группой называется совокупность людей, не имеющих между собой непосредственного контакта, но объединенных объективными признаками и сознанием принадлежности к данной общности: нация, народность, класс, социальный слой.

    Малая группа –– небольшие объединения, связанные межличностным общением и взаимодействиями: семья, компания, производственная бригада, студенческая группа и т.п.

    Промежуточная группа или группы-организаторы. Они занимают среднее положение между малыми и большими группами и являются искусственными созданиями для достижения определенных целей: институт, банк, компания, производственная организация и т.д.

  5. По характеру внутригрупповых отношений выделяют формальные и неформальные , а также первичные и вторичные группы .

Формальные группы характеризуются формализованными формами внутригруппового контроля, регламентированным процессом взаимодействия ее членов и целерациональным принципом организации.

Неформальная группа основана на межличностных связях и взаимодействиях, нефиксированном внутригрупповом статусе ее членов, неформальном контроле, взаимных симпатиях и интересах.

Первичная группа –– это, как правило, малое число членов, связанных эмоциональной близостью, длительностью существования и непосредственным взаимодействием. Общность взглядов и интересов делает ее устойчивым образованием, независимо от статусов членов.

Вторичная группа –– формальное объединение людей для достижения определенных целей с формализованной целерациональной внутригрупповой структурой и конституированными (узаконенными) статусами.

Итак, мы рассмотрели некоторые основные моменты, характеризующие сущность и содержание понятия "социальная структура" В результате можно подвести определенный итог: что есть социальная структура? Это совокупность индивидов, интеграция и дифференциация которых фиксируется соответствующими статусами, в зависимости от которых они выполняют конкретные социальные функции и образуют на основе статусных признаков соответствующие социальные группы, а также территориальные, этнические, национальные, профессиональные и иные общности, которые выражают объективное деление общества на различные слои и классы, указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям.

Представляет собой не просто совокупность людей, но прежде всего систему взаимодействий между ними, то и само становление человека как личности, овладение языком и через него — включение в культуру данного общества протекают в ходе такого взаимодействия и благодаря ему. Только таким путем человек обретает свою социальную природу, воспринимает всю сложную совокупность социальных ценностей, идей, представлений, верований, убеждений. Вся жизнь, деятельность человека от появления на свет и до ухода из жизни — это история его взаимоотношений с людьми, возникающими как в ходе непосредственных контактов, так и в виде опосредованных взаимодействий, связывающих людей в сложной социальной структуре общества. В ходе взаимодействий между людьми возникают и формируются многочисленные и разнообразные конкретные социальные общности и группы.

Под понимаются структуры, объединяющие ее членов по признаку их соответствия конкретному критерию. Таким критерием может выступать род занятий (производственный коллектив, воинское подразделение), профессия, религия, политические взгляды, совместное проживание, проведение досуга, занятия спортом, искусством. Такие общности могут вести к появлению организаций, ассоциаций (профессиональные союзы, политические партии, церковные организации, сообщества ученых, ассоциации юристов, врачей, учителей, объединения граждан по общему месту проживания в органы самоуправления и т. д.).

Состояние , ее стабильность влияет на характер поведения членов данной общности в сфере формальных и неформальных контактов, совместного проведения досуга, иных формах совместной социальной активности. Профессиональные объединения, ассоциации (производственные, научные, информационные, в сфере искусства, и т. д.) в случае успешного функционирования кроме решения чисто профессиональных задач формируют для их членов чувство трудовой солидарности, защищают их личные и групповые интересы, обеспечивают им соответствующий социальный статус, поддерживают профессиональный престиж и авторитет, контролируют поведение членов таких групп с позиций профессиональной морали и этики. (Подробнее о социально-территориальных общностях см. в гл. 8.)

В рамках подобных сообществ или на самостоятельной основе возникают, т. е. группы осуществления непосредственных и опосредованных контактов между людьми. Самым общим образом социальная группа может быть определена как совокупность людей, взаимодействующих определенным образом на основе согласованных взаимных ожиданий соответствующего поведения друг друга. По общему правилу социальные группы — относительно стабильные образования, но возможно и временное объединение людей для действий в спонтанно возникающих ситуациях, например, взаимопомощь в условиях бедствия, несчастного случая, стихийные действия в толпе и т. п.

Социальные группы (общности) как формы взаимодействия людей могут быть определены и с точки зрения их внешней структуры, и с позиций анализа содержания их деятельности, принятых в группе образцов поведения, а также функций, обеспечиваемых данной деятельностью. Так, характеристика объективных формальных данных о них включает в себя сведения о демографической структуре, профессиональном составе социальных групп, образовании, социальном статусе их членов и т. д.

С содержательной точки зрения такие образования характеризуются направленностью действий их членов на достижение групповых целей. Тем самым обеспечивается координация соответствующих действий, что ведет к повышению внутригруи- повой сплоченности. Последняя обеспечивается благодаря наличию образцов поведения, норм, определяющих отношения вн\три группы, а также действия социально-психологических механизмов, направляющих повеление членов группы в указанных рамках.

Именно необходимость координации действий членов социальных групп, общностей, слоев и классов ведет к возникновению социальных норм. Производственная группа, воинское подразделение, спортивная команда, группы совместного проведения досуга, учебный класс, семья, политическая партия, социальные классы общества, группы лиц, взаимодействующих между собой в связи с территориальной общностью, — все эти социальные образования, объединяя действия членов социальной группы вокруг главной цели своей деятельности, генерируют, сохраняют и передают далее во времени свою специфическую нормативную структуру, постоянно воспроизводимую в действиях членов соответствующих групп.

Вознаграждение за поведение, соответствующее групповым нормам, проявляется в различных формах социального и психологического поощрения, например, в форме повышения социального статуса лица, его роли в группе, увеличения его доли в достигаемом результате, содействия и зашиты в критических ситуациях и т. д. Негативные санкции за нарушение групповых норм проявляются в понижении статуса, и роли лица в обществе или группе, отказе в защите и поддержке, исключении из общности (остракизм) и др. Отсюда следует, что, во-первых, социальный класс, группа, слой являются носителями, генераторами конкретных социальных норм, во-вторых, указанные социальные образования играют роль гарантов соблюдения этих норм, поскольку реальное воспроизведение соответствующих социальных норм в поведении индивидов является важным условием сохранения и успешного социального функционирования данного класса, слоя или социальной группы.

Для того чтобы социальная группа могла функционировать, она должна быть в состоянии:

  • стимулировать желание ее членов добиваться участия в деятельности группы и сохранять свое членство;
  • обеспечивать эффективную систему внутригрупповой коммуникации, систему обмена информацией;
  • контролировать действия членов группы, с тем чтобы направлять их к достижению групповых целей;
  • приспосабливаться к условиям социальной среды, угрожающим существованию группы или ее деятельности, обеспечивая безопасность группы.

Первичные и вторичные социальные группы

Сеть взаимодействия людей в обществе достаточно сложна, но особую, принципиально важную разновидность такого взаимодействия составляют отношения, возникающие между людьми, постоянно и непосредственно взаимодействующими между собой. В ходе такого взаимодействия складываются первичные социальные группы. Простая совокупность людей (например, пассажиры автобуса) первичной группой не является, так как они не взаимодействуют между собой, они просто сосуществуют. Но если в автобус входит хулиган, и пассажиры дружно реагируют на его поведение, пресекают его — на время такого взаимодействия они образуют социальную группу.

Если подобное взаимодействие носит не случайный, эпизодический характер, но осуществляется с некоторым постоянством, то налицо — первичная социальная группа. Такие группы возникают всюду, где люди совместно проживают, работают или отдыхают. Это, как правило, группы небольшого объема, но малый объем группы взаимодействующих людей еще не достаточное условие для образования первичной социальной группы. Если участники такого взаимодействия резко различаются между собой по происхождению, социальному положению, рангу и т. д., то между ними не возникает первичных социальных отношений. Наличие последних является непременным условием для того, чтобы отнести такую группу к числу первичных социальных групп.

Первичные социальные отношения позволяют людям воспринимать друг друга во всей полноте личности, индивидуальности, а не просто лишь как носителей тех или иных функций, ролей, например профессий и т. д. Подобное взаимодействие в группе позволяет индивиду включиться в групповую общность таким образом, что направленность его личности (в значительном объеме) начинает соответствовать целям, совместно достигаемым такой группой. Возникает и приобретает реальное значение категория «мы», появляется новая целостность, она подкрепляется серьезным эмоциональным переживанием, человек начинает идентифицировать, определять себя как часть этого целого, возникает чувство единства, солидарности между членами такой группы и направленность их поведения во многом задастся таким чувством.

Наряду с первичными существуют многочисленные вторичные социальные группы (производственные, служебные, спортивные, общественные и т. д.), создаваемые в силу необходимости объединения усилия людей для достижения желаемых целей. Здесь возникновение, характер и направленность действий групп предопределяются их функциональным предназначением. Подобное предназначение определяет и особенности взаимодействий между индивидами в данных группах. В отличие от первичных групп здесь доминирует рациональная составляющая таких взаимодействий; отношения во вторичных социальных группах во многом формализованы, обезличены. Сказанное позволяет отнести первичные социальные группы к числу неформальных групп, а вторичные группы — к числу формальных социальных групп. Таковы формальные и неформальные социальные группы (см. ниже).

Формальные и неформальные группы

Любое организованное общество основано на формальных (вторичных) социальных группах, имеющих фиксированную внешнюю структуру (цех, звено, предприятие, мастерская, военное подразделение, спортивная команда, школьный класс и т. д.). Здесь основой объединения людей в группы служат определенные (экономические, производственные, деловые, политические и проч.) условия и потребности, организационные и иные управленческие критерии либо другие требования и правила.

Формальная социальная группа характеризуется некоторыми основными признаками. К их числу относится прежде всего наличие в такой группе той или иной формы разделения труда, в соответствии с которой происходит специализация функций в рамках обшегрупповой активности. Ответственность разделяется и делегируется в соответствии с характером разделения груда конкретным членам группы или отдельным ее подразделениям. Право принимать обязательные для членов группы решения распределяется по иерархически соподчиненным уровням групповой структуры. Устанавливается обязательный порядок передачи сообщений, команд по установленным каналам (высший уровень связан со средним, средний с низшим, и в обратном порядке).

Разделение труда в формальной группе предполагает необходимость обеспечения координации деятельности всех ее звеньев, создание контрольного механизма, ревизующего деятельность подразделений, решающего возникающие конфликты, вырабатывающего рекомендации по изменению, уточнению направления и форм деятельности группы. Успех в деятельности формальных групп зависит от степени конкретности, ясности в формулировке ее целей и от рационального выбора наиболее целесообразных средств. Поскольку структура социальной группы складывается из системы социальных ролей, предписанных к исполнению членам группы, то выполнение требований социальной роли требует дисциплины ее членов.

В рамках таких формальных групп либо независимо от них существуют неформальные (первичные) группы, главным принципом объединения которых служат прежде всего взаимные склонности, положительные отношения друг к другу (знакомые, приятели, друзья и т. д.).

Формальные и неформальные группы могут полностью совпадать (ученики одного класса, они же друзья вне школы), но могут и различаться (существование нескольких различных первичных неформальных групп в рамках одной и той же формальной вторичной социальной группы).

Главное заключается в различиях процесса приобщения людей к формальным и неформальным группам. Здесь важно подчеркнуть самопроизвольность возникновения неформальных групп. Сплачивающие их силы имеют не только рациональный, осознанный (выгодно-не выгодно), но прежде всего эмоциональный характер (нравится-не нравится). То, что ценится по расчету, отличается от того, что ценится эмоционально.

От содержания прививаемых вкусов и предпочтений часто зависит линия поведения члена неформальной группы. Именно в таких группах, где люди общаются непосредственно, а стремление членства в группе ведет к полной готовности воспринять групповые нормы, наблюдаются интенсивные специфические социально-психологические процессы, обозначаемые понятием «конто гиозности» (заражение и подражание). Отметим, что подражание, как и внушение, относится к числу таких механизмов общения, которые, как правило, не поддаются полному контролю со стороны сознания человека. При этом уровень, степень интенсивности функционирования различных форм психического заражения находятся в прямой зависимости от степени однородности, уровня присущего этой общности сознания и чувства «мы», а также степени внутренней солидарности, взаимного доверия, и, следовательно, степени взаимной внушаемости.

Для каждого индивида его социальная группа чрезвычайно важна, потому что именно реакции со стороны окружающих составляют в значительной мере источник поведения индивида. Выражение неприязни или симпатии, высокая положительная оценка или осуждение, чувство товарищества служат источниками и регуляторами индивидуального поведения. Часто для лица неважно, одобряется ли его поведение большинством, соответствует ли оно требованиям всего общества, но важно, что «свои» одобряют и поддерживают. Для такого лица гораздо существенней одобрение со стороны того микромира, который его окружает. Для него более значимо, что думают о нем непосредственно окружающие его люди, поскольку они выражают это в словах, обращенных лично к нему, и в поступках, непосредственно затрагивающих его интересы. То, что делают или говорят такие люди, их вид, интонации голоса, жесты, — все это ведет к формированию определенных социально-психологических позиций, установок.

Именно в первичных неформальных группах действуют неписаные законы и привычки, что зачастую формирует поведение. Человек склонен усваивать ту линию поведения, которая поддерживается, одобряется тем ближайшим к нему миром, в котором он живет.

Референтная группа

Поведение человека и система разделяемых им моральных ценностей могут быть направлены на достижение соответствия его поведения нормам, разделяемым группой, которой индивид фактически не принадлежит, но в которую он стремится быть включенным. Группы, чьи нормы и стандарты поведения разделяются лицом, в принципе не принадлежащим к самой этой группе, именуются референтными. Такие лица избирают нормы, принятые в подобных группах, как образец для оценки собственных действий. Рассматриваемые группы могут существовать в реальности, но могут быть и «сконструированы» в сознании человека. Тем не менее, если приверженность индивида к ценностям, нормам и стандартам подобной референтной группы достаточно интенсивна, то именно так, путем согласования своих действий с нормами референтной группы, и строится его поведение.

Понятие референтной группы позволяет объяснить те случаи, когда поведение липа расходится с нормами той социальной группы, членом которой данный человек является фактически. Оно же позволяет объяснить переход лица из одной социальной группы в другую, а также процесс постепенной эволюции и замены норм и правил поведения членов данной социальной группы. Определить референтную группу индивида — значит установить существенную социальную характеристику его личности.

Концепция референтной группы позволяет объяснить мотивацию перехода лица изданной группы в ту группу, нормы которой он предпочитает, с одной стороны, и объясняет процесс усвоения этой группой норм референтной группы — с другой.

Избрание в качестве референтных групп с более высоким статусом, обещающим социальное продвижение индивида, ведет к соотнесению таким индивидом своего поведения с нормами, принятыми в этих группах, стимулирует усилия для достижения членства в таких группах. В таких ситуациях референтная группа обеспечивает функцию социального развития, обеспечивает социальную мобильность.

Наличие референтной группы также может иметь значение для объяснения отклоняющегося поведения:

  • возможны случаи, когда участник обычных, нормальных социальных групп избирает в качестве референтной группу правонарушителей (романтика уголовного мира) и, следовательно, стремится воплотить в своем поведении оценки и стандарты противоправного поведения;
  • в современных условиях смены социально-политической структуры общества стремление к завладению новыми символами успеха, избрание в качестве референтных норм и стандартов групп, достигших экономического процветания при отсутствии возможности достичь этого законным путем, часто ведет к вспышкам агрессивного поведения правонарушителей, включению их в структуры завладения такими символами вне или против закона.

Социальные группы и общности – это такие объединения людей, которые способствуют удовлетворению потребностей этих людей в результате совместных действий. Люди осознанно объединяются, реально понимая, что совместными усилиями они добьются больших результатов, нежели каждый в отдельности. В любом обществе есть много таких групп и общностей. Есть три основных признака, определяющих суть этих объединений:

1) группы и общности – это органически целостный механизм;

2) устойчивость и определенность границ таких объединений – стабильность существования;

3) в группах и общностях существуют определенные социальные отношения, которые определяют социальные ценности определенных масс людей. Но все же необходимо разграничивать понятия «социальная группа» и «социальная общность».

Социальные группы более стабильны и устойчивы, сплоченны и однородны, нежели социальные общности. Для социальных общностей характерны неустойчивость состава, неопределенность границ. По количественному составу они могут быть от двух и до бесконечности числа людей; по продолжительности существования – от нескольких минут и до столетий; по сплоченности – от аморфных образований до коллектива. Примером социальных общностей являются политические движения, спортивные, любительские объединения.

Можно сделать вывод, что не любое сплочение и объединение людей можно назвать социальной группой. Поэтому такие объединения – кратковременные, неустойчивые (толпа, очередь) – называют квазигруппами.

Разные социологи рассматривали социальные группы, Р. Мертон выделял три важных признака социальной группы:

1) взаимодействие людей в этом объединении;

2) понимание людьми своей принадлежности к определенной группе;

3) признание принадлежности других людей к этой группе.

Социальные группы (общности) по численности бывают: малые (2-15 человек) и большие. Малые группы, несмотря на свой малочисленный состав, очень устойчивы, ее члены имеют процент совпадения норм и ценностей. Большие социальные группы носят и непосредственный, и опосредованный характер (территориальные, национальные). Можно сказать, что размер группы влияет на их функционирование.

Также существуют первичные (семья, друзья) и вторичные (политические, экономические) социальные группы. Первичные характеризуются межличностным взаимодействием, а вторичные – безличностным, которое направлено на достижение конкретных целей этой группы людей.

И хотя в современном мире все больше возрастает господство вторичных групп, первичные все равно играют очень важную роль.

По социальному положению различают следующие социальные группы:

1) социально-классовые;

2) социально-демографические (мужчины, женщины, дети, родители и т. д.);

3) этносоциальные (нации, племена);

4) социально-территориальные (город, деревня);

5) социально-профессиональные и др.

В некоторых обществах большую роль играют религиозные группы.

Существует великое множество социальных групп и общностей, и их особые свойства проявляются при взаимодействии с другими элементами общественной структуры – социальными институтами и организациями.

Сейчас, как и на заре человечества, люди в результате взаимодействия объединяются в группы (социальные общности, ассоциации). Характерная особенность таких взаимодействий в том, что их предмет, т. е. ради чего это взаимодействие возникает - потребность в солидарности, координации совместных действий. Как правило, в общности объединяются люди, имеющие схожие, одинаковые функции и обусловленные ими статусы, социальные роли, культурные запросы, этнические признаки и т. д. Для индивида непосредственный контакт с социальной реальностью - это взаимодействие с окружающей его социальной группой (общностью).

В основе социальной общности чаще всего лежит стремление к тем преимуществам, которые дает солидарность , объединение усилий.

Существует два основных типа социальных общностей:

1. Социальный круг , т. е. те люди, между которыми осуществляются определенные контакты, общение (круг соседей в подъезде, круг знакомых, коллег). В зависимости от регулярности связей, от важности сферы, в которой протекают контакты, они могут иметь больший или меньший солидарный импульс, элемент конформизма.

2. Общность, в основе которой лежат связи типа взаимодействия (как обмен сопряженными, скоординированными системами действий) по поводу согласовании совместных усилий, можно назвать социальной группой .

В обществе существует множество социальных групп (общностей),
в них устанавливаются относительно стабильные взаимоотношения. Такие взаимоотношения, обусловленные наличием общей цели и существующие достаточно долго, называются социальной взаимосвязью .

Социальная взаимосвязь бывает двух видов; экспрессивная и инструментальная. Экспрессивные связи - это связи, образующиеся на основе эмоционального соучастия в делах других людей. Связи такого рода существуют между родственниками, друзьями, товарищами, всеми, кто находится друг с другом в отношениях эмоциональной значимости. Инструментальные связи - это связи, лишенные эмоционального аспекта
и образующиеся в ходе сотрудничества индивидов, направленного на достижение какой-то цели.

В соответствии с этими критериями делятся на два типа и сами социальные группы: первичные и вторичные. Под первичной мы понимаем группу, члены которой объединены связью первичного типа, то есть эмоционально окрашенной экспрессивной связью. Первичная группа обладает безусловной значимостью для индивида: в нее входят люди, которые играют неповторимую роль в его жизни (например, семья). Вторичные группы - это группы, в которые индивиды вступают для достижения конкретной практической цели, находясь между собой в безличных отношениях (например, школьный класс).


Между первичной и вторичной группой возможны взаимопереходы. Часто бывает так, что люди, первоначально собравшиеся для достижения конкретной цели, тесно сближаются в процессе совместной деятельности и становятся необходимыми друг для друга. Так, например, в студенческой группе, возникают дружеские союзы и любовные пары.

Образование первичных групп более вероятно при выполнении ряда условий:

Чем численно меньше вторичная группа, тем больше вероятность того, что между ее членами завяжутся тесные доверительные отношения;

Частые, регулярные и продолжительные контакты между индивидами также способствуют углублению их взаимоотношений.

Первичные группы составляют основу всяких социальных отношений. Во-первых, они играют решающую роль в процессе социализации индивида. Важнейшей из первичных групп является семья, где дети с ранних лет приобретают опыт социальных отношений, усваивают социальные нормы и ценности, культурные модели общества, постигают азы социальной солидарности.

Во-вторых, в рамках первичных групп удовлетворяется потребность
в любви, взаимопонимании, безопасности. Поэтому, вторичные группы,
в рамках которых образовались прочные первичные связи, более эффективно функционируют. Например, чем крепче первичные групповые связи воинских частей, тем большего успеха они добиваются в бою.

В-третьих, первичные группы являются мощными инструментами группового контроля. Порицания и санкции со стороны членов первичной группы зачастую для индивида значимее и весомее, нежели критика со стороны «общества в целом».

Мощное влияние на людей оказывают и группы, к которым они непосредственно не принадлежат. В соответствии с этим социологи сочли полезным провести грань между внутренними и внешними группами. Внутренняя группа - это группа, с которой человек идентифицирует себя и к которой он принадлежит. Внешняя группа - это группа, с которой человек не идентифицирует себя, и к которой он не принадлежит. Проще можно определить различия между двумя типами групп с помощью личных местоимений «мы» и «они». Следовательно, внутренние группы можно определить как «наши группы», а внешние - как «их группы». Понятие внутренних и внешних групп подчеркивает важность границ - социально демаркационных линий, указывающих, где начинается взаимодействие и где оно заканчивается. Границы групп не являются физическими барьерами, скорее это разрывы в потоке социального взаимодействия. Некоторые границы основываются на территориальных принципах, например, квартал, район, община и страна. Другие связаны
с социальными различиями, например, этнические, религиозные, политические, профессиональные, языковые, кровнородственные группы, социально-экономические классы. Границы не дают чужакам проникнуть
в сферу группы и одновременно удерживают членов группы в этой сфере, чтобы те не прельстились возможностями социального взаимодействия
с группами-соперниками.

Эксперимент, проведенный Музафером Шерифом и его помощниками (1961), показывает, как повышается наше сознание внутригрупповой причастности и усиливается антагонизм в отношении внешних групп
в ситуациях, в которых присутствует элемент соперничества. Объектом исследования Шерифа были мальчики 11-12 лет, здоровые, хорошо адаптированные в социальном плане подростки из благополучных семей среднего класса. Эксперимент проводился в условиях летнего лагеря, где мальчиков разделили на две группы.

В первую неделю жизни в лагере мальчики поближе познакомились друг с другом, выработали негласные групповые законы и разделили внутригрупповые обязанности и роли. В течение второй недели экспериментаторы сталкивали две группы ребят в разных мероприятиях и играх на соревновательной основе: турнир по бейсболу, по ручному мячу, военная игра, поиски клада. Хотя состязания начинались с дружеского спортивного настроя, добрые чувства к друг другу быстро улетучились.
В течение третьей недели, так называемой «фазы интеграции», Музафер Шериф постоянно сводил обе группы подростков в различных ситуациях, включая совместные трапезы, просмотр кинофильмов и запуск шутих. Однако вместо того, чтобы уменьшить напряженность между группами, эти ситуации только предоставили мальчикам из двух групп лишний
повод соперничества, ссор и издевательств друг над другом. Тогда экспериментаторы организовали ряд чрезвычайных и естественных ситуаций,
в которых две группы были вынуждены работать сообща для достижения одной цели, например, аварийный ремонт лагерного водопровода. Если соревнования только усилили представления мальчиков о групповых границах, то работа для достижения общей цели уменьшила враждебность
к представителям внешней группы и сгладила межгрупповые барьеры, сделав возможным сотрудничество.

Человек оценивает себя и задает направление своему поведению в соответствии со стандартами, заложенными в групповом контексте. Но, поскольку все люди принадлежат к большому множеству различных групп, каждая из которых в некотором смысле представляет собой уникальную или контркультуру, стандарты, которыми люди пользуются для оценки и организации своего поведения, также различаются. Референтные группы - это социальные единицы, на которые люди ориентируются при оценке и формировании своих взглядов, чувств и действий. При формировании своих установок и убеждений и при осуществлении своих действий, человек сравнивает или идентифицирует себя с другими людьми или группами людей, чьи установки, убеждения и действия воспринимаются им как достойные подражания. Такие группы называются референтными группами.

Человек может и не принадлежит к референтной группе. Однако можно рассматривать референтную группу как источник психологической идентификации. Наличие референтных групп помогает объяснить кажущиеся противоречия в поведении: например, революционер-выходец из аристократических кругов; католик-вероотступник; профсоюзный деятель-революционер; потрепанный джентльмен; предатель, сотрудничающий
с врагами; ассимилировавшийся аристократ; горничная, стремящаяся достичь высших социальных кругов. Просто эти индивиды взяли за образец людей, относящихся к другой социальной группе, отличной от той, членами которой являются сами.

Референтные группы выполняют как нормативные , так и соревновательные функции. Поскольку человеку хотелось бы видеть себя полноправным членом какой-нибудь группы - или он стремится к членству
в какой-то группе, - он принимает групповые стандарты и принципы. Люди «культивируют» у себя соответствующие жизненные принципы, политические убеждения, музыкальные и гастрономические вкусы, сексуальные нормы и отношение к употреблению наркотиков. Их поведение задается принадлежностью к конкретной группе. Люди также используют стандарты своей референтной группы для оценки самих себя как эталонную отметку, по которой оценивают свою внешнюю привлекательность, интеллект, здоровье, положение в обществе и жизненный уровень. Когда группа, членом которой является человек, не соответствует его референтной группе, у него может возникнуть ощущение относительной депривации - неудовлетворенности, связанной с разрывом между тем, что он имеет (обстоятельства, сопутствующие его принадлежности к определенной группе), и тем, что, по его мнению, он должен был бы иметь (положение, характерное для референтной группы). Например, клерк в большой степени ощущает свою депривированность, когда сравнивает себя с теми из своих коллег, которые получили повышение по службе, и в меньшей, когда сравнение проводится с теми из них, кто остался в прежней должности. Ощущение относительной депривации часто приводит к социальному отчуждению и подготавливает почву для коллективных выступлений и революционных общественных настроений. Следовательно, в понятии референтной группы содержится ключ к пониманию социальных изменений. Люди используют также негативные референтные группы - социальные единицы, с которыми они стремятся подчеркнуть различия между собой и другими.

Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные группы и социальные общности.

Понятия социальной группы и социальной общности являются наиболее дискуссионными в социологическом сообществе. Существуют различные взгляды на трактовку обоих этих понятий, из которых можно выделить 2 самых распространенных:

1. Общности обозначаются как синонимы социальных групп. В этом случае социологи, как правило, не рассматривают общность как таковую, ограничиваясь подробным разбором определения социальной группы.

2. Понятия социальная группа и социальная общность достаточно различаются.

Что в таком случае специалисты понимают под социальной группой и социальной общностью?

Под социальной общностью обычно понимается некая совокупность индивидов, характеризующаяся относительной целостностью, выступающая как самостоятельный субъект социального взаимодействия.


Основами формирования общностей могут выступать (и выступают) потребности и интересы, цели, территория проживания, совместная деятельность, политические установки, возраст и т.д.

В социологии выделяется три основных значения понятия "социальная общность".

Во-первых, общность как местоположение, т.е. интерпретация, наиболее близкая к географическому значению поселения людей внутри фиксированной и ограниченной территории - это территориальные группы, как совокупность людей, у которых есть общее постоянное место жительства, и которые взаимодействуют, зависят друг от друга в процессе удовлетворения общих потребностей.

Во-вторых, общность как сеть взаимоотношений на основе этнических, кровнородственных связей: семья, клан, племя, народность, нация.

В-третьих, общность как специфический тип социальных связей, обладающих определенными качествами и предполагающих наличие "духа общности" или "чувства общности": социальные движения, политические партии, молодежные, женские и другие организации и объединения по симпатиям, интересам и т.п.

Характерные черты социальных общностей: территория; социальное взаимодействие; наличие определенных связей между индивидами; определенное чувство принадлежности, которое испытывают члены социальной общности к определенной группе.

Социальная общность - это взаимосвязь индивидов, являющихся самостоятельными субъектами социального действия и характеризующихся относительным единством, сходством целей, задач, интересов на основе общих условий бытия и деятельности.

Классификация по степени устойчивости социальных общностей:

I. Квазигруппы (характерные неустойчивые общности).

Отличительные черты: неустойчивость взаимосвязей; спонтанность



образования; отсутствие разнообразия во взаимодействии;


кратковременность совместных действий. В свою очередь, среди квазигрупп выделяют:

а) Аудитории - это такие социальные общности, где люди объединены
взаимодействием с коммуникатором. Аудитория может осуществлять
непосредственное взаимодействие с коммуникатором, так и
опосредованное. Характерная черта - взаимодействие в ней является
практически односторонним, т. е. обратная связь от аудитории к
коммуникатору слабая.

б) Толпа - это временное собрание людей, объединенных в замкнутом
физическом пространстве общностью интересов. Характерные черты
толпы: внушаемость; анонимность; спонтанность; неуязвимость, т.е.
люди в толпе чувствуют себя вне социального контроля. Виды толпы:
1) случайная, которая имеет наиболее определенную структуру, людей
объединяет незначительная цель; 2) обусловленная - это собрание
людей, заранее планирующееся и относительно структурированное; 3)
экспрессивная - это собрание людей, которое обычно организуется в
целях личностного удовольствия её членов, а активность людей
является целью и результатом; 4) действующая - имеет 2
разновидности: а) сборище - эмоционально возбужденная толпа,
которая тяготеет к применению насильственных действий, б)
восставшая толпа - толпа, находящаяся в деструктивном действии.

в) Социальные круги - это такие квазигруппы, которые наиболее близки

к устойчивым; это свободные союзы, основанные на контактах с очень

слабо установленной связью, лишенной устойчивых отношений между

членами. Характерная черта - взаимодействие в них почти всегда

направлено на обмен информацией. Виды: 1) контактные круги - это,

общности людей, постоянно встречающиеся по тому или иному

случаю, поводу; 2) профессиональные круги - это социальные

общности, члены которых обмениваются информацией исключительно

по профессиональному признаку; 3) дружеские круги - это общности, в


которых люди объединены дружескими отношениями; 4) статусные круги - это общность людей, имеющих близкие статусы. П. Общности средней устойчивости (трудовой коллектив завода, школьный класс и т. п.);

III. Устойчивые общности (нации, классы и т. п.).

Классификация по размерам социальных общностей: I. Большие социальные общности, т. е. общности, которые существуют в масштабах страны в целом (напр., нации, классы, социальные слои, профессиональные объединения); П. Средние социальные общности, т. е. общности, которые имеют меньший

масштаб (напр., жители ивановской области); III. Малые социальные общности, к которым относятся семья, учебная группа, небольшой рабочий коллектив. Непосредственность и интеллектуальность взаимодействия. Выделяют формальные общности и неформальные общности. Классификация по содержанию социальных общностей: I. Социально-экономические общности. В выделении этих общностей главными являются такие критерии, как наличие или отсутствие привилегий, определенный образ жизни, обладание собственностью. Различия между общностями могут фиксироваться по-разному: в религии, в обычном праве, в формальном праве и т.п. II. Социально-этнические общности. Этнос - это исторически сложившаяся социальная общность, которая характеризуется связью с определенной территорией, общей средой хозяйственной деятельности, общим языком, религией, культурой.

III. Социаьно-демографические общности. Критерии деления: пол, возраст.

IV. Социально-профессиональные (корпоративные) общности: 1) люди занимающиеся умственным, управленческим, физическим трудом; 2) по профессии.


V. Социально-территориальные общности - это совокупности людей, обладающих единством отношения к определенной хозяйственно-освоенной территории.

Конкретной формой существования социальных общностей являются социальные группы, под которыми понимаются совокупности индивидов, ограниченных неформальными, либо формальными критериями членства. Социальная группа возникает тогда, когда ее члены вовлекаются в процесс динамического социального взаимодействия на основе общности потребностей и интересов ее членов. Многообразие человеческих потребностей и интересов обусловливает и многообразие социальных групп. Классификация по принадлежности индивида к группе.

1. Ингруппа - это группа, к которой индивид чувствует свою принадлежность и в которой он идентифицируется таким образом, что расценивает членов ингруппы как «Мы».

2. Лутгруппа - это группа, к которой индивид не принадлежит и для членов группы он подбирает значение «Другие».

Ингрупповые и аутгрупповые связи могут пересекаться. Чувства ингруппы, поиск её членов среди других людей являются очень важными для каждого человека. Исключение из ингруппы всегда очень болезненно для индивида. Важную роль в ингрупповых и аутгрупповых отношениях играют социальные стереотипы.

Социальныц стереотип - это разделяемый образ другой группы.

Социальные стереотипы есть следствие социальной оценки группы, которое переносится на каждого её члена. Аутгруппы зачастую воспринимаются индивидами через стереотипы.

Классификация № 2.

Референтная группа - это реальная или условная общность людей, с которой индивид соотносит себя как с этанолом и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.


Такие группы выполняют 2 основные функции для индивида:

а) нормативная (проявляется в том, что эта группа является источником
норм поведения, соц. установок и ценностных ориентаций индивида);

б) сравнительная (проявляется в том, что референтная группа
выступает в качестве эшелона, с помощью которого индивид может оценить
себя и других).

Классификация по характеру взаимоотношений между членами группы:

1. Первичные - это группы, в которых каждый член видит других членов группы как личностей и индивидуальностей, т. е. отношения между группами носит глубоко личностный интимный характер. Они направлены на эмоциональное взаимодействие в большей степени, чем на производительность; они формируют личность, в них она социализируется.

2. Вторичные - это группы, в которых необязательно присутствуют дружеские личные контакты, но обязательно все контакты функциональны, как того требуют социальные роли. Они ориентированы на цель и на конечный продукт. Могут рассматриваться личностью как механизм для достижения определенной цели. Вторичные группы практически всегда содержат в себе некоторое число первичных групп.

Классификация по размеру социальной группы:

1, Большие характеризуются: а) рациональными
целеориентированными действиями; б) редким использованием группового
мнения; в) социальный контроль осуществляется сверху вниз; г) конформизм
к политике, проводимый активной частью группы.

2. Малые имеют: а) неориентированные на групповые цели
действия; б) групповое мнение является постоянно действующей формой
социального контроля; в) конформизм к групповым нормам.

Малая группа и её разновидности. Социальная динамика.

Малая группа - это небольшое число людей, которые хорошо знают

друг друга и постоянно взаимодействуют между собой.


Признаки малой группы:

1. ограниченное число членов группы (2 - 20 чел.);

2. стабильность состава (малая группа держится на индивидуальной неповторимости и независимости участников);

3. внутренняя структура (включает в себя систему неформальных ролей и статусов, механизм социального контроля, санкции, нормы и правила поведения);

4. число (парных) связей увеличивается в геометрической прогрессии, если количество членов увеличивается в арифметической;

5. чем меньше по размерам группа, тем интенсивнее в ней взаимодействия;

6. размеры группы зависят от её характера деятельности;

7. принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов;

8. взаимодействие в группе лишь тогда устойчивое, когда оно сопровождается взаимным подкреплением участвующих в нем людей;

9. группа предоставляет каждому максимум доступных преимуществ, т. к. является равнополезных друг другу людей.

Формы малых групп (Г. Зиммелъ): I. Диада - это группа, состоящая из двух человек. У членов диады формируются устойчивые межличностные отношения, основанные на чувствах. Между членами диады происходит активный эмоциональный обмен.

II. Триада - это активное взаимодействие трех человек. Социологи считают, что именно в триаде рождается социальное, т. к. там впервые возникает феномен большинства. Триада как социальная группа более, стабильна, т. к. в ней меньше эмоций и более развито разделение труда.

Групповая динамика - это взаимодействие членов социальной группы между собой.


К процессам групповой динамики относят руководство и лидерство, формирование группового мнения, сплоченность группы, конфликты, групповое деление и др. способы регуляции поведения членов группы.

3. Социальные институты и социальные организации

Аркадий Ильич Пригожий

Ведущий исследователь в области проблем социальных организаций А.И.Пригожин в ряде своих работ дает подробную и содержательную характеристику социальных организаций.

Во-первых, под организацией понимается искусственно созданная группа институционального характера, которая выполняет определенную общественную функцию. В этом смысле организация выступает как элемент социальной структуры. В таком значении термин «организация» относится к предприятию, банку, школе, органу власти, добровольному союзу и т.д. В этом смысле «социальный институт» и «социальная организация» тождественны друг другу.

Во-вторых, под организацией понимается уже определенный вид деятельности, процесс, связанный целенаправленным воздействием на объект, а значит, наличие, с одной стороны, организатора, а с другой - контингента организуемых. В таком значении термин «организация» совпадает с термином «управление», хотя полностью его не исчерпывает.

В-третьих, это «определенная структура, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов». В этом значении термин «организация» выступает в качестве свойства, атрибута социального объекта. В этом смысле термин «организация» применяется, когда необходимо различать степень, внутренней упорядоченности и согласованности элементов той или иной социальной системы.


Это позволяет выделить три разных значения термина организация, организация - как объект, как деятельность по организации и как свойство объекта.

Первое значение - организация как объект является ключевым. Определяющим признаком социальной организации, по мнению А.И.Пригожина, является то, что « организация есть целевая общность ». Социальная организация является предметом изучения как социологии, так и философии, психологии, политологии, экономики и ряда других наук. У каждой из них свое видение, и каждая изучает ее со своей позиции. Несмотря на то, что как в отечественных, так и зарубежных исследованиях доминирующим является представление об организации как целенаправленной системе, Т.е. цель ставится на одно из первых по значимости мест, это один из наиболее спорных моментов в понимании организации.

Объединение людей в социальную организацию происходит в двух случаях:

Во-первых, когда достижение какой-то общей цели возможно осуществить только через достижение индивидуальных целей (заработок, престиж, реализация своих способностей), таким образом возникают, например, предприятия и учреждения,

Во-вторых, когда индивидуальные цели можно достичь только через выдвижение и достижение общих целей, в результате чего появляются, например, акционерные общества и так называемые общественные (массовые, союзные) организации.

Социальные организации имеют ряд основных черт:

1. они обладают целевой природой, т.к. создаются для реализации определенных целей, стремятся как можно быстрее и эффективнее их достичь;

2. члены организации распределяются по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам;


3. разделение труда, его специализация по функциональному

признаку;

4. имеют механизмы и средства для регулирования и контроля деятельности различных элементов организации (через внутриорганизационные нормы).

Эффективность социальных организаций вызывается возникновением эффекта синергии.

Синергия - это прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий их участников. В социальных организациях это явление оказывается еще и управляемым, т.е. его можно усиливать или даже видоизменять.

Стадии процесса возрастания энергии социальной организации:

1. эффект достигается за счет массовости, т.е. одновременности, однонаправленности многих усилий;

2. введение простейших форм расчленения общей работы, распределение участников по отношению друг к другу;

3. специализация, т.е. распределение труда по специальности, когда каждый человек выполняет часть общей работы и добивается в ней высокой степени мастерства.

Типологии социальных организаций. I. Социальные организации делятся по сферам жизнедеятельности общества (горизонтальная типология). Напр., выделяют трудовые, общественно-политические, досуговые, образовательные и др.

П. Вертикальная типология (социальные организации как бы пронизывают все общество, каждую его сферу);

а) Бюрократические учреждения - в них предусмотрено разделение ролей, специализация труда, соответствующее место в иерархии, подчиненность определенным правилам и нормам;


б) Добровольные ассоциации - им свойственны 3 черты: 1) цель -защита общих интересов членов ассоциации; 2) членство добровольное; 3) не связаны с правительственными структурами.

III. Типология социальных организаций А. И. Пригожина. Он делит социальные организации на 2 большие группы:

1. «Собственно организаиии»:

а) Деловые организации- это первичные организационные
образования, создаваемые государством, местной властью, АО и т.д., и
поэтому как правило бывают муниципальными, государственными,
частными. По критерию сфер их деятельности он выделяет:
производственные, торговые, обслуживающие, образовательные, лечебные,
культурные, управленческие, научные, проектные. Первые три относятся к
системе производства и распределения социальных ценностей, услуг.
Остальные относятся к сфере умственного труда.

Функции деловых организаций: 1) осуществляют социальное управление и социальный контроль; работают на удовлетворение человеческих потребностей; 3) устанавливают систему отношений между людьми и социальными общностями (отношения кооперации, сотрудничества, подчинения/соподчинения и т.д.);

б) Союзные (общественные) организации. Создаются для
удовлетворения потребностей людей в общении, самореализации, получении
дополнительных возможностей.

Союзные организации - это форма общественной самодеятельности и массового самоуправления.

Типы союзных организаций по целям и ориентациям:

* Организации, работающие преимущественно в интересах общества;

* Организации, работающие преимущественно в интересах их членов. Оптимальный вариант - смешанный тип.

2. «Полу организации».


а) Ассоциативные организации - это социальные группы,
существующие за счет взаимного удовлетворения интересов их членов, т.е.
цель одного может выступать средством для достижения цели другого. К ним
относятся семья, неформальная группа, научная школа. Черты: 1) автономия
от среды; 2) относительная стабильность состава; 3) наличие лидера; 4)
общие решения; 5) наличие коллективных норм и ценностей;

б) Поселения - это организации, выполняющие роль объединения
людей на какой либо общей для них территории для достижения совместных,
общих целей.

Социальный институт - это исторически сложившаяся организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры и удовлетворяющие основным потребностям общества.

Впервые термин «социальный институт» ввел в научный оборот английский ученый Герберт Спенсер во второй половине XIX века. Анализируя социальную структуру общества, Спенсер выделял шесть типов социальных институтов: родства, образования, политики, профессиональные, церковные и промышленные. В своих социологических работах он детально исследовал на большом этнографическом материале эволюцию этих социальных институтов.

Таким образом, сущность социального института заключается не в системе социальных норм, определяющих деятельность людей в отдельных сферах общественной жизни, а в самой деятельности, направленной на удовлетворение жизненных потребностей общества . Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института становится бессмысленным, и он тоже исчезает.


5 фундаментальных социальных институтов:

1. Институт семьи и брака удовлетворяет потребность в воспроизводстве рода;

2. Институт политики удовлетворяет потребность в безопасности и поддержании общественного порядка;

3. Институт экономики удовлетворяет потребность в добывании средств к существованию;

4. Институт образования удовлетворяет потребность в передаче знаний, социализации подрастающих поколений;

5. Институт религии удовлетворяет потребность в решении духовных проблем, поиска смысла жизни человека.

Признаки социального института:

1. установки и образцы поведений;

2. символические культурные признаки (любые материальные и нематериальные элементы культуры, выражающие в концентрированном виде специфические черты данного института);

3. утилитарные (полезные) культурные черты;

5. идеология.

Функции социальных институтов неразрывно связаны с базовыми потребностями социальной системы, удовлетворение которых обеспечивает ее устойчивость и функционирование.

Основные функции социальных институтов:

1) создает возможность членам этого института удовлетворять свои потребности и интересы;

2) регулирует действия членов общества в рамках социальных отношений;

3) обеспечивает устойчивость общественной жизни;

4) обеспечивает интеграцию стремлений, действий и интересов
индивидов;


5) осуществляет социальный контроль.

В зависимости от сферы действия и их функций социальные институты подразделяются на

а) реляционные - определяющие ролевую структуру общества в системе отношений;

6) регулятивные, определяющие допустимые рамки независимых по отношению к нормам общества действий во имя личных целей и санкции, карающие за выход за эти рамки (сюда относятся все механизмы социального контроля);

в) культурные, связанные с идеологией, религией, искусством и т.д.;

г) интегративные, связанные с социальными ролями, ответственными
за обеспечение интересов социальной общности как целого.

Сам процесс организации, упорядочивания и формализации деятельности людей называется институализацией. В процессе институализации можно выделить следующие этапы:

1. возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2. формирование общих целей;

3. появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4. появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5. институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;

6. установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их примененияв отдельных случаях;

7. создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института. Финал этого процесса - создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структурой, социально одобренной большинством участников этого социального процесса.



В продолжение темы:
Android

Популярная социальная сеть ВКонтакте позволяет находить новых друзей и держать контакт со всеми близкими. Помимо этого, каждый пользователь может делиться собственными...