Hi-Fi какие его признаки наиболее важны? Как выбрать акустическую систему Hi-Fi.

Hi-Fi – как много в этом слове… Когда в конце 80-х на территорию СССР хлынули первые японские аудиосистемы, стало модно собирать целые комплекты с хорошим звуком. С тех пор прошло много времени, и Hi-Fi аудиосистемы стали использоваться не только для прослушивания музыки, но и для аккомпанирования фильмам и компьютерным играм. И самое главное, Hi-Fi теперь доступен практически любому желающему. Вопрос только в потребностях и качестве звучания.

Многие рано или поздно сталкиваются с потребностью улучшить звук своей аудиоаппаратуры. Для большинства в какой-то момент становится недостаточно простых компьютерных колонок: и баса не хватает, и середина «жидковата». А некоторые «переросли» свою нынешнюю аудиосистему и хотят ещё глубже погрузиться в чудесный мир звука. В любом случае, придётся выбирать себе новую Hi-Fi аудиосистему. Но всё не так просто. Стоит только начать выбирать подходящую модель, как на голову сваливается поистине грандиозный водопад из фирм, характеристик, линеек, моделей, комплектаций. С одной стороны, это хорошо. Но с другой – как выбирать-то?


Разобраться в огромном рынке Hi-Fi аудиосистем сложно, но возможно. Самое главное – понять, что именно вам нужно, для каких целей вы будете использовать вашу систему. Далее – разобраться в ряде несложных технических параметров. И всё. Вернее, закончился подготовительный этап. А самое сложное впереди, и от этого не отделаться.
Различаются аудиосистемы разных ценовых уровней, существует множество вариаций подбора оборудования, есть всевозможные технические характеристики. Но подобрать подходящую именно вам аудиосистему могут только ваши уши. Дело в том, что каждый из нас воспринимает звук по-своему. Мало того, что мы слышим разный диапазон чистот, так ещё наши привычки и музыкальные предпочтения играют важную роль. Так что нужно ехать в магазины и слушать, слушать и ещё раз слушать. Иначе вы рискуете ткнуть пальцем в небо и купить систему, которой не будете довольны. Другой вопрос, что цены в магазинах чаще всего выше. Но никто же не мешает вам выбрать систему там, а купить в интернете ?

Начать разбор аудиосистем Hi-Fi стоит с того, что они состоят из трёх основных частей: проигрывателя, усилителя и непосредственно акустической системы. В этой статье мы будем говорить только об акустических системах. При этом выбор сабвуфера – это отдельная большая тема, и её мы раскрываем в другой статье.


Чем различаются акустические системы?

У вас долгая история любви с Hi-Fi аудиосистемами? Вы аудиофил, который слышит самые трудноуловимые частоты? Вы можете позволить себе всё самое лучшее?

Если вы не ответили «да» ни на один из этих вопросов, то не стоит сразу бросаться на лучшие аудиосистемы. Не потому даже, что вы, скорее всего, не почувствуете ту разницу в звучании между бюджетными и самыми дорогими системами, которую слышат аудиофилы. А потому что стоимость самых лучших систем начинается примерно от 7500$. Готовы ли вы потратить такую сумму? Если нет, то лучше начать с бюджетного варианта. Для новичка в мире Hi-Fi вполне будет достаточно системы базового и среднего класса. А со временем вы, возможно, поймёте разницу и решитесь перейти на систему более высокого класса.

Состав комплекта

Это ключевой параметр, так как именно от состава комплекта колонок зависит соответствие системы вашим потребностям.

Для чего вам нужна аудиосистема?

Если вы заядлый меломан, собираете коллекцию редких дисков или винила с «битлами» и Майклом Джексоном, то вам подойдёт традиционная стереопара (или трифонический комплект – две фронтальные колонки и сабвуфер). Также этот вариант ваш, если вы любите «погонять в батлу» или CS и хотите полностью погрузиться в игровой мир. Если же вы обожаете фильмы, планируете установку большого экрана или проектора (а может быть, у вас он уже есть) и хотите насладиться глубоким погружением во время кинопросмотра, то лучше остановить свой выбор на комплекте акустики 5.1 (6.1, 7.1 и т.д.) Такой же совет можно дать самым утончённым меломанам, аудиофилам, любителям классической музыки и электроники.

Если же вам нужен универсальный вариант, то можете выбрать любой из двух вариантов: и хорошая стереопара, и система 5.1 справится с необходимой нагрузкой. Но учтите, что хороший комплект 5.1 будет гораздо дороже хорошей стереопары.

Напольные и полочные



Одним из важнейших различий между колонками являются их габариты. Маленькие колонки, полочные, можно поставить и на стол (но всё же лучше на специальную стойку), большие, напольные, стоят на полу.

Если вы знаете основы физики, то чаще всего (в первую очередь, в НЧ - диапазоне) верно утверждение, что чем больше колонка, тем лучше звук. Конечно, всё зависит от задач и вашего помещения. Но не торопитесь делать выводы. Во-первых, напольные колонки гораздо дороже. Во-вторых, если вы планируете установить акустическую систему в стандартную «однушку», то размера помещения просто не хватит для того, чтобы полностью раскрыть потенциал напольных колонок - им нужно больше пространства.

Поэтому для маленького помещения берём «полочники» (лучше будет, если вы поставите их на специальные стойки), а для большого – «напольники». Но всё же не стоит покупать слишком маленькие фронтальные колонки.

Чувствительность громкоговорителя



Эта характеристика - уровень звукового давления, который будет создавать система при поступлении на неё сигнала с усилителя, измеряется в дБ/Вт*м. При одинаковой мощности чем выше чувствительность акустической системы, тем более громкий звук она способна выдать. Акустика с высокой чувствительностью будет звучать громче с не слишком мощным усилителем. Но акустическая система с небольшой мощностью в паре с мощным усилителем выдаст более громкий звук, чем акустика с высоким уровнем чувствительности. Также следует помнить, что мощный усилитель может повредить чувствительные динамики.

Диапазон частот

Звук - это явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний. Человеческое ухо способно слышать звуковые колебания в диапазоне от 16 Гц до 20 кГц. Если говорить об этом диапазоне, то его условно разделяют на бас, средние и высокие частоты. Бас - 10 - 200 Гц; средние - 200 Гц - 5 кГц; высокие - 5 кГц - 20 кГц.

Диапазон частот - это один из самых главных параметров. Чем ближе диапазон частот акустической системы к показателям 16 - 20000 Гц (воспринимаемых человеком), тем лучше. Для сравнения – средние показатели полочной акустики – 60 – 20000 Гц, а напольной – 40 – 20000 Гц. Но бывают исключения, так что лучше обратить особое внимание на эту характеристику.

Кстати, многие модели средних и высоких ценовых категорий имеют высшую границу частотного диапазона выше 28000 Гц. Не стоит не думая бросаться на такие колонки: не забываем про воспринимаемый человеческим ухом диапазон.

Количество полос



В идеале аудиосистема должна состоять из одного широкополосного динамика с полным диапазоном частот 20 - 20 000 Гц. Но на практике это очень трудно осуществить, поэтому акустические системы разбивают на полосы, чаще всего две или три.

Акустические системы среднего ценового диапазона обычно имеют две полосы: низкочастотную (одновременно отвечающую и за средние частоты) и высокочастотную. В более дорогих акустических системах добавляется ещё одна среднечастотная полоса.

Если вы будете слушать в основном вокальную музыку, то двухполосных систем вам хватит. То же относится к тем, кто ищет колонки для игр и работы на компьютере.
Для прослушивания электронной или классической музыки и просмотра фильмов в домашнем кинотеатре лучше приобрести трёхполосную систему.

Сопротивление (импеданс)

Эта характеристика означает полное электрическое сопротивление системы. Наиболее встречаемые значения - 4, 6 и 8 Ом. Важнее всего этот параметр для подбора усилителя: параметр импеданса у него должен быть таким же. Несоответствие импеданса у акустики и усилителя может вызвать серьёзные проблемы. Если при одинаковой мощности обоих устройств импеданс у колонок выше, чем номинальное сопротивление усилителя, то колонки будут звучать тише. Если же импеданс колонок ниже, то усилитель может сгореть. Так что, если усилитель у вас уже есть, то это упростит выбор акустической системы: выбираем из подходящих по импедансу.

Максимальная мощность



Это максимально возможная подводимая электрическая мощность при определенном нормированном коэффициенте нелинейных искажений. Многие считают, что этот параметр означает, как громко будут звучать колонки. Но это не совсем верно. Показатель мощности говорит о том, что при подведении сигнала указанной мощности динамическая головка или акустическая система не выйдет из строя. Следовательно, очень важно, чтобы мощность акустики соответствовала или превышала мощность усилителя.

При выборе усилителя и акустической системы, желательно, чтобы реальная максимальная мощность акустической системы превышала мощность усилителя на 30 процентов или более. В этом случае вы будете застрахованы от выхода из строя акустики из-за подачи на нее сигнала недопустимо большого уровня. Если выбирать вариант для дома, то более чем достаточно показателя 100 Вт. При этом вряд ли когда-нибудь вы будете слушать что-то на максимальной громкости. Для больших же помещений стоит обратить внимание на более высокие показатели мощности – в зависимости от площади комнаты.

Система в целом

Приобретя очень дорогую акустику и подключив её к слабенькой аудиокарте, не стоит ожидать фантастического звука, но вполне вероятно появление искажений. И наоборот, купив лучший на рынке усилитель к дешёвым колонкам, вы просто выбросите деньги на ветер.

Очень важно, чтобы все звенья цепочки (усилитель – акустическая система – сабвуфер – коммутация) правильно между собой сочетались.

Во-первых, всё оборудование должно подходить друг другу по техническим характеристикам (к примеру, сопротивление).

Во-вторых, аппаратура должна быть одного класса (пример со встроенной аудиокартой и дорогой акустикой).

В-третьих, всё должно между собой сочетаться для гармоничного звучания. Если вы новичок и не особо разбираетесь в рынке аудиосистем, лучше приобретите полный комплект от одного производителя. Так вы точно не прогадаете.

Аудиосистема высокого класса

Музыка дарит нам незабываемые ощущения, музыку, в отличие от кинофильма, можно слушать долго, и даже сотни раз прослушанная композиция может приносить радостное настроение. Мы расскажем о том, что такое системы Hi-Fi – на которых слушать музыку – одно удовольствие.

Словосочетание Hi-Fi означает HighFidelity, Высокая Верность (воспроизведения звука). Его уже более чем полвека используют любители и энтузиасты музыки для обозначения высокого качества воспроизведения музыкальных записей. Понятие Hi-Fi-аппаратура, как официальный термин, появилось в середине 70-х годов прошлого века, когда в ФРГ институтом DIN был принят стандарт DIN 45500, определявший принадлежность всей аудиоаппаратуры к высокому классу по трем параметрам – уровнем шума, коэффициенту нелинейных искажений и определенной линейности амплитудно-частотной характеристики. Все, что не укладывается в параметры, по мнению уважаемой немецкой организации, к Hi-Fi не относится.

Старая цена: 287 690 ₽

Цена: 254 521 ₽

Экономия: 33 169 ₽

Тип: Готовое стерео

Британский стерео комплект для среднего помещения. Всю аппаратуру Creek Audio отличает точно сбалансированный, открытый, живой и детальный звук. Качество изготовления на высоте, функциональность и гибкость модификации техники вызывает восхищение.

Товар: Есть в наличии

В данной ситуации знаменитая немецкая педантичность, конечно, дала маху. Она пыталась языком технических показателей описать качество звучания, качество воспроизведения записанной музыки.

Звучание музыкальных записей – одна из немногих категорий в науке, для которой нет объективных описаний качества или не качества. Все описания звучания – субъективные.

Мы не можем привести объективный набор терминов и характеристик, которые однозначно указывали бы нам на высокое или низкое качество звучания усилителя или акустических систем, позволило бы нам заранее знать об этом. Все субъективно и оценивается только с точки зрения восприятия конкретного слушателя.

Именно поэтому в сегменте видео почти не встречаются неспециалисты в своей области или шарлатаны, что сплошь и рядом возникает в сегменте бытового аудио. Возьмем пятьдесят разных телевизоров, включим на них одну и ту же картинку, и пригласим несколько человек описать увиденное. Если аппараты исправны, люди не дальтоники, и не страдают другими нарушениями зрения, они опишут изображение со всех дисплеев более-менее одинаково – что трава зеленая, небо голубое, цвет кожи естественный.

В аудио мы можем включить лишь один комплект, одну и ту же композицию, и эти люди опишут звук по-разному. Сколько будет слушателей, столько будет и разных мнений. В видео, мы можем поставить картинку на паузу, подойти поближе, рассмотреть внимательно. В аудио это принципиально невозможно. Звук нельзя остановить, он превратится в тишину, и воспринимается он только пока существует. Поэтому все описательные термины и технические стандарты не могут однозначно сказать нам, хорошо или плохо будет звучать система, а лишь помогают понять нам инженерное и конструкторское качество изделий.

Но мы отвлеклись. Принятие немецким институтом DIN стандарта на Hi-Fi-аппаратуру не означало, что до сего момента аппаратуры высокого класса не существовало. За сорок лет до стандартизации, американские компании Bell Labsи RCA Victor проводили опыты по стерео- и многодорожечной широкополосной записи, записи первых опытных дорожек Surround Sound. А в домашних условиях слушать записи с радиоприемников, виниловых проигрывателей, а позже – с катушечных магнитофонов, через бытовые ламповые усилители, в США, на родине Hi-Fi, можно было с конца 40-х годов ХХ века.

С 50-х годов термин Hi-Fi прочно вошел в лексикон любителей музыки. С воплощением в домашнюю аппаратуру стереофонической записи и воспроизведения, появления высококлассных кассетных дек в 60 и 70--х годах, аппаратура класса High Fidelity вышла на новый уровень развития.

60-е годы ХХ века – расцвет американской Hi-Fi-аппаратуры. США – родина не только Hi-Fi, но и High End– ультимативного направления в Hi-Fi, где стоимость компонентов не имеет ценового предела, то есть может быть любой. Первое, что приходит на ум когда слышишь словосочетание американский Hi-Fi – это, конечно, Marantz, Fisher, Harman / Kardon, Scott. Из акустики - Bozak, Altec Lancing, Grado Labs, Janszen. Сол Марантц, Эвери Фишер, Сидни Харман, Джо Градо, Артур Джензен творили историю американской аудиотехники высокого класса. Но США больше известны даже не своим Hi-Fi, а именно HighEnd – такими всемирно известными фирмами, как Audio Research, McIntosh Labs, Krell, Conrad Johnson, JBL, Infinity, Alon, Dunlavy, Westlake Audio, и десятки других.

Кроме американских компаний, наиболее известны в своей области фирмы из Западной Европы, особенно Германии, Англии, Дании. Дания – аудиофеномен, в такой маленькой стране находится огромное число производителей аппаратуры и электронных компонентов, динамиков, поставляемых по всему миру. И конечно, нашему человеку мил и близок японский Hi-Fi 70-90-х годов. Все-таки европейская аппаратура тех лет – Grundig, Telefunken, Braun, Blaupunkt, ITT, Dual, Saba, Salora, не говоря уж об экзотике вроде Revox, Studer, Tandberg – встречались в Советском Союзе намного реже, чем Sony, Technics, Pioneer, Sharp(Optonica), Toshiba(Aurex), Hitachi(LoD), Nakamichi, Sansui, Trio / Kenwood, Akai, Teac, Mitsubishi(Diaton)и многие другие…

Исторически сложились и наиболее известные мировые школы звука, обусловленные конструкциями, подходами к аудиооборудованию, а также культурными, языковыми и личными особенностями. Их три – американская(североамериканская), европейская (с акцентом на германскую, британскую, скандинавскую, а в последнее время – и швейцарскую школы), азиатская (с отдельно существующей японской школой звука). Все остальные места земного шара глобального значения, как школы звука, не имеют. Российские разработки пока еще очень молоды и замкнуты, в основном, на локальный рынок.

Все прошедшие годы системы Hi-Fi непрерывно совершенствовались, возникали новые подходы и решения, иногда не всегда удачные. В 70-х годах появились первые квадрафонические ресиверы (люди старшего поколения наверняка их помнят!), но век их был недолог.

Похожая история произошла и с DAT-кассетами и мини диском – они ушли с бытового в профессиональный рынок. А виниловые пластинки и компакт-диски живы и здоровы, винил сейчас вообще находится на серьезном подъеме, которого еще несколько лет назад никто от него не ожидал.

Более того, есть все признаки грядущего возрождения катушечных магнитофонов – начат выпуск магнитных лент и нескольких возрожденных катушечных моделей. Этак и кассетные магнитофоны вернутся. Да и минидиск можно возродить, уже на современном уровне.

В то время компания Sony могла себе позволить многие всемирные инновации – стандарт компакт-диск, в создании которого она принимала непосредственное участие, портативные плееры Walkman, Discman, видеоформат Betacam, тот же минидиск. Середина 90-х годов – золотой век компании, ее оборот в 1995 году составил 57 миллиардов долларов (это в те времена!). В лабораториях фирмы трудилось множество известных инженеров и талантливых ученых. Можно вспомнить гениального японского физика, нобелевского лауреата Лео Эсаки, впервые описавшего туннельный эффект в диодах (названных позже его именем) – явление волнового прохождения элементарных частиц через, казалось бы, непроницаемый барьер…

Наиболее серьезно технический прогресс затронул электронику – источники, усилители. Виниловые проигрыватели и акустические системы обновляются редко, это наиболее энергоемкие части Hi-Fi-системы. Источники музыкального контента – наиболее быстро совершенствующиеся аппараты, это связано во многом с появлением принципиально иных музыкальных носителей и источников музыкальных записей. Принципиальным отличием современных систем от того, что было ранее, стало и введение многоканальной звукозаписи и многоканального музыкального воспроизведения в форматах SACD(DSD) и DVDAudio.

Современная бытовая Hi-Fi-аудиосистема состоит из следующих компонентов:

Источники сигнала

Источники музыкального сигнала . Кроме традиционных, таких как виниловый проигрыватель, компакт-диск, тюнер(радиоприемник), в настоящее время широкое распространение получили онлайн-источники контента(интернет-радиостанции), медиасерверы, проигрывающие музыку с различных твердотельных носителей (флэшки, жесткие диски), мобильные устройства (смартфоны, планшеты, плееры) и бытовые компьютеры всех типов. Особенность современных источников – возможность работы с аудиофайлами высокого разрешения, вплоть до 24 бит/ 192кГц, а также поддержку файлов DSD с четырехкратно увеличенной частотой 11.2 МГц.

Усилитель сигнала

Усилитель музыкального сигнала. Выбор усилителей огромен – это могут быть однокорпусные аппараты и отдельные предварительные и оконечные усилители, транзисторные, ламповые, гибридные, стандартных габаритов или нестандартных, с дополнительными функциями (встроенный ЦАП, стример, управление по беспроводной сети) без них, с балансными входами-выходами и с обычными, и так далее. Внутри каждого типа усилителей существуют свои субделения, в результате многообразие их конструкций достигает наибольших значений во всем сегменте аудиотехники.

Акустические системы

Акустические системы. Здесь практически такое же разнообразие, как и в усилителях, включая самые экзотические (электростаты, магнепланары, пьезоэлектрики, плазменный ионный излучатель). Кроме технических различий в конструкции, акустические систем можно разделить на полочные, напольные, встраиваемые, а также активные (со встроенным усилителем, кроссовером и опциональным цифровым сигнальным процессором), и пассивные, работающие от обычного бытового усилителя.

Соединительные кабели

Кабели – важнейший компонент системы, пренебрегать ими нельзя. Это касается не только слаботочных (акустических, межблочных, цифровых) но и специальных силовых кабелей 220В для питания аппаратуры.

Возможные аксессуары

Возможные аксессуары – отдельные цифро-аналоговые преобразователи, отдельные тактовые генераторы, внешние или опционные блоки питания, специальная стойка для оборудования, источник бесперебойного питания или сетевой кондиционер, различные виброизолирующие подставки, конусы, демпферы, а также всякие устройства, вклад которых в звучание находится в категории субъективных (различного рода тотемы, скобки, пирамидки и шары, гармонизаторы, энергоусилители, фильтры на основе ячеек Смита и тому подобное).

Всю аппаратуру для стерео- и многоканального воспроизведения можно условно разнести в три категории – ретро, современная(модерн), и альтернативная (использующая компоновку и элементы, очень мало распространенные среди любителей музыки, а в основном, только среди профессионалов и продвинутых пользователей.) Наша задача – помочь нашим клиентам в приобретении именно той аппаратуры, которая решает все поставленные ее владельцам задачи и доставит им удовольствие от ежедневного использования.

{tab Аппаратура в стиле ретро }

Корни этого направления уходят в 60-е годы ХХ века – самый известный период производителей Hi-Fi-аппаратуры. Выпускают аппаратуру в таком стиле, в основном, американские, английские и японские компании. Другое дело, что сейчас очень мало современной аппаратуры Hi-Fi в ретростиле – только High End. Из американских фирм можно назвать те же Audio Research и McIntosh, из английских – Tannoy, японцы, в основном, выпускают ламповые усилители “под старину”. К ретростилю можно отнести аппаратуру и акустику, в которой много дерева, используются лампы, аналоговые стрелочные индикаторы и огромные широкополосные динамики, в том числе разнообразные рупоры.

{tab Аппаратура в стиле модерн }

Сюда можно отнести подавляющее большинство всей аппаратуры и акустики, выпускаемой в настоящее время. В аппаратуре преобладают полированный металл, стеклянные элементы, дисплеи и сенсорные экраны , необычные пульты управления. Акустические системы имеют различную форму – кубы, башни, сплайновые(изгибные) формы, нестандартные акустические решения. Отделка – металл, пластик, стекло, глянец, рояльный лак разных цветов.

{tab Альтернативные аудиосистемы }

Это удел немногих энтузиастов-аудиофилов, которых не пугает сложность и немассовость такого оборудования. Выглядят такие комплекты странно и необычно для человека, привыкшего к классической компоновке аудиосистем.

Типичный пример – в качестве источника используется компьютер, специально доработанный под обработку музыкальных файлов высокого качества, как правило, это файлы DSD(SACD) и специальные файлы с оригинальных мастер-лент, переведенные в цифру с качеством, намного превосходящим компакт-диск (такие записи продают специализированные компании и некоторые студии).

Сигнал с компьютера поступает на цифро-аналоговый преобразователь высокого класса (иногда используется не выход USB, а вывод на профессиональную многоканальную звуковую карту), откуда передается на цифровой сигнальный процессор с функцией предварительного усиления. Процессор способен обрабатывать огромный объем музыкальных данных в реальном времени, в нем выставляется частота среза для динамиков, фаза сигнала, степень усиления, осуществляется электронная коррекция звучания под акустические условия помещения. В некоторых комплектах, данная обработка происходит непосредственно в акустических системах, которые, разумеется, больше похожи на вычислительный центр, чем на привычную колонку.

Hi-Fi. Что же это на самом деле? Какую аппаратуру и записи можно относить к Hi-Fi, а какую – нет? У целых поколений “рожденных в СССР”© данный термин ошибочно ассоциируется с отцовскими усилителями “Вега” или “Прибой” и колонками S-90. В сознании детей 90-х прочно укоренились заблуждения в виде бум-боксов и сотен различных музыкальных центров всех форм и размеров, наводнивших просторы когда-то Великого и Нерушимого подобно цунами. Для поколения нулевых это ПК с установленных WinAmp-ом и кучей MP3-файлов непонятного качества. Почему все это не является Hi-Fi? Стартуем новый цикл статей, отвечающих на эти вопросы. И начнем, как всегда, с истории вопроса

От лампы к транзистору

Ни для кого не секрет, что сам термин является сокращением от High Fidelity. И обозначает ничто иное, как Высокую Достоверность. То есть записи музыкальных произведений и аппаратуру для их воспроизведения, позволяющие получать результат, максимально приближенный к оригиналу. То есть в идеальном случае вы не должны при слепом тестировании отличить “живое” выступление исполнителя от воспроизводимой записи. Это и есть та заветная цель, которая двигала и продолжает двигать техническую сторону аудио-индустрии вперед.

Сменялись методы звукозаписи и инструменты постобработки, сменялись носители записей и аппаратура для воспроизведения. Но цель до определенных пор оставалсь неизменной. Так было ровно до того момента, пока в 60-е годы, на волне рок-н-ролла, битло- и роллинго-мании, на заре зарождения современной популярной музыки (такой, какой мы ее знаем до сих пор), основные игроки рынка не решили делать все для максимальной экономической доступности музыки широким массам. Фактически спрос начал формировать предложение. И законы рынка окончательно воцарились на ранее подчиненном исключительно энтузиастам поприще.

Дорогой читатель, бро, не пойми меня неправильно. Да, до этого были патифоны, относительно дешевые радиолы и шеллаковые пластинки. Был некий рынок относительно дешевого “популярного” аудио. Но никому из воротил рынка не приходило в голову лепить на это ярлыки Hi-Fi. И это явное, очевидное для потребителя разграничение сохранялось до описанного мною периода. Потребители с достатком ниже среднего могли себе позволить только нечто дешевое и не слишком качественное. Но они и понимали это! Настойщий Hi-Fi был уделом представителей среднего класса и выше. Просто потому, что себестоимость Hi-Fi-аппаратуры никогда не могла (и до сих пор не может) быть низкой.

“Сэкономил – значит заработал” ©

Но истерия вокруг рок-н-ролла, бурные 60-е, хиппи, Джими Хендрикс, Битлы, Роллинги, Розовый Флойд, изобретение транзистора – все это породило невиданный доселе спрос на звукозаписи и аппаратуру для их воспроизведения. И как результат – технические возможности для его удовлетворения с очень низкой себестоимостью. Транзисторные радиоприемники, усилители, магнитофоны – все это в разы дешевле в изготовлении, чем ламповая аппаратура. Да, эксплуатационные характеристики у транзисторных/герконных/мосфетных агрегатов лучше. С этим тоже никто не будет спорить. Но по качеству звука… Тут есть вопросы без однозначных ответов.

Компактная кассета. Такой fail, что аж win

Аппаратура для воспроизведения – не единственное, что требовало перевода на рельсы массовости и максимальной дешевизны в изготовлении. Носители звукозаписей также требовали перемен для удовлетворения все возрастающего спроса. Именно удовлетворение спроса на компактный, максимально дешевый и не требующий дорогостоящей аппаратуры для воспроизведения носитель привело в 70-е годы к смене господствующего в массовой культуре формата с винила на компактные кассеты. До этого момента магнитная лента и “бобинные” мангитофоны на самом деле являлись, скорее, уделом звукозаписывающих компаний, нежели потребительским форматом.

И все на первый взгляд было неплохо. Но… Дешевые компактные кассеты (существовали и дорогие, в разы более качественные) обладали тем, что на сегодняшний день принято называть “фатальным недостатком” ©. А точнее, этих недостатков было несколько:

Не все инновации одинаково полезны

К концу 70-х все уже прекрасно поняли, что адекватной замены винилу из кассет не получилось. Да, получилось немного дешевле. Но вот с качеством звучания, эксплуатационными характеристиками и удобством использования были серьезные проблемы. Цель-максимум – получение единого формата носителя как для ценителей Hi-Fi, так и для массового рынка – достигнута не была. Винил продолжал оставаться основным форматом в Hi-Fi-системах для домашнего прослушивания. Его качество звучания, удобство в эксплуатации и надежность при должном уходе позволяли серьезным меломанам тех лет даже и не помышлять о переходе на что-то другое. Но была единственная проблема, побороть которую с учетом особенностей формата невозможно. Эта проблема – механический износ пластинок. Игла звукоснимателя оказывает на дорожки механическое воздействие при каждом прослушивании. Это – основной принцип считывания записи. Суть винила. И обратная сторона медали приводит к тому, что при каждом последующем прослушивании качество звука немного ухудшается. Дорожки деградируют от механического воздействия. И из композиций пропадают столь важные и любимые меломанами детали. Для отслеживания этого процесса была изобретена и стандартизирована целая шкала состояний виниловых пластинок. Но это совсем другая история.

CD и цифровая революция

Фактический провал компактных кассет, крупные габариты и деградация винилов при эксплуатации – все это висело над индустрией звукозаписи дамокловым мечем. Мечта о едином формате как для искушенных и состоятельных меломанов, так и для не слишком богатых потребителей оставалась мечтой. Но прогресс не стоял на месте. Постепенная компьютеризация всего, что только можно компьютеризировать, и гений японских инженеров привели к тому, что принято считать началом цифровой революции в аудио. К появлению DAT-магнитофонов. Этот гибрид магнитной ленты и цифрового формата записи дал доселе полностью аналоговой отрасли второе дыхание. Возможности компьютерной постобработки развязали руки звукорежиссерам. Сократили время и снизили затраты на создание тех или иных эффектов. Расширили их номенклатуру. Позволили быстро создавать то, что мы сейчас называем миксами. Таким образом себестоимость доведения трека от состояния изначальных студийных или концертных записей до завершенного произведения, пригодного для записи на носитель, снизилась многократно. Качество же при этом не только не снизилось, но в некоторых случаях даже возрасло. А раз в студиях звукозаписи стали применяться цифровые носители и форматы, то и путь дальнейшего развития для конечного слушателя также был предрешен. Конец 70-х и начало 80-х ознаменовалось рождением CD.

Казалось бы, этот формат сам по себе лишен всех недостатков своих предшественников. Он не подвергается механическому воздействию при воспроизведении. Он компактен. То есть возможно как домашнее, так и портативное его применение. Никакого реверса или перемотки. Практически исчезла необходимость в уходе. Качество записи не должно ничем уступать винилу… Но увы, время расставило все на свои места.

Краеугольным камнем стала аппаратура для воспроизведения. Пионер CD-проигрывателей, компания Philips, в начале 80-х годов выпустила свои версии такой техники. И так уж случилось, что им суждено было стать легендами. Но обо всем по порядку. Давайте для начала разберемся, что является наиболее важными компонентами такого проигрывателя:

  • механика и считывающая головка. То, что принято называть “транспортом”. Чем качественнее и долговечнее данная составляющая, тем лучше;
  • ЦАП. Увы, чистых “транспортов”, без встроенного перекодирования цифрового потока в аналоговый сигнал, даже на заре существования формата было крайне мало. Ведь для конечного массового потребителя важна простота применения. Необходимость покупки дополнительного внешнего ЦАП-а нелегко пояснить даже сейчас. Тогда же это сделать было еще труднее.

От качества этих двух частей зависит конечный результат. Philips же, выпуская первые в мире проигрыватели CD, поставил своим инженерам задачу – обеспечить звук, максимально приближенный по качеству к винилу. Сама задача была обусловлена необходимостью пояснить серьезным меломанам и аудиофилам тех лет необходимость перехода на CD. То есть, что называется, показать товар лицом. Таким образом, ни о каких компромиссах в плане качества компонентов и удешевления схемотехники и речи быть не могло. В прогрователи моделей 101 и 303 устанавливали самые лучшие на тот момент ЦАП-ы и абсолютно неубиваемую механику. Такой “золотой стандарт” сделал свое дело. Формат прижился. Как в массовой культуре, так и в Hi-Fi-среде.

Вечная классика

Но праздник не может длиться вечно. И вслед за бесчилсенными лицензионными копиями 101 и 303-х проигрователей производители начали выпускать гараздо более дешевые в изготовлении и доступные конечному пользователю решения. Закономерно, качество “транспорта”, ЦАП-ов и общей схемотехники снижалось. И тут началось самое интересное.

Война за сознание потребителя. Обман под названием CD quality

Осуществив, как им казалось, мечту единого формата аудиозаписей на рынке, производители начали кампанию по размыванию в сознании покупателя границы между Hi-Fi и обычной, бюджетной аппаратурой. Catch был в том, что CD завоевал к середине 80-х место под солнцем даже в глазах серьезных аудиофилов-винильщиков. Заставив их как минимум признать равенство форматов. Но сделано это было исключительно за счет бескомпромиссно качественной аппаратуры. Вот только покупателям об этом говорить совершенно не обязательно.

А что же важно для покупателя? Формат удобен в эксплуатации, лишен недостатков предшественников, а качество звучания признано на тот момент уже всеми ведущими аудио-изданиями и экспертами. Всё! На этом уже можно делать успешную рекламную кампанию. Продвигая проигрователи CD по все более и более низким ценам. Задавать вопросы о том, за счет чего снижена цена, будут единицы. Остальные же примут это как удешевление Hi-Fi. Но увы, в данном случае мы имеем дело с классическим примером подмены понятий.

Калосая CD-плеела! Осеня калосай! Недолага!

На самом деле по миру миллиардными тиражами расходились уже не бескомпромиссные творения аудио-инженеров, но сверхдешевые устройства, способные хоть как-то считать и преобразовать в аналоговый сигнал записи на CD. А к Hi-Fi это, как мы с вами понимаем, уже не имеет никакого отношения.

Действительно качественные и сравнимые со 101 и 303 аппараты продолжали появляться. Но стоили они уже баснословных денег и становились уделом единиц энтузиастов, понимающих настояще положение дел. Так свормировался небольшой и закрытый от масс рынок современного Hi-Fi. И была достигнута основная цель – окончательно размыть в головах абсолютного большинства потребителей грань между Hi-Fi аппаратурой/звучанием и аудио-ширпотребом. Сформировав таким образом обоснованный и устойчивый спрос на дешевую технику и максимально широкой аудиотрии. Одним из основных рекламных средств новой эпохи стал придуманный маркетологами термин “CD quality”. Затея по отождествлению качества звучания CD-записей, обеспечиваемого проигрывателями класса 101/303, с тем, что выдавали бюджетные поделки, увенчалась оглушительным успехом.

И вот уже миллиарды потребителей сметали с полок как стационарные плееры, так и портативные Disсman-ы. А у автопроизводителей появился законный повод включить CD-плеер в перечень дополнительных опций для новых моделей авто.

Так в головах абсолютного большинства жителей планеты термин Hi-Fi утратил свое значение и смысл. Появилось ложное суждение – раз на этом стоит маркировка CD quality, то это уже Hi-Fi. Эту заветную словесную конструкцию можно встретить и сегодня! В первую очередь на упаковках огромного множества Bluetooth-гарнитур без поддержки aptX и прочем аудио-ширпотребе. И сегодня, равно как и во второй половине 80-х годов, эта фраза является 100% обманом в подавляющем большинстве случаев.

Современные форматы и продолжение обмана

Время шло. Технологии и всеобщая компьютеризация привели к тому, что появились цифровые форматы хранения аудиозаписей, не требующие привычных носителей. На смену CD пришла эра MP3. iPod и прочие портативные плееры, обширные аудиотеки на ПК – все это её узнаваемые атрибуты. Но одно оставалось неизменным. Вы угадали! То самое волшебное словосочетание “CD quality”. Это самое магическое качество нам обещали авторы формата AAC – та самая “какая-то фруктовая компания”©. Об этом же гордо сообщали диски с MP3 128 Kbps. Киевляне наверняка помнят их россыпи на рынке “Петровка” в первой половине нулевых. Словосочетание все еще работало. А в набирающем обороты Internet-е десятками появлялись и появляются по сей день статьи, рассказывающие нам с вами о том, что услышать разницу между MP3 128 и CD можно только на “аппаратуре за много-много тысяч $”. Как только неправдивость этого утверждения стала очевидной, публикации уступили место “MP3 320 vs CD”. Суть осталась той же. Фактически звукозаписывающие компании были заинтересованы в сохранении CD-формата в статусе фактического золотого стандарта качества. И продвижении заведомо ущербных форматов с пережатием (потеря качества) за счет успешного сопоставления их с CD. Пережатые форматы – наследие ограниченного дискового пространства и малого объема накопителей портативных устройств. Выходцы из тех времен, когда свободное место на жестком диске было на вес золота, а карта памяти объемом 512 МБ была роскошью.

172 Kbps. CD quality. “Не, ну а чё?”©

То есть из той самой первой половины нулевых. С тех пор утекло немало воды. Прогресс не стоял на месте. Винчестеры объемом в несколько десятков ГБ уступили место многотерабайтным. Современные карты памяти дадут фору иному HDD образца 2005 года. А пропускная способность современных сетей уже не является ограничивающим фактором для стриминга качественного аудио. Казалось бы, ограничений нет. Но иннерционность рынка столь велика, что маркетинговый миф о CD quality и пережатые форматы будут существовать еще очень долго. а потребитель будет и дальше благодарно принимать Google Music с контентом MP3 320. Ведь зачем больше, если и это способно обеспечить то самое вожделенное CD quality. В этих ваших интернетах же написано…

Тем временем in Soviet Union…

Как и во всем на просторах нашей необъятной некогда Родины, в аудио-индустрии СССР наблюдалось нехилое такое отставание. На пару-тройку десятилетий. Аппаратура зачастую являлась если не полными, то весьма близкими к таковым копиями прототипов из стран “загнивающего Запада”. Технические решения “тлетворного” копировались с существенным отставанием, потому как требовали каждый раз чуть ли не полной перестройки целых отраслей производства. В итоге советские винилы великой и ужасной фирмы “Мелодия” не являлись не то что Hi-Fi-ем, но дотягивали в лучшем случае до уровня 40-х годов. Конструктивные решения воспроизводящей аппаратуры были, скажем так, далеки от лучших образцов. Более того, как минимум до середины 70-х годов вовсю применялись некоторые производственные ноу-хау и даже станки(!), вывезенные из Германии в 40-е годы в качестве послевоенных репараций! Но и в этом мрачном царстве вечного “догонялова и перегонялова Запада” за очередную пятилетку были и свои лучики света. Их, правда, можно пересчитать по пальцам максимум двух рук, но они были. Бумажные динамики КИНАП, конденсаторы “бумага в масле”, “Эстония стерео”, S-90 после доработок и некоторые другие вещи действительно давали избранным гражданам Нерушимого возможность прикоснуться к качественному звуку.

Да-да, я Hi-Fi! А ну в глаза гипножабе смотри, я сказал!

Однако следует признать очевидное – 99% советской аудио-аппаратуры, не говоря уже о записях, являются откровенным трешем. И обращать внимание на шильдики Hi-Fi, встречающиеся на устройствах эпохи Перестройки, не нужно.

Лучик света в темном царстве

Несмотря ни на что, Hi-Fi в современном мире продолжает развиваться. Приняв форму lossless-форматов (FLAC и его собратья) и опираясь на качественную аппаратуру, спроектированную с соблюдением баланса себестоимости и качества звучания. Таким образом, вооружившись необходимыми знаниями и опытом, собрать достойную домашнюю Hi-Fi-систему можно за ~$1K. Включая все необходимые компоненты. Да, это не будет Hi-End-ом. Но для прослушивания lossless-форматов уровня 16/44.1, то есть для настоящего CD-качества, этого вполне хватит! Но об этом в следующих частях цикла.

Промежуточные итоги

Непонимание современным обывателем разницы между Hi-Fi и простым аудио – наследие “заботливой” информационной и маркетинговой политики лидеров индустрии звукозаписи. Равно как и производителей аппаратуры, гоняющихся за массовым неснижающимся спросом. Ситуация доведена до абсурда. Чистое воспроизведение какой-либо композиции без шумов и с задействованием всех частотных полос уже является в сознании большинства достаточным признаком Hi-Fi. Но увы, Hi-Fi – это не просто комфортный звук. Это не то, что может выдать заботливо проданная вам консультантом в магазине Bluetooth-колоночка для вашего смартфона. Это то, как произведение звучит вживую. Это достоверный, естественный и ничем не приукрашенный звук. То, какой музыку задумывал и сыграл ее автор/исполнитель. Да, этот уровень стоит доступных многим из нас, хоть и не сверхбольших, денег. Но услышав хоть раз настоящий Hi-Fi, понижать планку уже не хочется. В следующей части мы поговорим о том, как на сегодняшний день создать систему для домашнего воспроизведения музыки в настоящем CD-качестве. До скорого!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Аудио высокого разрешения (HRA) является высшей степенью аудиофильского наслаждения, но откуда оно взялось, нужно ли оно вам и где его взять? Позвольте нам рассказать об этом.

2015 стал годом, когда HRA стало мейнстримным явлением благодаря появлению всё большего числа устройств, поддерживающих данный аудиоформат. Начиная с портативного аудиоплеера PonoPlayer и заканчивая поддержкой HRA в Sony Xperia Z3, 2015 год доказал, что звук высокого качества отныне может услаждать ваш слух абсолютно в любом месте.

Возможно, вас вполне устраивают mp3-треки, которые вы слушаете на смартфоне по дороге на работу, однако истинные меломаны стремятся к большему. С этого и начиналось появление HRA.

Что же на самом деле значит HRA? Где его можно найти? Что нужно, чтобы приобщиться к обществу любителей HRA? На эти вопросы постараемся ответить ниже.

Что такое аудио высокого разрешения?


Стоит отметить, что пока не существует чёткого определения аудио формата высокого качества. В отличие от видео высокой чёткости, которое должно соответствовать определённым критериям, для высококачественного аудиоформата пока не существует универсальных положений.

В общем и целом, термин относится к звуку, который обладает повышенной частотой дискретизации и большей глубиной, нежели CD — 16-бит/44,1кГц. HRA-файлы, как правило, используют частоту семплирования либо 96 кГц, либо 192 кГц при 24 битах, однако также допускаются файлы 88,2 кГц и 176,4кГц.

Частота дискретизации соответствует частоте взятия отсчетов беспрерывного во времени сигнала при его дискретизации, когда звуковые волны конвертируются в цифровые. Чем больше бит на один дискрет, тем больше точность измерения амплитуды, поэтому между сигналом 16 и 24 бит существует заметное различие в качестве звучания.

Группа цифровых развлечений (DEG), Ассоциация потребительской электроники (CEA) и Национальная академия искусства и науки звукозаписи в сотрудничестве со звукозаписывающими компаниями разработали формальное определение аудио высокого качества:

«Аудио без потери качества способно воспроизводить полный диапазон звукозаписей, которые были получены из музыкальных источников, превосходящих качеством CD».

Вдобавок к определению существуют четыре различных записывающих категории, разделяемые по источнику аудиофайла.

Существует несколько файловых HRA-форматов, каждый из которых поддерживает вышеуказанные частоты семплирования и битовые глубины. Среди них FLAC (свободный аудио-кодек без потерь качества) и ALAC (аудио-кодек Apple без потерь качества), оба из которых подвергаются сжатию, но, теоретически, не имеют потерь данных.

Другие форматы включают WAV, AIFF and DSD – форматы, используемые для неперезаписываемых аудиодисков высокого качества SACD.

Формат FLAC является самым популярным форматом, доминируя над WAV за счёт лучшей поддержки метаданных, гарантируя, что ваши аудиотреки будут снабжены информацией об артисте и названии композиции/альбома.

Разумеется, помимо загрузки музыки в таких высококачественных форматах, вы можете перекодировать имеющуюся музыкальную библиотеку в эти исключительные аудиоформаты.

Что же примечательного в HRA-аудио?


Очевидно, самое приписываемое преимущество стандарта HRA – это превосходное качество звучания в сравнении со сжатыми аудиоформатами.

Чтобы показать, почему данный формат должен звучать лучше, чем, например, MP3, сравним относительные битрейты. Самый высококачественный МР3-трек имеет битрейт 320 кбит/с, тогда как файл 24 бит/192 кГц передаётся на скорости 9216 кбит/с. Музыкальные CD-диски имеют скорость передачи 1411 кбит/с.

24-бит/96 кГц или 24-бит/192 кГц файлы способны обеспечить качество звучания, более приближённое к полученному музыкантами и аудиотехниками на студии звукозаписи. Имея больше данных, HRA-треки дарят значительно более детализированное и текстурированное качество звучания, близкое к живому концерту.

Как водится, существуют люди, которые никак не могут ощутить разницу. Поэтому, если вы не чувствуете разницы между МР3 и FLAC, или она вам безразлична – не тратьте деньги на новомодные форматы и устройства, поддерживающие их.

Где приобрести и загрузить HRA-аудиофайлы?


Существует множество цифровых магазинов, позволяющих приобрести треки высокого качества в интернете. Среди них самые лучшие:

HDTracks
Цифровой магазин HDTracks предлагает слушателям более 10 000 несжатых HRA-альбомов. Компания утверждает, что сотрудничала с каждой крупной звукозаписывающей студией, включая Sony Music Entertainment, Warner и Universal, чтобы создать самый полный каталог композиций высокого качества на планете. HDTracks также сообщил о начале работы с мультиплатформенным приложением Liztic, которое обеспечит воспроизведение HRA-аудиофайлов на любом устройстве PC, Mac, Android или iOS.

7Digital
7Digital предоставляет свой каталог нескольким другим сервисам из данного списка, но также запустил собственный сервис цифровой музыкальной дистрибуции. 7Digital имеет в своём хранилище HRA-файлы практически любого жанра, не ограничиваясь классикой и джазом. На сайте простая навигация и загрузка любимых треков – дело совершенно несложное.

Naim Label
Более известный благодаря своим системам домашнего развлечения, сервис Naim дополнительно занимается распространением высококачественного аудио, включая музыку под собственным лейблом Naim Label.

Linn Records
Ресурс Linn предлагает загрузки в формате Studio Master 24 бит/192 кГц FLAC и ALAC, а также МР3 24-бит/96 кГц, 16 бит/44,1 кГц и 320 кбит/с.

Bowers & Wilkins Society of Sound
Другой hi-fi бренд, который постарался собрать коллекцию высококачественных аудиофайлов студийного качества. Можно ещё оформить подписку и получить доступ к альбомам, которые не доступны в магазине.

Qobuz
Французский веб-сайт Qobuz предлагает доступ к 20 000 HRA-альбомов. Файлы доступны с минимальным качеством в 16 бит/44,1 кГц, тогда как большое количество доступно с 24 бит/192 кГц. HRA-файлы также доступны через потоковый сервис Qobuz.

Onkyo Music
Onkyo Music использует музыкальный каталог 7Digital, который предоставляет высококачественные аудио-загрузки с параметрами 24 бит FLAC (44,1 кГц до 192 кГц). Он также имеет поддержку MQA-файлов.

Компании Sony, Warner и Universal также сообщили, что они откроют доступ к своим богатым музыкальным хранилищам.

Потоковая передача HRA-файлов?


Многие наверняка знают о существовании потоковых сервисов с CD-качеством, а сервисы Tidal и Qobuz запускают потоковые передачи аудиоданных без потери качества. Это обеспечивает новый уровень качества в распространении музыки, недоступный пока таким гигантам как Google Play Music, Rdio, Spotify и Apple Music.

Также возможна потоковая передача HRA-файлов на устройства Apple, благодаря недавнему обновлению сервиса Qobuz. Разумеется, для этого понадобится соответствующий смартфон с поддержкой HRA-формата: Sony Xperia Z5, LG G5 и Samsung Galaxy S7.

Apple iPhone пока что не поддерживает высококачественные FLAC-файлы, только ALAC. Однако благодаря приложению HF Player App от Onkyo, на вашем яблочном телефоне становятся доступны треки в этом формате.

HRA-музыка имеет один недостаток – файловый размер. Как правило, размер одного трека превышает десятки мегабайт и один альбом может существенно загрузить ваше дисковое пространство. К счастью, с 2014 года существует специальный формат – MQA (Аутентичное Мастер Качество). Цель этого формата – сжать размер HRA-трека настолько, чтобы на выходе получить высококачественную композицию размером с обычный трек MP3. В итоге, такие файлы можно снова закачивать целыми альбомами на свой плеер и легко скачивать в режиме потоковой передачи по мобильным сетям.

Что нужно, чтобы воспроизвести HRA-файлы?



Всё большее число мультимедийных изделий, начиная от AV-ресиверов и стереоусилителей и заканчивая многофункциональными музыкальными центрами, способны справиться с HRA-аудио.

Пока что у некоторых устройств существуют проблемы в поддержке определённых форматов и максимального битрейта, поэтому перед приобретением HRA-файлов убедитесь, что ваш девайс сможет с ними справиться.

Некоторые устройства позволят воспроизводить HRA-файлы прямо с USB-флешки или подключенного к сети ПК через Ethernet.

Также можно воспроизводить HRA-аудио, хранимое на компьютере, если он подключён через USB к усилителю типа Arcam irDAC, Naim DAC-V1 или T+A DAC 8. А затем отправлять сигнал на наушники или динамики.

Если вы пользуетесь устройствами с Mac ОС, можно попробовать Amarra или Channel D’s Pure Music. На Mac PC отлично подойдёт JRiver Media Center.

Многокомнатные аудиосистемы с возможностью HRA-воспроизведения

Многокомнатные аудиосистемы в последние годы получили новое развитие, благодаря желанию некоторых разработчиков расширить возможности своих устройства, а других – потеснить ныне лидирующих производителей, вроде Sonos.

Так, динамично развивающийся производитель Bluesound появился на рынке в 2014 году и сразу же представил линейку устройств, поддерживающих аудио 24 бит на всём диапазоне частот. В линейку изделий входят беспроводной стример Node 2, потоковый проигрыватель Powernode, музыкальный сервер с высоким разрешением Vault, многофункциональная музыкальная потоковая система Pulse и система динамиков с сабвуфером Duo 2.1.

А техника Hi-fi лидера Sonos пока что поддерживает потоковое воспроизведение в CD-качестве при 16 бит/44,1 кГц.

Другие производители многокомнатных аудиосистем последовали примеру Bluesound: LG Music Flow, Lenco PlayLink, Harman Kardon Omni и Monster SoundStage – все они поддерживают HRA-аудио и имеют беспроводные динамики.

Что дальше?



С тех пор как HRA-формат был впервые продемонстрирован на Международной выставке потребительской электроники (CES), интерес к нему только набирает обороты.

Это видно уже потому, как тяжёловесы рынка электроники – Sony, LG и Samsung внедряют формат в свои новинки, чтобы дать возможность как можно большему числу потребителей приобщиться к этому новому явлению в сфере аудиотехники и понять, что же даёт HRA-музыка слушателю. Таким образом, рынок HRA-аудио и техники ожидает бурный рост в течение, как минимум, последующих нескольких лет.

Наушники – это отдельная категория устройств для воспроизведения аудио. Их нельзя сравнить со стереоакустикой. Они устроены совершенно иначе, поэтому и критерии для них иные. Существует несколько типов наушников. У каждого имеются свои особенности, преимущества и недостатки. Отдельное место в мире аудиогарнитуры занимают Hi-Fi-наушники. Что они собой представляют? От всех остальных их отличает максимальная приближенность звучания к оригиналу. Сокращение «Hi-Fi» расшифровывается как High Fidelity, что в переводе значит «высокая точность». Такая надпись на аудиотехнике говорит о том, что устройство относится к соответствующему стандарту качества и точности передачи звука.

Выбор Hi-Fi-наушников

Чтобы не допустить досадной ошибки в выборе, нужно обращать внимание на все мелочи. Качество техники этой категории определяется скорее субъективно, чем объективно, поэтому каждый пользователь сам для себя определяет приоритетные критерии. Тем не менее, существуют определенные моменты и нюансы, которые актуальны для всех и всегда. Чтобы разобраться в вопросе выбора Hi-Fi-наушников, мы рассмотрим ключевые аспекты, которые возникают в голове каждого пользователя.

Какие параметры можно считать основными показателями качества звука?

Специалист в области аудиотехники скажет, что это АЧХ (амплитудно-частотная характеристика) и КНИ (коэффициент нелинейных искажений), и будет прав на все 100%. К сожалению, далеко не все производители указывают в паспортных данных эти параметры. Вот почему выбрать подходящие наушники бывает невероятно сложно. В большинстве случаев пользователю приходится примеряться – просить в магазине послушать, как звучат те или иные композиции из собственного трек-листа. Что ж, ничего скверного в этом нет. Наверное, можно сказать, что наушники, как и обувь, настолько индивидуальны, что удачно выбрать наугад практически невозможно. Каждый истинный аудиофил считает своим святым долгом пройтись по магазинам и выбрать из сотни комплектов именно тот, который будет удовлетворять по качеству звучания.

Многие любители качественного звука отдали предпочтение наушникам Bose QuietComfort 25 . Их главное преимущество – это совершенная система шумоподавления, которая обеспечивает полную изоляцию от происходящего в окружающем мире. Приверженцы этой модели сравнивают эффект звукоизоляции с волшебным куполом тишины. В кругах аудиофилов она прослыла эталоном среди наушников данной категории.

Как правильно читать паспортные данные?

Первым делом нужно обращать внимание на чувствительность. К примеру, перед вами две пары наушников, которые, по вашему мнению, звучат почти одинаково. Из них стоит выбрать те, у которых выше показатель чувствительности. Если в таблице спецификации указано от 90 до 110 дБ/мВт – значит, наушники по-настоящему хороши.

Второй по важности параметр, который, кстати, тесно взаимосвязан с чувствительностью – это сопротивление. В современных Hi-Fi-Наушниках он может варьироваться от 20 до 120 Ом. Однозначного ответа на вопрос о том, каким должно быть сопротивление, нет, но при этом с уверенностью можно сказать, что скверных раскладов вроде «низкий импенданс + низкая чувствительность» стоит избегать. Нет, качество звука от этого не пострадает, но вот аккумулятор телефона (или плеера) будет садиться очень и очень быстро.

Достойным примером «ушей» с высоким качеством воспроизведения аудио и оптимальным сочетанием сопротивление/чувствительность можно считать серию Sennheiser Momentum. Эти наушники считаются эталоном правильного звучания. Нет, отнести их к категории Hi-End, нельзя,… но назвать это недостатком достаточно сложно. Восприятие звуковых волн у каждого человека индивидуально, и конкретно Sennheiser Momentum подходит тем меломанам, которые любят чистый Hi-Fi-звук, без предумышленных искажений сигнала, ориентированных на изощренного потребителя. На данный момент многие специалисты сходятся во мнении, что Sennheiser Momentum – это и есть лучшие наушники для Hi-Fi плеера, но мы не беремся утверждать, что они идеально подходят всем без исключения. На вкус и цвет товарищей нет! Много найшников вы можете увидеть в каталоге .

Как насчет диапазона частот?

С этим показателем всё просто. Чем шире диапазон, тем глубже и насыщеннее звук, но это вовсе не значит, что вы должны гнаться за космическими цифрами. Слух человека лучше всего воспринимает частоты в диапазоне 300-3000 Герц. Всё, что выше или ниже – не лишнее, но второстепенное. Если вам попадутся наушники с диапазоном, 20- 10 000 Герц, которые будут устраивать по качеству звучания – покупайте, не раздумывая. Да, вы можете найти модель с верхней границей 20 кГц или даже 30 кГц, но вы не ощутите практически никакой разницы.
Подводя итог, можно сказать, что выбор наушников – это дело каждого. Универсальной формулы тут нет, поэтому просто закрывайте глаза, вслушивайтесь, и поймете, подходит, или нет.



В продолжение темы:
Android

Популярная социальная сеть ВКонтакте позволяет находить новых друзей и держать контакт со всеми близкими. Помимо этого, каждый пользователь может делиться собственными...